Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей

II.Анализ материалов диагностики методом опроса "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е.Шафер), позволил выявить отношение родителей к подросткам и наоборот, отношение подростков к родителям.

При сравнении ответов родителей и старшеклассников выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями старшеклассников доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе.

Старшеклассники говорят о позитивном интересе в случаях, когда родители стремятся достигнуть их расположения и почитания родительского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие основано, прежде всего, на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Автономность основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов - отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов - доверчивость и конформизм. Сводные результаты опроса представлены в Таблице 2


Таблица 2 - Сводные результаты опроса по Е. Шаферу

 Для старшеклассников


Балл

Кол-во

%

POZ

 

позитивный интерес




4

7

21,2

DIR

-

директивность





3

6

18,3

HOS

-

враждебность





2

9

27,1

AUT

-

автономность





5

5

15,1

NED

-

непоследовательность



5

6

18,3

 Для родителей



Балл

Кол-во

%

POZ

-

позитивный интерес




5

5

15,1

DIR

-

директивность





2

7

21,3

HOS

-

враждебность





4

8

24,2

AUT

-

автономность





3

6

18,1

NED

-

непоследовательность



5

7

21,3


Как видим из таблицы 2 в основном, варьирует непоследовательность в отношениях родителей и старшеклассников, вместе с тем враждебные отношения у подавляющего числа респондентов 9(27,1%) – старшеклассники и 8(24,2) – родители.

Для сравнения отношений родителей и подростков построим сравнительную кривую (рисунок 1).

Рисунок 1 – Сравнительная кривая отношений по Е. Шаферу


Таким образом, из Рисунка 4 видно, что отношения родителей к подросткам и наоборот, почти совпадают. Из этого можно сделать вывод, что в семьях имеется влияние родителей на старшеклассников.

III.            В рамках исследования, для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей, нами проведена диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей по методике М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Испытуемым предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и важная в их жизни. Далее на второе, третье и до восемнадцатого проставлялись ценности по убыванию значимости. Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых. Вот что показала диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и родителей:

Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников

1)                Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для старшеклассников их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным). Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, старшеклассники, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: старшеклассники действительно ценят свое здоровье. Можно, конечно, предположить, что современное поколение менее здорово, чем предыдущее, и объективно имеет больше болезней, но, мне кажется, дело не только в этом. По всей видимости, эта ситуация является следствием напряженности и жесткости современной жизни. Наблюдая за нравами общества, в котором выжить, может только сильнейший, а слабые и больные лишены перспективного будущего, старшеклассники начинают испытывать тревогу: "А хватит ли у меня сил? А достаточно ли я здоров для такой жизни-борьбы?". Либо просто по принципу – Было бы здоровье, а остальное все приложится. Вероятно, поэтому здоровье имеет такую колоссальную значимость для старшеклассников.

2)                Наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 5,91. По словам В. С. Кривцовой: "В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой". Как пишет И. С. Кон: "Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших, более или менее равных по положению". У старшеклассников возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших друзей".

3)                счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 6,45.

4)                активная, деятельная жизнь, ср. ар. = 7,6.

5)                любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), ср. ар. = 7,82.

6)                уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), ср. ар. = 7,97.

7)                свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), ср. ар. = 8,76.

8)                материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), ср. ар. = 8,85.

9)                интересная работа, ср. ар. = 9,0.

10)            развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), ср. ар. = 9,73.

11)            продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), ср. ар. = 10,3.

12)            счастье других (близких людей, всего народа), ср. ар. = 10,33.

13)            жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), ср. ар. = 10,48.

14)            познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), ср. ар. = 10,58.

15)            развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), ср. ар. = 12,3.

16)            красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), ср. ар. = 13,03.

17)            общественное признание (уважение окружающих, коллектива), ср. ар. = 13,15. Очевидно, это утверждение вызывало скорее негативную оценку, поскольку не относится к жизненно необходимым, а является результатом взаимодействия ценностей-лидеров, своеобразным итогом продолжительной деятельности. Традиционно считалось: чтобы добиться "успеха необходимо трудиться, не разгибая спины", а учитывая невысокий рейтинг познания, лишь немногие ориентированы в жизни на эту ценность. Кроме того, возможно, юношами и девушками выше ценится материальное, а не духовное удовлетворение от деятельности.

18)            творчество (возможность творческой деятельности), ср. ар. = 15,09. Понятие творчества для современных старшеклассников размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры. В то же время, как пишет Кривцова В.С.: "пребывание в школе, в которой частое употребление из уст взрослых таких слов как "творчество", "творческий подход" и пр. в совокупности со столь же часто встречаемым осуждением и неприятием всякого нестереотипного поведения, отклонения от "нормы", создает у старшеклассников своеобразную глухоту к самому этому понятию, вызывает раздраженную и негативную реакцию на него."

Таким образом, чем ниже среднее арифметическое число, тем выше рейтинг ценности. В Таблице 3 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению старшеклассников.


Таблица 3 - Лидирующие терминальные ценности по мнению старшеклассников

Название ценности

Кол-во

%

1

Здоровье

15

45,4

2

Наличие друзей

5

15,1

3

Семейная жизнь

4

12,1

4

Деятельная жизнь

2

6,1

5

Любовь

1

3,0

6

Уверенность в себе

1

3,0

7

Свобода

1

3,0

8

Обеспеченная жизнь

1

3,0

9

Интересная работа

1

3,0

10

Развитие

1

3,0

В динамике ценностные ориентации подростков представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Показатели терминальных лидирующих ценностей у старшеклассников

 

Рейтинг терминальных ценностей родителей

1)                Здоровье, ср. ар. = 4,12.

Вероятно, большинство взрослых людей неоднократно сталкивались с проблемами в этой области. И, опираясь на свой жизненный опыт, подавляющая часть взрослых считает здоровье определяющим фактором внутреннего состояния человека, необходимым условием счастья. Такой результат не был неожиданным, поскольку родители обычно заботятся, прежде всего, о здоровье своих близких, так что они первыми узнают, насколько важным в жизни взрослых является здоровье, какая значимая роль ему отводится. И каждый ребенок (пусть даже 16-тилетний) не раз в день слышит от старших родственников: "Надень теплую шапку" или "Не забудь закутать горло".

2)                Счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 4, 39.

Значимость этой ценности для взрослых не может вызывать сомнений. Очевидно, что для большинства взрослых их семейная жизнь является главной сферой жизни. Многие родители целиком посвящают себя воспитанию детей, семейному быту. Если учесть, что около 85% выборки составляли матери, на плечи которых традиционно ложится нелегкое бремя "хранения очага, то такой результат становится вполне объяснимым.

3)                интересная работа, ср. ар. = 6, 88.

4)                наличие друзей, ср. ар. = 7, 15.

5)                материально обеспеченная жизнь, ср. ар. = 7, 88.

6)                любовь, ср. ар. = 8, 09.

7)                жизненная мудрость, ср. ар. = 8, 67.

8)                уверенность в себе, ср. ар. = 8, 94.

9)                счастье других, ср. ар. = 9, 06.

10)            свобода, ср. ар. = 9, 12.

11)            активная деятельная жизнь, ср. ар. = 9, 67.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты