Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

Дети авторитарных родителей имеют тенденцию усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его в собственных семьях. В дальнейшем такие дети склонны к установлению большой социальной дистанции с людьми, к формированию ролевых, а не межличностных отношений.(Hart I., 1957) [24]

Таким образом, в рассмотренных нами положениях некоторых ученых-психологов (Столин В.В., Варга А.Я., Захаров А.И., Савина Е.А., Андреева Т.В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. и др.) изучалось влияние родительского кон роля и отношения на эмоциональную, когнитивную и нравственную сферы детей. Однако нет достаточного исследования влияния родительского контроля на компоненты нравственного сознания детей: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Поэтому мы решили исследовать проблему влияния уровня и типа родительского контроля на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. Практическое исследование влияния уровня родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Программа исследования


Эксперимент по исследованию влияния уровня и типа родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста проводился в дошкольном образовательном учреждении №107 г.Сыктывкара. Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители. Количество детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании – 40 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании – 40 человек.

Цель исследования: изучить влияние уровня и типа родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования:

1 этап. Изучить уровень и тип родительского контроля, в соответствии с чем будут сформированы экспериментальные группы детей старшего дошкольного возраста.

2 этап. Исследование влияния уровня и типа родительского контроля на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, сопоставить влияние уровня и типа родительского контроля на развитие данных компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

3 этап. Составление рекомендаций для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1)                определить уровень и тип родительского контроля у родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста;

2)                исследовать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей экспериментальных групп;

3)                сравнить влияние уровня и типа родительского контроля на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста;

4)                сформулировать рекомендации для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.

Для определения уровня и типа родительского контроля была использована

1. Методика Марковской И.М. «Взаимодействие родитель – ребенок». [Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.]

Цель – исследовать уровня и типа родительского контроля у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования когнитивного компонента нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста использовались[Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.]:

2. Метод «Беседа», целью которого является изучение представлений детей о нравственных качествах.

3. Методика «Закончи историю», целью которого является изучение осознания детьми нравственных норм.

Для исследования эмоционального компонента нравственного сознания использовалась методика:

4. «Сюжетные картинки» [Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.]

Цель – изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

Для исследования поведенческого компонента нравственного сознания использовалась методика:

5. Методика «Сделаем вместе» [Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.]

Цель – выявление и оценивание уровня развития нравственной направленности личности ребенка, появляющейся во взаимодействии со сверстником.

 

2.2 Анализ и интерпритация результатов исследования


Исходя из результатов исследования уровня и типа … матерей, дети были распределены на восемь экспериментальных групп:

I. Дети, матери которых демонстрируют низкий уровень контроля;

II. Дети, матери которых демонстрируют высокий уровень контроля;

III.Дети, матери которых проявляют тип контроля эмоциональная дистанция;

IV. Дети, матери которых проявляют такой тип контроля как эмоциональная близость;

V. Дети, матери которых демонстрируют в воспитании сочетание низкого уровня контроля с типом контроля эмоциональная дистанция;

VI. Дети, матери которых демонстрируют в воспитании сочетание низкого уровня контроля с типом контроля эмоциональная близость;

VII. Дети, матери которых демонстрируют в воспитании сочетание высокого уровня контроля с типом контроля эмоциональная дистанция;

VIII. Дети, матери которых демонстрируют в воспитании сочетание высокого уровня контроля с типом контроля эмоциональная близость.

Таблица 1

Результаты распределения по уровню развития когнитивного компонента нравственного сознания детей экспериментальных групп. (%)

Экспериментальные группы

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

1

5

74

21

2

10

66

24

3

10

70

20

4

0

75

25

5

10

70

20

6

0

78

22

7

10

70

20

8

0

73

27


Результаты таблицы 1, дают представление об уровне развития когнитивного компонента детей, а именно представлений детей о нравственных качествах.

В группы №1 и №2 вошли дети, уровень развития когнитивного компонента которых равен 4 – 5 годам, когда развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений, то есть ниже уровня, соответствующего их возрасту (5 – 7 лет). В группе №1 количество этих детей составляет 5%, а в группе №2 – 10%. Следовательно, высокий уровень родительского контроля, характерного для семей экспериментальной группы №2, влияет на дальнейшее развитие уровня когнитивного компонента нравственного сознания. Родители, устанавливая жесткие рамки, предъявляя ребенку высокие требования, ограничивают его в проявлении эмоций, в высказывании своих мнений, тем самым, не дают ребенку развиваться. Однако обратим внимание на то, что в группе №1 детей с развитием 5 – 6 лет больше, чем в группе №2, а детей 6 – 7 лет в группе №2 незначительно, но больше, чем в группе №1. То есть в этом случае высокий родительский контроль положительно влияет на развитие когнитивного компонента.

Рассмотрим влияние типов контроля: эмоциональная дистанция и близость (экспериментальные группы №3 и №4 соответственно). В группе №3 70% составляют дети, уровень когнитивного компонента которых соответствует 5 – 6 годам, когда развиваются обобщенные представления о правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах, а в группе №4 это количество равно 75%. Дети с уровнем когнитивного компонента 6 – 7 летнего ребенка, когда дальше продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность, в группе №3 составляют 20%, и в группе №4 – 25%. Также важно отметить, что в группе №3 выделяются дети с уровнем когнитивного компонента, соответствующим возрасту 4 – 5 лет (10%). Можно сделать вывод, что такой тип контроля как эмоциональная близость положительно влияет на развитие когнитивного компонента. Родители поддерживают теплые отношения с ребенком и стимулируют его рост как физический, так и духовный, нравственный, и, тем самым, уровень развития когнитивного компонента нравственного сознания детей этой группы соответствует их возрасту.

Обратим внимание на экспериментальные группы №5, 6, 7 и 8, где исследуем влияние сочетания уровня и типа родительского контроля на данный компонент нравственного сознания.

В группах №5 и 7 равное количество детей, по своему уровню когнитивного компонента соответствующих 5 – 6 и 6 – 7 годам, также в этих группах выделяются дети с низким уровнем когнитивного компонента, не соответствующим их возрасту (10% в обеих группах). Делаем вывод о том, уровень родительского контроля не оказывает особого влияния на развитие когнитивного компонента. Однако его сочетание с эмоциональной дистанцией, так или иначе, затормаживает развитие нравственного сознания ребенка, а именно когнитивного компонента, так как родители детей данных групп предъявляют разные требования, либо высокие (группа №7), либо низкие, либо не предъявляют их совсем (группа №5). А в сочетании с эмоциональной дистанцией это еще более усугубляет ситуацию. В результате, в одном случае (группа №5) дети предоставлены самим себе, а в другом случае (группа №7) дети замкнуты в себе, запуганы родительской требовательностью и холодностью по отношению к ним.

Иначе в группах №6 и 8. Уровень когнитивного компонента детей данных групп соответствует их возрасту, то есть сочетание высокого и низкого уровня контроля с эмоциональной близостью благотворно влияют на развитие ребенка. Но прослеживается и другая тенденция. В группе №6 дети с уровнем когнитивного компонента, соответствующим 5 – 6 годам составляют 78%, а 6 – 7 годам – 22%. В группе же №8 дети с уровнем 5 – 6 летнего ребенка составляют 73%, а 6 – 7 летнего – 27%. То есть для детей данной группы в их семьях сформировались более благоприятные условия для развития когнитивного компонента. Следовательно, сочетание высокого уровня родительского контроля с эмоциональной близостью наиболее благоприятно для развития представлений детей о нравственных качествах.

Сравним группы №5 и 6 (сочетания автономности с эмоциональной дистанцией и близостью соответственно). Из таблицы сразу видно, что сочетание контроля с эмоциональной близостью лучше влияет на развитие представлений ребенка о нравственных качествах. Аналогично и в группах №7 и 8. Следовательно, наиболее благоприятное влияние на развитие представлений детей о нравственных качествах оказывает сочетание высокого уровня родительского контроля с эмоциональной близостью, и тип контроля эмоциональная близость.


Таблица 2

Результаты распределения по уровню осознания нравственных норм детей экспериментальных групп.

Экспериментальные группы (№)

Результаты (баллы, %)

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

0

52

47

0

2

0

47

52

0

3

0

70

30

0

4

0

30

70

0

5

0

70

30

0

6

0

33

67

0

7

0

70

30

0

8

0

27

73

0


Результаты талицы 2 дают представление о сформированности осознания детьми нравственных норм.

Сравним группы №1 и 2. Как видно, дети в группе №2 в большем своем количестве (52%) заработали 2 балла по результатам методики, в отличие от группы №1. И средний балл этой группы выше, чем у первой. Значит, высокий уровень контроля способствует осознанию детьми нравственных норм. Это можно объяснить тем, что родители, предъявляя ребенку требования, наказывая за ошибки и поощряя за хорошие поступки, помогают ребенку осознать нравственную норму, понять, как хорошо поступать, а как плохо.

В группах №3 и 4, в рамках которых рассматриваются типы родительского контроля, прослеживается следующее: 2 балла в группе №3 получило лишь 30% детей, а в группе №4 – 70%. Следовательно, эмоциональная близость с ребенком больше способствует осознанию ребенком нравственных норм.

Сравним группы по сочетанию уровня и типа контроля. В группах №5 и 7 результаты одинаковые: 1 балл получило 70% детей, 2 балла – 30%. Отличий между группами нет, и уровень контроля не влияет на развитие осознания детьми нравственных норм. Но, так как 70% детей в обеих группах могут лишь определить поступок как плохой или хороший, можно сделать вывод, что в сочетании с эмоциональной дистанцией родительский контроль в самом жестком проявлении или при полном отсутствии влияет на развитие осознания ребенком норм нравственности.

В группах №6 и 8 дети, заработавшие 2 балла по результатам исследования, составили 67% и 73% соответственно. То есть из этих двух сочетаний уровня и типа родительского контроля более благоприятным для ребенка является сочетание высокого уровня контроля с эмоциональной близостью.

Рассмотрим группы №5 и 6. Из таблицы 2 понятно, что эмоциональная близость в сочетании с автономностью более благоприятно, чем сочетание эмоциональной дистанции с автономностью, так как количество детей заполучивших 2 балла в группе №6 – 67%, а в группе №5 – всего 30%. Аналогично и в группах №7 и 8.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее благоприятно на развитие уровня когнитивного компонента влияет высокий уровень родительского контроля и тип контроля - эмоциональная близость, а также их сочетание. Высокий уровень контроля позволяет направлять развитие ребенка в правильное русло, а эмоциональная близость – поддерживать теплые отношения с ребенком, что и помогает ребенку познать и осознать нравственные нормы.

Таблица 3

Результаты распределения по уровню развития эмоционального компонента нравственного сознания детей экспериментальных групп.

Экспериментальные группы (№)

Результаты (баллы, %)

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

0

32

47

21

2

0

29

66

5

3

0

50

50

0

4

0

10

65

25

5

0

50

50

0

6

0

12

44

44

7

0

50

50

0

8

0

9

82

9


Таблица 3 показывает уровень развития эмоционального компонента нравственного сознания, то есть эмоционального отношения детей к нравственным нормам.

Сравнивая группы №1 и 2, получаем следующие результаты: большее влияние на развитие данного компонента оказывает автономность (то есть низкий уровень контроля). Это обусловлено тем, что при высоком уровне родительского контроля дети могут быть замкнутыми и могут совсем не проявлять эмоций. А дети, которым предоставляют автономность действий (при условии, что автономность не переходит в безнадзорность), больше проявляют свои эмоции, объясняя нравственные поступки.

Далее исследуем группы №3 и 4. Из результатов видно, что лучшие показатели у детей группы №4, которые воспитываются в условиях эмоциональной близости с родителями. Это еще раз подтверждает, что проявление родителями любви к своему ребенку, поддержание близких доверительных отношений с ним помогает нравственно расти малышу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты