Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников

Следующая причина неблагополучия семейных отношений — это нарушение общения между супругами. В несчастливых браках супруги характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, критичностью к другим людям, стремлением властвовать, приказывать, неуступчивостью, замкнутостью (отчуждением), подозрительностью, т. е. всем тем, что в результате образует плохой психологический климат семьи [16].

Г. Навайтис называет следующие причины возникновения супружеских конфликтов: сексуальная несовместимость, ранние браки, противоречивые этические традиции, непонимание темпераментов, родительское вмешательство, нежелание понять друг друга, советы «конкурирующих» подруг, неподходящий для брака «тип» мужчины («алкоголик или наркоман», «Дон-Жуан», «Отелло», «скряга», «предприниматель», и «взрослый маменькин сынок» и т.д.), неумение наладить досуг, разница в возрасте, ревность, высокомерие, разногласие с собой [44].

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис к основным причинам возникновения семейных конфликтов относят нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, нарушение представлений членов семьи о семьи и личности друг друга, нервно-психические расстройства у членов семьи. Так, например, нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи авторы видят в трудных задачах, которые ставит семейная жизнь: участие в семейных взаимоотношениях; подчинение нормам, существующим в данной семье; деятельность в домашнем хозяйстве и вне семьи по обеспечению материального положения семьи; воспитание подрастающего поколения; решение всевозможных семейных проблем для того, чтобы успешно справляться со всеми этими задачами, член семьи должен обладать определенными психологическими качествами. Круг этих качеств весьма широк. Это, во-первых, потребности, для мотивирования участия индивида в жизни семьи, преодоления в ней трудностей и решения проблем: потребности в отцовстве и материнстве; широкий круг потребностей, удовлетворяемый в ходе супружеских взаимоотношений, - любовь, симпатии, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и другие. Во-вторых, - широкий круг способностей, навыков и умений. В-третьих, столь же широкий круг волевых и эмоциональных качеств, в том числе качеств необходимых для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления состояний фрустрации, умение подчинить желание данного момента целям будущего; терпение, настойчивость, столь необходимые при формировании как супружеских, так и воспитательных отношений [77].

Н. Смелзер видит причины конфликтов между супругами в денежных проблемах, спорах по поводу воспитания детей, сексе, отношениях с родственниками, а также религиозных и политических различиях. Автор пишет: «браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей степени способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают, в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства. По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводят к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни».

Указывая причины конфликтов в семье, В.А. Сысенко отмечает эгоистическую направленность личности, супружеские измены, дисгармонию сексуальных отношений, бытовое пьянство и алкоголизм, а так же несходство характеров [54].

Э. Тайт приводит данные исследований факторов риска, вызывающих расторжение брака, проведенных группой ученых Тартуского государственного университета в Эстонской ССР. В 1972 г. опрашивались вступающие в брак в 7 бюро ЗАГС разных районов и городов Эстонии, а в 1975 г. в тех же бюро ЗАГС и в соответствующих народных судах опрашивались разводящиеся.

В ходе эксперимента выяснилось, что теснота контактов в предбрачный период существенно влияет на знание характера будущего супруга. Чем реже опрашиваемые встречались до брака, тем меньше они знали к моменту заключения брака, раздражающие черты характера своего будущего супруга.

Представить себе семейную жизнь без конфликтов практически невозможно, - считают В. Владин и Д. Капустин. Наблюдая четкую зависимость между количеством прожитых вместе лет, и количеством конфликтов, они предполагают, что конфликты возникают, потому что при формировании каждой новой семьи происходит взаимодействие (не исключающее противоречий) и взаимоадаптация двух семейных субкультур, к которым принадлежат будущие муж и жена. Исходя из предыдущего опыта, ценностных ориентацией, образцов поведения в родительской семье и т.д., каждый из супругов имеет собственные представления «о необходимом и желательном для себя ролевом поведении (мужа и отца, с одной стороны, жены и матери - с другой) и, кроме того, имеет относительно устойчивые ролевые ожидания по поводу выполнения той или иной роли другим супругом».

А.И. Кочетов перечисляет семь основных причин в соответствии с частотой встречаемости: нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность); биологическая несовместимость; неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими людьми - родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д.; несовместимость интересов и потребностей; различные педагогические позиции по отношению к ребенку; наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми [54].

Семейная жизнь, по мнению В.Сатир, самый трудный вид деятельности в мире и отмечает важность понимания того, что проблемы и конфликты обязательно будут возникать и необходимо бросить безнадежные попытки жить так, чтобы вообще не иметь проблем и «стараться всякий раз искать их творческие решения».

Помимо причин супружеских конфликтов авторы уделяют немаловажное внимание поведению конфликтующих сторон. Например, по мнению К. Бютнера, агрессивные формы поведения являются научаемыми. Они в значительной мере формируются под влиянием агрессивности семьи. Особенно это касается детей: «Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как можно выражать ненависть и враждебные чувства, т.е. какие формы агрессивности считаются дозволенными перед лицом «внешнего врага». В этом смысле общество представляет собой глобальную модель того, чему дети должны научиться, чтобы выжить». Но это означает, что если дети научаются насильственным формам поведения, то, следовательно, они могут быть научены и другим, более конструктивным и миролюбивым формам.

Далее мы рассмотрим особенности поведения участников конфликта -стратегии и их реализацию в тактиках взаимодействия, в том числе стратегии, которые наиболее оптимальны для выхода из конфликтных ситуаций. В литературе нам не встретилось описание специальных стратегий, применяемых в супружеских конфликтах, но т.к. семейный конфликт является видом межличностного конфликта, то исследователи чаще всего используют стратегии применяемые в нем.

По убеждению Н.В. Гришиной, стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных целей или ориентации на цели партнера [19].

В.Л. Зигерт указывает на то, что в основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, что бы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность. Созданная с целью улучшения управления делами на производстве и в бизнесе «решетка менеджмента» была удачно интерпретирована для различения стратегий поведения в конфликте [23].

Широко известен тест К.Томаса по выявлению присущих человеку тенденций поведения в конфликте (стратегий) таких как приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество и соперничество, которые определяют ориентации участников ситуации на свои собственные интересы или интересы партнера.

Гришина описывает эти стратегии следующим образом: «соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление (уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании (бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.

Такие стратегии как избегание и уступчивость, хотя и имеют разное психологическое содержание, практически направлены на уход от конфликтного взаимодействия».

Б.И. Хасан также склонен утверждать, что не все из представленных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии. Так, приспособление, избегание и взаимные уступки являются, очевидно, характеристиками процесса взаимодействия и не содержат целевых установок, связанных собственно с противоречием. Это позволяет отнести их к тактикам поведения в конфликте, поскольку они способствуют не только разрешению, сколько разрешанию, т.е. определенному способу организации процесса. Можно рассматривать эти формы поведения как реактивные по отношению к факту конфликта в целом, а не стратегии участников, реализуемые для разрешения. Если в конфликте нет субъекта, ставящего цели разрешения, подчеркивает Б.И.Хасан, вообще не возможно обсуждать вопрос о стратегичности поведения [68].

По мнению Н.В. Гришиной, процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленных, обоюдных интеракций, в ходе которых участники конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние на другую сторону, либо строят свое общение таким образом, что сами оказываются открыты влиянию партнера, поддерживая с ним диалог. Результат этого диалога может быть заранее неизвестен им обоим и рождается в ходе общения и совместного поиска. Объектом взаимодействия (влияния) становятся мотивы партнера, его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональные состояния и т.д. [19]. Психологическое влияние определяется Е.В.Сидоренко как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств», а соответственно «противостояние чужому влиянию» - как «сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств».

Сравнивая «соперничество» и «сотрудничество» следует заметить, что возможные различия между ними связаны с тем, что хотя в любом случае партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае борьбы участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга.

На основе анализа литературы Э.А.Орлова и Л.Ф.Филонов, рассматривая проблемы «силового» воздействия на партнера, выделяют такие специфические механизмы в конфликтной ситуации, как демонстрация усиления собственных ресурсов; выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки); риск; принуждение; ложные маневры; дезинформация. Н.М. Коряк предлагает различать два типа приемов психологического давления. Во-первых, это приемы использования в своих целях мотивов оппонента, например, таких как материальная заинтересованность, мотивы продвижения по службе и т.д. Психологическое давление на партнера связано с созданием для него ситуации выбора между достижением его целей в конфликте и удовлетворением мотивов. Такое давление может оказать руководитель на подчиненного, муж на жену и т.д. Второй тип приемов основан на создании угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе. Психологическое давление осуществляется путем манипулирования чувством страха (например, страх оказаться в глупом и унизительном положении), чувством неуверенности в себе, вины и т.д.

Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов. Это и понятно. Собственно конфликт и заключается в противоборстве, подавлении оппонента. Поэтому личность или группа и идут на конфликт, так как другими способами договориться с оппонентом не удается.

По этой причине тактические приемы соперничества более разнообразны, чем те, которые позволяют реализовать другие стратегии. Исторически сложилось так, что именно данные средства воздействия совершенствовались в большей мере, чем миротворческие. Обычно задача определялась таким образом - оппонент должен быть использован или нейтрализован (Макиавелли, Катарбинский и др.).

Однако, как считает Е.Л. Доценко, в стратегии соперничество может встречаться и «мягкие» приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Все приемы манипулирования также направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей [20].

В открытый период развития конфликта используется именно стратегия соперничество, особенно в ходе его эскалации. В предконфликтной ситуации и при завершении конфликта расширяется спектр средств воздействия на оппонента. Однако в целом такие стратегии, как компромисс, избегание и приспособление, используются в несколько раз реже, чем соперничество, а сотрудничество - только в 2-3% ситуации (Шипилов).

Т.М. Мишина, изучая нарушение взаимодействия в супружеских парах отмечает, что в семьях, где преобладающим типом взаимодействия является «соперничество», отношения в целом имеют противоречивый, дружелюбно-враждебный характер; между супругами постоянно происходят открытые столкновения, ссоры, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли партнеров определены не четко, в результате чего ни один из них не способен принимать на себя ответственность за пару как целое. В сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия возникают противоречия, выливающиеся в конфликты [40].

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами, которые могут быть сведены в две группы: факторы ситуации и личностные факторы.

К фактору ситуации, например, можно отнести оценку участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения своих целей. Так, Г. Прюитт, Д. Рубин считают, что выбор в пользу сотрудничества происходит, если есть уверенность в способности находить взаимоприемлемые решения; имеются предыдущие успехи по достижению согласия в данном конфликте; присутствует посредник; оценка готовности другой стороны к сотрудничеству позитивна; есть доверие к оппоненту. Имеет значение при выборе стратегии и такие факторы ситуации, как статус участника конфликта и наличие времени, когда используется стратегия избегание.

К личностным факторам можно отнести ориентированность мотивации участников конфликта на свои или чужие интересы или же на интересы дела. Выявлено, что ориентация личности на себя или на дело увеличивает вероятность выбора соперничества. Высокие показатели ориентации и на дело и на другого участника способствуют реализации сотрудничества и компромисса. Преобладание ориентации на интересы другого ведет к применению стратегии приспособления. Преобладающий тип отношений к окружающим тоже относится к личностным факторам. Наличие доминирующих типов отношения к окружающим (властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический) способствует выбору преимущественно настойчивых, активных стратегий: соперничества и сотрудничества.

В.В. Синеок выявил влияние некоторых акцентуаций характера личности на стратегии поведения в конфликте. Так преобладание психастенической формы акцентуации характера способствует выбору приспособления и сотрудничества [4].

Т. Шибутани высказывает мысль, что выделение факторов ситуационного и личностного планов отражает разные точки зрения по поводу того, насколько сильно человек может менять свое поведение в конфликте. Некоторые считают, что выбираемая стратегия - это относительно стабильный аспект личности, т.е. существуют люди, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или только соперничающую стратегию [74]. Однако известно, что социальное поведение человека зависит от ситуации и может значительно меняться (К.Арнольд, Д. Боверс). Например, между стилем поведения в конфликте и такими личностными характеристиками, как догматизм, уважение к людям, макиавеллизм (склонность манипулировать людьми), существует очень низкая корреляция (К.Джонс). В.В. Латынов считает, что преобладающее влияние личностных особенностей на конфликтное поведение, скорее всего, верно не в отношении всех людей, а для акцентуированных личностей, чье поведение относительно мало корректируется факторами социальной ситуации [4].

Л. Козер предлагает в отношении основной массы успешно адаптируемых людей рассматривать стратегии всего лишь как специфические типы поведения [25], т.е. стратегия соотносится, возможно, с категориями поведения, а не с типом личности. Такое представление позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации, создает основу для тренировки навыков адекватного поведения в конфликте.

Рассмотрим, какие стратегии, по мнению авторов наиболее эффективны. На первый взгляд сотрудничество кажется наиболее эффективным, на что указывает Х. Корнелиус и Р. Фишер [27]. Однако, по мнению С. Прошанова, в действительности ситуация сложнее, поскольку успешность применения любой стратегии зависит от большего числа факторов, и не все они благоприятствуют сотрудничеству. Например, важно соотношение выбранных стратегий оппонентов. В том случае, когда обе стороны применяют стратегию соперничества, конфликт часто заходит в тупик. Если одна сторона использует соперничество, а другая - сотрудничество, то это довольно часто приводит к взаимоприемлемому соглашению. Однако более чем в 50 % случаев участник с соперничающей стратегией добивается победы.

Итак, рассмотрев особенности супружеских конфликтов, мы выяснили причины их возникновения и способы поведения конфликтующих сторон.

Анализ публикаций показал, что среди причин возникновения супружеских конфликтов авторы выделяют расхождение представлений супругов об основных семейных ценностях, нарушение общения между супругами, несовместимость и «притирание» характеров супругов, нервно-психические расстройства у членов семьи, денежные проблемы, споры по поводу воспитания детей и т.д.

Важную роль в развитии и разрешении конфликтов и споров играют стратегии поведения, которые используют конфликтующие стороны. Наиболее популярной является классификация стратегий К.Томаса, которая включает в себя такие стратегии как приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество и соперничество.

Эффективность выбора стратегии поведения в конфликте зависит от соотношения стратегий конфликтующих сторон, а так же от позиций субъектов конфликтного взаимодействия.

Анализ психологический литературы позволил нам сформулировать следующие положения, которые легли в основу нашего экспериментального исследования:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты