Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников

Остановимся на психологических особенностях обучения младших школьников. Известно, что ведущей в данном возрасте является учебная деятельность. Как указывает Д.Б. Эльконин, "учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, потому что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом", во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка, так и отдельных психологических процессов [3,158]. И поэтому невозможно объяснить появления "основных новообразований … без анализа учебной деятельности и ее уровня". Основой содержания учебной деятельности является усвоение, хотя оно "возможно … и в других видах деятельности: в игре, в процессе решения практических задач и т.п." Согласно Эльконину, основной единицей учебной деятельности является учебная задача, которую следует отделять от других практических задач. Это отличие заключается в том, что ее цель и результат состоят "в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, которыми действует субъект" [3,158].

Учебная задача состоит из учебной цели и учебных действий. Эльконин полагает, что современная ему "методика обучения в младших классах арифметике и русскому языку построена без учета необходимости формирования учебной деятельности" [3,158]. Это может вызвать трудности при переходе в среднюю школу, причем уровень учебной деятельности "не должен отожествляться с уровнем умения самостоятельно выполнять определенные задания". По мнению указанного автора, успешное формулирование учебной деятельности требует существенной реорганизации учебной деятельности.

Возможно, компьютерное обучение будет способствовать такой реорганизации и более успешному овладению учебной деятельностью, в частности, в ходе реализации проектов, подобных описанному выше "Погодному проекту" Питтсбургской школы, США. Однако это может произойти при обязательном условии, что этот процесс не будет иметь следствием лишь выработку учащимися умения выполнять определенные задания, набор операций и не будет рассматриваться как замена других предметов, если он не будет мешать, например, развитию навыков письма, чтения, изобразительной и игровой деятельности, также важных в этом возрасте.

Далее остановимся на возможности пропедевтики основ информатики в 1-4 классах.

«Пропедевтика основ информатики» понимается нами как методическая система, направленная на формирование у учащихся 1-4 классов таких первоначальных основ фундаментальных знаний и способов деятельности, которые способствовали бы более эффективному изучению курса ОИВТ и явились бы первым опытом внедрения новых информационных технологий в начальную школу». [17]

По мнению В.А. Буцика, « включение учащихся 1-4 классов в процесс изучения элементов информатики является по сути стратегической задачей во всей системе обучения основам информатики» [17,38]. Он пишет о том, что именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство учащихся с изучением свойств и явлений окружающего мира. В математике они (это свойства и явления окружающего мира) находят отражение в геометрических фигурах, в числовых характеристиках изучаемых величин и их отношениях. В других предметах – в категориях классификации, распознания, уточнения т.д. В основании возможностей пропедевтики основ информатики автор опирается на современные психолого-педагогические теории развития школьников, особенности формирования понятий и способов деятельности в этом возрасте. Прежде всего автор исходит из принципа деятельностного подхода в обучении, разработанного А.Н. Леонтьевым. Для определения возрастной периодизации развития детей А.Н. Леонтьев берет ведущую деятельность. Он показывает, что именно в процессе ведущей деятельности у ребенка складываются новые отношения с социальной средой, формируются новые знания и способы их получения [19]. Д.Б. Эльконин, давая новую характеристику периодизации, отмечает, что ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учение, в процессе которого формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира…Для нас представляет интерес концепция развивающего обучения, предлагаемая В.В. Давыдовым.» Автор «предлагает новый подход к постановке обучения младших школьников.

1.                             Усвоение знаний, носящих общий характер, предшествует знакомству учащихся с частными и конкретными знаниями; последние вводятся учащимися из общего к абстрактному как из своей единой основы.

2.                             Знания, конструирующие данный учебный предмет, или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их прохождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3.                             При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаружить в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение к определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4.                             Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметах, графических или буквенных моделях, позволяющие изучать его свойства в чистом виде.

5.                             Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мыслительные переходы от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [20, 164].

Такой подход к постановке обучения наиболее приемлем при использовании компьютеров, ибо трудно представить обучение учащихся в компьютерных средах без наличия опережающих теоретических знаний, тем более, если они относятся к информатике, в которой понятия, методы и способы деятельности в большей степени обладают всеобщностью и универсальностью.

Известный психолог Дж. Брунер, опираясь на работы Л.С. Выготского, в работе «Психология познания / за пределами непосредственной информации» [21] определил три идеи , влияющие на эффективность преподавания:

а) умственное развитие ребенка;

б) акт обучения

в) спиралевидное построение программ обучения.

Им была выдвинута гипотеза, согласно которой «любой предмет можно преподать эффективно и в достаточно адекватной форме любому ребенку на любой степени развития [21, 359]. Самое главное, отмечает он, создание условий, когда предмет усваивается «с помощью материалов, с которыми ребенок может манипулировать сам» [21, 365]. Способы мышления, характерные для дисциплины «информатика», определяются применением в компьютерной среде таких общенаучных методов, как формализация, моделирование, алгоритмизация, конструирование. Причем, как отмечает автор, эти методы на интуитивном уровне уже «работают» на интуитивном уровне в начальной школе: формализация широко применяется в математика (кратко записываются условия задач и их решений, формулируются и символически записываются арифметические правила), в русском языке (производится разбор слов и предложений с символической фиксацией их в тексте), в природоведении (широко используются символические образования при ведении дневного наблюдения за погодой, жизнью растений); моделирование реализуется через разнообразную деятельность (лепить, рисовать, клеить); алгоритмизацию через усвоение методов решения задач, через усвоение способов деятельности, характерных для каждой учебной деятельности, характерных для каждой учебной дисциплины; конструирование – это целевая установка трудового обучения и т.д.

Немаловажное значение для пропедевтики основ информатики является знакомство школьников с новыми информационными технологиями, осуществляемое через изучение и использование различных информационных средств: редактора, баз данных, электронных таблиц и т.д. Однако известно, что чем мощнее средство (большими функциональными свойствами оно обладает), тем труднее его освоение: требуется развитие специального операционного мышления, привитие специальных навыков. Поэтому необходимы простые инструментальные средства, где имеются незначительные функциональные возможности, позволяющие очень быстро их осваивать, необходим значительный арсенал задач, позволяющий использовать эти средства как инструменты. Можно, например, организовать решение простых задач на модели электронной таблицы; рисование с помощью простого редактора; конструирование на базе графических примитивов и т.п.

Далее В.А. Буцик отмечает, что при «внедрении новых информационных технологий, нельзя не учитывать особенности младшего школьного возраста. Ряд психологов и педагогов предупреждают о возможной утрате бытийного, предметного характера деятельности (деятельности не с реальными объектами, а с различными формами их модельного, знакового, символического их отображения (и в утрате в связи с этим реального смысла) [17,60]. Поэтому «необходимо найти пути, способы, средства сохранения бытийности, предметности, осмысленности деятельности, осуществляемой посредством компьютера» [22,104]. Все это налагает серьезные ограничения на использование компьютеров и выдвигает ряд требований на характеристические параметры своих компьютеров, на программное обеспечение учебного процесса, на организацию учебного процесса.

Во-первых, для компьютеров желательно наличие графических систем и цветных мониторов с высокой разрешительной способностью.

Во-вторых, программное обеспечение должно обеспечивать формирование основ информационной культуры: использования компьютера, как инструмента формализации знаний о предметном мире и компьютера, как активного элемента предметного мира.

И, в-третьих, учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы включение учащихся в компьютерную инфосреду стало частью его предметной деятельности, способствовало бы развитию их логического и образного мышления, теоретического осмысления своей деятельности, решению разнообразных задач моделирования, конструирования и т.д. » [17].

Таким образом, важно учитывать специфику младшего школьного возраста при обучении информатике и использовании информационных технологий в педагогическом процессе. Необходимо, чтобы данный предмет способствовал гармоничному умственному, психическому и нравственному становлению личности ребенка, а не тормозил его.

Использование информационных технологий в средней школе

Рассмотрим некоторые аспекты использования информационных технологий в средней школе. Интересная, на наш взгляд, программа по информатике для средней школы разработана Международной федерацией по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО. Целью ЮНЕСКО является обеспечение "всем странам, развитым и развивающимся, доступ к самым лучшим ресурсам образования, необходимых для подготовки молодежи и полноценному исполнению ее роли в современном обществе, внесению вклада в создание общественных благ". При этом введение программ по информатике видится ЮНЕСКО одной из первоочередных политических задач по причине ключевой роли, которую информационные технологии играют в современном обществе, т.к. тенденции роста потребностей в обученном персонале дают ясной представление о необходимости эффективного изучения информатики на всех уровнях.

Учебная программа построена таким образом, чтобы она могла быть реализована в любой стране мира для всех учащихся средней школы. Программа преподавания построена в форме модулей, так что учебная часть может выбирать элементы, которые включают цели, соответствующие уровня информационного развития их страны [4,2]. Предполагается последовательный ввод новых модулей в зависимости от фазы использования.

Выделяются три фазы:

1.     Фаза автоматизации - важные составляющие информационной инфраструктуры еще находятся в состоянии развития, за трансформацию существующих систем и выбор конкурентных информационных решений несет ответственность только технический персонал.

2.     Фаза информатизации - характеризуется движением в направлении персонального использования инструментов компьютеризации и сильным влиянием пользователя на конфигурацию информационных систем.

3.     Фаза коммуникации - наиболее продвинутая стадия, когда компьютеры объединены в сети, их использование осуществляется в ходе кооперации между пользователями, а информатика становится существенной частью инфраструктуры".

Описываемая программа была составлена для стран, находящихся на 2 стадии развития и должна быть адаптирована для других условий.

В зависимости от местных условий выделяются следующие модули:

·        Модули основного уровня - для учащихся школ обязательного посещения (обычно до 16 лет). Как правило, сюда входит общая компьютерная грамотность. Некоторые модули будут готовиться самими учащимися по окончании ими неполной средней школы. Блоки компьютерной грамотности для неполной средней школы поделены между двумя модулями. Общеобразовательный модуль включает в себя: изучение аппаратной части компьютера, системного программного обеспечения, тенденций развития компьютеров, обработка текста, работу с базами данных, работу с электронной таблицей и графиками, выбор программных средств, социальные и этические вопросы. Общеобразовательный модуль углубленного изучения включает в себя разработку и использование баз данных, электронных таблиц, рассматривает проблемы карьеры в информатике.

·        Дополнительные модули компьютерной грамотности ориентированы на программу неполной средней школы и старших классов полной средней школы. Они являются обязательными для тех, кто собирается продолжить обучение информатики в старших классах. В идеале, в течение этого курса учащиеся должны овладеть основами программирования и разработки программного обеспечения и приступить к изучению информационной системы бизнеса.

·        Продвинутые модули для учащихся старших классов полной средней школы. Эти модули предназначены для тех, кто готовится к поступлению в вузы и учащихся, планирующих устроиться на работу после соответствующей технической подготовки [4,3-4]. Они должны включать в себя основы программирования разработки программного обеспечения, более продвинутые элементы программирования, относящиеся к моделированию, а для профессионально-технического образования - в полном объеме программы для полной средней школы, информационные системы бизнеса, системы управления процессами, управление проектами.

Авторы проекта выделяют несколько задач, стоящих перед программами преподавания информатики:

1.     Компьютерная грамотность. Здесь особенно важно научиться разумно пользоваться компьютерами в повседневной жизни. Задача должна решаться в программе неполной средней школы.

2.     Применение инструментария в других предметах. Это задача для средних и старших классов средней школы.

3.     Применение информатики в других предметах. Данная задача будет решаться в старших классах полной средней школы.

4.     Применение информатики в профессиональной деятельности. Эта проблема должна решаться в рамках профессионально-технического обучения по программе полной средней школы.

Специалисты ЮНЕСКО подчеркивают важность достаточно высокого уровня развития материально-технической базы проекта, наличие необходимого количества компьютеров и периферийного оборудования; невыполнение указанных условий может негативно сказаться на результатах реализации проекта.

Важным также является внедрение информатики в более широком плане с помощью преподавателей по другим дисциплинам. Например, при изучении естественных наук, математики, иностранных языков, общественных наук, искусства, музыки, биологических наук вполне могут быть использованы некоторые возможности компьютера: текстовые процессоры, настольные издательские системы, графика, электронные таблицы, базы данных, распознавание речи, моделирование и имитация, статистика и др.

Остановимся более подробно на психологических особенностях данного возраста.

Как отмечает А.В.Мудрик, "важнейшими социальными потребностями раннего юношества являются потребности в общении и обособлении, в достижении и поиске". Из этого, в частности, следует, что обучение как таковое перестает быть ведущей потребностью. "Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у них с окружающими людьми" [5,269]. Причем, как считает указанный автор, хотя эта потребность становится все более значимой с возрастом, в этом процессе возможны "временные остановки и даже регресс". Но все же одним из типов развития этой потребности является юность [5,269]. "Потребность к обособлению, - пишет автор, - находит свое конкретное выражение как в общении (в особенности в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Важной является потребность в достижении, которая может реализоваться по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других в различного вида хобби, у третьих в спорте и т.д." [5,279].

По мнению Д.И. Фельдштейна, также весьма важной является "осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемой деятельности". Автор пишет: "Для многих подростков сегодня оказывается не столь важным признание значимости их деятельности группой, сколь собственное осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемых действий, объективно признаваемой в мире взрослых [6,165].

При компьютерном обучении в средней школе необходимо учитывать все вышеперечисленные потребности данного возраста и опираться на них. Бучение может оказаться особенно интересным и полезным, если учащимся будет предоставляться возможность социально-полезной деятельности, например, составление расписания и графика дежурств для школы, разработка наглядных пособий для детских садов, помощь в сборе и обработке данных по различным социальным вопросам и многое другое. При этом, конечно, важно, чтобы работа за компьютером не занимала все свободное время и не сказывалась отрицательно на физическом развитии подростков.

Еще одним важным вопросом, относящимся к использованию информационных технологий детьми разного возраста, является вопрос о взаимодействии детей с отклонениями с компьютером. "Исследования и демонстрационные проекты по стране показали, что компьютеры оказывают благотворное влияние на интеллектуальное, образовательное и языковое развитие детей с отклонениями (начиная от совсем маленьких, до подростков). Большинство приспособлений для работы с компьютеров взрослых с физическими недостатками работают так же хорошо, а иногда даже лучше, для детей. Это связано, в частности, с тем, что, в отличие от взрослых, для детей все ново, компьютеры не создают у них особых страхов. Для некоторых детей компьютер дает детям возможность социального взаимодействия со сверстниками и родителями, которое в противном случае было бы невозможно. Для родителей детей с умственными отклонениями компьютер как бы открывает окно в умы их собственных детей, помогая понять, как и что они думают. А иногда и как они будут думать [7,1]. За рубежом работают специализированные компании, которые оказывают помощь в выборе компьютеров и другого оборудования для таких детей. Конечно, нельзя не согласиться, что информационные технологии и, в частности, компьютеры могут во многом помочь при обучении детей, особенно с физическими отклонениями и позволяют им получить профессию. Однако важно, чтобы компьютер не был единственным связующим звеном соединяющим таких детей с окружающим миром.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты