Влияние типов семей на развитие подростка
p> Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени стало совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во- вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем сами формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога Э.К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживании. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других
(например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

. родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

. власть используется лишь в меру необходимости;

. в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

. родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

. он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:

. как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

. как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

. как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

. как старший друг и советчик, которому можно доверить все

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. [7.
26-29]

Дети, пережившие смерть родителей

Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам: тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно.
Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно.
Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.

Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя.
Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто я?»).

Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» - концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни.

В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом, дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:

Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к одной катастрофе).

Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.

Испытывать страх, что сами умрут.

В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.

Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться, желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе, причем как в учебе, так и поведении.

Вина.

Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину.

В этом случае может выбрать две стратегии поведения.

1. Ребенок может постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь. Н., начать вести себя очень хорошо, стать послушным.

2. Возможно станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали по его мнению, он виноват в том, что произошло.

Нередки случаи, когда гнев, соединяется с виной, направляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может выражают желание ребенка вновь соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову мысли о самоубийстве. [14. 5-10]

Дети разведенных родителей.

В результате переживаний развода у детей формируется типичные черты характера, н., проблематичным остается обращение с проявлениями агрессивности. Если ребенок боится собственной ярости, то и став взрослым, он будет боятся показать гнев или раздражение по поводу пережитых неудач или несправедливости, он так и не научится активно защищать свои интересы.
Другие дети могут направить агрессивность против собственной персоны, что укрепит в них чувство вины и расплатой станут депрессивные настроения. У некоторых изначальный конфликт может оказаться вытесненный, а на его месте образуется своего рода «перманентная агрессивная готовность к упреку». У таких людей безобидные разочарования принимают форму огромной катастрофы, и они на все реагируют непомерной вспыльчивостью и отчаянием. Эти и другие невротические проявления могут сменять друг друга, комбинироваться и в результате они укрепляются как черты характера. Некоторые дети учатся делить мир на злых и добрых и, соответственно, по отношению к одним проявляются только дружеские чувства, а к другим – только враждебные. Став взрослыми они сохраняют этот стиль жизни. Или взять, например, человека, подверженного чувству вины, и направляющего свою агрессивность внутрь себя, т.е. так называемый подчиненный характер. Такие люди стараются всем угодить и в обществе их характеризуют как милых и достойных уважения и любви. Сами они, этим тоже очень довольны. Но вот маленькая ступенька наверх, и они уже панически боятся вдруг что-то сделать не так. Еще одна ступенька – и ты уже чувствуешь себя использованным», а окружающие становятся «неблагодарными». Теперь защиты от страха уже не хватает упреков лишь по отношению к себе самому, и вот уже сыплются «побочные удары» жалобы на жестокосердие, неблагодарность, людскую несправедливость и т.п. В результате все это стоит любви окружающих, приводит к конфликтам в семье и трудностям в воспитании детей, а в особо тяжелых случаях к тяжелым депрессиям и стремлению к самоуничтожению. [4. 199]

Дети из семей алкоголиков

Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень – обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о детях с алкогольным синдромом плода, когда причиной задержки психического развития является интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода. Во вторую очередь это касается так называемых «педагогически запущенных детей», внутриутробное развитие которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией, а низкий уровень их интеллектуального развития обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем детстве.

Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к их актуальным потребностям и нуждам не позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.

У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только не имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами.

Дальнейшее развитие и поведение ребенка определяется тем, какую стратегию адаптации он себе избрал в семье. Ролевая палитра может быть самой разнообразной. [13. 11.]

Ужасный ребенок. Это дети, которые своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, и не находит выхода в других видах деятельности.

Псевдородитель. Дети часто берут на себя функции одного или обоих родителей. Они взваливают на себя значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Как бы тяжело не напрягались эти дети, они делают это для того, чтобы преодолеть чувство неполноценности и вины. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой.

Шут гороховый. Способ для ребенка приспособиться к деятельности и таким образом избавиться от стресса, это высмеивание всех и вся. Таких детей отличает зациклинность на малостях, они все время поясничают, переключая внимание с серьезного на смешное, убогое и никчемное окружение.
Эти дети часто испытывают трудности как по отношению с другими, так и по отношению к самому себе.

Человек невидимка. Дети стараются никогда не привлекать к себе внимание. В компаниях стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развито чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде «отверженного», которым либо помыкают, либо просто игнорируют, выталкивая из компании. Вместе с тем, у такого ребенка могут появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. В этом случае, ребенок становится агрессором. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становиться хвастуном, придумывающим о себе небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты