При использовании «Диагностика направленности учебной мотивации» (автор Т.Д. Дубовицкая) нами определялась направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов (см. Приложение 1). Результаты диагностики в таблице 3.
Таблица 3
Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\п |
Фамилия, имя ребенка |
Мотивация |
Уровень внутренней мотивации |
|
Внешняя |
Внутренняя |
|||
1. |
Агаджанян А.С. |
|
14 |
с |
2. |
Бесхмельнов А.С. |
7 |
|
н |
3. |
Горохов И.А. |
2 |
|
н |
4. |
Коновалова Н.В. |
9 |
|
с |
5. |
Лыпин А.А. |
|
18 |
в |
6. |
Миронов А. |
5 |
|
н |
7. |
Никитин А.В. |
8 |
|
н |
8. |
Орехова Е.С. |
10 |
|
с |
9. |
Осадчая В.В |
|
19 |
в |
10. |
Полянская О.А. |
|
12 |
с |
11. |
Рахманов С.С. |
|
14 |
с |
12. |
Скрыль К.Е. |
4 |
|
н |
13. |
Шульгин Е.В. |
|
13 |
с |
14. |
Шульгина А.В. |
3 |
|
н |
15. |
Юрин В.И. |
|
16 |
в |
Анализируя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мы пришли к выводу, что:
Внешняя мотивация у 8 человек (53,6%)
Внутренняя мотивация у 7 человек (46,4%)
Анализируя табличные и графические данные, нами было выявлено, что:
высокий уровень внутренней мотивации имеют 3 человека (20,1%)
средний уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)
низкий уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)
В классе преобладает внешняя мотивация, т.е. учебная деятельность для этих детей становится средством достижения других целей, а именно получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. Здесь знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащихся не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.
Учитель, должен быть заинтересован в повышении эффективности своей деятельности, обращать внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.
Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 1). Результаты анкетирования в таблице 4-6.
Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента
Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов
Таблица 4
Рейтинг учебных предметов
№ п/п |
Предмет |
Рейтинг |
1 |
Изобразительное искусство |
291 |
2 |
Физкультура |
289 |
3 |
Алгебра |
269 |
4 |
Физика |
245 |
5 |
Геометрия |
243 |
6 |
Музыка |
207 |
7 |
Английский язык |
203 |
8 |
Русский язык |
191 |
9 |
Химия |
188 |
10 |
Технология |
183 |
11 |
География |
181 |
12 |
Родной язык |
171 |
13 |
История |
167 |
14 |
Биология |
160 |
15 |
Литература |
159 |
16 |
Обществознание |
137 |
По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).
Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).
При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 5
Фамилия, имя |
Вопросы |
|
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
||
Агаджанян А.С. |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Бесхмельнов А.С. |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Горохов И.А. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Коновалова Н.В. |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
Лыпин А.А. |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Миронов А. |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
Никитин А.В. |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Орехова Е.С. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
Осадчая В.В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Полянская О.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Рахманов С.С. |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Скрыль К.Е. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Шульгин Е.В. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
Шульгина А.В. |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юрин В.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
11 |
2 |
2 |
7 |
8 |
1 |
3 |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
3 |
0 |
8 |
73,7 |
13,4 |
13,4 |
46,9 |
53,6 |
6,7 |
20,1 |
33,5 |
13,4 |
6,7 |
26,8 |
13,4 |
20,1 |
33,5 |
20,1 |
0 |
53,6 |
Анализируя табличные и графические данные мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они не считаются показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.
Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе.
Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.
Мотив “нравится учитель” (позиция 14) ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители.
При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 6
Что осложняет отношение к русскому языку и литературе
Фамилия, имя |
Вопросы |
||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
||||
Агаджанян А.С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|||
Бесхмельнов А.С. |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|||
Горохов И.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Коновалова Н.В. |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|||
Лыпин А.А. |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Миронов А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|||
Никитин А.В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Орехова Е.С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|||
Осадчая В.В |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|||
Полянская О.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|||
Рахманов С.С. |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Скрыль К.Е. |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|||
Шульгин Е.В. |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Шульгина А.В. |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Юрин В.И. |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|||
7 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
0 |
7 |
0 |
5 |
3 |
3 |
1 |
0 |
|
|||
46,9 |
0 |
13,4 |
13,4 |
6,7 |
13,4 |
13,4 |
6,7 |
13,4 |
20,1 |
13,4 |
26,8 |
0 |
46,9 |
0 |
33,5 |
20,1 |
20,1 |
6,7 |
0 |
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9