Влияние типов семей на развитие подростка
p> Развивающееся с годами неверие в себе, низкая самооценка делают таких детей очень податливыми для сомнительного рода компаний.

Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным. Повседневная жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно сопровождается эмоциоанльным стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как кризисное. Тяжесть последствий, вызванных проживанием в семье алкоголиков, зависит от того, насколько ребенок сумел осмыслить и эмоционально переработать происшедшее. Но так или иначе жизнь в семье алкоголиков не проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка, но и на его судьбе. [13. 12-14]

Порядок рождения и личность

Следуя своему интересу к социальным детерминантам личности, Адлер обнаружил высокую вероятность того, что личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье существенно отличаются. Эти различия он объяснил особенностями переживаний каждого ребенка, как члена социальной группы.

Перворожденному – старшему ребенку уделяется большое внимание до тех пор, пока не родился второй, после он оказывается внезапно низвергнут со своего положения любимца и должен делиться с новорожденным родительской привязанностью. Это переживание может влиять на старшего ребенка по- разному. Например, вызвать ненависть к людям, стремление защититься от поворотов судьбы, чувство опасности. По наблюдениям Адлера, невротики, преступники, пьяницы и извращенцы часто бывают первенцами. Если родители ведут себя мудро, подготавливая старшего ребенка к появлению соперника, у него больше шансов вырасти ответственным человеком, готовым к роли защитника, опекуна.

Второй – средний – ребенок характеризуется абмициозностью. Он постоянно старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и зависти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги.
Самый младший ребенок – ребенок «испорченный». Он, вслед за старшим, имеет наибольшие шансы стать реебнком с проблемами, а позже – невратичным и неадаптированным взрослым. [15. 149-150]

Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора:

1) неполноценность ребенка;

2) «испорченность» ребенка;

3) отверженное положение ребенка.

Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали органической слабостью, которая затем была компенсирована. Снова и снова
Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим проклятием, давлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям.

Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества.
Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – продуцирует ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле. [15. 151]

Вообще все, что нарушает безопасность ребенка в отношении с родителями, порождает тревогу.

У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе – чтобы завоевать сочувствие.

Если ребенок не может обрести любовь – он может искать власти над другими. Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоунижение. [15. 159-160]

Глава II.1 Изучение уровня агрессивности подростков.

Педагогов очень заинтересовала проблема повышения уровня агрессивности у детей подросткового возраста. Для этого было выбрана группа детей, которые заполняли опросник Басса-Дарки на выявление агрессивности.

Проявление агрессии всё больше является проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это "более" или "менее"? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий "агрессии" и
"агрессивности".

Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин
"агрессия" чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врождённую реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни,
Формм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Малер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна определенной степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, комфортности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на созидательную кооперацию и т.д. сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивности и агрессии не является жёсткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренности" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:

Первый - мотивационная агрессия, как сама ценность, второй инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться под контролям сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность) практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Даркин.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил понятия "агрессии" и "враждебность" и определил последнюю, как "... реакцию развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий".
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2. Косвенная - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7. Вербальная агрессия - выражения негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые ученики 8 класса отвечали "да" или "нет".

Вопросник "Басса-Дарки"


1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да- нет).
2. Иногда сплетничают о людях, которых не люблю (да-нет).
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).
4. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).
5. Я не знаю, что люди говорят обо мне за спиной (да-нет).
6. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет).
7. Когда мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести (да-нет).
8. Мне кажется, что не способен ударить человека (да-нет).
9. Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами (да-нет).
10. Я всегда снисходителен к чужим недостатком (да-нет).
11. Если мне не нравиться установленное правило мне хочется нарушить его
(да-нет).
12. Другие умеют всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да- нет).
13. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да-нет).
14. Я часто бываю, не согласен с людьми (да-нет).
15. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да-нет).
16. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да-нет).
17. Когда я разражён, я хлопаю дверями (да-нет).
18. Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да-нет).
19. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор (да-нет).
20. Меня огорчает моя судьба (да-нет).
21. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет).
22. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да-нет).
23. Люди, увиливающие от работы должны иметь чувство вины (да-нет).
24. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашиваются на драку (да-нет).
25. Я не способен на грубые шутки (да-нет).
26. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются (да-нет).
27. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались (да-нет).
28. Почти каждую недделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться (да-нет).
29. Многие люди задауют мне (да-нет).
30. Я требую, чтобы люди уважали меня (да-нет).
31. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей (да-нет).
32. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их "щёлкнули по носу" (да- нет).
33. Я никогда не бываю, мрачен от злости (да-нет).
34. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
(да-нет).
35. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания (да-нет).
36. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть (да-нет).
37. Иногда мне кажется, надо мной смеются (да-нет).
38. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям (да-нет).
39. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да-нет).
40. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударил меня (да-нет).
41. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь (да-нет).
42. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием (да-нет).
43. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел (да-нет).
44. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" (да-нет).
45. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я онём думаю (да- нет).
46. Я делаю много такого, о чём впоследствии жалею (да-нет).
47. Если я разозлюсь, я могу ударит кого-нибудь (да-нет).
48. С детства я никогда не проявлял вспышек генва (да-нет).
49. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться (да-нет).
50. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать (да-нет).
51. Я всегда думаю о том, какие тайны причины заставляют людей делать что- нибудь приятное для меня (да-нет).
52. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет).
53. Неудачи огорчают меня (да-нет).
54. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет).
55. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её (да-нет).
56. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку (да-нет).
57. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо (да-нет).
58. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю (да-нет).
59. Я ругаюсь только со злости (да-нет).
60. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да-нет).
61. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применю её (да-нет).
62. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да-нет).
63. Я бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся (да- нет).
64. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить (да-нет).
65. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
(да-нет).
66. Я часто думаю, что жил неправильно (да-нет).
67. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да-нет).
68. Я не огорчаюсь из-за мелочей (да-нет).
69. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да-нет).
70. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить приговор в исполнение (да-нет).
71. В последнее время я стал занудой (да-нет).
72. В споре я часто повышаю голос (да-нет).
73. Я стараюсь обычно свое плохое отношение к людям (да-нет).
74. Я лучше соглашусь с кем либо, чем стану спорит (да-нет).

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.

Ответ оценивается по восьми шкалам, следующим образом:
Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
"нет" = 1, "да" = 0: 9,17
Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19,27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" = 1, "да" = 0: 26,49
Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 29, 27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69
Негативизм:
"да"0 = 1, "нет" = 0: 4 , 12, 20, 28
"нет" = 1, "да" = 0: 36
Обида:
"да" = 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29. 37, 44, 51, 58
Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52 ,59
"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74, 75
Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32 , 40, 47, 54, 61, 67 [8. 167-172]

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности
(прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1,3,7.
Нормой является величина её индекса, равная 21+-4, а враждебности - 6,5 -
7+-3. при этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

При анализе теста Басса-Дарки выявилось, что у Савельевой Алёны форма агрессивности наиболее проявляется через физическую и вербальную агрессию.
Это использование физической силы против другого лица и при этом это проявляется через выражение негативных чувств как через крик, визг, так через содержание словесных ответов. Также присуще подозрительность, что проявляется в осторожности по отношению к людям и в какой-то мере чувство вины в том, что она поступает плохо и при этом ощущает угрызение совести.
Остальные виды реакции выражены очень слабо, что показывает на то, что
Алёна более стойкая к вспыльчивости и грубости, нету зависти и ненависти к окружающим. Немного только ощущается сопротивление против установленных обычаев и законов.

(Карманович О., ей наиболее присуще чувство вины, что показывает на её возможное убеждение в том, что она поступает плохо, при этом ощущает угрызение совести. Также хорошо выявлена подозрительность по отношению к окружающим людям и то, что они делают что-то плохое по отношению к ней.
Более выражена обида, тем самым показывает, что Ольга чувствует ненависть к людям за их некоторые действия. Остальные реакции выражены слабо, что позволяет считать Ольгу более стойкой к негативным чувствам, к физической, вербальной и косвенной агрессии.

(Новик Валик. У Валика наиболее проявляется раздражение, что показывает ан его готовность к проявлению чувств при малейшем возбуждении и также выражено чувство вины. Другие реакции менее выражены, это показывает, что он практически не применяет физической силы против другого лица. Нет зависти и ненависти к окружающим людям. Также косвенная вербальная агрессия и негативизм слабо выражены.

(Тукай Александр. У него виды реакций выражены не сильно. Выделяется только негативизм, проявляется в оппозиционной манере поведения, использование физической силы против другого лица применяется в исключительных случаях. Выражено также чувство вины. По остальным видам более стойкий к агрессии.

(Сватко Александр. У Александра более выражено чувство вины, его возможное убеждение в том, что поступает зло и ощущает угрызение совести при этом. Проявляется также раздражительность и физическая агрессия.
Косвенная, вербальная агрессия и обида выражена не сильно. Это показывает, что Алксандр не испытывает практически ненависти и зависти к людям, и выражение негативных чувств проявляется не через крик, а более через словесные ответы.

(У Ермаловича Евгения виды реакций более выражены. Особенно чувство вины и негативизм, что выражает возможное убеждение о его плохих поступках, а так же оппозиционное манера в поведении. Немного проявляется физическая агрессия, подозрительность по отношению к людям и так же готовность к проявлению негативных чувств при возбуждении.

(У Короблёва Валерия виды агрессии, можно сказать, находятся немного выше среднего уровня. Отличается только, что у Валерия отсутствует практически зависть и ненависть к людям. Остальные виды более выражены и в зависимость от ситуации проявляются у Валерия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты