Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников

По таблице «Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы получили следующие результаты:

количество испытуемых = 23 человек;


р (0,05) = 0,42; р (0,01) = 0,53; rs = 0,7, т.е. р (0,05) < р (0,01) < rs

Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть существует связь между агрессией и семейными отношениями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Неустойчивость социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей и подростков. С одной стороны, в молодежных группировках насилие над другой личностью становится нормой, демонстрируемой со страниц газет и экранов телевидения – с другой стороны, отмечается рост аутоагрессии, проявляющейся в суицидальных исходах подростков. Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальной проблемой для педагогов и школьных психологов.

Задача школьного психолога и педагога - расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологических тренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующие ситуации.

Говоря о развитие личности, отечественные и западные исследователи указывают на ведущую роль социализации ребенка в этом процессе.

Рассматривая развитие личности ребенка младшего школьного возраста, мы выяснили, что во всех ее сферах происходят большие изменения, связанные с переменой статуса ребенка и влияния нового школьного окружения. В каком направлении будут происходить эти перемены и как успешно с ними справится ребенок, зависит, прежде всего, от уровня социального функционирования семьи, в которой воспитывается и развивается ребенок.

На особенности развития личности ребенка в семье оказывают влияние различные факторы, такие как социальный статус семьи, образ жизни, стиль воспитания и отношение родителей к ребенку. Особое место в этом списке занимают особенности взаимоотношений родителей между собой и с окружающими людьми. Одним из слабых мест в воспитании родителями детей является то, что они не учитывают и не осознают влияние особенностей своего поведения в конфликте на развитие личностных качеств ребенка.

По нашему глубокому убеждению любой конфликт (внутриличностный, межличностный, внутригрупповой или межгрупповой) субъектом которого является член семьи, обязательно повлияет на отношения в семье, где интересы каждого ее члена сталкиваются с интересами других членов и общества в целом: на взаимоотношения между родителями, на всех членов семьи, в том числе и на ребенка. От того насколько эффективен выбор стратегии поведения в конфликте родителей, зависит благополучие ребенка и гармоничное развитие его личности.

Полученные нами в ходе экспериментального исследования результаты позволяют утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза нашего исследования о том, что существует влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младшего школьника, подтвердилась.


БИБЛИОГРАФИЯ


1.       Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 266.

2.       Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М, 1978. - С. 167-169.

3.       Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М., 1992.

4.       Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. - С. 8, 238-243.

5.       Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. - М., 1990.

6.       Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А., Шабалин С.Н. Общая психология. - М., 1973. - С. 317-332.

7.       Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988. - С. 5-11, 37-59.

8.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 108-113.

9.       Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

10.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1984.

11.   Брэддик У. Менеджмент в организации. - М., 1997. - С. 306.

12.   Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - С. 42.

13.   Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. -М., 1998. -С. 398.

14.   Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - Минск. 1986. - С. 29-48.

15.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1984. Т 4.- С. 248, 255-259.

16.   Гребенщиков И.В., Дубровина И.В., Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. - М., 1987. - С. 17-32.

17.   Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991. - С. 17-32.

18.   Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - 2 изд., доп. - М., 1989. - С. 291-302.

19.   Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. - С. 55, 90, 217.

20.   Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997.

21.   Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб., 2002.

22.   3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии (Теория З.Фрейда: 6-12. Теория К.Юнга: 12-13. Теория А.Адлера: 14-18. Теория К.Хорни: 18-21. Теория Э.Фромма: 26-30. Гуманистическая теория личности: 37-57). - М., 1982.

23.   3игерт В.Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

24.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

25.   Козер Л. Завершение конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. - М., 1991. - С. 27-35.

26.   Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности \\ Психологический журнал. -1987.-№4.-С. 126-137.

27.   Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. - М., 1992.

28.   Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М, Медицина, 1991.

29.   Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов //Психологический журнал. - М., 1985. - №3.-С. 126-137.

30.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. - С. 159-189.

31.   Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

32.   Макаренко А.С. О взрыве. Собр. соч. - Т.5. - М., 1958.

33.   Макаров Г.Н. Справочник по конфликтологии. -. М., 1998.

34.   Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. - С. 122.

35.   Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М., 1984.

36.   Мейли Р. Факторный анализ личности. Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.

37.   Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь - 1970.

38.   Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь - 1988.-С. 5-19.

39.   Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

40.   Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. / Под ред. В.К.Мягер, Р.А.Зачепицкого. -Л., 1978.

41.   Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 1997.

42.   Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994 - С. 30.

43.   Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 237.

44.   Навайтитс Г. Семья в психологической консультации. - М., 1999.

45.   НемовР.С. Психология. Кн. 2.-М., 2001.-С. 336, 341-356.

46.   Немов Р.С. Психология. Кн.3. -М., 2001.

47.   Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 336-338.

48.   Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. - С. 213-253.

49.   Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. - М., 1984. - № 4.

50.   Психологические исследования. Сборник статей. Под ред. А.Н.Леонтьева и др. -М., 1973.

51.   Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запарожца, Б.Ф.Ломова и др. - М., 1983. - С. 161

52.   Психология. Учебник. Ред. А.А.Крылова. - М., 1998. - С. 241, 247-248, 262.

53.   Психология личности. Тексты. Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырев. - М., 1982.-С. 28-55.

54.   Психология семьи. Хрестоматия. Ред. Д.Я.Райгородский. - Самара, 2002. - С. 66-88, 131-132, 137,599-638.

55.   Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана М., 2002. - С. 247-248, 262.

56.   Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов псих. фак. - СПб., 1999.

57.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т.П - М., 1989.

58.   Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997. - С. 215.

59.   Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966.

60.   Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

61.   Социологический словарь. - Минск, 1991. - С. 80.

62.   Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.

63.   ТитаренкоВ.Я. «Семья и формирование личности», М., 1987. - С. 28-50, 78-93.

64.   Философская энциклопедия. - Т.З. - М., 1964. - С. 55.

65.   Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М., 1990.

66.   Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1989. - С. 346-381, 425-439.

67.   Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1975. - С. 196-283.

68.   Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996. - С. 33, 96.

69.   Холл К., Линдсей Г., Теории личности. - М., 1997. - С. 105.

70.   Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. - С. 142.

71.   Хорни К., Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993. - С. 80.

72.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. - С. 105-106, 194, 218.

73.   Шадриков В.О. Философия образования и образовательная политика. - М., 1993.-С. 27.

74.   Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

75.   Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000. С.119.

76.   Эйдмиллер Э.Г., В.В.Юстицкий. Личностные психологические проблемы родителей как источник аномалий семейного воспитания подростков с психопатическими развитиями. Сб.научн.тр. Психопатические расстройства у подростков. - Л., 1987. - С. 51-55.

77.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - М., 1990.

78.   Эльконин Б.Д. Психология развития. - М., 2001.

79.   Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М., 1976.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки


1.                 Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2.                 Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3.                 Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4.                 Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5.                 Не всегда получаю то, что мне положено.

6.                 Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.                 Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8.                 Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9.                 Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.            Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11.            Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.            Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13.            Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14.            Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю.

15.            Часто бываю не согласен с людьми.

16.            Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.            Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему.

18.            В раздражении хлопаю дверьми.

19.            Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20.            Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор.

21.            Меня немного огорчает моя судьба.

22.            Думаю, что многие люди не любят меня.

23.            Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.            Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25.            Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26.            Я не способен на грубые шутки.

27.            Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.            Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29.            Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30.            Довольно многие завидуют мне.

31.            Требую, чтобы люди уважали мои права.

32.            Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33.            Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34.            От злости иногда бываю мрачным.

35.            Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36.            Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37.            Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38.            Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39.            Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40.            Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41.            Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42.            Обижаюсь, когда получается не по-моему.

43.            Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44.            Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45.            Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

46.            Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47.            Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48.            Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49.            С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50.            Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.            Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52.            Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать приятное для меня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты