Функции и задачи родителей на разных этапах родительства

3.      социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально – личностные свойства, ценности личности детей).

Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи (М. Мид [16]), то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие группы условий:

1.      совокупность общественно – экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и тому подобное);

2.      совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);

3.      совокупность естественно- географических условий ( Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева [19]).

Опираясь на положение Л. Ф. Обуховой [19] о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

1.      макросистема, или уровень общественных влияний;

2.      мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3.      микросистема,  или  уровень собственной семьи;

4.      индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколко уровней. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы - это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня.

Общественное влияние необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения опосредованного воздействия на формирование родительства.

 Разные исследователи делают это по-разному. Например, А. И. Антонов (1973)  рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленных воздействий государственных органов, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики. Опосредованное же воздействие осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры.

Подводя итог, необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задаёт для личности определённый образец родительства, даёт отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно – мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.

Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личности, необходимо отметить следующие: социальное регулирование системы общества по большей части осознаётся личностью, значит, формирование родительства в определённой мере возможного путём социального регулирования. Опосредованное воздействие осознаётся слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.

Родительская семья- это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам  общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

 Как правило, родители для индивида - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства – это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары – мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье (Ю. Хямяляйнен [29]).


Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:

1.        направленность и индивидуальные особенности личности;

2.        согласование модели родительства обоих супругов;

3.        конкретные условия жизни супружеской семьи.

             Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:


o                                  факторы макросистемы;

o                                  факторы мезосистемы;

o                                  факторы микросистемы.

 Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.

Родительская семья служит первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах

В жизни семьи, как динамической  системе, исследователи выделяют определённые стадии. Одной из таких стадий, по мнению Ильина [10], является стадия рождения детей. С появлением ребёнка Ильин [10] рассматривает семью как принципиально новый организм и считает, что только в связи с этим событием у мужчины и женщины появляется родительский инстинкт.

В отличие от Ильина [10], Г. Г. Филиппова [28] считает, что родительский инстинкт начинает формироваться уже с детства. Это происходит за счёт подражания взрослым, общения и игр с другими детьми, например, в «дочки-матери».

Таким образом, проанализировав эти два мнения, мы можем отметить, что родительский инстинкт появляется не с рождением ребёнка, а на много раньше, в раннем детстве, когда ещё только будущие мамы и папы начинают играть в «семью». Более того, многие психологи (Эриксон [24], Г. Г. Филиппова [28], А. Спиваковская [26])  считают, что ребёнок, играя в «дочки - матери», подсознательно усваивает многие приёмы психологических и педагогических воздействий и, став взрослыми, используют их в воспитании собственных детей.

Тем не менее, появление детей в семье – большая дополнительная ответственность. Это совершенно новая жизненная ситуация, требующая новых взглядов на семью и семейные проблемы. Если раньше, говоря о семье на первых стадиях её развития, не включающую детей, психологи отмечали только мужеско – женские отношения [10], то с появлением ребёнка на них стали накладываться отношения родителей и детей.

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для общества. Общество заинтересовано в том, чтобы родительская забота принесла общественно полезные плоды, а значит и в том, чтобы этому не помешали чрезмерная занятость родителей, отсутствие взаимопонимания между супругами, утрата взаимопонимания между родителями и детьми.

Воспитание детей – не простая задача. Здесь нельзя действовать методами приказа, нажима, навязывания своего мнения. Поэтому проблема воспитания детей в семье одна из сложных и многогранных.

О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» [10] выделяет четыре принципа семейного воспитания:

1)     Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научится ей в последствии;

2)     Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции;

3)     Семья должна дать ребёнку чувство  внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни.

4)     Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.

Нужно заметить, что функции родителей – это динамическая система,  зависящая, прежде всего от возраста ребёнка.

Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

1)     Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

2)     Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

3)     Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

4)     Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.


4.1.         Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.

Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27].

К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными [27]. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить.

 В большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнётся, появившись на свет. По этому поводу К. Маркс [1] сказал: «…развитие индивида обусловлено уровнем развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном взаимодействии…». Поэтому в этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим.

 Именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни.

По мнению Эриксона [24] этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой душевной жизнеспособности является чувство базового доверия - формирующаяся на основании первого года жизни установка по отношению к себе и миру. Под доверием я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей».

Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь родителей, к ребёнку, его потребностям, желаниям запечатляется в его душе с первых дней жизни. Если ребёнок получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае, мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта.

 В соответствии с этими представлениями первого года жизни человек в последствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще. Согласно Эриксону [24], беспомощные ма­лыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфлик­та; изначальное доверие против изначального недоверия. Ус­пешное разрешение его зависит от характера взаимоотноше­ний детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если по­могают ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним и играют,  он начинает понимать, что мир - это безопасное место и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворя­ются, особенно потребность в общении с любящими взрос­лыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру.

Эриксон [24] отнюдь не утверждает, что родители должны быть какими-то сверхлюдьми. Нет необходимости немедленно удов­летворять любую потребность ребенка. Он также не считает, что родителям нужно крутиться до изнеможения, только бы ребенок не плакал. В семьях, где есть другие дети, родители не могут тотчас бежать к нему на его плач. Молодые родите­ли могут и вовсе неуклюже проявлять свои чувства к малышу и из-за переполняющего их чувства любви к ребенку не все­гда понимать смысл его слез. Но есть одно незыблемое пра­вило: дети, за которыми родители в целом ухаживают хоро­шо, которых любят и оберегают от настоящих (а не выдуман­ных) бед, - эти дети «снисходительно» относятся к некото­рым упущениям родителей. Фактически дети, у которых по­степенно формируется доверие к родителям, учатся преодо­левать или спокойно переносить какие-то маленькие неудоб­ства, так как они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет.

Более того, поскольку на ранней стадии развития ребёнок ещё не может делать различия между Я и ТЫ [10], между собой и матерью (отцом) или другими людьми, не может осознавать свою самость, он воспринимает себя абсолютно тождественным миру. И, следовательно, если мир хорош и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам. Если же мир плох и не заслуживает доверия, то, естественно, плох и не заслуживает доверия и сам ребёнок.

Люди, у которых базисное доверие сформировалось во взрослой жизни, представляют тип личности, открытой для прямых, искренних и честных отношений с другими; готовой к сотрудничеству, надёжной и не боящейся идти на оправданный риск. Дефицит же базового доверия порождает в последствии личность замкнутую, не способную к серьёзным отношениям, живущую не в ладах, как с окружающими, так и с самим собой. В крайних случаях склонную к психотическим проявлениям [10,24].         

 От рождения до года отношения между родителями и детьми постепенно меняются [4]. Некоторые исследователи полагают, что сразу после рождения у ребенка наступает период повышенной чувствительности, благодаря которой родителям удается установить с ним близкие отношения. Но о чувстве привязанности можно говорить лишь после полугода. Привязанность - это близкая связь между ребенком и другим человеком, которая формируется в позднем младенчестве и как бы «сцепляет» их вместе на долгое время, а иногда и на всю жизнь. При описании того, как у младен­цев постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми, были выделены так называе­мые фазы привязанности [9]:

o       1-я фаза (от рождения до 3 месяцев) характеризуется тем, что малыши ищут близости с любым знакомым или незнако­мым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми, и каким угодно образом. Для достижения этой цели общения они используют свои специфические сигналы: улыб­ки, звуки голоса, могут подолгу следить за взрослым, желая вызвать у него ответ­ную реакцию. При этом они не выказывают никаких призна­ков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой. Одна из причин этого явления состоит в том, что они еще не осознают свою мать как отдельное, особое существо. Им про­сто не нравится, когда их заставляют что-то делать, и они могут при этом капризничать или плакать, независимо от того, кто в дан­ный момент с ними занимается - мать или посторонний человек.

o       2-я фаза (3-6-й месяцы): малыши постепенно учатся раз­личать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних. Матери быстрее и активнее реагируют на сигналы малыша, чем незнакомые люди, поэтому дети начинают чаще направлять свои сигналы на фигуру матери.

o       3-я фаза (7-8-й месяцы): у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому-то они становятся очень избирательными в том, с кем им об­щаться, а кого отвергнуть. У малышей первая серьезная при­вязанность к определенным людям обычно возникает в 7-8 месяцев. Большинство детей привязываются к матери, а так­же ко всем, кто с ними много и тепло общается,  к отцу, ба­бушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам. Появление этого специфического чувства свидетельству­ет о том, что у ребенка сформировалось первое социальное отношение. Как следствие, ребенок перестает равно друже­любно реагировать на любого человека. У многих малышей начинает складываться новое чувство - страх из-за отсутствия родителей и, соответственно, реакция тревоги на приближе­ние незнакомого человека. В это время малыши изо всех сил стараются установить физическую близость с родителями. Они провожают уходящую мать, шумно приветству­ют ее, когда она возвращается, и все чаще используют ее как надежную опору при знакомстве с новым окружением. Этот целенаправленный поиск взаимности и взаимодействия, ус­тановления особой близости переносится на тот период, ко­торый психологи называют «ходячее детство».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты