Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников


Анализ результатов показал, что лень (позиция 1) – распространенный антимотив в данном классе. Лень – естественное качество любого человека, и ее преодоление составляет одну из сущностных основ жизни. Очень часто она упоминается в качестве своеобразного оправдания за недостаточно высокие успехи в учебе (психологически человеку проще признать себя лентяем, чем посредственностью). Лень является реальным фактором торможения только в сочетании с другими антимотивами-антистимулами и мотивами группы 10-17, при отсутствии остальных.

Неуспех в учебе (позиция 12). В его основе, как правило, лежат другие антимотивы: неуверенность в собственных силах (позиции 16), слабые способности к предмету (позиция 14), рефлексия (позиция 16). В каждом конкретном случае эти антимотивы требуют внимательного анализа и индивидуального подхода к личности ученика.

Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для старших школьников являются:

1.Повышение уровня внутренней мотивации

2.Развитие познавательных интересов

Следовательно, в программу деятельности педагога-психолога необходимо внести следующие направления работы: 1.Повышение уровня внутренней мотивации. 2.Развитие познавательных интересов старших школьников.

2.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников


Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов.

Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.

Пояснительная записка

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании — сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе — главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык и литература выполняют и общепредметные задачи.

Задачи программы

1.Подобрать задания на развитие познавательных интересов старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

2.Повысить уровень развития познавательных интересов у старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

3. Воспитать учащихся средствами данных предметов, развить их логическое мышление, обучить школьников самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе, формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.


Содержание программы

Развитие познавательных интересов

Содержание деятельности

Формы и методы

Методическое сопровождение

1

Формирование общеучебных компетенций

Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям»

Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77

2

Развивать логическое и творческое мышление

Изложение с элементами сочинения

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26

3

Развивать творческое мышление

Домашняя работа по русскому языку

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе, с.35-37

4

 Развитие критического мышления

Виды придаточных предложений

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70

5

Развивать творческие и познавательные интересы

Урок-задание – Развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над ошибками»

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83

6

Развивать познавательный интерес к истории России

Урок-праздник "Ради жизни на земле"

Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141

7

Формировать интерес к чтению и изучению литературы

Уроки на свободные темы

урок–диспут

урок рекомендации произведения

урок–спектакль

урок–интервью

урок–эссе

интегрированный урок

урок–конференция и т. д.


Формы проведения читательских конференций могут быть разными:

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

литературная встреча.

Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв.





Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия

8

Развитие ценностных ориентаций учащихся в школе

Тест К чему я стремлюсь в жизни

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

9

На развитие личности подростка

Тест Автобиография будущего

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

10

Развитие познавательных интересов

Опросник «Портрет идеального ребенка»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

11

Классическая музыка

Лунная соната (Бетховен)

Ballade pour Adeline

A comme Amour

К Элизе (Бетховен)

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман


Нами разработана система уроков и занятий, проведенных со школьниками см. Приложение 2.

Данную программу мы внедряем на этапе формирующего эксперимента.

Наша деятельность была направлена на развитие познавательных интересов старших школьников. Для осуществления данной задачи мы проводили с детьми различные уроки и занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали развитию познавательных интересов старших школьников

 

2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов старшего школьного возраста


После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по развитию мышления была проведена контрольная диагностика.

В диагностике участвовали 15 человек учащихся 8 класса в возрасте 14-15 лет. Индивидуальные результаты диагностики личностной креативности представлены в таблице 7.


Таблица 7

Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на контрольном этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Слож ность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

Всего баллов

Уровень

1.

Агаджанян А.С.

23

21

18

12

74

в

2.

Бесхмельнов А.С.

13

14

10

20

57

с

№ п\п

Фамилия, имя

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Слож ность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

Всего баллов

Уровень

3.

Горохов И.А.

11

9

7

10

37

н

4.

Коновалова Н.В.

20

17

16

21

75

в

5.

Лыпин А.А.

22

21

23

24

90

в

6.

Миронов А.

12

8

9

9

38

н

7.

Никитин А.В.

8

7

8

9

32

н

8.

Орехова Е.С.

17

15

12

21

65

с

9.

Осадчая В.В

23

24

26

22

95

в

10.

Полянская О.А.

24

17

17

15

73

в

11.

Рахманов С.С.

10

15

19

23

67

с

12.

Скрыль К.Е.

11

12

10

15

48

с

13.

Шульгин Е.В.

17

13

19

23

72

в

14.

Шульгина А.В.

15

17

15

18

65

с

15.

Юрин В.И.

23

20

26

25

94

в


Анализируя табличные данные на контрольном этапе эксперимента, нами было выявлено, что:

высокий уровень личностной креативности – 70-100 у 7 человек (46,4%)

средний уровень личностной креативности – 40-69 у 5 человек (33,5%)

низкий уровень личностной креативности – 0-39 имеют 3 человека

(20,1%)



Определено, что 4 человека (26,3%) повысили уровень личностной креативности до высокого, стало меньше учащихся со средним и низким уровнем личностной креативности, то есть

Эксперимент

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

3ч. (20,1%)

8ч. (53,6%)

4ч. (26,3%)

Контрольный

7ч. (46,4%)

5ч. (33,5%)

3ч. (20,1%)


Таким образом, анализ табличных и графических данных показывает, что у учащихся в классе уровень личностной креативности повысился до 46,9%. Дети на уроках стали активнее, выражают свое мнение, чаще используют на уроках дополнительный материал.

У учащихся появился интерес к познанию к сложным вещам и идеям; они не боятся ставить перед собой трудные задачи и слишком сложные пути решения проблемы; склонны к самостоятельности; настойчиво идут к достижению своей цели; способны выполнить сложные задания.

При повторной диагностике направленности учебной мотивации нами получены следующие результаты, которые представлены в таблице 8.


Таблица 8

Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на контрольном этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя

Внутренняя

1.

Агаджанян А.С.


14

с

2.

Бесхмельнов А.С.


11

с

3.

Горохов И.А.

5


н

4.

Коновалова Н.В.


12

с

5.

Лыпин А.А.


19

в

6.

Миронов А.

5


н

7.

Никитин А.В.

9


н

8.

Орехова Е.С.


15

с

9.

Осадчая В.В


20

в

10.

Полянская О.А.


13

с

11.

Рахманов С.С.


16

в

12.

Скрыль К.Е.

8


с

№ п\п

Фамилия, имя

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя

Внутренняя

13.

Шульгин Е.В.


17

в

14.

Шульгина А.В.

4


н

15.

Юрин В.И.


18

в


Анализ табличных и графических данных показывает, что у учащихся наблюдается повышение внутренней мотивации, а именно:

Внешняя мотивация у 5 человек (33,5%)

Внутренняя мотивация у 10 человек (66,5%)


Определено, что у 3 человек (20,1%) внешняя мотивация поменялась на внутреннюю, то есть


Эксперимент

Мотивация

Внешняя

Внутренняя

Констатирующий

8ч. (53,6%)

7ч. (46,4%)

Контрольный

5ч. (33,5%)

10 ч. (66,5%)


Анализ графических данных показывает, что у учащихся после апробации программы на формирующем этапе эксперимента, уровень внутренней мотивации повысился, а именно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты