- совершенствовать расстановку кадров путем отбора наиболее перспективных и подходящих кандидатов на ту или иную должность: [48, С. 26]
- улучшать стабильность кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение:
- своевременно определять перспективность сотрудников и необходимость включения их в резерв на выдвижение:
- выявлять направленность повышения квалификации сотрудников;
- стимулировать их служебную деятельность за счет обеспечения более тесной увязки заработной платы с результатами труда; [48, С. 27]
- совершенствовать формы и методы работы;
- формировать положительное отношение к службе. [54, С. 156]
В результате проведенного исследования и последующего анализа были определены следующие специфические психологические особенности сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости опергруппы транспортной милиции:
1) В эмоционально-волевой сфере доминирует: эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость, спокойствие, сдержанность, настойчивость, умение «держать себя в руках» в любых, особенно в критических, ситуациях.
2) В сфере волевых качеств доминирует: высокий уровень воли, сдержанность, смелость, уверенность в себе, независимость, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, умение доминировать.
3) В сфере интеллекта доминируют: гибкость мышления, умение адекватно оценить ситуацию, высокая скорость и точность мыслительных процессов и реакций, способность выбрать оптимальную стратегию, употребление языка, грамотность, способность обобщения и анализа материала.
С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию оперуполномоченного в качестве основной жизненной цели. Все большее значение среди них приобретают психологические факторы: наличие у аттестуемых соответствующих личностных качеств, которые в ходе работы обеспечивают успех и эффективность труда.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Профессиональный психологический отбор |
комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности |
2 |
Отбор |
одна из ситуаций применения психодиагностики, при которой обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров) |
3 |
Аттестация |
психодиагностическая ситуация, характеризующаяся высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого исходя из результатов оценки его психологических особенностей другими людьми помимо его желания |
4 |
Тест |
(от английского test – проба, испытание) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий |
1 |
2 |
3 |
5 |
Аффекты |
это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию |
6 |
Контент анализ |
метод психологического изучения различных текстов, позволяющих по их содержанию с помощью систематической и надежной фиксации выделенных единиц и их квантификации (подсчете частот) определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говориться в этих текстах |
7 |
Метод |
широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик |
8 |
Методика |
конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования |
1 |
2 |
3 |
9 |
Тесты интеллекта |
группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, восприятие |
10 |
Опросники |
обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений) |
11 |
Точность методики |
способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие а ходе психодиагностического эксперимента |
12 |
Надежность |
качество методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств |
13 |
Валидность |
одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству |
14 |
Валидность |
(от английского valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения от области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним |
15 |
Репрезентативность тестовых норм |
то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой категории испытуемых |
16 |
Эмпирическое исследование |
фактологическое исследование, проводимое в любой отрасли социологии |
1 |
2 |
3 |
17 |
Среднее арифмети-ческое (М – оценка математического ожидания) |
обобщающий показатель положения уровня центра распределения |
18 |
Тревожность |
отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости каких-то поисков, «горячки», переходящие в ажиотацию возбуждения непродуктивного демобилизующего характера |
19 |
Профессионально важные качества оперуполномоченного ЛОВДТ |
обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на трудовую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности |
20 |
Конформность |
некритическое принятие человеком, чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается |
21 |
Самооценка |
компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков |
22 |
Эмотивность |
повышенная чувствительность, при которой, эмоциональная реакции, наступают быстро, достигают большой силы и не редко оказываются чрезмерно продолжительными синоним - эмоциональность |
23 |
Интеллект |
совокупность умственных способностей человека |
1 |
2 |
3 |
24 |
Интеллект |
высший способ решения практических и познавательных проблем |
25 |
Ригидность |
в психологии неготовность, затрудненность, вплоть до полной неспособности – в изменении намеченной субъектом программы, деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям |
26 |
Верификация |
при проверке научных понятий – доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием |
27 |
Эмоциональная лабильность |
быстрая смена настроения по незначительному поводу |
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев – СПб.: Питер.2007. – 288 с. – ISBN – 654-155-36541-9.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази – СПб.: Питер, 2008. – 230 с. – ISBN – 978-5-353-02907-6.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева – М. Аспект Пресс. 2006. Учебник для вузов. – 376 с. – ISBN – 1585-26-2-67851.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко // В.А.Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 265 с. – ISBN – 12642-5-6-45.
5. Бандурка, В.Б. и др. Психология управления [Текст] / В.Б. Бандурка – Харьков: Фортуна-Экспресс, 2006. – 195 с. – ISBN – 1546-15-75265-5.
6. Беликов, К. Ф. Научно-производственный менеджмент [Текст] / К. Ф. Беликов – М.: МИЭТ, 2006. – 84 с. – ISBN – 154-156-5-165.
7. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебное пособие для студентов эконом. спец. вузов [Текст] / Н.П. Беляцкий,– Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2005. – 352 с. – ISBN – 7987-29-354-6.
8. Бурлачук, Л.Ф., Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 528 с. – ISBN – 15987-28-36-4556.
9. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, К. Ричардсон – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. – ISBN – 945287-29-641536-1.
10. Ваган, К.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль [Текст] / К.Е. Ваган – М.: Смысл, 2008. – 96 с. – ISBN – 1698-73-49-28-7.
11. Варлей, Р. Управление розничными продажами: Мерчандайзинг: учебник [Текст] / Р. Варлей – М.: Проспект, 2006. – 271 с. – ISBN – 1688-1-5-46351.
12. Васильев, Н.В. Познай других - найди себя (Лекции о психологических типах и отношениях) [Текст] / Н.В. Васильев, АП. Рамазанова, С.А. Богомаз – Томск, 2005. – 185 с. – ISBN – 978-5-353-02907-6.
13. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А.Петровский, О.В. Соловьева – М. "Смысл", 2006. – 373 с – ISBN – 1684-184-7357-2.
14. Введение в психодиагностику [Текст] : Уч. пособие для студ. сред.пед. заведений / М.К.Акимова, и др. // К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 192 с. – ISBN – 16984-1-5-354-56.
15. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] : Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2008. – 432 с. – ISBN – 1654-318-168-1.
16. Волков, Ю.Г. - Социология молодежи [Текст] : Учебное пособие / Ю.Г. Волков, [и др.] // Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 576 с. – ISBN – 313-45-98-698.
17. Гайдулин, В.Ж. На своем месте [Текст] / В.Ж. Гайдулин, М., Бриз., 2007. – 118 с. – ISBN – 125-354-68-8.
18. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] : Учеб. пособие. / Д.С. Горбатов,– Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. – 248 с. – ISBN – 3546-945-68-78.
19. Горянина, В.А. Психология общения [Текст] : учебное пособие для студ. ВУЗов./ В.А. Горянина,– М.,: Академия, 2005. – 416 с. – ISBN – 35-49-654-32.
20. Гусейнов, А.А. Этика [Текст] : Учебник. / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян – М.: Гардарики, 2005. – 472 с. – ISBN – 354-91-75-3.
21. Дрейси, Т. Менеджмент с точки зрения здравого смысла [Текст] / Т. Дрейси,– М.: “Автор”, 2006. – 156 с. – ISBN – 68198-49-16876-5
22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин– СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 368 с. – ISBN – 978-5-353-02907-6.
23. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев,– М.: изд. группа «НОРМА-ИНФРА – М», 2007. 156 с. – ISBN – 1968-1685-55-498.
24. Завадский, М. Мастерство продаж [Текст] / М. Завадский, – СПб.: Питер, 2005. – 235 с. – ISBN – 1675-87-23-8.
25. Каверин, С.Б. Мотивация труда [Текст] / С.Б.Каверин, - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 224 с. – ISBN – 324-87-321-54.
26. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А.Климов, – М.: Дело, 2006. – 210 с. – ISBN – 753-954-45-6
27. Ковалева, О.Е. Лицом к лицу с будущим сотрудником: как провести эффективное интервью при приеме на работу [Текст] : учебное пособие / О.Е. Ковалева,– М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2006. – 278 с. – ISBN – 65-987-36-753.
28. Комисарова, Т.А. Управление человеческими ресурсами [Текст] : учебное пособие./ Т.А. Комисарова,– М.: Дело, 2005. – 317 с. – ISBN – 753-951-468-2.
29. Кравдин, С.В. Методики отбора персонала [Текст] / С.В. Кравдин, Алма-Ата, Мастер., 2007. – 457 с. – ISBN – 138-5279-493-5.
30. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс [Текст] : учебное пособие / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина,– М.: Академический проект, 2005. – 1134 с. – ISBN – 167-138-16775-6.
31. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель… [Текст] / Р.Л. Кричевский,– М.: Дело, 2008. – 35 с. – ISBN – 9-5-639073-7802-5.
32. Курс менеджмента [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов. // Д.Д. Вачугова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 636 с. – ISBN – 98-590-3573-02-67.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9