Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта

Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру.

По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальности.

Противодействие реальности – при этом типе взаимодействия человек убежден, что с реальностью, которая его не устраивает, можно и нужно активно бороться. Он пытается изменить ненавистный ему мир так, чтобы он наилучшим образом удовлетворял его потребности и соответствовал его представлениям.

Как правило, общество отвечает индивиду силовым давлением, принуждая к соблюдению норм и правил, нарушаемым девиантом.

Такой тип взаимодействия встречается в основном при делинквентном и/или криминальном поведении.

Болезненное противостояние реальности - при таком типе взаимодействия человек в силу патологических изменений психики однозначно воспринимает мир как нечто враждебное и чуждое. Такой человек вряд ли сможет эффективно взаимодействовать с миром. Отличие от предыдущего способа заключается в том, что противодействуя реальности, человек идет на это сознательно, а при болезненном противостоянии индивид даже не представляет другого мира, кроме как враждебного. Встречается при психопатологическом и патохарактерологическом типе отклоняющегося поведения.

Уход от реальностиданный тип взаимодействия проявляется в том, что человек не настроен адаптироваться к миру, и предпочитает отрешиться от мира, считая себя неспособным приспособиться к его реалиям.

Аддиктивное поведение, и в особенности, злоупотребление психоактивными веществами являются ярким примером такого способа «приспособиться к миру». Также один из быстро набирающих популярность способов – это компьютерные игры, а в особенности так называемые MMORPG. Такой способ самореализоваться частично перекликается со следующим, а именно игнорированием реальности.

Отличие заключается в том, что игнорировать реальность и быть к ней адаптированным человек может лишь в том случае, если он занимается каким-нибудь узкопрофессиональным делом. Например, программисты могут часами проводить время за компьютером и при этом быть нормально адаптированы к реальности, так же, как и профессиональные игроки в компьютерные игры.

Такой способ встречается нечасто, и представляет собой вариант нормы.

Наиболее предпочитаемым способ является приспособление к реальности. Гармонично развитый человек в большинстве случаев находит себя в мире, и такой способ наиболее поощряется обществом. Для такого человека важно самореализоваться именно в обществе реальных людей, быть признанным обществом и устойчиво стоять на ногах.

Итак, девиантное поведение определяется способом взаимодействия с реальностью.

Какие же его типы выделяет психология?

Менделевич(2003) предлагает классификацию отклоняющегося поведения по виду нарушаемых человеком норм.

Он выделяет пять типов девиантного поведения:

Аддиктивный типлюди с этим типом девиантного поведения предпочитают уходить от реальности посредством употребления психоактивных веществ или зацикливании на определенных типах деятельности (например, игре в компьютерные игры или серфинге по Интернету).

В большинстве своем такие люди не приемлют реалии мира, они считают жизнь «серой», «скучной», «унылой», и их способ ухода от реальности заменяет им насыщенность и разнообразие жизни. «Жить так, как все» они не хотят, поскольку это не приносит им желаемого удовлетворения.

В жизни аддикты пассивны, ожидают от жизни мало и действий совершают также немного. Когда же дело касается деятельности, которая приносит им удовлетворение, они начинают проявлять недюжинную активность (целыми днями оттачивают мастерство в компьютерной игре), или проявляют чудеса изобретательности в нахождении места и выпивки, например.

Что интересно, склонные к аддиктивному поведению люди проявляют большую устойчивость к кризисным ситуациям и жизненным потрясениям, чем люди с нормальным типом поведения. Вероятно, это связано с тем, что нарушение нормального хода вещей в их жизни – это возможность испытать сильные эмоции, которых им так не хватает.

Второй тип девиантного поведения – это патохарактерологический. Такое поведение возникает у людей в процессе становления личности, прошедшей по дисгармоничному типу – это личностные расстройства по МКБ-10.

Люди с данным типом поведения часто обладают неустойчивой самооценкой, которая колеблется от неадекватно заниженной до неадекватно завышенной, а также склонны к манипулированию другими людьми, как правило, их близкими.

В зависимости от вида личностного расстройства такие девианты также могут быть склонными к поведению, основанному на ритуалах и определенных видах деятельности, призванных снизить высокий уровень тревожности и страха (невротический тип личности).

Психопатологический тип поведения базируется на симптомах психических заболеваний, которыми страдает индивид. Зачастую совершенно невозможно понять мотивы поведения человека, если не знать, что он страдает каким-либо душевным расстройством.

Одним из видов отклоняющегося поведения, которое может принадлежать к этим трем типам, является аутодеструктивное поведение. Человек с данной моделью поведения будет ориентирован не на самоактуализацию и личностный рост, а на разрушение личности. Причиной такого поведения могут являться и аддикции, и личностные расстройства, и психические болезни.

Несколько особняком стоит девиантное поведение на базе гиперспособностей человека, которое часто сопровождает человека, значительно выше одаренного в какой-то области, чем среднестатистический обыватель.

Такие люди с трудом адаптируются в мире, поскольку не могут и/или не хотят разбираться в отношениях между людьми, ведут себя нелогично или наивно по меркам остальных. Именно такие люди наиболее часто игнорируют реальность, которая кажется им малозначимой, и не представляющей интереса. Они слабо приспособлены к жизни и вместе с тем живут в гармонии с собой, если могут заниматься любимым делом, получая от этого материальное и моральное удовлетворение.

И, наконец, одним из самых опасных типов поведения является делинквентный тип. Это частный случай криминального поведения, который проявляется в том, что человек имеет патологическое стремление к нарушению правовых и юридических норм. От криминального поведения делинквентное отличается меньшей степенью тяжести деяний человека.

Это скорее не преступление, а проступок, опасность которого является скорее потенциальной, ведь такой тип поведения при своем развитии может закономерно перерасти в криминальное поведение как способ материального заработка. В основном, это поведение свойственно детям и подросткам, поэтому при воспитательных действиях есть возможность не допустить криминального поведения как значительно более тяжелого проявления девиантного поведения.

1.3 Причины девиантного поведения


Мы рассмотрели основные типы и виды отклоняющегося поведения, а также попытались дать определение этому понятию. Также необходимо определить причины такого поведения, те явления, которые лежат в самой основе девиаций.

Очевидно, что существует множество точек зрения на данную проблему, и, рассматривая её, необходимо учитывать все разнообразие психологических теорий.

В рамках данной проблемы представляют интерес материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев. Кав. ГТУза, посвященной теориям, объясняющим причины девиантного поведения.

Авторы Ветров Ю.П. и Бугоянц А.Ю. (2009) пишут, что биологическое объяснение, которое включает в себя генетику, гормоны, особенности ВНД, не учитывает каждый конкретный случай. Часто бывает так, что человек, который физически должен проявлять отклоняющееся поведение, на деле оказывается абсолютно вписанным в существующие нормы. Авторы таких концепций не учитывают особенности личности человека, его волевых проявлений.

В связи с этим больше себя зарекомендовал психологический подход, который часто применялся в анализе преступного поведения. Он связывает девиации со снижением самоуважения, как уже говорилось выше, а также с внутриличностными конфликтами, отсутствием личностного роста и проблемами психотического уровня: дефектов интеллекта или психопатических отклонений.

На девиантное поведение ребенка, по мнению данных авторов, влияет недостаточная сформированность некоторых функциональных систем мозга: ММД, СДВГ и т.д.

Также поведение, не укладывающееся в нормы, связывают с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимают представители психоаналитического направления, основоположником которого считается З.Фрейд.

Он связывал отклонения в поведении с перманентным личностным конфликтом между ID и Alter-ego. Нормальное развитие личности по Фрейду предполагает формирование защитных механизмов, которые определяют взаимодействие этих двух личностных структур.

Фрейд (1999) связывает девиации с динамикой этих сфер личности, а также динамикой инфантильных эмоциональных переживаний личности, по мнению А.Адлера (2003).

Теория объектных отношений наибольшее значение придает тому, как ребенок взаимодействует с родителями на ранних этапах, какой образ родителя и взрослого складывается у него в голове. Положительное или отрицательное восприятие взрослых во многом будет определять отношение к обществу в целом.

Стратегии основных психологических защит «Я» человека формируются именно на ранних этапах развития, в это же время формируется и поведенческий базис, те паттерны поведения, которые человек будет использовать в дальнейшем как наиболее предпочтительные для него.

Личности с девиантным поведением, как правило, используют самые «детские» и простые механизмы защиты, что связано с незрелостью их Эго и Супер-Эго.

Также можно утверждать, что отклоняющееся поведение детерминируется именно неосознаваемыми импульсами ввиду низкого контроля над бессознательным верхними структурами личности.

Косвенно подтверждает это, например, поведение делинквентных подростков, которые всегда затрудняются в объяснении причин и мотивов, побудивших на противоправные действия. Они могут придумывать самые невероятные и неправдоподобные объяснения как раз из-за того, что сами не слишком понимают, что их толкнуло на проступки.

Гуманистический подход в лице А.Маслоу (1999) объясняет нарушения поведения с позиций утраты идентичности ребенка со своими чувствами, когда он не может самореализоваться при имеющихся условиях воспитания.

А. Бандура (2000) выдвигает мнение, что агрессия ребенка связана со злоупотреблением родителями физических мер воздействия.

Эрикссон (2000) в анализе причин отклоняющегося поведения наибольшее значение придает пути развития личности, ответа на главные экзистенциальные вопросы о своем предназначении и смысле жизни.

Девиации поведения возникают тогда, когда человек отказывается от ответственности за свою жизнь, он предпочитает плыть по течению и выбирать всегда самый легкий путь в жизни.

Может быть, это является одной из причин, по которым подростковый возраст считается «трудным». Ведь человеку в этот период и приходится впервые серьезно задуматься о смысле своего существования, и ответы на такие вопросы во многом будут определять его позицию в дальнейшей жизни.

Школа бихевиоризма и необихевиоризма в лице Б.Скиннера, У. Торндайка и Д.Уотсона (1988) считает, что окружающая среда полностью детерминирует поведение человека: он научается взаимодействию со средой и посредством опыта выбирает наиболее предпочтительную модель поведения. Эффективные в его среде модели закрепляются, а неэффективные отбрасываются как ненужные.

Также при усвоении поведенческих норм работает механизм негативного обусловливания, например, когда родители наказывают ребенка под влиянием чувства гнева. Свою роль играет и дефицит внимания, ведь любой ребенок знает, что значительно эффективнее привлекать внимание родителей, нарушая нормы, а не следуя им.

Выготский Л.С (2005) признаёт влияние природных особенностей организма, но главное – это то, что человек становится личностью по мере увеличения своих связей с обществом.

На формирование личности человека накладывает отпечаток воздействия других значимых людей, которые передают им опыт своего взаимодействия с миром, причем не посредством простого усвоения, а благодаря сложному социальному взаимодействию, включающему внешние и внутренние факторы, социальные и психофизиологические задатки соответственно.

Итак, отечественная психология представляет девиантное поведение как социально обусловленное – и ответственность за него несет как общество, так и сам человек.

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моделей, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как:

·                   Индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок;

·                   Социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества;

·                   Психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитании;

·                   Социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.



Глава 2 Особенности девиантного поведения у потенциально опасных пассажиров аэропорта

2.1 Понятие потенциально опасного пассажира (критерии).


Система гражданской авиации всегда находится под пристальным вниманием как представителей различных криминальных структур с одной стороны, так и служб безопасности аэропорта с другой. Как часть транспортной инфраструктуры, аэропорт может использоваться криминалитетом как транзитный пункт для контрабанды, или же как возможность исчезнуть из поля зрения правоохранительных органов.

Внимание террористических организаций к авиации обусловлено другими причинами – любой удавшийся террористический акт сразу получает большой общественный резонанс и неизменно сопровождается большим количеством жертв. С такой своеобразной «трибуны» террористам становится проще диктовать свои требования и всячески привлекать к себе внимание общественности.

Авторский коллектив под руководством Ю. Мосеева в своем курсе лекций «Авиационная безопасность» (1999) выделяет следующие предпосылки терроризма:

·                   Захват и угон ВС (воздушное судно) преступник расценивает как крайне результативное средство воздействия на какой-либо объект.

·                   Опасные действия на ВС не требуют обязательного наличия специальной подготовки и/или технических средств.

·                   Опасные действия на ВС может совершить один террорист или же небольшая группа.

·                   ВС представляет собой объект очень большой материальной ценности, который владелец не может просто так потерять.

·                   При трагедии на ВС погибает большое количество людей, и террорист имеет шанс остаться анонимным, если это входит в его цели.

Американский профессор Маккензи Ора, руководитель программы «Терроризм и авиация», существующей в рамках Всемирного фонда авиационной безопасности считает, что «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть». [ цит. по 35, с 21]

Также, авторами выделяются некоторые тенденции угроз авиационной безопасности:

·                   Характер авиационной отрасли транспорта дает возможность совершать опасные действия, не находясь в непосредственной близости от объекта воздействия.

·                   Сейчас террористические группы стали значительно лучше подготовлены техническом плане, а также хорошо организованы.

Очевидно, что правоохранительные органы должны обеспечивать эффективные методы противодействия криминальной угрозе безопасности. В данной дипломной работе внимание будет уделяться психологической службе безопасности аэропорта и её компетенциям, поскольку вопросы, например, проверки подлинности документов, касаются психологии только косвенно.

В данном конкретном случае психолога службы безопасности будет интересовать поведение пассажира при проверке документов. Внешние наблюдаемые признаки, которые мы рассмотри позже, помогут создать целостную картину в отношении пассажира и принять решение о потенциальной опасности пассажира аэропорта.

Также большое значение имеет поведение человека, который пытается пронести на борт ВС какие-либо запрещенные предметы/вещества. Такие акты незаконного вмешательства возможно обнаружить и предотвратить с помощью знания психологии потенциально опасного пассажира.

Вообще, данное понятие является специфическим для служб безопасности транспортной сферы и нуждается в конкретном определении. Данный раздел и призван раскрыть содержание данного термина.

Профайлинг.

Само определение потенциально опасного пассажира восходит к концепции т.н. профайлинга – метода противодействию актам незаконного вмешательства посредством психологических методов. Профайлинг – это основной инструмент психологической службы безопасности аэропорта, нуждающийся в пристальном рассмотрении.

Итак, сам метод был разработан в конце 70-х годов ХХ века в Израиле, авиакомпанией «Эль-Аль» как современная мера противодействию палестинским террористам. В дальнейшем основная концепция была переведена на английский язык, и получила признание в мире. В Россию она приходит в начале 90-х годов, на некоторые международные рейсы.

Авторы сборника курса лекций по авиационной безопасности компании «АБИНТЕХ» под ред. Эриашвили Н.Д., проф. Московского института МВД (2008) определяют понятие профайлинга как комплексную систему мероприятий, призванных выявлять потенциально опасных пассажиров, а также опасные ситуации на ранних этапах способов защиты от АНВ (актов незаконного вмешательства).

Данная тема затронута и в официальном приказе МинТранса РФ № 142 от 28.11.05 «Требования авиационной безопасности к аэропортам» с дополнением от 25.07.07. Указано на необходимость проведения процедур психологического тестирования и опроса пассажиров, под которым и понимается профайлинг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты