Шпаргалка по специальной психологии

Шпаргалка по специальной психологии

Современное определение предмета спец. психологии


Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

Предметом явл. процесс развития в стесненных обстоят-вах.

Централ. образованием  спец. пс (понятием) явл. дизонтогенез – это стойкое изменение параметров актуального функк-ния психики и темпов ее возрастной динамики, доставерно отлич. от средних значений характерных для данного возраста.


Задачи спец. психологии

В задачи специальной психологии входит:1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния; 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;4. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;5. психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях; 6. псих-кое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками; 7. психологическая коррек­ция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей явл раз­работка диаг-ских методик.

Спец. пс решает также задачи псих-ой коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих по­рядков.К ним относятся недостатки отдельных психических процес­сов, несформированность ВПФ, откло­нения в развитии личности.

Важной задачей спец. пс явл также изу­чение динамики развития учащихся как в спец-ных образова­тельных учреждениях, так и в условиях интегрированного обуче­ния, а также особен-ей их адаптации к разным условиям.


Психолого-медико-педагогич. консультация

Направление детей в соответствующее недостатку развития об­разовательное учреждение должно осуществляться на основе тон­чайшей и точнейшей дифференциальной диагностики. На сегодняшнее время консультации психолого-медико-педагогич. коммисий должны быть более точными и  квалифицированными и  не будет ограничиваться только определе­нием типа нарушения развития у обследуемого ребенка и направ­лением его в соответствующую специальную школу или класс, но будет достаточно подробно характеризовать слабые и сильные сто­роны психического развития ребенка, выявлять его индивидуаль­ные особенности и потенциальные возможности. Все это необхо­димо для составления индивидуального плана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условиях интегрированного обу­чения детей с отклонениями развития в обычных школах.

Подготовка рекомендаций к индивидуальному плану обучения как одна из задач психолого-медико-педагогической консульта­ции (комиссии) указывается и в проекте Закона РФ «Об образо­вании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Школы для: 1) глухих, 2) слабослышащих, 3) слепых, 4) слабовидящих, 5) умственно отсталых, 6) детей с недостатками опорно-двигательного аппара­та, 7) детей с общим недоразвитием речи, 8) детей с задержкой психического развития.



Специфика методов наблюдения и эксперимента в спец. пс.

Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, использу­емые в индивидуальном или групповом лабораторном псих-ом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует опреде­ленных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальные возможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определен­ные действия. Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки раз­вития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-пси­хологическая методика имеет ограничения, связанные с особен­ностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкети­рование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно раньше.

Особое значение при изучении детей с недостатками разви­тия приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих прояв­лений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за пове­дением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для по­нимания характера трудностей ребенка при выполнении им раз­личных заданий.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные.

Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, полученные дан­ные, обязательно должны сопостав­ляться с результатами выполнения точно таких же заданий груп­пой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.


Межпредметные связи спец. пс.

Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию —научную об­ласть, охватывающую проблемы разностороннего изучения, вос­питания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушени­ями физического и умственного развития.

Специальная психология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разде­лов общей психологии.

К ней близки патопсихология и клиническая.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями.

Клиническая психология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболе­ваниями. Она занимается психологическими аспектами профилак­тики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызван­ных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией.


История становления  и развития  спец. пс.

Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениями обнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. Французский психиатр Эскироль опубликовал двух­томный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, ги­гиенических и медико-социальных проблем, связанных с умствен­ной отсталостью, значительное место занимали чисто психологи­ческие вопросы.

В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических осо­бенностей умственно отсталых.

Важнейшей вехой в истории развития специальной психоло­гии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно от­сталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный про­цесс, у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей.

С началом XX в. связан целый поток публикаций по методикам диагностики умственной отсталости. Психологические работы, касающиеся слепых и глу­хих, появляются лишь в начале XX в.

Далее развитие психологических исследований лиц с психи­ческими и физическими недостатками идет нарастающими тем­пами. Накапливаются знания об умственно отсталых, при этом подавляющее большинство исследований посвящается познава­тельным процессам у детей школьного возраста, и таким образом формируется олигофренопсихология.

В 1930 — 1940-х гг. появляются отдельные исследования нару­шений речевого развития детей. Исключительно важное теорети­ческое и практическое значение имеет психологическое изучение слепоглухих, начатое в эти же годы И.А.Соколянским и А.В.Яр­моленко.

В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психологи­ческое изучение детей с ранним детским аутизмом.

Мало пока исследованы и особенности психики при тяже­лых и глубоких степенях нарушений развития.

Изучая недостатки развития, необходимо знать специальную терминологию. Она претерпевала значительные изменения.

В начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненор­мальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшний день «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».

Касаясь конкретных категорий нарушенного развития, следует сказать, что сейчас при описании лиц с тотальными нарушения­ми слуха и зрения чаще употребляются термины «неслышащие» и «незрячие», реже — «глухие» и «слепые».


Нарушение слуха и его влияние на псих-ое равитие

Все причины и факторы нарушений слуха можно разделить на три группы. Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приво­дящие к общей интоксикации организма матери в этот период {врожденное нарушение слуха). Третья группа — факторы, дей­ствующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жиз­ни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под Действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в раз­личные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты Или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухуд­шение слуха.

Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случа­ях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормаль­ному. Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и рече­вое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех по­знавательных процессов ребенка, в формировании его волевого по­ведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего дет­ства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психи­ческого развития, насколько систематически реализуются соци­ально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Могут быть изменения: нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебраль­ному параличу; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корко­вых и подкорковых образований); заболевания ЦНС и всего организ­ма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниа­кально-депрессивному психозу и др.); возможность глубокой социально-педагогической запущен­ности.

Глухие дети позднее, чем слышащие, научают­ся выделять в предметах не только различия, но и сходство. Замет­но труднее для глухих, чем для слышащих, сравнивать предметы не на основе их непосредственного восприятия, а по представле­нию.


Особенности псих. развития в условиях патологии

зрительного анализатора

Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изуча­ющий психическое развитие лиц с нарушением зрения.

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей опираются на теоретиче­ские положения, выдвинутые Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, А.И.Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики.

Значительное сокращение или полное отсутствие зритель­ных ощущений, восприятии и представлений ограничивает воз­можности формирования образов воображения и памяти.

Происходят качественные изменения системы взаимоотно­шений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориен­тировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происхо­дят в физическом развитии: заметно нарушение точности движе­ний, их интенсивности, становится специфической ходьба и дру­гие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система психических функций, каче­ственно и структурно несхожая с системой нормально развиваю­щегося ребенка.

Ребенок с нарушением зрения за­висит от выбора, обработки, удержания в памяти и использова­ния слуховой информации.

Меньшая психическая активность младенца с нарушением зре­ния, связанная с отсутствием зрительных впечатлений, является фактором, затрудняющим темп его психического развития, веду­щим к отставанию от уровня развития зрячего.

После шести месяцев жизни слепые дети начинают резко от­ставать в развитии движений от зрячих того же возраста.

В психологическом развитии в период 1-2 лет гла­венствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребен­ка с нарушением зрения теми же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретны­ми связями с предметным окружающим миром. У таких детей трудно и медленно формируется предметность вос­приятия.

В старшем дошкольном возрасте большинство слепых детей четко соотносят звуковые качества с предметами, действиями с ними или оруди­ями действий, обосновывая логически свои суждения.

Для детей с глубоки­ми нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности.

Глубокие нарушения зрения оказывают влия­ние на разные компоненты структуры личности. В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной за­висимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих от­ражаются неблагоприятные внешние условия развития.

Первый блок структуры личности — формирование таких пси­хических процессов, как мышление, речь — находится в опосредо­ванной зависимости от нарушения зрения, так как за счет разви­тия компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы.

Второй блок структуры личности — психические состояния — также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет вре­менный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при по­явлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих.

Третий блок структуры личности — темперамент, характер, способности, направленность личности — рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека.

можно говорить о том, что такие глубокие на­рушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влия­ние на формирование всей психики человека, включая и лич­ность.

Дети с глубоким поражением зрения в подрастковом возр. очень сильно пережив. свое несовер-ство.

А.Г.Литвак, анализируя взгляды ученых начала XX в. на мы­шление слепых, выделяет две противоположные точки зрения.

1. потеря зрения способствует более раннему и быстрому развитию у слепых логического мы­шления.

2. что сле­пота тормозит и ограничивает развитие мышления.

Задержанное псих-ое развитие


ЗПР - понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испыты­вающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные воз­можности.

Причинами ЗПР могут быть тяже­лые инф-ные заболевания матери во время беременности, токсикозы бере-ости, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития.

К.С. Лебединской выделено 4 группы:

1. ЗПР конституционального происхождения. Такие дети отличаются уже внешне. часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. Сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность.

2. ЗПР сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы и т.д.

3. ЗПР психо­генного происхождения. Редкие случаи. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызываю­щими нарушение формирования личности ребенка.

4. ЗПР церебрально-органического генеза.

Причины — различные патологические ситуации беременно­сти и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время бе­ременности, интоксикации, а также травмы и т.д.

Восприятие.У детей с ЗПР трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычле­нить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глу­бины пространства, недостатки восприятия явно выступают, когда дети выполня­ют задания на копирование фигур,(домики из строительных кубиков,  фигуры из кубиков Кооса).  Так же страдает мелкая моторика.

Внимание. Не может сосредо-тся на каком либо предмете. Это связано с низкой работоспособ и  повышен-ой истощаемостью.

Память. Наблюдается некоторое отставание в развитии памяти детей с ЗПР в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, которая про­слеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание наглядно-образной памяти по срав­нению со словесной.

Мышление. наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (нагляд­но-действенного, наглядно-образного и словесно-логического). Трудности при выполнении простых арифметических заданий.

Речь. запоздалое появление пер­вых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расшире­ние словаря и овладение грамматическим строем. Не­редко имеются недостатки произношения и различения отдель­ных звуков. В условиях повседневного общения недостатки словаря, грамма­тического оформления и произношения заметно не выступают. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей по­чти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников.

Эмоц. сфера. наблю­дается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявле­ний эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты