Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

При сопоставлении результатов экспериментальных групп №6 и №8 получается, что больше всего на развитие эмоционального компонента нравственного сознания влияет сочетание низкого уровня контроля с эмоциональной близостью. Наибольшее количество детей с результатом 3 балла относятся именно к группе №6 (44%).

Таким образом, по результатам проведения данной методики можно сделать вывод о том, что положительно влияет на развитие эмоционального компонента низкий уровень контроля, но наиболее благоприятно влияет тип контроля – эмоциональная близость. И это не случайно, ведь при низком уровне контроля родители не ограничивают ребенка в проявлении эмоций, а при эмоциональной близости родителя с ребенком взрослый передает малышу свои эмоции, свою любовь, ласку, доброту, что и отражается в поведении ребенка.


Таблица 4

Результаты исследования поведенческого компонента нравственного сознания детей экспериментальных групп.

Экспериментальные группы (№)

Средний балл

Отрицательная нравственная направленность

Положительная нравственная направленность

Общительность ребенка

Заинтересованность в деятельности

1

0,58

5,8

5,9

5,1

2

0,6

5,09

5,3

4,9

3

0,8

5,3

5,75

4,85

4

0,5

5,35

5,5

5,2

5

0,4

5,8

5,9

5,2

6

0,7

5,8

6

5,2

7

1,1

4,8

5,6

4,5

8

0,27

5,36

5,09

5,36


В таблице 4 приведены средние баллы по результатам исследования поведенческого компонента нравственного сознания детей экспериментальных групп, а именно составляющих (симптомокомплексов) данного компонента: отрицательной и положительной нравственной направленности, общительности ребенка и его заинтересованности в деятельности. Каждый ребенок при исследовании отрицательной направленности максимально мог набрать – 10 баллов, а при положительной направленности – 8 баллов.

Рассматривая отрицательную и положительную нравственную направленность, видим, что в результатах экспериментальных групп особых отличий не наблюдается. Следовательно, можно сделать вывод о том, что ни уровень родительского контроля, ни тип, ни сочетания уровня и типа контроля не оказывают значительного влияния на данные показатели. Можно лишь отметить, что при высоком родительском контроле в сочетании с эмоциональной дистанцией дети более агрессивны. Самый высокий балл отрицательной направленности и самый низкий балл положительной направленности именно в экспериментальной группе №7, где и наблюдается сочетание высокого уровня контроля с эмоциональной дистанцией. Можно также выделить экспериментальную группу №8, где высокий уровень родительского контроля сочетается с эмоциональной близостью. В этой группе самый низкий балл отрицательной направленности – 0,27, что говорит о положительном влиянии данного сочетания на направленность ребенка.

Рассмотрим результаты исследования общительности ребенка и его заинтересованности в деятельности. Максимальный балл по этому показателю, который мог получить каждый ребенок, составляет: общительность – 12 баллов, заинтересованность в деятельности – 6 баллов.

Результаты экспериментальных групп по данным показателям показывают, что уровень родительского контроля и тип контроля оказывают незначительное влияния на развитие у детей общительности и заинтересованности в деятельности. Отметим лишь, что в группе №6 самый высокий балл общительности. Это говорит о том, при сочетании автономности с эмоциональной близостью дети более общительны, более раскрепощено ведут себя, более уверенны в себе.

В группе №8 самый высокий балл заинтересованности в деятельности. Отсюда следует, что заинтересованность в деятельности лучше при высоком уровне контроля в сочетании с эмоциональной близостью.

Таким образом, проанализировав все параметры поведенческого компонента нравственного сознания, можно сделать вывод, что наиболее благоприятное влияние на развитие данного компонента нравственного сознания оказывает высокий уровень родительского контроля в сочетании с эмоциональной близостью. Однако, для развития общительности ребенка более благоприятно сочетание низкого уровня контроля (автономность) и эмоциональной близости.

Выводы


1. Уровень родительского контроля оказывает влияние на развитие когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, но на развитие поведенческого компонента уровень родительского контроля не влияет. Детям свойственен более высокий уровень развития когнитивного компонента, воспитывающимся в условиях высокого контроля со стороны матерей, чем детям, воспитывающимся в условиях низкого уровня контроля. В свою очередь, детям, воспитывающимся в условиях низкого уровня контроля со стороны матери, более свойственен высокий уровень развития эмоционального компонента, чем детям, воспитывающимся в условиях высокого родительского контроля.

2. Тип родительского контроля оказывает влияние на развитие когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста. На развитие поведенческого компонента тип контроля значительного влияния не оказывает. Дети, воспитывающиеся в условиях эмоциональной близости в отношениях с родителями, демонстрируют более высокие показатели развития когнитивного и эмоционального компонента нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, чем дети, воспитывающиеся в условиях эмоциональной дистанции в отношениях с родителями.

3. Уровень и тип родительского контроля оказывает слабое влияние на развитие поведенческого компонента нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

4. Тип родительского контроля оказывает более существенное влияние на когнитивный и эмоциональный компоненты нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, чем уровень родительского контроля на развитие данных компонентов.

 5. Влияние уровня и типа родительского контроля на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста определяется их сочетанием. На развитие поведенческого компонента сочетания уровня и типа родительского контроля не оказывают значительного влияния. Детям, матери которых демонстрируют в воспитании сочетания высокого уровня контроля и эмоциональной близости, свойственен высокий уровень развития когнитивного компонента, чем детям, матери которых демонстрируют высокий уровень контроля, и детям, матери которых демонстрируют тип контроля эмоциональная близость. В свою очередь, дети, воспитывающиеся в условиях низкого уровня родительского контроля в сочетании с эмоциональной близостью, показывают более высокий уровень развития эмоционального компонента, нежели дети, воспитывающиеся в условиях низкого контроля, и дети, воспитывающиеся в условиях эмоциональной близости с родителями.

 

Заключение


В данной работе было проведено исследование влияния уровня и типа родительского контроля на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

Были сопоставлены между собой влияние уровней родительского контроля с влиянием типов контроля, а также сочетаний уровня и типа родительского контроля на развитие компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наша гипотеза, состоящая из двух частей:

1.                 родительский контроль влияет на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста;

2.                 уровень родительского контроля, в большей мере, оказывает влияние на развитие когнитивного компонента, чем на эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста. А тип контроля, в большей мере, влияет на развитие эмоционального компонента, чем на когнитивный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста,

частично подтвердилась.

Исходя из результатов нашей работы и сформулированных нами выводов, были составлены рекомендации для родителей в целях повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и улучшения влияния родительского контроля на нравственное развитие детей.

Родителям с высокой эмоциональной дистанцией в отношениях с ребенком можно также предложить следующие рекомендации:

1.                 Больше времени проводить с детьми, играть вместе с ними, тем самым родители узнают своих детей ближе, узнают его интересы, смогут лучше понимать его;

2.                 Больше общаться с детьми на любые темы. Не отталкивать их, когда они спрашивают вас о чем-то, пусть даже эти вопросы кажутся глупыми. Нужно спокойно ответить на них, объяснить ребенку, почему именно так, а не иначе. Ведь дети познают мир через призму отношений взрослых к этому миру;

3.                 Нельзя забывать хвалить ребенка за хорошие поступки;

4.                 Предъявлять и обсуждать требования и запреты нужно до нарушения правил, а не в его момент, и нельзя при этом оскорблять и унижать ребенка – это его еще больше травмирует;

5.                 Нужно проявлять уважение к личности ребенка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним;

6.                 Важно самим родителям подавать правильный пример, ведь именно родителям ребенок подражает в первую очередь.

Также для положительного нравственного развития и развития ребенка в целом очень важна радостная атмосфера в семье, полная любви и безопасности, тогда он будет гармонично развиваться как физически, так и духовно. Родителям необходимо быть всегда в теплых доверительных отношениях с ребенком, пытаться как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство, а больше стараться принимать его таким, какой он есть и мягко направлять его развитие в правильном направлении.

Родителям для улучшения влияния уровня контроля на нравственное развитие ребенка можно посоветовать следующее:

1.                 Нельзя завышать требования и запреты. Они должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка;

2.                 Число требований не должно быть бесконечным;

3.                 Требования должны быть четко сформулированы и предъявлены ребенку в доступной и понятной ему форме;

4.                 Наказание нужно направлять на сам поступок, а не на личность ребенка;

5.                 После порицания необходимо обязательно дать образец правильного поведения, а не уходить от ребенка, думая, что ему бесполезно что-то объяснять и т.д.

Соблюдение данных рекомендаций приведет к повышению эмоциональной близости в отношениях родителей и детей, и также будет способствовать развитию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы


1.            Архиреева Т. В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. – М., 1990.- С.19.

2.            Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1983.

3.            Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

4.            Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Когито-центр, 2009.

5.            Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С.248.

6.            Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений – М.,1982.

7.            Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4. – с. 17 - 29.

8.            Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М: Сфера, 2005. – С. 96.

9.            Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М., Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

10.        Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.

11.        История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г.//Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006 – С. 308-314 и 321-327 (http://www.psyche.ru/)

12.        Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992 – № 1-2. – С. 14-21.

13.        Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

14.        Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования.– М.: МОСУ, 2006.

15.        Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание,1992. – С.190.

16.        Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. // Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – С.240.

17.        Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С.360.

18.        Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2003. - 319 с.

19.         Основы психологии //Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

20.        Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М., 1993. – С.380.

21.         Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981.

22.        Популярная психология для родителей. // Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – С.380.

23.        Психология детей дошкольного возраста. //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М.,1964.

24.        Родители и дети: Психология взаимоотношений. // Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003;

25.        Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – С.283.

26.        Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Наука, 1983.

27.        Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. – С. 16–37.

28.        Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С.448.

29.        Шетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. – Л., 1984;

30.        Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

31.        Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,1960.

32.        Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития. – М.,1984.

33.        http://ru.m.wikipedia.org/

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты