Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте

Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития.(27,42)

Поэтому вопрос о формировании отношений человека неразрывно связан с вопросом о его развитии. И изменения системы отношений в юношеском возрасте необходимо связывать с особенностями, характеристиками данного возрастного периода.

Одной из важнейших особенностей отношений со сверстниками юношей и девушек является появление первых романтических (любовных) отношений. И.С. Коном ранняя юность рассматривается как время поисков любви. (19, 46)

Формирование отношений с противоположным полом, построенных на основе симпатии и любви выступает как одна из главных возрастных задач развития, стоящей перед юношами и девушками. От того, какими будут первые романтические отношения человека, каким образом впервые будет удовлетворена потребность в любви, во многом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений и, в силу высокой мотивационной значимости романтических отношений.(17, 96)

Как утверждает В.С. Мухина, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Она рассматривает юность как период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления. Именно в юности обостряются способности к "вчувствованию" в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям.

В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку "сохранять свое лицо" на эмоциональном и рациональном уровне общения.(25,114)

В данный период происходят существенные изменения отношений со взрослыми, в первую очередь, с родителями. В подростковый период наблюдается реакция эмансипации, обособления от родителей, общение со взрослыми теряет свою актуальность и первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, молодые люди стремятся к освобождению от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Период юности же характеризуется пониманием относительности любой независимости, пониманием того, что необходимо ценить родственные связи, опыт старшего поколения. Юноша, пройдя через глубинные рефлексивные переживания, поиск истинных ценностей, отчуждение от круга значимых близких людей, как бы возвращается в семью в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. (25,352)

Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.(23, 352)

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) — не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями. (1, 56)

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902—1982).(37,2)

Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного "Я", изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития — "эпигенетический принцип", согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме "нормативного кризиса", который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.(1,58)

Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества — воспитатели, родители — связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому, хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируют от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению определенных социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его лути жизненные задачи.(17,67)

Эриксон (1959, 1968) подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития мораторий" (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не — "ролевой усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое "Я".(37,70)


1.3 Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте


Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человека является воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.(27,32) С формированием отношений человека также связаны педагогика и управление всей психодинамикой и взрослого, и подрастающего человека.

Изменения в положении подростка в юношеском возрасте влекут за собой, помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент — внесемейные обязанности и учебно-профессиональный труд. На новую ступень поднимается управление своими действиями и структура отношений, определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждения и идеалов характеризует развитие отношений в юношеском возрасте. Высший уровень развития идейного и принципиального поведения является следствием не только функционального развития, но и общественной структуры, условий общения и общественного воспитания.(27,42)

В структуру отношений, по мнению Мясищева В.Н., входят познавательный, волевой и эмоциональный компоненты. Поэтому в качестве одного из факторов, влияющих на формирование отношений в юношеском возрасте можно выделить особенности аффективной сферы молодых людей.

Для периода юности характерна специфическая эмоциональная сенситивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. В данный период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. "Юношеская горячность", "юношеская пылкость" - не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей жизни молодых людей в эти годы. Эмоциональная восприимчивость молодых людей обусловливает их большой интерес к миру другого человека. В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. (40, 73)

Кроме того, период юности является периодом формирования основы эмоциональной культуры – уровня развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. Согласно П.М. Якобсону , основными чертами эмоциональной культуры, которые формируются в юношеском возрасте, являются: способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять внимание к ним, способность сопереживать чувствам других людей, умение делить свои переживания с близкими, эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, на мир моральных ценностей, чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.(40,81)

Выделяя основные черты эмоциональной культуры, формирующиеся в юношеском возрасте нельзя забывать о том, что развитие аффективной сферы личности, как и любой другой, идет строго индивидуально. Характерологические особенности личности, темперамент, направленность, особенности мотивационной сферы и т.д. во многом определяют формирование ее отношений с другими людьми. В частности, В.С.Мухина, говоря об особенностях отношений любви в юношеском возрасте, подчеркивает, что у каждого любовь индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в любовных отношениях, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. (15,18) Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений в юношеском возрасте, по нашему мнению, является семья.

Влияние семьи человек испытывает на себе раньше всего, будучи ребенком, когда он наиболее восприимчив. (23,56)

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. (18,52) Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. (20,154)

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.(5, 113)

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. (20,149) По мнению современных психологов, в частности Фрэнка Пьюселика, подобного рода идентификация не заканчивается никогда. Человек копирует поведение родителей не только в детстве, но и на протяжении всей жизни, в том числе и в юношеском возрасте. Юноша копирует характер взаимоотношений между членами семьи, кроме того, весьма важным фактором являются эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.(22,31)

Семейная социализация не сводится к непосредственному "парному" взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. (17,44)

Вывод о том, что все перечисленное, а именно характеристики семейного климата, такие как эмоциональный тон семейных взаимоотношений, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины, используемый тип воспитания, механизм идентификации с родителем и др. влияют на всю структуру личности человека позволило выдвинуть и проверить экспериментально гипотезу о том, что социальный климат в родительской семье и представления о романтических отношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи.


Глава 2. Методическая организация исследования


2.1 Описание объекта исследования


Объект исследования составили юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет, обучающиеся на очном отделении различных оренбургских вузов (ОГУ и ОГМА). При этом число юношей составило 20 человек, число девушек -21 человек. Большинство испытуемых имеют полные семьи. Примерно половина испытуемых, а именно 21 человек на момент проведения исследования проживали совместно с родителями (из них 10 девушек и 11 юношей), 18 человек (9 девушек и 9 юношей) проживали отдельно от родителей (из них 10 человек – 3, 4 года; 8 человек– 6, 7 месяцев).


2.2 Логика проведения эксперимента


Данное исследование основано на гипотезе о том, что представления о романтических отношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи с социальным климатом в родительской семье. При этом под социальным климатом в семье мы понимаем те правила поведения, которые сложились в семье и которые влияют на взаимоотношения в ней. Правила показывают, что в семье можно делать, а что нельзя, что считается хорошим и плохим, т. е. они представляют собой элемент своеобразной семейной идеологии. Мы предположили, что отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, организационная структура семьи во многом определяет то, как человек реализует себя в романтических отношениях, какое значение они для него имеют, что он вкладывает в понятие любви.

В исследовании мы выделили 3 этапа:

1) Сравнительный анализ социального климата в родительских семьях юношей и девушек по методике ШСО.

2) Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек.

3) Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек.


2.3 Методики исследования


Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых была использована методика ШСО (Шкала семейного окружения). В основе шкалы семейного окружения (ШСО) лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES) предложенная Rudolf H. Moos и Bernice S. Moos в 1974 г. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1985г. Данная методика была выбрана потому, что позволяет оценить сразу множество факторов, которые составляют социальный климат в семье и которые, по нашему мнению, могут оказать влияние на отношения юношей и девушек с романтическим партнером. А именно, методика позволяет оценить следующие показатели:

А. Показатели отношений между членами семьи

1. Сплоченность (С). В какой степени члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.

2. Экспрессивность (Э). В какой степени в семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.

3. Конфликт (К-т). В какой степени открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.

Б. Показатели личностного роста

4. Независимость (Н). В какой степени члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.

5. Ориентация на достижения (ОД). В какой степени разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семье придают характер достижения и соревнования.

6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.

7. Ориентация на активный отдых (ОАО). Насколько семье свойственны активный отдых и спорт.

8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.

8. Показатели управления семейной системой

9. Организация (О). Насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенностьсемейных правил и обязанностей).

10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

Для исследования представлений о романтических отношениях использовалась методика "Семантический дифференциал" Ч.Осгуда.

Наш выбор объясняется тем, что методика позволяет измерять так называемое коннотативное значение, или эмоциональный компонент смыслов, вкладываемый человеком в то или иное понятие. Коннотативное значение связано с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало осознанными формами общения. Его близким аналогом в понятийном аппарате нашей психологии является понятие личностного смысла. ( Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов ,которая зачастую является малоосознаваемой). Таким образом, данная методика позволяет изучить семантическое пространство испытуемого и найти систему тех латентных факторов, в рамках которых респондент "работает", так или иначе оценивая какие-либо объекты (29,34).

Необходимо подчеркнуть, что респондент, как правило, не дает себе отчета в существовании этих факторов. Семантическое пространство является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация, сравнение. Метод семантического дифференциала направлен не только на поиск семантического пространства и анализ лежащих в его основе факторов, но и на изучение взаимного расположения объектов в этом пространстве, то есть различий в восприятии этих объектов, рассматриваемых респондентом. (32,55)

Изучая романтические отношения методикой СД мы сможем раскрыть аффективные компоненты смыслов, вкладываемых юношами и девушками в те или иные объекты, так или иначе включенные систему романтических отношений, изучить различия в восприятии этих объектов, выяснить факторы, определяющих смысловую значимость таких объектов для юношей и для девушек, выявить сходства и различия картины изучаемых смыслов, семантических пространств юношей и девушек.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты