Влияние типов семей на развитие подростка
p> (Мезяк Сергей более склонен к физической и вербальной агрессии. Это использование физической силы и также выражение негативных чувств через крик, визг и через проклятие и угрозы. Сергей более осторожен и недоверчив по отношению к людям. Проявляется косвенная агрессия. Выражено чувство вины, возможное убеждение его в том, что он является плохим человеком.

Таким образом, при анализе всего класса на выявление агрессивности мы видим, что в классе находятся ученики с разной стойкостью к агрессивности.
Наиболее она выражена у Савельевой А., Мезяк С., Ермалович Е. Это ещё не большой показатель, так как малый процент агрессивности должен провялятся у каждого человека, так как ее отсутствие приводит к пассивности, конформности.

По соотношению индексов враждебности и агрессивности выявились только некоторые, у которых они совпали. Это Короблев В. и Савельева А., на которых следует обратить особое внимание и принять определенные меры. У большинства в классе выявился индекс враждебности, что показывает на возможную враждебность, обозленность детей на окружающих их людей. Тем не менее, все результаты показывают, что, в общем, в классе нет детей с ярко выраженной агрессивностью.

Глава II.2 Изучение родительского отношения с подростками.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятии понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии
АПН России. Было выделено две группы: контрольная - родители, не нуждающиеся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком
- субъективно благополучные; и экспериментальная - родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей (в нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью). Все родители - жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы, родителю нравится ребенок таким, какой Он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала 2. "Кооперация". Социально желательный образ родительского отношения.
Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала 3. "Симбиоз". Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда
Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация" Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Шкала 5. "Маленький неудачник". Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизироватъ ребенка, приписан ему личную и социальную несостоятельность. Родитель, видя ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленные не успешным, открытым для дурных влияний.
Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в
Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам: симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленное инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, доминирование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкальной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с "Варимакс" вращением
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено четыре значимых фактора "принятие-отвержение" "кооперация", "симбиоз",
"авторитарная гиперсоциализация" В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы 3 - в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью
- "маленький неудачник". На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника. Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т- критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, т.е. значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника. Для выявления родительского отношения, родителям учащихся предлагалась ответить на следующие вопросы.

Текст опросник
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой гренок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми,
Вторые нравятся его родителям

Ключ
Шкала 1. Принятие-отвержение. 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26,
27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 1,60.
Шкала 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34,
35, 36.
Шкала 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Шкала 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Шкала 5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

| «Сырой» балл |Процентиальный | «Сырой» балл |Процентиальный |
| |ранг | |ранг |
| Шкала 1 |
|0 |0 |17 |93,67 |
|1 |0 |18 |94,30 |
|2 |0 |19 |95,50 |
|3 |0 |20 |97,46 |
|4 |0 |21 |98,10 |
|5 |0 |22 |98,73 |
|6 |0,63 |23 |98,78 |
|7 |3,79 |24 |99,36 |
|8 |12,02 |25 |100 |
|9 |31,01 |26 |100 |
|10 |53,79 |27 |100 |
|11 |68,35 |28 |100 |
|12 |77,21 |29 |100 |
|13 |84,17 |30 |100 |
|14 |88,60 |31 |100 |
|15 |90,50 |32 |100 |
|16 |92,40 | | |
| 2 шкала | 3 шкала |
|0 |1,57 |0 |4,72 |
|1 |3,46 |1 |19,53 |
|2 |5,67 |2 |39,06 |
|3 |7,88 |3 |57,96 |
|4 |9,77 |4 |74,97 |
|5 |12,29 |5 |86,63 |
|6 |19,22 |6 |92,93 |
|7 |31,19 |7 |96,65 |
|8 |48,82 | | |
|9 |80,93 | | |
| 4 шкала | 5 шкала |
|0 |4,41 |0 |14,55 |
|1 |13,86 |1 |45,57 |
|2 |32,13 |2 |70,25 |
|3 |53,87 |3 |84,81 |
|4 |69,30 |4 |93,04 |
|5 |83,79 |5 |96,03 |
|6 |95,76 |6 |99,37 |
| | |7 |100 |


[9. 174-180]

Вывод.

По результатам анализа теста-опросника родительского отношения (гл. таблицу и схемы) Савельевой А. мы видим, что родителю нравится она такой, какой она есть. Родитель уважает индивидуальность своего ребенка, стремится проводить, по возможности больше времени с ним, одобряет и интересы. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности Алены, испытывает чувство гордости, доверяет ей, ощущает себя с ней единым целым. При всех этих положительных отношениях к Алене наблюдается авторитаризм. Родитель требует послушания и дисциплины, пристально следит за социальными достижениями ребенка.

У Гиро К родителю нравится она такой, какой она есть, уважает ее индивидуальность и симпатизирует ей. Ощущается, что родитель не уверен в способностях своего ребенка, считает его не таким зрелым для своего возраста. Тем не менее, всегда старается помочь в трудных ситуациях, доверяет и старается встать на его точку зрения, стремится оградить от трудностей и неприятностей жизни. Старается следить за деятельностью Ольги, контролирует, но в разумных пределах.
Новик В. У Валика родитель чувствует расположения к нему, ему нравится ребенок таким, какой он есть, со всеми его недостатками и преимуществами.
Всегда старается помочь своему ребенку, сочувствует ему, в курсе всех дел ребенка и также испытывает чувство гордости за него. старается выполнять все просьбы, но при этом чувствует и строгое отношение к ребенку, требует определенной дисциплины.

Островская А.. практически тоже самое, что и у Новика. Чувствуется забота и сочувствие к ребенку. Родителю нравится он таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Тем не менее и чувствуется особый контроль и дисциплина.

Сватко А. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. Чувствуется небольшая недоверчивость к ребенку из-за дурных наклонностей. Тем не менее, родитель стремится к силебиотическим отношениям. Также проявляется контроль за поведением ребенка.

Ермаковай В. Родителю нравится свой ребенок таким, какой он есть.
Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним единым целым. Также родитель следит за достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками.

(Кораблев В. Родителю нравится его ребенок таким, какой он есть, с его неустойчивостью, неприспособленностью. Старается помочь ребенку, сочувствует ему, доверяет. Относительно контроля, то в этом случае, контроль за поведением ребенка не строгий, не навязывается воля родителя.
Также родитель досадует на его неумелость, стремится инфантилизировать ребенка.

(Мезяк С. Родитель воспринимает ребенка таким, какой он есть. Ему кажется, что Сергей не добьется успеха из-за низких наклонностей, тем не менее уважает индивидуальность ребенка, заинтересованность в делах и планах ребенка, старается помочь ему. Испытывает жалость к ребенку. Основной причиной его капризов считает - эгоизм, упрямство и лень. Полагает, что строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер и в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, открытым для дурных влияний.

Таким образом, практически у всех родителей просматривается строгий контроль за поведением детей, но в свою очередь все родители любят и уважают их, им нравятся дети такими, какие они есть, с их индивидуальными особенностями, что присуще всем любящим родителям.

Глава II.3 Анализ уровня агрессивности и родительского отношения.

В результате сопоставления родительского отношения и степенью агрессивности у подростков выявилось следующее:
У Савельевой А. на проявление агрессии влияет родительское воспитание.
Девочка более раскрепощена, уверена в своих силах и чувствуется стабильность в установившихся взглядах, которые подрываются пристальным наблюдением родителей, требующие послушания и дисциплины, что направляет на сопротивление со стороны Алены, в связи, с чем и возникает агрессия.
Здесь чувствуется не принятие ею особых со стороны родителей.

(У Кораблева В. агрессивность проявляется из-за неустойчивости в характере мальчика, неудачами в социальной среде. Особую роль в этом играет и воспитание родителей, которые в какой-то мере подталкивают ребенка к проявлению агрессии. Здесь, в отличии от первого ребенка, родители слишком мало времени уделяют Валерию, ребенок находится один на один со своим положением, делает свои выводы, иногда неправильные и требующие родительского совета и поддержки. В свою очередь родители хотят видеть ребенка более успешным и послушным, тем самым у ребенка возникают противоречивые чувства, не понимания того, что от него хотят, что и ведет к проявлению агрессии.

Из тех двух случаев можно предположить, что воспитание во многом влияет на степень агрессивности у подростка. Особенно в таком проблемном возрасте ребенок требует особого внимания и особого отношения к нему. Но и ребенок должен научиться также, принимать взгляды родителей. Здесь должна присутствовать обратная связь и понимание обеих сторон.

Если проанализировать следующие семьи, то видно, что родители стараются в положении детей, но в основном каждая семья старается следовать своим принципам воспитания. Дети, в свою очередь, стараются также правильно воспринимать воспитание своих родителей, но их возраст, который не характеризуется стабильностью в поведении, приводит к проблемам, которые влияют на уровень агрессивности. Но этот уровень небольшой и в основном его можно считать, как нормальное проявление у подростков. Главное, чтобы этот уровень не увеличивался, за чем обязаны следить, как и родители, так и учителя, классные руководители.

Заключение

В заключение своей курсовой работы рассматриваются выводы по проведенным тестам и результаты их по отношению с поставленной мной гипотезой.

Теоретическая часть курсовой работы основана на просмотре особенностей подросткового возраста и различных типов семей, которые влияют на степень развития ребенка в этом возрасте. Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера - поистине трудный возраст. переменчивое, с резкими колебаниями настроения, ранимость делают его подчас совершенно неспособным адекватно оценивать ситуацию и вести себя сообразуясь с нею. Именно такой своей неадекватностью подросток и провоцирует возникновение разного рода конфликтов и агрессии. В свою очередь различные типы семей, воспитание и отношение родителей по-своему оказывают на развитие подростка.

Практическая часть курсовой основана на тестирование учеников 8 класса
Стайковской средней школы, которые выполняли тест на выявление уровня агрессивности, также проходили тестирование их родители на выявление родительского отношения. Принимало участие 8 детей и их родители.

При анализе и изучении их ответов выявилось, что уровень агрессивности у всего класса невысокий, только у некоторых он совпадает с индексом агрессивности. Это у Савельевой А., Кораблева В., Ермалович Е и то этот уровень не большой.

При анализе родительского отношения выявилось, что всем родителям нравятся их дети такими, какие они есть, гордятся ими, интересуются их делами, но при всем этом чувствуется довольно строгий контроль за дисциплиной и воспитанием ребенка.

По-разному этот контроль воспринимается детьми. У Савельевой А такое воспитание влияет на уровень агрессивности, и чувствуется, что девочка не воспринимает такого отношения, что и содействует появлению агрессии.

Есть также ученик, у которого контроль родителей очень слабый, но это также по-своему влияет на проявление агрессии.

У остальных детей чувствуется понимание родительского отношения, они воспринимают воспитание родителей, как необходимую меру с их стороны, но в свою очередь возникают проблемы связанные с переходным возрастом, что и ведет к проявлению агрессии.

В результате выявилось, что гипотеза в некоторой мере подтвердилась, но так как в классе не выявилось высокого индекса агрессивности и родительское отношение в основном воспринимается хорошо детьми, поэтому здесь выявить в точности, что влияет на уровень агрессивности не очень легко.

В связи с этим тему еще нужно разрабатывать и рассматривать с разных сторон. Чтобы придти к стабильному выводу.

Поэтому эта тема будет интересна для других студентов, и разрабатывать ее станет полезным для каждого из учащихся.

Литература.

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А.,
1998.
2. Айхорин А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –

Пресс, 2001.
3. Асановой Н.К. «Руководство по предупреждению насилия над детьми».- М.:

Изд-ий гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997.
4. Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям». – М.: Изд-во

Института Психотерапии, 2000.
5. Вроно Е. «Несчастливые дети – трудные родители».- М.: Семья и школа,

1997.
6. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге». – М.: Изд-во «Институт практической психиатрии», Воронеж: НПО «Модэкс», 1997.
7. Куликова В.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».: учебник,

1999.
8. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».

Учебное пособие. М.: Владос, 1995.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».

Учебное пособие. М.: Владос, 2000.
10. «Популярная психология для родителей».: 2-е издание, испр.: Союз, 1999.
11. «Социология».: Учебн. Пособие для студентов ВУЗов. Мн., «Тетра

Системс», 2001.
12. Фридман И.К. «Себя как в зеркале я вижу…». – М.: Изд-во «Семья и школа», 1196.
13. Фурманов И.А. «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста». Мн., 1997.
14. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства». Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999.
15. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. «Теория личности». – М. «КСП+», 1997.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты