Функции и задачи родителей на этом этапе проявляются не только в развитии чувства доверия и любви. Также для нормального развития детского организма имеет чёткий распорядок дня. Правильный режим, построенный в соответствии с возрастным и физическим развитием ребёнка, способствует нормальной деятельности всего организма, предохраняет нервную систему от переутомления.
С первых месяцев жизни ребёнка большое внимание должно быть уделено развитию органов чувств [9].
Четырёх-, пятимесячных детей нужно учить брать и удерживать игрушки. Этот показатель оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
Шестимесячного ребёнка родителям следует учить ползать, что содействует укреплению костной и мышечной ткани, подготовляет ребёнка к ходьбе. А уже к девятимесячному возрасту отпускать ребёнка на пол, чтобы дать возможность свободно двигаться.
Родители должны своевременно начать развивать речь ребёнка. Нужно уже с первого полугодия учить малыша осмысливать значение некоторых слов: разговаривать с ребёнком, называть окружающие предметы, действия.
Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что именно на этом этапе своего развитии малыш начинает ощущать себя центром мира, происходит складывание образа мира, с которым он отождествляет себя. Поэтому на этом этапе в задачи и функции родителей должны входить такие составляющие, как внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности. В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.
Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие [23], в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.
4.2. Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего детства.
Возраст от одного года до трёх лет многие психологи называют «ходячим детством» [17] из – за неуверенных первых шагов малышей и потому что эти первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом, так как именно в это время дети совершенствуют многие свои навыки и умения.
Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте трёх – четырёх лет. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежно либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных эмоций.
Задачи воспитания детей второго и третьего годов жизни включают в себя физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание.
Имеется ряд общих правил, которые необходимо соблюдать родителям [7]:
1) с ребёнком нужно обращаться ровно и спокойно. Детям легко передаётся настроение родителей: громкий, сердитый оклик ребёнка отцом или матерью быстро возбуждают его – появляются слёзы, малыш начинает капризничать.
2) единство воспитания. Единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи.
3) требование родителей – закон
4) развитие самостоятельности. Поощрять самостоятельность действий ребёнка. Так формируется потребность в самостоятельности, умение преодолевать трудности.
5) речевая установка. Создание предварительной установки, положительная настроенность на выполнение данного действия.
В этот период у детей вслед за физическими изменениями начинают меняться и формы повседневной активности [24].
Когда они сами начинают одеваться, есть и ходить в туалет, у родителей появляется возможность немного ослабить свой неусыпный контроль. Однако освоение этих сложных навыков дается нелегко не только детям, но и родителям. Для некоторых из них оно сопряжено с преодолением родительских страхов и тревог, для других, даже самых выдержанных и терпеливых. Родителям важно понять, что их терпеливость и выдержка являются необходимыми условиями успешного овладения детьми этими нелегкими навыками. Стоит ли выходить из себя при виде того, как ребенок ведет долгую безуспешную борьбу с пуговицей на куртке, пытаясь просунуть ее в петлю? Конечно, взрослый может сделать это быстрее и аккуратнее, но если помешать ребенку, он может вообще утратить охоту застегивать куртку самостоятельно.
В этот период, когда дети уже умеют без посторонней помощи ходить, забираться куда-нибудь наверх или спускаться вниз, родителям необходимо принять определенные меры предосторожности [24]: необходимо убрать из поля зрения и досягаемости ребенка многие опасные для него предметы и ввести некоторые обоснованные ограничения. Прежде всего, нужно изъять все бьющиеся, режущие и колющие предметы, а также тяжелые и громоздкие вещи, которые ребенок может достать и уронить на себя
Также в этот период одной из важных задач родителей является развитие у ребёнка навыков личной гигиены [9].
Если родители приступают к обучению детей данной процедуре прежде, чем ребенку исполнится год, для тех и других это становится жестоким испытанием и может закончиться неудачей.
Как показывает опыт многих родителей и исследования ученых[7,9,24], правильная установка родителей - это наиглавнейший фактор, помогающий ребенку овладеть столь трудным навыком, а давление - самое большое препятствие. Родители, проявляющие нетерпение или уделяющие туалету чрезмерно большое внимание, только ухудшают ситуацию. Реакция детей в таких случаях нередко бывает весьма негативной.
Следующей задачей родителей на этом этапе является обучение ребёнка языку. Нужно заметить, что уже к этому возрасту, многие дети становятся достаточно компетентными «ораторами», что помогает развивать интеллектуальные способности, расширяет круг социального общения. Поэтому очень важно знать, что языковое окружение, в котором воспитываются дети, может значительно помочь им стать более грамотными в плане речи. Вообще окружение, богатое в этом отношении, стимулирует развитие детской речи, бедное - тормозит.
Важно также заметить, что один из этапов этого периода (3 года) некоторые психологи называют «кризисом трёх лет» [24,25]. Так как именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, и в связи с этим возникают проблемы в поведении ребёнка: малыш часто капризничает, употребляет слова «не хочу», «не буду». В этом случае родители должны ясно объяснить ребёнку, что можно, а что нельзя. В то же время запреты не должны сковывать его инициативу. Нартова – Бочавер в своей книге «140 вопросов семейному психологу» [17] даёт такие советы родителям по этому поводу:
o
Запретов
должно быть немного, чтобы у
ребенка
оставалась
возможность выбора форм поведения и развития
функции
самоконтроля.
o
Запреты
должны быть согласованы между всеми членами семьи. Мама и папа должны
выступать единым
фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка.
o
Запреты
нужно высказывать доброжелательно, но
твердо, не
позволяя ребенку использовать шантаж для
достижения своих целей. Лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на
что-нибудь другое.
Период «упрямого детства» [17] — серьезное испытание для родителей и детей. Появляются новые функции и задачи: развитие речи; физических, умственных, моральных и эстетических качеств; защита от опасных предметов, связанная с повышением активности ребёнка, требующие большего внимания и ответственности со стороны взрослых; появляется функция социализации Также на этом этапе, как и на предыдущем, в функции и задачи родителей входит: создание благоприятного климата в доме; забота, тепло и любовь по отношению к ребёнку. И им, и их детям приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог будущих отношений родителей с ребенком, и фундамент для них закладывают именно родители.
4.3. Функции и задачи родителей на этапе дошкольного и младшешкольного периода.
По мнению многих психологов (Ильин [10], Спиваковская [25], Кон [12]), возраст с 5 до 11 лет является важным этапом в становлении личности ребёнка. Именно в этот период формируется характер, вкусы, предпочтения ребёнка [24]. В. А. Сухомлинский [25] так выразился по этому поводу: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающей мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Также этот этап важен ещё и тем, что именно в этом возрасте дети идут в первый класс. А. М. Низова [18] так подчёркивает важность этого периода: у ребёнка появляются новые обязанности, происходит резкая перестройка деятельности по содержанию, форме, организации, требующая не только постоянного умственного напряжения, но и чувства такта, «чувства локтя», чувства времени; новые ритмы отдыха, волевых усилий, постоянное давление (надо делать то-то и так-то), резко ограничивающие свободу выбора в решениях, поступках, необходимость подчиняться строгим правилам в труде, отдыхе, игре.
Б. С. Волков в своей книге «Младший школьник» [6] выделяет такие задачи и функции родителей, выполнение которых помогло бы сформировать у маленького школьника такие полезные качества характера, как инициативность, успешность, талантливость:
1. Нужно стараться, чтобы ребенок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. «Любознательность создает ученых». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, используя словари.
Родители должны поощрять и провоцировать задавание вопросов: «Как ты это объяснишь?», «Как бы ты ответил на этот вопрос?»
2. Семья должна формировать культ интеллекта — в создании домашней библиотеки, в посещении выставок, в спорах, интересных беседах и т. д. Объяснить ребенку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно сегодня, другое — завтра.
Нужно все начинать делать вместе с ребенком, потом он будет это делать самостоятельно.
3. Нужно ставить ребенка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у ребенка представление о последствиях каждого действия. Задача каждого взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребенка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать, т. е. самому приходить к правильному решению.
4. Нужно учить младшего школьника анализировать свою работу. Не указывать на совершенную ошибку в работе ученика, а направлять его внимание на поиск ошибки (где, почему ошибка, как исправить ее).
5. Необходимо развивать внимание и память ребенка. Учить читать стихи в ситуациях, к этому располагающих, развивая соответствующую потребность.
Для развития внимания использовать многочисленные упражнения на сравнение предметов, нахождение ошибок, изменений и т. д.
В целом сама атмосфера семейного дома определяет формирование личности ребенка на любознательность и достижение успеха. Как отмечает А. М. Низова [18], на этом этапе у детей существенно меняется характер взаимоотношений с родителями. Эту же особенность в поведение детей замечает и К. Хобсон [24], он пишет, что в первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что всё более сильное влияние на них оказывают сверстники. Если в возрасте от 3 до 6 лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6 до 12 лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По море ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Далее К. Хобсон [24] пишет, что в отличие от малышей школьники даже младших классов более безболезненно переносят разлуку с родителями, а подчас и сами становятся ее инициаторами. Родители должны руководить поведением детей, способствуя развитию у них независимости, поощряя их новые умения и навыки. С этой точкой зрения соглашается и Б. С. Волков [6], он отмечает, что в возрасте до 9-10 лет, когда в ребенке родители поощряют его способность мастерить что угодно и хвалят за результаты, у него вырабатывается умелость и творческое отношение к миру. Родители должны уметь старательно объяснят ребенку то, что он должен и может делать, а что они не хотят видеть в его поведении.
Важно, чтобы родители поддерживали в ребенке уверенность, что он обязательно научиться тому, чего еще пока не умеет, что он действительно хороший, честный, добрый. Только родительская любовь рождает у ребёнка оптимизм и желание быть хорошим. Ведь «только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира, только на основе любви можно воспитывать нравственное поведение, только любовь способна научить любви» (А. Спиваковская [25]).
Функции же родителей в процессе нравственного развития ребёнка, по мнению К. Хобсона [24], весьма разнообразны: они должны поддерживать дисциплину, дарить детям свою любовь, подавать пример своими поступками и поведением. Кроме того, родительские «можно» и «нельзя» запоминаются лучше, чем шлепки. Продолжая эту тему, Б. С. Волков [6] замечает, что, чем дольше родители оберегают от запретов ребенка, тем активнее формируется эгоцентрический тип личности, нереальное представление о мире. Они считают, что все их желания должны удовлетворяться. И чем позднее за пределами семьи ребенок столкнется с запретами, тем болезненней они будут им переживаться. Поэтому ребенок впервые с запретами должен встретиться в семье. Но требования родителей не должны мешать развитию важнейших потребностей ребенка. Как отмечает Ильин, запрещая что–то ребёнку, родители должны обязательно объяснить ему, почему они это делают. Родителям очень важно донести до ребёнка, что в каких-то вопросах он должен им подчиниться, не потому что они больше и сильнее его, а потому что они любят его и заботятся о нём. Важно, чтобы малыш воспринял подчинение не как ущемление его свободной воли, а как возможность использования для собственного блага родительский опыт и знания. В этом случае подчинение воли родителей не снижает самоуважения, а, наоборот, подкрепляет его. Ребёнок убеждается в том, что он может контролировать свою жизнь не только через способность настоять, но и через способность принять чужую точку зрения. Разумеется, не всё можно объяснить ребёнку словами, в этом случае на помощь придут игры или рисунки. В любом случае, настаивая на чём-то, родителям нужно быть терпеливыми, твёрдыми и последовательными, но и это не должно давать право родителям физически наказывать ребёнка. В подтверждению этого, А. Спиваковская [25] отмечает: «Систематическое применение побоев и порок может безвозвратно подломить волю ребёнка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, не способную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают под влияние негативного лидера».
Главное это то, что наказывая ребёнка, родители должны точно осознавать всю справедливость своего наказания, в противном случае наказание может задеть чувство собственного достоинства ребёнка, и обида на родителей отложиться в сердце ребёнка неприятным осадком, что, в свою очередь, может повлиять на их взаимоотношения.
Так же важным средством разрешения конфликта, по мнению К. Хобсона [24], является игра. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение с родителями в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли.
И вообще, по мнению многих психологов [15,17,26], именно на этом этапе
основной деятельностью и основным способом познания ребёнком жизни и
окружающего его мира является игра. Как отмечает Ф. С. Махов [15], именно через
игровую деятельность необходимо воспитывать и формировать
черты характера и
свойства личности будущего мужчины
или будущей женщины. Поэтому, и по мнению
Нартовой-Бочавер [17], ребенок должен овладеть этой
деятельностью и насытиться ею, чтобы к старшему школьному возрасту он уже
не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять
требования, а когда только имитировать их понимание. Игра
школьника проходит несколько стадий. Первая — это игра ролевая, когда ребенок
просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем,
бабой-ягой и т.д. Вторая — игра сюжетная, при которой он разыгрывает
истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не
оканчиваться в один день и продолжаться на следующий. И
наконец, третья стадия — игра с правилами, когда ребенок не
просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять
систему ограничений (норм и правил), которые обязательны для всех. Первые две
стадии
способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его
артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и
легкому для ребенка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Поэтому Нартова-Бочавер [17] советует родителям приучить детей к традиционным играм:
1. Начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли сами родители, какие игры существуют.
2. Придумать или пригласить посредника — куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следить только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не подавлял малыша.