Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта

Психологическое тестирование здесь понимается как процедура экспресс-диагностики наблюдаемых признаков психоэмоциональого состояния, внешнего вида и наблюдаемого поведения.

Психологический опрос понимается как комплекс взаимодействий сотрудника службы безопасности и пассажира с целью выяснения нужной информации.

Профиль пассажира (не вид сбоку!) оценивается по набору определенных критериев: поведение, внешний вид, багаж/ручная кладь, а также сопровождающие лица.

В анализе пассажиропотоке можно выделить несколько социальных ролей различного типа: бизнесмены, туристы, переезжающие в другой город; пассажир расторопный, пассажир опаздывающий, пассажир невнимательный. Каждой роли будет соответствовать определенная норма поведения, любые отклонения от которой сразу должны вызывать подозрения. Согласно концепции профайлинга, любой пассажир теоретически может быть опасен, любой его предмет может быть замаскированным взрывпакетом или нести иную опасность.

Понятие о признаках опасности пассажиров.

Под признаком понимается специфическая черта, позволяющая отличить нужный предмет от ряда похожих. Преступное поведение также обладает определенными признаками, которые были выявлены и систематизированы. (Рис.1)


Рис.1 Признаки потенциальной опасности пассажиров



Позитивные: широко известные лица, действующие сотрудники правоохранительных органов.

Подозрительные: несоответствие профиля пассажира наблюдаемой социальной роли, неадекватное психоэмоциональное состояние, билет в один конец и т.д.

Стоит отметить, что в данной работе рассматриваются признаки, которые можно наблюдать сотруднику, по тем или иным причинам, не имеющему возможности проверить багаж, документы и т.д. Так, при проведении исследования формальная проверка пассажира была сведена к минимуму.

Критические: фальшивые документы, документы, выданные в странах/районах с нестабильной политической обстановкой; мы рассматриваем только внешне наблюдаемые критические признаки, такие, как соответствие описанию террориста.

Стоит отметить, что негативные признаки не стоит разделять на «важные» и «неважные»: любой, даже самый малозначимый, на первый взгляд, признак, может вывести на противоправную мотивационную установку. Также очень важно оценивать позитивные и негативные признаки комплексно, поскольку профиль пассажира складывается из признаков разных категорий, и целостная картина складывается из деталей в одежде, провожающих лицах, психоэмоциональном состоянии.

В разработанной нами методике выявление потенциальной опасности пассажиров осуществляется именно на основе количества баллов по признакам из разных категорий. Чем больше баллов и чем больше категорий задействовано, тем больше вероятность потенциальной опасности данного пассажира.

Профили пассажиров.

Для большей наглядности профили пассажиров будут представлены в виде таблицы (Рис.2).


Рис.2. Схема анализа пассажиропотока


Суть профайлинга как метода обеспечения безопасности сводится в итоге к отнесению пассажира к определенному профилю.

Неопасный пассажир – пассажир, в профиле которого не были обнаружены или не получили подтверждения негативные признаки.

Потенциально опасный пассажир – пассажир, в профиле которого были обнаружены негативные признаки, получившие подтверждение.

Также потенциально опасные пассажиры различаются по осведомленности своей угрозы для рейса, осведомленные и неосведомленные соответственно.

Террористы представляют прямую угрозу безопасности рейса, поскольку преследуют цель уничтожения ВС или угрозы его совершения.

Суицидальные террористы представляют наибольшую опасность для рейса, поскольку не считаются даже с угрозой своей собственной жизни.

Несуицидальные отличаются от предыдущих тем, что в их планы не входит уничтожение себя и имеется четко запланированная схема отхода.

Отметим, что при анализе литературы мы обратили внимание на то, что схему следует дополнить пунктом «преступники с иными целями».

Преступники с иными целями используют ВС как средство выполнения своих целей, не связанных прямо с угрозой уничтожения ВС и/или захвата заложников. К примеру, «транзитники», перевозящие наркотические вещества, киллеры, летящие «на дело». От террористов их отличает не отсутствие противоправной мотивационной установки, а её направленность на посторонний объект, не имеющий (как правило) отношения к системе гражданской авиации.

Наивные потенциально опасные пассажиры не знают о своей угрозе для рейса, и используются криминальными/террористическими структурами как инструмент опосредованного воздействия на безопасность рейса, например, им могут запаковать в багаж взрывпакет.

Частично наивные пассажиры могут везти в багаже запрещенные предметы, зная, что совершают что-то противозаконное – и не догадываться, что являются инструментом чьего-то преступного умысла.

Подставные лица сотрудничают с криминалом из чувства солидарности или материальной выгоды, но могут не знать, что перевозят, например, взрывное устройство.



2.2 Внешние проявления девиантного поведения


Очевидно, что девиантное поведение, как и любое другое, проявляется во внешних признаках, доступных наблюдателю со стороны. Отклоняющееся поведение также доступно для исследования посредством наблюдения, и именно поэтому оно играет наибольшую роль в диагностике. Аэровокзальный комплекс является местом большого скопления людей с самыми разными мнениями, настроениями и т.д.

Исходя из определения девиантного поведения, мы делаем вывод о том, что люди, по каким-либо причинам нарушающие нормы поведения, будут:

а) носителями отклоняющегося поведения;

б) потенциально опасными пассажирами.

Следовательно, в рамках данной работы исследование пассажиропотока будет сводиться к выявлению лиц с девиантным поведением. Причем, при соотнесении с концепцией профайлинга, наше исследование будет направлено не только на преступное поведение, по определению являющееся отклонением от нормы, но и менее опасное поведение, так или иначе нарушающее принятый распорядок на территории аэровокзального комплекса, я гарантирую это! Например, лица с делинквентным поведением будут создавать проблемы, как для сотрудников аэропорта, так и для других пассажиров, например, повреждая дорогостоящее оборудование или вымещая повышенную агрессию на пассажиров.

Рассмотрим подробнее, как будут вести себя пассажиры с различными типами отклоняющегося поведения.

Аддиктивный тип девиантного поведения пассажира.

Аддиктивное поведение пассажиров будет выделяться не только как поведение наркомана или токсикомана, а также и более мягкими формами – например, патологическим увлечением интернетом или компьютерными играми.

Опасность такого поведения неочевидна и заключается в том, что человек с патологической интернет - зависимостью с высокой долей вероятности может проигнорировать требования авиакомпаний выключить портативные средства связи и прочие электронные устройства. Очевидно, что без «любимой игрушки» человек будет ощущать себя крайне дискомфортно и, очевидно, будет проявлять признаки недовольства и агрессии к окружающему миру.

Опасность же человека, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения очевидна и заключается в сниженной способности контролировать свои действия. Лица с алкогольным опьянением выявляются достаточно легко по характерному запаху, признаки наркотического опьянения зависят от многих факторов, в основном от типа принимаемого ПАВ. Любое неадекватное ситуации ожидания поведение подозрительно!

Патохарактерологический тип девиантного поведения пассажира.

Базируется на личностных расстройствах по МКБ-10.

Личностное расстройство - вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии. Тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16—17-летнего возраста.

Влияние патохарактерологических девиаций на безопасность.

Стоит отметить, что в силу большого разнообразия проявлений личностных расстройств не представляется возможным предположить их влияние на ситуацию в аэропорту, поскольку они трудно поддаются диагностике в местах большого скопления людей при ограниченном периоде времени.

В целом, влияние на безопасность будет зависеть от специфики самого расстройства, и сами по себе они не будут являться критическим фактором. В то же время стоит обращать внимание на возможные проблемы, связанные с влиянием данных девиаций на общую ситуацию в аэропорту, поскольку пассажиры с данным типов отклоняющегося поведения могут представлять определенную опасность.

Психопатологические девиации, в отличие от предыдущих, легче поддаются диагностике ввиду необычности проявлений поведения, неадекватного ситуации полета. Чаще всего такие пассажиры не будут представлять серьезной опасности и будут нуждаться во внимании сотрудников аэропорта.

Девиантное поведение на базе гиперспособностей можно признать не представляющим опасности ввиду полного отсутствия противоправной установки в действиях пассажира.

Делинквенты будут представлять серьезную угрозу для безопасности ввиду склонности к противоправным действиям и внешней благополучности. Противоправная мотивация у данных лиц обусловлена особенностями их взаимодействия с миром, и они никогда не упустят свой шанс. Впрочем, если не брать во внимание категории террористов и других преступников, то собственно делинквенты склонны совершать проступки, а не преступления и отличаются куда меньшей организованностью и опасностью.


2.3 Методы выявления девиантного поведения


Итак, мы приблизились к важнейшей части нашего исследования. Все нарушения безопасности в аэропортах так или иначе связаны с отклоняющимся поведением, начиная от почти безобидного интернет-аддикта и заканчивая группой опасных террористов.

Профайлинг, о котором рассказывалось в первом разделе, призван выявлять противоправные мотивационные остановки в частности и отклоняющееся поведение в целом. Одной из важнейших стратегий работы по выявлению потенциально опасных пассажиров является считывание их психоэмоционального состояния, как бы прямо намекающего нам на наличие противоправной мотивационной установки у носителя эмоции.

Определение эмоций из психологического словаря (1990):

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения.

В большинстве философских учений эмоции рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им.

Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от эмоций в класс волевых явлений (см. Воля) желания и другие побуждающие активность переживания.

Разрыв между эмоциями и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная психология, изучающая эмоции и потребности (мотивацию) в относительной независимости. Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, эмоции в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации.

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.

При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные эмоции, выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют эмоции, возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода из возникшей ситуации, развиваются аффекты.

По биологическому назначению эмоции представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой.

Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и тем самым облегчают поиск оптимальных путей достижения цели.

Алан Пиз (2006) доказывает, что эмоции универсальны – у всех возрастов, рас, народностей и конфессий эмоции означают одно и то же. В силу древнейшей природы эмоций они неизменно соответствуют каждому значимому действию человека. Годы тренировки могут сделать свое дело, и можно научиться неплохо скрывать свои эмоции, по крайней мере внешне, но внимательный взгляд профайлера сможет распознать значимые признаки, которые косвенно свидетельствуют о противоправных намерениях пассажира.

Также важным признаком является вегетативный статус пассажира, контролировать который еще труднее, чем эмоциональные реакции. Есть определенные признаки, которые в сочетании с эмоциональными проявлениями будут указывать на потенциальную опасность пассажира.

В то же время, отклоняющемуся поведению соответствуют и другие психологические проявления, которые можно зарегистрировать с помощью определенных методик. Так, неизменно с девиантным поведением будет сочетаться агрессивность как форма внутривидовой борьбы за выживание, К.Лоренц (2001) гарантирует это!

Другой важный «сосед» девиаций поведения – стресс. Он влияет на общий психологический статус, а также является своеобразным катализатором для негативных признаков.

По мнению Д. Палмера (2007), более серьезные случаи противоправного поведения связаны с более высоким уровнем стресса.

Опыты на лабораторных животных подтвердили связь между стрессом и агрессивным, грубым поведением и выявили возможные связующие нейроэндокринные механизмы (Феррис и Гриссо, 1996; Сапольски, 1992).

Исследования людей и животных показали, что хронический стресс нарушает координированное регулирование нейропередатчиками серотонина и ключевых гормонов, включая кортизол, что нарушает способность человека к правильной реакции и во многих случаях приводит к серьезным физиологическим сбоям.

Sapolsky (1997) считает, что постоянный стресс дает тенденцию к патологически низкому уровню серотонина, а также – к ненормально высокому уровню кортизола, что прямо ведет к агрессивности, враждебности и к импульсивному грубому поведению.

Каждое противоправное действие, особенно осознанное, сопровождается массивным стрессом, и это один из плюсов в диагностике пассажиров. Высокий уровень стресса в сочетании с другими факторами будет считаться негативным признаком.

Также в девиантном поведении большую роль играют и внутренние психологические качества, что следует из анализа причин возникновения отклонений в поведении. Можно предположить, что девиант будет с высокой долей вероятности быть не очень хорошего мнения о своей персоне, уровень принятия других людей будет низок ввиду устойчивого недоверия к ним. Можно ожидать высокий уровень эмоционального дискомфорта.

Существует мнение (1980), что отклоняющееся поведение будет вызвано инфантильностью пассажира – и мы увидим, что у него будет преобладать внешний локус контроля.

Итак, в диагностике отклоняющегося поведения мы будем использовать метод наблюдения как основной. Специфика поведения в аэровокзальных комплексах обусловливает необходимость проводить диагностику быстро, решительно (на пассажира реально потратить не более 10 минут).

Таким образом, методы диагностики девиантного поведения подбирались так, чтобы обеспечить максимальный охват признаков при минимальных временных затратах. Были использованы: методика Роджерса – Дэймонда (2002) как инструмент выявления внутренних психологических предпосылок девиаций поведения, а также 8-цветный тест Люшера (2000) как быстрый способ выявить стресс и, наконец, тест Руки (2003), достоверно показывающий агрессивные тенденции в поведении.



Глава 3 Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта


3.1           Организация и методы исследования


В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной проблемы. Выяснено, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке не обнаружено каких-то принципиально новых идей в обеспечении безопасности пассажиров аэропорта. В результате анализа литературы мы выявили, что наиболее современной и результативной концепцией обеспечения безопасности аэропортов является профайлинг – метод выявления потенциально опасных пассажиров на основе их психологических профилей.

Таким образом, наше исследование потенциальной опасности пассажиров опирается на концепции профайлинга.

Основной целью данного экспериментального исследования являлось установление взаимосвязи между девиациями поведения и потенциально опасными действиями пассажиров аэропорта.

Первый этап экспериментальной работы был связан со сбором информации с использованием методов психодиагностики отклоняющегося поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта.

На втором этапе экспериментальной работы проводился констатирующий и уточняющий эксперимент. По результатам исследования испытуемых проводился анализ взаимосвязи параметров и их интерпретация.

Исходя из теоретического анализа по проблеме и гипотезы дипломной работы, в экспериментальной части были поставлены следующие задачи:

1. Дифференцировать экспериментальную выборку по степени их потенциальной опасности и сформировать две экспериментальные группы.

2. Сформировать банк диагностических методик и провести системную диагностику девиаций поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта.

3. Использовать статистические методы для выявления возможных связей между диагностическими шкалами используемых методик.

4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов.

Наше исследование проводилось на базе аэропорта «Толмачёво» под руководством психолога-инструктора службы безопасности данного предприятия Подосинова Владимира Николаевича.

В силу специфичности выборки, её величина составила суммарно 30 человек. Испытуемые подбирались на основе наблюдения за пассажирами и причислению их к группе потенциально опасных или же неопасных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты