Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек


3.1 Сравнительный анализ оценки социального климата в родительской семье юношами и девушками. (по методике ШСО)


Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых была использована методика ШСО (Шкала семейного окружения). Испытуемым предлагался опросник, содержащий 90 пунктов, на каждый из которых они отвечали "верно" или "неверно". После этого подсчитывались сырые баллы по 10 шкалам опросника (сплоченность, экспрессивность, конфликт, независимость, ориентация на достижения, интеллектуально-культурная ориентация, ориентация на активный отдых, морально-нравственные аспекты, организация и контроль).

Первичная обработка двнных заключалась в подсчете средних значений и стандартных отклонений по каждой шкале.

Затем был произведен расчет мер различия между показателями социального климата родительской семьи (по каждой шкале) в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента.

Были выявлены различия в оценке социального климата в родительской семье юношами и девушками

·                   На уровне значимости p≤0,001 по показателям сплоченности, конфликта, независимости, ориентации на достижения, интеллектуально-культурной ориентации, ориентации на активный отдых, организации и контроля юноши оцениваю родительскую семью выше, чем девушки. По параметру морально-нравственных аспектов девушки оценивают семью выше, чем юноши.

·                   На уровне значимости p≤0,01 по показателю интеллектуально-культурной ориентации более высокие оценки выявлены в группе девушек

·                   На уровне значимости p≤0,05 по показателю ориентации на активный отдых более высокие оценки выявлены в группе юношей


3.2 Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек


Для исследования семантического пространства была использована методика "Семантический дифференциал" Ч.Осгуда. Испытуемым предлагалось оценить понятия "женщина", "мужчина", "мама", "папа", "любовь", "секс", "мое настоящее", "мое будущее", "успех", "неудача", "я", "я в будущем" по 12 парным качествам. При этом каждые 4 качества соответствовали одному из параметров оценки коннатативного значения понятия: оценке, силе, активности.

Первичная обработка результатов заключалась в подсчете средних значений и стандартных отклонений параметров оценки, силы и активности для каждого понятия.

Затем был произведен расчет мер различия между параметрами оценки, силы и активности по каждому понятию в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента.

Следующим этапом обработки стал подсчет коэффициентов корреляции между всеми предъявляемыми понятиями по параметрам оценки, силы и активности.

Результаты.

Расчет мер различия между параметрами оценки, силы и активности по каждому понятию в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента показал, что между юношами и девушками существуют различия

·                   на уровне значимости p≤0,001 - в оценке понятий "женщина" и "неудача" (понятие "женщина" выше оценивается девушками, понятие "неудача" - юношами); в силе понятий "женщина", "мужчина", "неудача", "я в будущем" (понятия "женщина", "неудача", "я в будущем" по параметру силы выше оцениваются юношами, понятие "мужчина" - девушками); активности понятий "любовь" и "секс" (выше оценивается юношами);

·                   на уровне значимости p≤0,01 - в оценке понятий "папа" и "секс" (понятие "папа" выше оценивают девушки, понятие "секс" - юноши); в силе понятия "мое будущее" (сила данного понятия выше оценивается юношами); в активности понятий "мое будущее", "успех" и "неудача" (активность понятий "мое будущее и успех выше оценивают девушки, понятия "неудача" - юноши);

·                   на уровне значимости p≤0,05 – в силе понятий "мама", "успех", "я" (сила понятий "мама" и "я в будущем" выше оценивается юношами, сила понятия "успех" - девушками); в активности понятия "я в будущем" (выше оценивается девушками).

Обобщая полученные результаты с данными о корреляционной взаимосвязи между изучаемыми понятиями можно выделить следующие особенности семантического пространства юношей и девушек.

Так как предметом нашего исследования является структура представлений о романтических отношениях в зависимости от показателей социального климата в родительской семье, то основное внимание в анализе семантического пространства мы уделили изучению понятий "любовь" и "секс" как основным составляющим романтических отношений, рассмотрению их взаимосвязей с другими понятиями.

Понятие "любовь" как юношами, так и девушками оценивается положительно, в его оценке не установлено достоверных различий между двумя группами. При этом в обеих группах оценка понятия "любовь" коррелирует с оценкой понятий "секс" и "мое настоящее". То есть как для юношей, так и для девушек положительное отношение к своему настоящему во многом определяется тем, насколько высоко они оценивают понятия любви и секса.

У девушек, кроме этого, положительная оценка понятия "любовь" связана с положительными оценками понятий "я", "я в будущем", "мое будущее", "успех". То есть для девушек любовь определяет не только отношение к настоящему, но также влияет на оценку собственного Я, своей успешности и оценки своего будущего.

Кроме этого, оценка понятия "любовь" у девушек коррелирует с оценкой понятия "папа". Возможно это указывает на то, что на оценку романтических отношений девушками большее влияние оказывает отец, нежели мать.

Сила понятия любви не обнаруживает значимых различий в двух группах. Однако выявлены различия во взаимосвязи силы данного понятия с другими.

У девушек сила понятия "любовь" коррелирует как с понятием мужчины, так и женщины. То есть девушки придают равноценное значение как мужчине, так и женщине в отношениях любви. У юношей же понятие "любовь" коррелирует с понятиями "женщина" и "мама", то есть, возможно, для юношей в отношениях любви наиболее важна роль женщины и чем более значима женщина в жизни мужчины, тем более значимыми будут отношения любви. Также возможно мать в большей степени оказывает влияние на представление юноши о романтических отношениях, нежели отец.

Кроме этого выявлены различия во взаимосвязи силы понятия любви и силы понятия "неудача". У девушек эта взаимосвязь является положительной, тогда как у юношей – отрицательной. Это может указывать на то, что неудачи в отношениях любви только усиливают их значимость для девушек и чем более сильными являются негативные переживания в романтических отношениях, тем большее влияние они оказывают на девушку. У юношей же наблюдается обратная взаимосвязь - значимость любовных отношений усиливается с уменьшением интенсивности негативных переживаний , связанных с ними.

Так же как и оценка, сила понятия "любовь"положительно коррелирует с силой понятия "мое будущее" только в группе девушек.

В оценке активности понятия "любовь" были выявлены значимые различия. Активность данного понятия выше оценивается юношами, чем девушками, что может говорить о том, что в данной выборке испытуемых романтические отношения в большей степени представлены в жизни юношей, чем девушек.

Кроме этого, у юношей активность понятия любви коррелирует с активностью понятия "секс", то есть секс рассматривается юношами как обязательная составляющая романтических отношений.

Однако существуют и сходства между двумя группами в оценке активности понятия "любовь".

И у юношей и у девушек активность данного понятии коррелирует с понятиями "успех", "мое будущее", "я в будущем". То есть чем более активно представлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными они оценивают себя и свое будущее.

Итак, проанализировав, как представлено понятие "любовь" в семантическом пространстве юношей и девушек можно сделать следующие выводы

1)                Отношения любви в целом оцениваются положительно и примерно в равной степени значимы как для юношей, так и для девушек.

2)                Положительное отношение к настоящему для юношей и девушек во многом определяется тем, насколько высоко они оценивают любовь и секс как основные составляющие романтических отношений.

3)                Чем более активно представлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными они оценивают себя и свое будущее.

4)                Девушки в большей степени связывают свое будущее с отношениями любви, чем юноши. (У девушек понятие "любовь" коррелирует с понятием "мое будущее" по всем трем параметрам (оценка, сила, активность), у юношей только по параметру активности).

5)                Переживание неудач в романтических отношениях увеличивает, усиливает их значимость для девушек и уменьшает их значимость для юношей.

6)                Влияние отца и матери на представление о романтических отношениях различно для юношей и девушек. На девушек такое влияние в большей степени оказывает отец, на юношей – мать.

7)                Для девушек любовные отношения оказывают большее влияние на оценку ими своей успешности, нежели для юношей. (Понятие любви у девушек коррелирует с понятием "успех" по двум параметрам (оценки и активности), у юношей – только по параметру активности).

8)                Секс является более значимой составляющей любовных отношений для юношей, чем для девушек (Понятие любви у юношей коррелирует с понятием "секс" по двум параметрам (оценки и активности), у девушек – только по параметру оценки).

В оценке понятия "секс" выявлены достоверные различия между группами юношей и девушек. Юноши оценивают данное понятие выше, чем девушки. Кроме того имеются различия во взаимосвязи оценки понятия "секс" с другими понятиями.

У юношей оценка данного понятия коррелирует с оценкой понятия "успех", что говорит о том, что положительная оценка юношей сексуальных отношений важна для высокой оценки им своей успешности.

У девушек же оценка понятия "секс" коррелирует с понятиями "мое настоящее", "мое будущее", "я в будущем", "я". То есть для девушек секс имеет значение как в оценке своего настоящего, так и в оценке своего будущего.

У девушек оценка понятия "секс" коррелирует с понятиями "папа", "мама", "мужчина", "женщина" у юношей же- только с понятием "мама". То есть представления девушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияние как со стороны отца, так и матери. Для подобных представлений юношей первостепенное значение имеет влияние матери.

Среди общих черт в оценке понятия "секс" можно выделить корреляцию с показателем активности секса (то есть чем больше представлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высоко они оцениваются) и с оценкой понятия "любви" (что объясняется обязательной представленностью секса в романтических отношениях).

По параметру силы понятия "секс" не выявлено значимых различий в оценках юношей и девушек.

Однако, активность данного понятия выше оценивается юношами нежели девушками. Кроме этого, активность понятия "секс" у юношей коррелирует с понятиеми "успех" (чем в большей степени сексуальные отношения присутствуют в жизни юноши, тем выше он оценивает свою успешность) и "любовь" (секс рассматривается в качестве обязательной составляющей любовных отношений).

Общим в оценке активности понятия "секс" юношами и девушками является корреляция с активностью понятия "я в будущем", то есть и юноши и девушками связывают свое будущее с сексуальными отношениями.

Однако, надо подчеркнуть, что у девушек понятие "секс" коррелирует с понятиями "мое будущее", "я в будущем" по всем параметрам, а у юношей только по параметру активности.

Итак, проанализировав как представлено понятие "секс" в семантическом пространстве юношей и девушек можно сделать следующие выводы.

1)                Чем больше представлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высоко они оцениваются .

2)                Секс и юношами и девушками рассматривается как составляющая романтических отношений.

3)                И юноши и девушки связывают свое будущее с сексуальными отношениями, однако девушки - в большей степени.

4)                Положительная оценка юношей сексуальных отношений и их представленность в жизни юноши важна для высокой оценки им своей успешности.

5)                Представления девушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияние как со стороны отца, так и матери. Для подобных представлений юношей первостепенное значение имеет влияние матери.

6)                Юноши выше оценивают сексуальные отношения, нежели девушки.

Общие выводы о представлениях юношей и девушек о романтических отношениях.

1)                Отношения любви в целом оцениваются положительно и примерно в равной степени значимы как для юношей, так и для девушек. Однако сексуальные отношения выше оцениваются юношами.

2)                Положительное отношение к настоящему для юношей и девушек во многом определяется тем, насколько высоко они оценивают любовь и секс как основные составляющие романтических отношений.

3)                Чем более активно представлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными они оценивают себя и свое будущее.

4)                Чем больше представлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высоко они оцениваются .

5)                Девушки в большей степени связывают свое будущее с отношениями любви, чем юноши.

6)                Переживание неудач в романтических отношениях увеличивает, усиливает их значимость для девушек и уменьшает их значимость для юношей.

7)                Влияние отца и матери на представление о романтических отношениях различна для юношей и девушек. На девушек такое влияние в большей степени оказывает отец, на юношей – мать. Представления девушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияние как со стороны отца, так и матери. Для подобных представлений юношей первостепенное значение имеет влияние матери.

8)                Для девушек любовные отношения оказывают большее влияние на оценку ими своей успешности, для юношей – сексуальные отношения.

9)                Секс является более значимой составляющей любовных отношений для юношей, чем для девушек.


3.3 Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек

романтический отношение юношеский социальный

Для оценки степени взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек был произведен расчет коэффициентов корреляции между показателями шкал методики ШСО и параметрами оценки понятий по методике "Семантический дифференциал".

Были выявлены следующие взаимосвязи.

По показателям отношений между членами семьи.

Показатели сплоченности и экспрессивности у девушек коррелирует с понятием "папа", у юношей – с понятием "мама". До этого, производя корреляционный анализ параметров оценки, силы и активности понятий "любовь" и "секс" нами было установлено, что эти понятия для девушек в большей степени коррелируют с понятием "папа", для юношей – с понятием "мама". То есть можно предположить, что ведущее значение для оценки как отношений между членами семьи, так романтических отношений для юношей имеет мать, а для девушек – отец.

Кроме того, все три показателя отношений между членами семьи (сплоченность, экспрессивность, конфликт) у юношей коррелируют с понятием "Я в будущем", что может указывать на влияние отношений в семье, (того, в какой степени члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу, в какой степени в семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства, в какой степени открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи) на представления юношей о своем будущем.

У девушек же эти показатели семейных отношений определяют их отношение к своей успешности (коррелируют с понятием "успех").

По показателям личностного роста.

Независимость и ориентация на достижения, как у юношей, так и у девушек коррелируют с понятием "мужчина". То есть можно сказать, что то, в какой степени члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений, в какой степени разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семье придают характер достижения и соревнования – все это может определять отношение юношей и девушек к мужчине, как обязательному участнику романтических отношений, причем можно сказать, что именно мужчине придается основное значение в достижении успеха, ему в большей степени приписываются характеристики независимости, ориентации на достижения.

Показатель интеллектуально-культурной ориентации у юношей и девушек коррелирует с понятием "я в будущем", то есть можно говорить о влиянии степени активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности на оценку юношами и девушками своего будущего.

Показатель морально-нравственной оценки коррелирует у юношей с понятием "мужчина", у девушек – с понятием "женщина". То есть можно говорить о том, что степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям для юношей больше определяется отцом, для девушек – матерью.

Корреляции между показателями социального климата в семье и понятиями, непосредственного связанными с романтическими отношениями ("любовь" и "секс") был выявлены только у девушек и только по таким показателям как морально-нравственные аспекты и организация. Это говорит о том, что степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям для девушек влияет на то, как они оценивают сексуальные отношения и насколько активно они присутствуют в их жизни (показатель морально-нравственных аспектов коррелируют с параметрами оценки и активности понятия "секс". Показатель же организации коррелирует с понятием силы понятия "секс", то есть то, насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей) влияет на значимость сексуальных отношений для девушек.

В группе юношей подобных взаимосвязей не выявлено.


Заключение


Целью нашего исследования было выявление взаимосвязей между социальным климатом в родительской и семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте.

Исследование проводилось с 1 по 20 мая 2008 года, в ОГУ и ОГМА. В исследовании приняли участие студенты вузов: ОГУ и ОГМА, в возрасте от 17 до 22 лет.

Гипотеза исследования заключалась в том, что представления о романтических отношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи с социальным климатом в родительской семье.

Экспериментальная проверка гипотезы включала в себя три основных этапа.

1. Сравнительный анализ оценки социального климата в родительской семье юношами и девушками.

2. Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек.

3. Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек.

На первом этапе были выявлены различия в оценке основных показателей социального климата в родительской семье юношами и девушками. Юноши оценивают большинство показателей (сплоченность, конфликт, независимость, ориентация на достижения, интеллектуально-культурная ориентация, организация и контроль в родительской семье выше, чем девушки). Возможно, это связано с различиями в воспитании родителями ребенка в зависимости от пола. Так как мужчине традиционно отводится роль главы семьи, основного источника семейных доходов, то в воспитании мальчика особое внимание уделяется развитию у него самостоятельности, независимости, ориентации на достижения, активности в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.

Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек позволил прийти к следующим выводам.

1)                Отношения любви в целом оцениваются положительно и примерно в равной степени значимы как для юношей, так и для девушек. Однако сексуальные отношения выше оцениваются юношами.

2)                Положительное отношение к настоящему для юношей и девушек во многом определяется тем, насколько высоко они оценивают любовь и секс как основные составляющие романтических отношений.

3)                Чем более активно представлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными они оценивают себя и свое будущее.

4)                Чем больше представлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высоко они оцениваются .

5)                Девушки в большей степени связывают свое будущее с отношениями любви, чем юноши.

6)                Переживание неудач в романтических отношениях увеличивает, усиливает их значимость для девушек и уменьшает их значимость для юношей.

7)                Влияние отца и матери на представление о романтических отношениях различна для юношей и девушек. На девушек такое влияние в большей степени оказывает отец, на юношей – мать. Представления девушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияние как со стороны отца, так и матери. Для подобных представлений юношей первостепенное значение имеет влияние матери.

8)                Для девушек любовные отношения оказывают большее влияние на оценку ими своей успешности, для юношей – сексуальные отношения.

9)                Секс является более значимой составляющей любовных отношений для юношей, чем для девушек.

Результаты третьего этапа исследования - сравнительного анализа взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек – позволяет сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась частично.

Между оценкой социального климата в родительской семье и представлениями о романтических отношений взаимосвязь выявлена только у девушек. При этом, не все показатели семейного климата находятся в этой взаимосвязи.

Была выявлена взаимосвязь между такими показателями социального климата в семье как морально-нравственные аспекты и организация и понятиями "любовь" и "секс". Это говорит о том, что степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям для девушек влияет на то, как они оценивают сексуальные отношения и насколько активно они присутствуют в их жизни (показатель морально-нравственных аспектов коррелируют с параметрами оценки и активности понятия "секс". Показатель же организации коррелирует с параметром силы понятия "секс", то есть то, насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей) влияет на значимость сексуальных отношений для девушек.

В группе юношей подобных взаимосвязей не выявлено.

То, что гипотеза подтвердилась лишь частично можно объяснить тем, что, оценивая взаимосвязь представлений о романтических отношениях и отношений в родительской семье, важно исследовать не семейную ситуацию в целом, а особенности взаимоотношений с матерью и отцом отдельно, так как влияние отца и матери различно в зависимости от пола ребенка. Этот вывод следует и из теоретических положений и из полученных нами в данном исследовании результатов.

Показатели сплоченности и экспрессивности у девушек коррелирует с понятием "папа", у юношей – с понятием "мама". До этого, производя корреляционный анализ параметров оценки, силы и активности понятий "любовь" и "секс" нами было установлено, что эти понятия для девушек в большей степени коррелируют с понятием "папа", для юношей – с понятием "мама". То есть можно предположить, что ведущее значение для оценки как отношений между членами семьи, так романтических отношений для юношей имеет мать, а для девушек – отец.


Список литературы


1)                 Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.—М.: Наука, 1978.

2)                Берн Э. Секс в человеческой любви,.-М.-1998.

3)                 Берн Э. Формы человеческих отношений. Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bern/_Forma_02.php

4)                 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.- Прогресс.-1986.

5)                 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: ПИТЕР.-2008.-398с.

6)                Вайнингер О. Пол и характер. -Латард.-1997.

7)                Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.- 1976.

8)                Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.-М.: МГУ.-1987.

9)                 Джонсон Р. МЫ. Глубинные аспекты романтической любви. – М.: Когито-Центр.-2005.-319с.

10)            Додонов Б.И. В мире эмоций. –Киев.- 1987.

11)            Екимчик О.А. Любовь и привязанность в супружеских отношениях. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2008, №1

12)            Изард К. Психология эмоций. –М.- 2008.- 464 с.

13)            Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер.- 2000. — 502 с.

14)            Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма "Класс".-2000. — 256 с.

15)            Кле М. Процесс социализации в подростковом возрасте.-М.- 1998.

16)            Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск.-1976.

17)            Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1989.— 252 с.

18)            Кон И.С. Ребенок и общество.- М.-Наука.- 1988.

19)            Кон И.С., Психология юношеского возраста. -М., :Просвещение.-1979.

20)            Крайг Г. Психология развития.-СПб.: ПИТЕР, -2006.

21)            Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль.-1989.

22)            Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка.- Таллинн. 1986.

23)            Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- 1983.

24)            Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал, 2006, №1

25)            Майерс Дэвид Дж. Социальная психология.- Спб.: Питер.-2003.

26)            Мэй Р. Любовь и воля. - К.: Ваклер.- 1997.

27)            Мясищев В.Н. Психология отношений. -М., 1995.

28)            Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.-1988.

29)            Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.- Прогресс.-1988.

30)            Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины.- М.: Владос пресс.-2005.

31)            Сушко Е.И. Формула любви // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007, №3

32)            Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. Курс лекций.- М.-1998.

33)            Франселла Ф., Банистер Б. Новый метод исследования личности. -М.: Прогресс.-1987.

34)            Фромм Э. Искусство любить.- СПб.: Азбука-классика.-2007.-221 стр.

35)            Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб. -1999.

36)            Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии.— 1971.— № 4

37)            Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1.

38)            Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение.-1969.

39)            Якобсон П. М. Психология чувств.- М.: АПН, 1956.

40)            Якобсон П.М. Чувства, из развитие и воспитание. – М.- 1976.

 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты