Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте

Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте

Министерство Высшего Профобразования и науки РФ

ГОУ ОГУ









Курсовая работа

Тема: "Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте"













Оренбург 2008

Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения романтических отношений

1.1 Понятие романтических отношений в современной психологии

1.2 Изменения категории отношений в юношеском возрасте

1.3 Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте

Глава 2. Методическая организация исследования

2.1 Описание объекта исследования

2.2. Логика проведения эксперимента

2.3. Методики исследования

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек

3.1 Сравнительный анализ оценки социального климата в родительской семье юношами и девушками

3.2 Сравнительный анализ семантического пространства

3.3 Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек

Заключение

Список литературы


Введение


На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании. Эта тема остается актуальной и по сей день.

Актуальность исследования темы любви определяется тем, что романтические отношения являются чрезвычайно важной сферой межличностного взаимодействия, оказывающей влияние на эмоциональное благополучие личности в целом. Потребность любить и быть любимым выступает как одна из основных потребностей человека, а достижение подлинной интимности с романтическим партнером является одной из основных личностных задач, стоящих перед человеком. Поэтому любовь выступает одним из факторов развития личности.

Долгое время тема любви игнорировалась академической психологией, в отношении данного психологического явления исследователи занимали позицию агностицизма. Отношения любви в юношеском возрасте изучались многими исследователями, характеризующими их с точки зрения функционального значения, сексуальной составляющей, развития общения со сверстниками и др. Тем не менее, данная тема остается сравнительно мало исследованной областью, особенно тех ее аспектов, которые связаны с соотнесением двух сфер взаимоотношений: отношений с романтическим партнером и детско-родительских отношений.

По мнению Д. Баумринд, родительская семья является важнейшим фактором социализации человека. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка и во многом определяют его мировоззрение, его систему ценностей.(18,111)

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера или социальный климат семьи, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. (5, 113)

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между социальным климатом в семье (который оценивался по показателям отношений между членами семьи, показателям личностного роста, показателям управления семейной системой) и представлениями юношей и девушек о романтических отношениях.

Итак, цель данной работы: выявление взаимосвязей между социальным климатом в родительской и семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте.

Предмет исследования - структура представлений о романтических отношениях в зависимости от показателей социального климата в родительской семье.

Объект исследования – студенты (юноши и девушки) в возрасте от 17 до 22 лет.

Гипотеза – представления о романтических отношениях в юношеском возрасте находится во взаимосвязи с социальным климатом в родительской семье.

Задачи исследования:

·                   Выявить особенности социального климата в родительских семьях юношей и девушек по 10 показателям.

·                   Изучить коннотативные компоненты понятий "женщина", "мужчина", "мама", "папа", "любовь", "секс", "мое настоящее", "мое будущее", "успех", "неудача", "я", "я в будущем".

·                   Сравнить характер взаимосвязей между социальным климатом в родительской и семье и представлениями о романтических отношениях у юношей и у девушек.

Методы исследования: сравнительный, метод беседы, экспериментальный метод.

Методики исследования: "Семантический дифференциал" Ч.Осгуда, "Шкала семейного окружения" (ШСО) Rudolf H. Moos и Bernice S. Moos в адаптации С.Ю. Куприянова.

Исследование проводилось с 1 по 20 мая 2008 года, в ОГУ и ОГМА. В исследовании приняли участие студенты вузов: ОГУ и ОГМА, в возрасте от 17 до 22 лет.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения романтических отношений


1.1 Понятие романтических отношений в современной психологии


Не только у различных психологических школ, но даже у отдельных исследователей взгляды на понятие романтической любви как психологического явления очень рознятся.

Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами – любви и смерти (Эросом и Танатосом). Эрос – мощнейшая сила человеческой психики. Как бы человек ни развивал свою культуру, свои социальные институты, половая энергия, доставшаяся ему в наследство от животного состояния, не изменилась и любовь в своей основе осталась такой же первобытной. (34, 67) Кроме того, любовь по Фрейду хоть и не является патологией, но характеризует невротическую личность. Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что "неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически".

Известный философ Эрих Фромм утверждает в своей книге "Искусство любить": "Любовь - это единственный разумный ответ на проблему человеческого существования". Э. Фромм в своих трудах говорит о любви как о самой высокой ценности. Он пишет, что любовь – это искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Незрелая любовь говорит: "Я люблю тебя, потому что у нуждаюсь в тебе." Зрелая любовь говорит: "Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя." (34, 98)

Некоторые авторы, в частности К. Изард, рассматривают любовь как эмоцию. Однако, К. Изард подчеркивает, что любовь существенно отличается от базовых эмоций, таких как радость, печаль, гнев, страх. В некотором смысле, любовь может быть определена как паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов. Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес—возбуждение и удовольствие—радость, но очевидно и то, что в ней представлены негативные эмоции: печаль, вызванная разлукой с любимым человеком, гнев, злость и т.д. (12, 176)

По мнению В.И. Мустейна, в понятие "любовь" входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:

А) чувство;

Б) установка;

В) поведение;

Г) здравый смысл.

Однако, ни одна из них не является ведущим критерием определения "любви". Например, партнеры могут прийти к выводу, что они "любят", "ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением" (а воля "забивает" непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях "любви":

А) страстная любовь;

Б) романтическая;

В) супружеская любовь.

Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. (14,46)

По мнению Р.Дж. Стернберга, "любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника". Три вершины – это:

Интимный компонент (наличие близких взаимоотношений): желание повысить благосостояние любимого человека, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, взаимопонимание, получение и оказание духовной поддержки, сексуальные отношения, значимость любимого в жизни;

Компонент страсти – романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт; как дополнительные потребности – чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореализация;

Компонент решения/обязательства включает два аспекта – решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать это любовь (длительные отношения).

Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

Симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

Безрассудная любовь (только страсть); любовь – "наваждение"; объект любви, как правило, идеализируется.

Пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией;

Романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

Любовь в браке (интимность и решение / обязательства); длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечения на стороне);

Бессмысленная любовь (страсть и обязательства); "крайне восприимчива к разрушению", страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); "достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее";

Нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.

Треугольная теория любви объясняет причины отсутствия равновесия в любви. Графически акцентированный компонент можно изобразить острым углом. Несовпадение треугольников партнеров ведет к разрыву отношений. (9, 245)

Р.Мэй указывает, что на Западе традиционно выделают 4 типа любви:

• Секс, вожделение, либидо;

• Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;

• Филия, или дружба, братская любовь;

• Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.(3, 102)

Чувство подлинной любви у каждого человека является смесью (в различных пропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос спасает секс от саморазрушения. Но эрос не может существовать без приязни (филии), братской любви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было бы невыносимым, если бы оно никогда не прерывалось. Приязнь – это расслабление в присутствии любимого человека, основанное на признании в другом человеке человека; это состояние, когда нам нравится быть в другим, нравится ритм его походки, голос, все существо другого. Это придает эросу широту, дает ему время для развития, время глубже пустить свои корни. Приязнь не требует от человека каких-то определенных действий ради любимого, кроме признания значимого другого, пребывания рядом с ним и переживания совместной радости. Это дружба в самом ее простейшем и непосредственном проявлении. Филия, в свою очередь, предполагает агапе. Мэй Р. определяет агапе как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстную любовь, подобную любви Бога человеку. Однако агапе всегда несет в себе риск покровительственного отношения (это необходимо и можно принять). (10,67)

Объясняя природу страстной любви, Хатфилд отмечает, что одно и то же состояние возбуждения может выражаться различными эмоциями в зависимости от того, чем вызвано это возбуждение. Эмоции затрагивают и тело, и сознание, и возбуждение, и то, как мы его интерпретируем и какой прикрепляем к нему ярлык. Физиологически проявления различных эмоций зачастую очень схожи. Таким образом, вы можете переживать возбуждение от радости, если вы находитесь в состоянии эйфории, и от гнева, если ваше окружение враждебно вам, и как романтическую любовь, если ситуация романтическая. С этой точки зрения, страстная любовь - это физиологическое возбуждение, вызванное человеком, которого мы считаем привлекательным.(10,73)

И если страсть на самом деле есть состояние крайнего возбуждения, к которому прикрепляется ярлык "любовь", тогда все, что способствует усилению этого возбуждения, будет способствовать усилению любви. В нескольких экспериментах университетские студенты, сексуально возбужденные чтением и просмотром эротических материалов, проявляли повышенный интерес к своим партнершам (к примеру, давали более высокие баллы своей подруге по "шкале любви" Рубина. Сторонники двухфакторной теории эмоций утверждают, что иногда возбужденный мужчина, реагируя на женщину, ошибочно считает ее источником своего возбуждения.(10,74)

Некоторые ученые предпринимали попытки математического моделирования любви – выражение ее через формулу. Наиболее разработанной и применяемой на практике можно считать формулу Е.И. Сушко, консультанта в области межличностных отношений, автор книги "Формула любви: теория и методика применения".

Он представил модель любви в виде следующей математической формулы:


L = K (V + P)


Где переменные:

L – любовь V – влечение P – удовлетворение потребностей

K – поправочный коэффициент

Формула в развернутом виде.


L = K1 K2 К3K4 K5 (V1+V2+V3 +V4+V5+V6 +V7 +V8+P1+P2+P3+P4 +P5+P6)


Где переменные:

V1 – привлекательное лицо

V2 – привлекательное тело

V3 – привлекательный голос

V4 – привлекательный запах

V5 – привлекательные движения

V6 – привлекательный внешний вид

V7 – привлекательный темперамент

V8 – привлекательные черты характера

P1 – потребность в сексуальном общении

P2 – потребность в эмоциональном общении

P3 – потребность в интеллектуальном общении

P4 – потребность в рождении и воспитании детей

P5 – потребность в совместном решении материальных проблем

P6 – потребность в совместном решении бытовых проблем

Коэффициенты:

K1 – воображение, мечты K2 – психологическое влияние,K3 – физическое состояние организма, K4 – эмоциональное состояние организма, K5 – время общения (31,2)

1.2. Изменения системы отношений в юношеском возрасте

Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии.

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости. А точнее, от подросткового возраста к взрослой, самостоятельной жизни. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Размыты как границы между подростковым и юношеским возрастом (15-17 лет), так и между юностью и взрослостью (21-25 лет).

Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции.(25,348)

Юношеский возраст связан с потребностью в общении и владении способами его построения; с развитием теоретического мышления и умением ориентироваться в различных формах теоретического сознания, с развитием рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребностью в труде и способностью трудиться. Все эти качества образуют психологическую базу для самоопределения - центрального новообразования раннего юношеского возраста.(19, 84)

Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

В этот период происходят значительные изменения в системе отношений молодого человека как со сверстниками, так и с представителями старшего поколения.

В. Н. Мясищев подчеркивал, что система отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.(27, 12)

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности социальных объективно существующих отношений общества.(27, 21)

Эти отношения, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.(27,22)

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности.(27, 34)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты