Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

Вербальная агрессия может проявляться в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Основное негативное последствие – нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, тревожности, неуверенности в себе, зависти, скрытности. Следует иметь в виду, что все высказывания родителя интерпретируется ребенком как информация о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец/мать); об отношении родителя к ребенку («любит – не любит»).

Аффективное воздействие – это гнев, ярость, крик, как крайняя форма эмоционального воздействия на ребенка. Использование такого вида наказания приводит к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, рождает чувства страха.

Лишение родительской любви. Родитель в случае непослушания ребенка демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Это может выражаться в избегании контактов с ребенком, в стремлении уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок. Данный вид наказания неприемлем в большинстве случаев, т.к. вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Однако, в некоторых случаях подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной, если ребенок понимает, что родительский гнев направлен не на личность, а на конкретный поступок ребенка. В этом случае родитель использует технику «Я-сообщений» («Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно»). (Гордон,1997)

Ограничение активности ребенка предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставит в «угол», запереть в комнате, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Ограничение активности ребенка вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности, либо негативизма и протестных реакций.

Лишение благ и привилегий. Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок (лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач, отказ в покупке игрушек и т.п.) Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага и той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Отрицательные стороны такого вида обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

Инициирование чувства вины – представляет собой внушение ребенку представления, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Инициирование чувства вины может быть оправдано, когда система моральных норм и правил ребенком еще не присвоена. Но и здесь важно не допустить чрезмерного переживания вины, чтобы не привести к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Если система нравственных норм и требований присвоена ребенком, а чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте, данный вид наказания может быть вреден и опасен.

Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляют ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. В этом случае для личностного развития ребенка возможны два негативных следствия – формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. Также это отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.

Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка. В случае причинения какого-либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разбил – убрал, получил двойку – исправил и т.п.) Этот вид наказания представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Наказание естественными последствиями «дозируется» в зависимости от возраста ребенка и его компетентности.

Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакции взрослого. Это может быть полезно, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.

Блокирование нежелательного действия необходимо в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных и духовных ценностей. Важно немедленно прервать действие ребенка. Если ситуация высокоаффективно заряжена, нужно подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента аффективной «разрядки».

Логическое объяснение и обоснование. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей и направлен на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих. Такой вид воспитательной работы благоприятствует моральному развитию ребенка.

Для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций: а) соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка; б) наказание не должно быть отложенным, т.к. отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию; в) нельзя наказывать будучи в состоянии аффекта; г) родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка; д) не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми.

Среди поощрений авторы выделяют следующие виды: похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка. (Карабанова О.А.)

Похвала – самый популярный метод поощрения. В похвале следует различать два аспекта: то, что родители говорят ребенку, и те выводы, которые делает из похвалы он сам. Необходимо стремиться к тому, чтобы похвала содержала максимально развернутое и обоснованное описание поступка ребенка, в котором надо выделить и вынести на передний план позитивные моменты. Если ребенка слишком много хвалят, он может стать крайне зависимым от похвалы – нет своего мнения, постоянная опора на взрослых. Сравнительная похвала ставит на ступеньку ниже лица, с которым его сравнивают, что порождает конкуренцию, зависть, ревность в отношениях со сверстниками.

Ласка представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем в вербальной и невербальной (перцептивной, тактильной) форме. Ребенок понимает, что родитель доволен его поведением. Это повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение.

Совместная деятельность включает в себя такие способы поощрения, как совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения. Практика совместной деятельности должна стать непременным компонентом повседневной жизни ребенка.

Материальное поощрение (подарки, награды). Такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований взрослых, иначе это может привести к формированию прагматического отношения ребенка к выполнению требований и запретов взрослых. Подарки должны выступать как подтверждение его значимости и выражение любви и принятия его родителем.

Разрешение активности с расширением прав ребенка. Такое поощрение не должно быть следствием произвола и решение взрослого, облегченного родительской властью, но признанием высокого уровня компетентности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.

Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Они должны быть адекватно психологически встроены в воспитательную схему родителей: с одной стороны, поощрение должно быть связано с поступком ребенка, а с другой – нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепления. Поощрения должны создавать особую атмосферу стимулирования ребенка к самостоятельности и творчеству, принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности. (Карабанова О.А.)

Эффективный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.[26;27] Родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия – контроль. Любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей.

А.И.Захаров [10] выделяет три вида родительского контроля: разрешающий, умеренный и чрезмерный.

При разрешающем контроле наблюдается отсутствие запретов и предписаний, начиная от малой степени попустительства вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители потакают капризам детей.

Отсутствие контроля имеет две формы: гипопротекция и потворствующая гиперпротекция. [30] Гипопротекция – форма отсутствия контроля, при котором наблюдается недостаток опеки и контроля, приводящий, иногда, к полной безнадзорности; часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения. Форма, при которой наблюдается недостаток контроля и требований,- это потворствующая гиперпротекция, или воспитание ребенка по типу «кумир семьи», что выражается в потакании всем желаниям ребенка, чрезмерном покровительстве и обожании.[30] При этом у ребенка формируется следующая внутренняя позиция: «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». В результате чего у ребенка непомерно высокий уровень притязаний и в то же время недостаточно эффективная волевая регуляция собственного поведения.

Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей. [10]

Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителей следить за каждым шагом ребенка. Он распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, на непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и «свободное» времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается.[10] Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда запрещается без разрешения делать что-либо или даже выражать свои желания. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции, при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов. [30]

Чрезмерный контроль часто приобретает форму авторитарного, который может быть обозначен следующими фразами: «Делай так, потому что я сказал», «Не делай этого» и т.п. По мнению А.И.Захарова, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Кредо таких родителей - «Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, чего хочу». [10] Строгие родители предписывают детям множество требований и запретов, часто противоречащих друг другу, держат их под пристальным надзором, устанавливают нормы поведения, которым дети обязаны следовать.

Выделяют три уровня родительского контроля: низкий, средний и высокий. И в зависимости от уровня родительского контроля в воспитании, выделяют следующие стили семейного воспитания (Г. Крайг) [13]:

Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Решения родителей не кажутся произвольными и несправедливыми для детей, поэтому они легко соглашаются с ними. Баумринд Д. в своих работах называет такой стиль моделью авторитетного родительского контроля и отмечает, что дети при таком поведении родителей уверены в себе, обладают высокой самооценкой, у них развит самоконтроль и социальные навыки. [30]

Авторитарный стиль (властная модель по Баумринд Д.) - характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, не побуждают детей выражать свое мнение. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. По мнению Баумринд Д., которая называла такой стиль моделью гармоничного поведения родителей, либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль (по Маккоби Е.Е. и Мартин Дж.) – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что родительский контроль, проявляясь в разных стилях семейного воспитания, в форме предъявляемых ребенку требований, в строгости наказаний и в типах отношений с ребенком, влияет на развитие личности ребенка, на формирование образа «Я», на его отношение к самому себе и окружающим.

 

1.5 Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста


Рассмотрим некоторые положения о влиянии родительского контроля на нравственное становление личности ребенка.

Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого, к инфантилизации и инвалидизации ребенка. Клиническая практика показывает, что пациенты с наиболее тяжелыми психосоматическими расстройствами отмечают чрезмерную склонность своих родителей к дисциплинарным требованиям, соединенную с отсутствием любви и жестким критицизмом. (Lazarus, 1971) [24]

Дж. Болдуин показал, как влияют на личность ребенка демократический и контролирующий стили родительского воспитания. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. [27]

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Баумринд Д. в цикле исследований попыталась вычленить совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены 3 группы детей [27]:

Компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками.

Незрелые - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделила также четыре параметра родительского поведения, отвечающие за описанные паттерны детских черт.

1. Родительский контроль. При высоком балле по этому параметру родители стараются оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия родителей направлены на модификацию у детей проявлений зависимости, агрессивности на развитие игрового поведения детей, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

2. Родительские требования. Побуждают развитие у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные способности, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

3. Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия. Родители с высоким баллом по этому показателю стремятся добиться послушания с помощью убеждения, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам воздействия – жалобам, крику, ругани.

4. Эмоциональная поддержка. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на физическое и духовное развитие детей.

Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских отношениях четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью их предъявления ребенку.

Шобен (Shoben E.J., 1949) нашел, что дети с проблемным поведением имеют родителей, которые поддерживают строгую дисциплину и требуют от детей послушания. Уотсон (Watson G.A., 1933) исследовал детей, у которых были любящие, но строгие родители и сравнивал их с другой группой детей, родители которых любили детей и многое им разрешали. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности. Исследования Радке (Radke , 1969) показали, что дошкольники из семей с ограничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников. Вербальные и физические наказания ребенка провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников. [24]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты