Бессознательное – это та часть воспринимаемой и перерабатываемой человеком информации, которую он вообще не осознает и в данное время не может описать словами или представить в ощущениях и образах. Это то, что не находится и не может быть в сфере внимания в любой момент времени. Например, человек может рассматривать внимательно какую-то деталь художественной картины. В этот момент она будет представлена в сфере его сознания. В то же самое время своим периферическим сознанием человек может сознательно воспринимать обстановку в помещении, где находится картина, пути необходимости описать ее. Но ни в данный момент, ни в какой либо другой он не может определенно и убедительно объяснить, а значит осознать и описать словами то, почему его внимание привлекло именно это, а не какая-нибудь другая деталь картины.
Каждый из названных признаков: сознание, полусознание и бессознательное выполняет в жизни человека и в познании им окружающего мира свою специфическую функцию. Сознание при помощи внимания выделяет в окружающем наиболее важную для человека в данный момент часть информации; полусознание включает в себя то, что может в любой момент понадобиться для разумной организации поведения, но сейчас еще не особенно необходимо; бессознательное содержит то, что важно для управления поведением и работой организма человека на уровне рефлексов.
Существуют разные психологические теории внимания. Одна из наиболее известных – моторная теория внимания Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
6 Виды внимания
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и восприятия, связано с волевой регуляцией поведения, с изобретательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется никем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (тестов, слов и др.).
Историю развития внимания пытался проследить Л.С.Выгодский [3, с.6-164] в разделе своей культурно-исторической концепции их формирования. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выгодскому [3, с.6-164] состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающим, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком, как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредованное, и со временем занимает основное место среди всех его видов.
РЕЗЮМЕ
Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями, навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
В психологии психодиагностика служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях и практикой постановки психологического диагноза.
Психологический диагноз – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств: способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.
Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств.
Методом психологической диагностики может быть тест, он как игровой прием возбуждает интерес к изучаемому материалу, вызывает эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и способствует боле прочному усвоению знаний.
II МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: Определить какой уровень познавательных процессов у учеников 4 класса.
Гипотеза: Познавательные процессы, такие как слуховая память, зрительная память, внимание (объем и концентрация), вербально-логическое мышление, в большинстве случаев имеют средний уровень значения, но может выделиться «группа риска».
Задачи: Изучение:
1. объема слуховой памяти;
2. объема зрительной памяти;
3. объема концентрации внимания;
4. объема вербально-логического мышления;
5. Написать заключение и рекомендации.
Предмет изучения: познавательные процессы: слуховая память, зрительная память, объем и концентрация внимания, вербально-логическое мышление.
Объект изучения: учащиеся 4 образовательного класса, 25 человек, возраст 10-11 лет, 12 девочек, 13 мальчиков.
24 человека проживают в полной семье, 1 человек – в неполной семье. Все семьи благополучные.
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Вологда. Адрес: г.Вологда, Советский проспект дом 120.
Методики:
1. «Заучивание 10 слов»
2. «Корректурная проба»
3. «Двадцать предметов»
4. «Исключение слов»
1 Описание методик
1. Название – «Заучивание 10 слов».
2. Автор - Лурия А.Р.
3. Источник - «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, изд-во «Речь» 2001г.
4. Назначение методики - используется для изучения слуховой памяти. Возраст испытуемых различный - от младших школьников до взрослых.
5. Стимульный материал - вариант наборов слов: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, руки, пол, весна, сын.
6. Инструкция - «Сейчас мы с тобой будем запоминать слова. Я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, тебе сразу же нужно повторить те, которые ты запомнил (а). Порядок повтора слов роли не играет. Понятно?»
7. Процедура исследования - ребенку называют 10 слов, он повторяет, какие из них запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе слова, которые называет ребенок. Затем переходят к другим методикам, а в конце исследования (через 30 минут) просят ребенка вспомнить, те слова, которые он запомнил в самом начале исследования.
8. Достоинства методики - методика проста в применении, экономна в проведении обследования и обработке результатов, возможно использование методики несколько раз при условии замены списка слов. Недостаток - в большей мере, чем при использовании других методик требуется тишина. Более точные результаты можно получить только при индивидуальном обследовании.
9. Интерпретация - подсчитывается количество слов, которые ребенок назвал правильно. За каждое слово дается 1 балл. Полученная цифра говорит об объеме слуховой памяти ребенка.
1. Название - «Исключение слов».
2. Автор -
3. Источник - «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, издательство «Речь» 2001 г.
4. Назначение методики - методика служит для оценки вербально-логического мышления.
5. Стимульный материал - бланки методики, секундомер, протокол для регистрации ответов. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии - по 4 слова.
6. Инструкция - «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание надо быстро и без ошибок».
7. Процедура исследования - если испытуемый не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследователь решает вместе с ними. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание - вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова.
8. Достоинства методики - универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация - выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ - 2 балла, за неправильный - 0 баллов. Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки.
10. Менее 250 сек - 0; 250-300 сек - 3; более 330 сек - 6. Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле: А=В+Т
Исследования проходят индивидуально.
1. Название методики – «Корректурная проба».
2. Автор - Бурдон.
3. Источник - «Психологические тесты» под. ред. Акмеджанова Э.Р. Москва издательство «Лист» 1997 г.
4. Назначение методики - методика направлена на изучение объема и концентрации внимания.
5. Стимульный материал - бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв.
6. Инструкция - «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно.
7. Процедура исследования - обследуемым предъявляется бланк. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркнуть буквы «к» и «р». Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 мин.
8. Достоинство методики - универсальность, удобство, экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация - объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. По представленной методике оцениваются в два показателя.
1. Название - «20 предметов».
2. Автор -
3. Источник - «Психолого-педагогический мониторинг в системе управления процессом гуманизации образования». Составители: Фадеева Е.И., Псюкевич М.В. Кафедра педагогической психологии и воспитания школы № 1290 г. Москва.
4. Назначение методики - направлена на изучение объема зрительной памяти.
5. Стимульный материал - лист с изображением 20 предметов, секундомер, бланк протокола.
6. Инструкция - «Посмотрите внимательно в течение 2 минут на лист с изображением различных предметов, затем я уберу лист, и вы мне будете называть предметы, которые запомнили».
7. Процедура исследования - в течение 2 минут испытуемый смотрит внимательно на лист и запоминает предметы, расположенные на нем. Затем листок убирается, и испытуемый называет предметы, какие запомнил.
8. Достоинство методики - универсальность, удобство, экономичность в проведении метода и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация - за каждый правильный ответ 1 балл. Объем определяется суммой набранных баллов.
2 Анализ результатов
Среднее групповое значение определяется по формуле 1:
(1)
Стандартное отклонение определяется по формуле 2:
(2)
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А» классе сведены в таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А» классе (баллы)
№ п/п |
Ф.И.О. ребенка |
Пол |
Возраст |
Внимание |
Память |
Вербально- логическое мышление |
|||
Объем |
Концентрация |
Слуховая |
Зрительная |
||||||
1 воспроизв. |
Отсрочен. |
||||||||
1 |
Настя А. |
Ж |
10 |
725 |
2 |
5 |
3 |
14 |
25 |
2 |
Игорь А. |
М |
10 |
864 |
4 |
3 |
5 |
11 |
27 |
3 |
Славик Б. |
М |
10 |
636 |
3 |
6 |
8 |
16 |
28 |
4. |
Наташа Г. |
Ж |
10 |
900 |
1 |
4 |
4 |
18 |
22 |
5 |
Олеся Е. |
Ж |
10 |
866 |
10 |
3 |
2 |
13 |
30 |
6 |
Руслан Е. |
М |
10 |
652 |
1 |
7 |
5 |
14 |
26 |
7 |
Оля Ж. |
Ж |
10 |
738 |
10 |
4 |
4 |
14 |
30 |
8 |
Павел И. |
М |
11 |
836 |
2 |
3 |
5 |
13 |
24 |
9 |
Евгений И. |
М |
10 |
720 |
5 |
6 |
8 |
10 |
21 |
10 |
Татьяна И. |
Ж |
10 |
586 |
6 |
4 |
5 |
11 |
25 |
11 |
Маша К. |
Ж |
10 |
654 |
0 |
3 |
1 |
11 |
28 |
12 |
Катя Н. |
Ж |
10 |
866 |
4 |
2 |
4 |
13 |
28 |
13 |
Артем М. |
М |
11 |
782 |
3 |
5 |
6 |
14 |
24 |
14 |
Борис Н. |
М |
10 |
900 |
|
4 |
7 |
13 |
25 |
15 |
Кирилл Н. |
М |
10 |
766 |
4 |
5 |
5 |
13 |
26 |
16 |
Виктория Н. |
Ж |
10 |
821 |
7 |
6 |
7 |
16 |
26 |
17 |
Лариса О. |
Ж |
11 |
658 |
5 |
5 |
4 |
15 |
26 |
18 |
Денис О. |
М |
10 |
823 |
6 |
4 |
3 |
17 |
24 |
19 |
Максим П. |
М |
10 |
884 |
7 |
5 |
4 |
14 |
24 |
20 |
Сережа П. |
М |
10 |
596 |
4 |
3 |
3 |
13 |
30 |
21 |
Олег П. |
М |
10 |
794 |
8 |
6 |
5 |
14 |
22 |
22 |
Данила Р. |
М |
10 |
817 |
6 |
4 |
4 |
14 |
26 |
23 |
Яна С. |
Ж |
10 |
900 |
23 |
5 |
33 |
13 |
21 |
24 |
Дарья С. |
Ж |
10 |
735 |
5 |
4 |
2 |
12 |
23 |
25 |
Юля Т. |
Ж |
10 |
647 |
4 |
3 |
4 |
12 |
25 |
Средне групповое значение |
|
|
766 |
5 |
4 |
5 |
14 |
25 |
|
Стандартное отклонение |
|
|
98,6 |
4,2 |
1,2 |
5 |
3,7 |
6,8 |