Функции и задачи родителей на разных этапах родительства

Функции и задачи родителей на разных этапах родительства

Содержание

Введение.

3

Глава 1. Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства

4

1.1. Системный подход

4

1.2. Феноменологический подход

5

Глава 2. Компоненты феномена родительства

6

Глава 3. Факторы, влияющие на формирование родительства

10

Глава 4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах

14

4.1. Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества

15

4.2. Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего детства

19

4.3.     Функции и задачи родителей на этапе дошкольного и младшешкольного                          периода

22

4.4.Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности

29

Заключение.

33

Список литературы.

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

 Р. В. Овчарова [20] отмечает, что родительство включает в себя материнство и отцовство, но не сводится к их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны, отцовство же практически не изучено.

Современная психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.

Если  конкретно говорить о том, кто из психологов работал над психологией родительства  как отдельной дисциплиной, то можно сказать, что степень её разработанности очень низка. В психологии семья изучается как система, а родительсво в свою очередь является только подсистемой (Р. В. Овчарова [21,22], А. Спиваковская [25]).

Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова [21,22], Г.Г. Филиппова[28], А. Спиваковская [25], А. А. Бодалёв, В. В. Столин [2] и И. Ю. Хамитова.

Итак, объектом нашего исследования выступает родительство как психологический феномен, предметом – функции родителей на разных этапах родительства, их динамика.

Цель нашей работы –определить динамику родительства: функции и задачи родителей на разных этапах родительства. Задачами нашего исследования являются:

1.     выявить теоретические подходы к пониманию сущности  родительства,

2.      отметить наиболее существенные компоненты феномена родительства (содержание родительсва),

3.     определить факторы, влияющие на формирование родительсва,

4.     показать функции родителей на разных этапах родительства, их динамику.

                  

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к  пониманию сущности феномена родительства.

Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой  взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.

Родительство как психологическое явление  является сложной структурой, которую Р. В. Овчарова [20,21]  рассматривает с точки зрения системного и феноменологического подходов.

1. 1. Системный подход к пониманию сущности феномена родительства.

Используя принципы системного  подхода можно констатировать следующие:

1)     Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2)     Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

a)     как сложную комплексную структуру индивида

b)     как надындивидуальное целое

             Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

3)     Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

a)     план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство

b)     план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе

c)      план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями

d)     план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ

4)     Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень - уровень общества; мезоуровень - уровень родительской семьи; микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.


1.2.  Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1)     Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2)     Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться

3)     Принцип беспристрастности и точности описания  требует исключить влияния субъективного опыта исследователя

4)     Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.


Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое , включающее в себя процесс становления и развития.





 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.Компоненты феномена родительства.

Родительство -  социально- психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.

Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнка начинает реализоваться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве.

На стадии развитой формы родительство включает в себя [21]:

1.     Родительские ценности

2.     Установки и ожидания

3.     Родительское отношение

4.     Родительские чувства

5.     Родительские позиции

6.     Родительскую ответственность

7.     Стиль семейного воспитания

Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Родительские ценности

Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения [21].

Установки и ожидания

 Родительские установки ожидания включают в себя три уровня презентации:

1.                  репродуктивные установки

2.                  установки и ожидания в детско-родительских отношениях

3.                  установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка [21].

По мнению Мэш Э., Вольфа Д. [30],   родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.

Родительское отношение

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально- ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями [21]. По утверждению Варга А.Я. [31], тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.

Родительские чувства

 Родительские чувства - значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях [21].

Родительские позиции

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях [21].

Родительская ответственность

 Родительская ответственность – ответственность перед социумом и своей совестью. Родительская ответственность возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании [21].

Стиль семейного воспитания

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства [21].

Варга А.Я. [31] были условно выделены семь вариантов родительского стиля:

1.     Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю,  неоднократно описанному в мировой психологической литературе.

2.     Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен  уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения

3.     Автономный – родитель позволяет ребенку  самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное  ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.

4.     Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия,  либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5.     Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации,   реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах,  проблемах и  конфликтах,  стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.

6.     Потакающий – полная ориентация на потребности и интересы   ребенка, которые ставятся  выше родительских, а порой и  выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему,  для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.

7.     Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов:  состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент,   своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Факторы, влияющие на формирование родительства

Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.

В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии  факторы воспроизводства [3]. Наиболее разработаны с точки зрения  причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.

Что касается репродуктивного поведения человека, то В. В. Бойко [3] выделяет здесь три группы факторов:

1.      социально – психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);

2.      социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты