Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта

Можно использовать для закрепления материала лото. С этой целью учитель раздаёт карточки группе учащихся и называет какой-нибудь объект, учащиеся закрывают его. Кто быстрее закроет все объекты и назовёт их правильно, тот выигрывает. Можно проводить эту игру у доски. Трое учащихся (из каждого звена по одному человеку) по команде учителя выбирают и вывешивают названия объектов, остальные внимательно наблюдают, исправляют и дополняют ответы товарищей.

Игра способствует общему развитию, помогает усвоить научные термины, различного рода названия и т.д. Однако игру нужно использовать умеренно и применять её так, чтобы один урок не был похож на другой. В противном случае интерес угаснет.

На уроке важно использовать и занимательный материал, т.к. то, что заинтересовывает учащихся, всегда легче и лучше всего запоминается. Если предмет для учеников интересен, то и работают они активно, без принуждения. Но это не значит, что нужно на уроках сообщать учащимся только интересующий их материал. Учитель должен воспитывать чувство долга, приучать выполнять и то, что неинтересно, но нужно. Тем не менее, там, где возможно, надо стараться заинтересовывать учеников, добиваться, чтобы у них появился горячий интерес к работе, к изучаемому предмету, к самостоятельным занятиям.

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.

В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала.

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка— краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Кроссворд - игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Чайнворд - игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее.

Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках.

Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.

Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщённой форме выявить знания и умения школьников.

Для опроса можно вывешивать до урока вместе с другими пособиями кроссворд-таблицу на данную тему, предлагая вызванному ученику решить его. Пока один решает кроссворд, другие отвечают на вопросы учителя. Когда кроссворд решён, следующий ученик или учитель проверяет правильность решения. После ответа на дополнительный вопрос ученик получает соответствующую оценку.

Большой интерес вызывают на уроке и доклады, подготовленные самими учащимися. Некоторым ученикам поручается подобрать интересный и занимательный материал по темам курса. После предварительной проверки рассказы учащихся включаются в изложение нового материала на уроке. Это придаёт большой интерес уроку и вызывает у школьников интерес к внеклассному чтению.

Много интересного, необычного и занимательного игрового материала можно использовать и в процессе приготовления домашних заданий. Такой материал, не утомляя детей, расширяет знания, заинтересовывает, приучает к самостоятельности в выполняемой работе. В качестве домашнего задания можно предложить закончить отгадывание кроссворда, начатого на уроке во время опроса, или самостоятельно подобрать шарады, ребусы, кроссворды, чайнворды по соответствующей теме урока. Ребята увлекаются изготовлением подобных наглядных пособий, проявляют при этом большую инициативу, изобретательность и творчество. Занимательный материал можно использовать и при закреплении знаний. Составление кроссворда, его решение, рассказ по картине и ряд других приёмов возбуждают интерес к предмету. Учащиеся с удовольствием собирают народные пословицы и поговорки. Такая работа увлекает их и приучает к самостоятельности.

Загадки - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще в стихотворной. Загадки - соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Использование загадок поможет учителям оживить уроки, сделать их более интересными, а значит, и усвоение материала - более глубоким и прочным. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи у учащихся. Они заставляют ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие, т.е. вырабатывать умение выделять главное, основное в наблюдаемом явлении природы или в каком-то понятии. Загадки развивают находчивость и сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению: видеть в обыкновенном - необыкновенное, а в необычном - обычное.

Загадки используют не с целью, чтобы ребёнок отгадал их сам (ведь они бывают и очень простыми), но для того, чтобы дать уму ребёнка полезное упражнение, повод к интересной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что это интересная живописная загадка прочно заляжет в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.

Загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Природа, окружающая человека, даёт огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях. Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего использовать загадки. Это может быть занимательное начало урока (например, «Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю» - при беседе о хвойных деревьях, когда учащиеся на предметном уроке ознакомятся с ними и смогут объяснить сущность загадки). Иногда загадка является как бы закрепляющим вопросом: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево), «Никто не пугает, а она вся дрожит» (осина), «Зимой и летом одним цветом» (ель) - после беседы о лиственных и хвойных деревьях. При знакомстве с отдельными явлениями природы можно предложить такие загадки: «Среди зелёного поля серебристые зёрна лежат» (роса), «И тонок и долог, а сядет - в траве не видать» (дождь), «Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся» (ветер).

Вносят оживление, снимают усталость рифмованные загадки, которые можно использовать на уроках. Так, знакомя учащихся со съедобными и ядовитыми грибами, можно привести такие загадки: «Царь грибной на толстой ножке, самый лучший из лукошка. Он головку держит смело, потому что гриб он ... (белый)».

Отгадывать загадки любят в любом возрасте. Однако загадки должны быть такой сложности, чтобы большинство детей могло их отгадать. Сродни загадкам угадывание слов. Например, названия, каких цветов содержат имена людей? (роза, василёк, иван-да-марья).

Разновидностью загадки является шарада, когда слово, которое надо отгадать разбивается на части и даётся иносказательное описание. Например, если одну ноту из семи ты поставишь, к ней часть своего тела приставишь, из них название рыбы составишь (минога).

Пословицы - народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память и опыт народа. Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Она кратко, двумя — тремя словами создаёт образ. Пословицы подкрепляют речь метким замечанием, наблюдением, заключением, выявив самую суть сказанного. Одна из важнейших целей пословиц - стремление привить людям определённые оценки явлений действительности, жизни, поведения человека. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, доброты, чувства товарищества, дружбы, патриотизма.

А вот поговорки ничего не обобщают, никого не поучают, они иногда не называют вещи, не договаривают, но намекают. Пословицы оформлены как предложения. Они - обобщение многовекового народного опыта. А поговорки - нет. Да и по построению они являются как бы частью пословицы. Например: «Как собака на сене» - это поговорка, а «Как собака на сене: ни себе, ни людям» - пословица и т.п. Зачем же тогда нужны эти поговорки - полупредложения, которые ничего не обобщают? Их назначение как можно ярче, образнее охарактеризовать предмет, нередко с помощью сравнения украсить речь. «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка», - говорил сам народ. Поговорки очень эмоциональны, в них негодование, восхищение, презрение, порой ненависть: «Надулся как индюк», «Толст как бочка», «Тощ как хвощ», «Как сыр в масле катается», «Сказал - что рублём одарил» и т.д.

Таким образом, в обучении детей с нарушением интеллекта немаловажная роль принадлежит занимательному материалу. Он интересен для детей, эмоционально захватывает их. В ходе упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Учитель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, познавательные интересы, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость, инициативу. Решение разного рода занимательных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики, быстроты и подвижности мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Все выявленные теоретические подходы направленные на формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в СКОУ VIII вида, были реализованы нами в системе дидактических игр и презентаций направленных на формирование учебной мотивации у данной категории детей.

Во время педагогической практики в «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска. на уроках по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности был использован игровой и занимательный материал. В приложении мы предлагаем подобранные нами разработки дидактических (со стимульным материалом) игр по теме: «Знакомство с окружающим миром; мир зверей, птиц, рыб»

Так же нами, совместно с учителем начальных классов был разработан урок – презентация «Дикие и домашние животные», презентация по книги Бориса Заходера «Мохнатая Азбука» (в презентации использован аудио рассказ автора), презентация «Животные в Африке», презентация «Домашние животные», а так же презентация по аудиокниги Чуковского «Краденое солнце». (См. разработки этих материалов в приложении и на CD диске). Все указанные материалы были проведены во втором классе с экспериментальной группой детей, на уроках знакомства с окружающим миром, в период педагогической практики. В контрольной группе занятия с детьми проводились в обычном формате.


2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью


По завершении педагогической практики был проведён контрольный эксперимент.

После проведения формирующего эксперимента, направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели повторное обследование экспериментальной и II-ой контрольной групп. Нашей задачей было: определение, того как повлияло использование на уроках игрового и занимательного материала, видеопрезентаций на формирование учебной мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.

Ведущим методом контрольного эксперимента явилась повторное обследование (анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой) и беседа с детьми.

В ходе повторного обследования, где была использована анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой были получены следующие данные:


Таблица №2

Группы детей

5 основных уровней учебной мотивации

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

Э1

 

3


32


1


12


6


49


1


7


-


0


12


100


К2

2

26

2

10

5

54

1

9

-1

1

12

100


По итогам контрольного эксперимента мы получили следующие данные:

5  уровень учебной мотивации характеризуется высоким уровнем учебной мотивации и учебной активности, сформированным отношением к себе как к школьнику. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Данный уровень повысился у детей экспериментальной группы с 27% до 32%. Во II контрольной группе данный уровень наблюдается у 26% детей.

4 уровень учебной мотивации характеризуется средним уровнем учебной мотивации, практически сформированным отношением к себе как к школьнику. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Данный уровень у детей экспериментальной группы повысился 9% до !» процентов, за счёт детей из 3 и 4 уровня.У детей контрольной группы уровень не изменился - 10% детей.

3 уровень учебной мотивации характеризуется положительным отношением к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Данный уровень изменился в экспериментальной группе с 55% понизился до 49% в связи с переходом части детей на более высокий уровень. У контрольной группы – уровень остался в пределах 55%.

2 уровень учебной мотивации характеризуется низкой учебной мотивацией, не сформированным отношением к себе как к школьнику. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Данный уровень у контрольной группы понизился с 9% до 7%. Контрольная группа показала те же - 9%.

1 уровень учебной мотивации характеризуется негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Дети с данным уровнем учебной мотивации ни в одной из экспериментальных групп в процессе контрольного эксперимента выявлены не были.

По результатам контрольного эксперимента были получены результаты, которые продемонстрировали значительную динамику в формировании учебной мотивации младших школьников экспериментальной группы.

Результаты полученные в контрольном эксперименте мы отразили в диаграмме № 2



Диаграмма № 2


Как видно из приведённой диаграммы повысилось количество учащихся, которые перешли в более высокий уровень сформированности учебных мотивов, это произошло за счёт перехода части детей с 5-го и 4 –го уровня на более высокий первый и второй. На сводной диаграмме это выглядит следующим образом:



Сводная диаграмма №3 Динамики уровня сформированности учебной мотивации в процессе экспериментальной работы


Таким образом, в процессе экспериментальной работы мы подтвердили, гипотезу исследования о том, что развитие познавательной мотивации младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если:

·                   включить детей в дидактическую игру в процессе учебной деятельности;

·формировать положительное отношение к учению, школе.

·активно формировать позицию школьника.

·развивать познавательные интересы к процессу и содержанию учебной деятельности.

Были решены поставленные перед исследованием задачи:

1  Проанализирована психолого-педагогическую литература по проблеме мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

2  Охарактеризована структура и динамика мотивации учебной деятельности в детском возрасте.

3  Проанализированы методы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников и разработана методика констатирующего эксперимента.

4  Выявлены особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

5  Разработаны психолого-педагогические рекомендации формирования познавательной мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.

6   Создана система дидактических игр для занятий с младшими школьниками в СКОУ VIII вида по теме «Знакомство с окружающим миром»

В процессе бесед, школьники указали, что им понравились уроки на которых были использованы наши презентации и разработки. Они стали приносить свои рисунки диких и домашних животных из дома. В классе была организована выставка детских работ.

Таким образом, мы считаем, что поставленная перед нашим исследованием цель - изучение условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта – была достигнута, все поставленные задачи – решены.



Заключение


Наше исследование было построено в два этапа. На первом этапе мы осуществили анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Нами были охартеризованы структура, содержание и динамика мотивации учебной деятельности в детском возрасте.

Состав мотивации учения, представленный различными авторами, отличается структурными компонентами (потребностями и мотивами), однако практически все учёные выделяют две основные группы мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, а также широкие и узкие социальные мотивы. При этом такие исследователи как Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейн обосновывают равную значимость этих двух групп мотивов для успешного осуществления учебной деятельности.

На втором этапе мы проанализировали методы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников и разработали методику констатирующего эксперимента, выявили особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают:

•  игровой мотив;

•  внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив;

•  мотив получения отметки.

Наибольшую силу для младших школьников с нарушением интеллекта имеет интерес к игровой деятельности. Следовательно, учителю на уроках необходимо включать игровой и занимательный материал.

Основным же побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.

Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.

Остальные мотивы также имеют достаточную силу в учебной деятельности. Их умелое применение и использование может дать хорошие результаты.

Наивысшего уровня учебной мотивации достигают дети, обучавшиеся в общеобразовательной школе, т.к. школьники с нарушением интеллекта, находясь там, обречены на хроническую неуспеваемость, даже при положительном вначале отношении к учебной деятельности, при желании хорошо учиться и получать хорошие отметки. В результате у них развивается неверие в свои силы, отрицательное отношение к учебной деятельности и к школе в целом, они перестают проявлять к ней интерес, равнодушно воспринимают плохие отметки, игнорируют задания учителя. Такие дети с нарушением интеллекта после перевода в специальную (коррекционную) образовательную школу 8 вида становятся чаще всего успевающими учениками, занимают соответствующее положение в классе и встречают иное отношение к себе со стороны одноклассников и учителей. Всё это способствует утрате отрицательного отношения к учению и формированию учебной мотивации.

Самый низший уровень учебной мотивации наблюдается у детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития, а также у учащихся, у которых основной дефект (интеллектуальная недостаточность) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Также на отношение младших школьников с нарушением интеллекта к школе и учению влияет позиция родителей. Если поведение родителей является поддерживающим, а не контролирующим, то у детей в большей степени выражено положительное отношение к школе. Жёсткое, авторитарное поведение родителей подавляет инициативность детей.

На основе теоретических положений и данных констатирующего эксперимента нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации формирования познавательной мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.

Формирование познавательной мотивации учебной деятельности осуществлялось нами по трём направлениям:

•  формирование положительного отношения к учению, школе;

•  формирование позиции школьника;

•  развитие познавательных интересов к процессу и содержанию учебной деятельности.

В приложении предложен игровой и занимательный материал по темам: «Домашние и дикие животные», который был использован нами на уроках ознакомления с окружающим миром в целях активизации учащихся к восприятию учебного материала.

В процессе контрольного эксперимента была доказана эффективность нашей работы.

Предложенная нами система работы рассчитана на младших школьников с нарушением интеллекта. Игровой и занимательный материал является средством активизации мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Он учитывает мотивацию учебной деятельности младшего школьника с нарушением интеллекта и доминирование у него игрового мотива учебной деятельности. В подростковом возрасте изменяется структура мотивации учебной деятельности. Следовательно, изменяется и содержание работы по активизации мотивации учебной деятельности. Таким образом, поиск путей и средств формирования познавательной мотивации учебной деятельности у подростков может стать проблемой отдельного психологического исследования.



Литература


1.          Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. - Минск, 2001.

2.          Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология, - Ярославль, 2007.

3.          Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки. - М., 2008.

4.          Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.

5.          Балашова С. Кроссворды из загадок // Начальная школа, 2004, № 10. С– 34-45

6.          Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. -- М., 1987.

7.          Беликова И.В. Старинные русские пословицы и поговорки. - М., 1984.

8.          Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999, № 10. С-23-43                   

9.          Бобылёва Л.Д., Мягких Т.П., Бобылёва О.В. Игровая экология в школе//Биология в школе, 2002, № 6.С – 25-31

10.      Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.,2000.

11.      Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1999.

12.      Бондаренко В. Загадки о природе // Начальная школа, 2002, № 4.

13.       Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2003.

14.       Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. - СПб., 2007.

15.       Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2.- М., 2002.

16.       Гранкина Р.М. Загадки на уроках биологии // Биология в школе, 2000, №6.С- 34-42

17.       Губанова О.В., Крицкая Т.М. На лесной полянке // Начальная школа, 2000, № 6. С-78-89

18.       Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М., 1953.

19.       Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа, 1995, №6.

20.       Елисеев Л.И. Хрестоматия для маленьких и постарше. — М., 1996.

21.       Зеленцова Г.С. Загадки на уроках природоведения // Начальная школа, 1994, № 10. С- 72-83

22.       Ивченко Л.А. Путешествия в грибное царство // Биология в школе, 2000, №5.С – 23-32

23.      Игры, ребусы, загадки для дошкольников / Сост. Т.И. Линго. - Ярославль, 2008.

24.      Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

25.      Ишутинова Л.М. Грибы - это грибы. Занимательный материал для уроков природоведения и экологии // Начальная школа, 2000, № 6.

26.      Ишутинова Л.М. Рыбы. Занимательный материал для уроков экологиии природоведения // Начальная школа, 2002, № 5. С- 76-83.

27.      Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. -Ярославль, 2007.

28.      Каплуновский А.Д. К беседам о рыбах // Начальная школа, 1995, № 5. С- 41-53.

29.      Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1999.

30.      Каширина Ю.В. Факультативный курс по экологии // Начальная школа, 2002, № 4. . С- 21-33.

31.      Какжова Л. Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки. - М., 1989.

32.      Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания: Сборник научных работ. / Под ред. М.В. Гаврюной - Л., 2000.

33.      Крючков В. Про братьев наших меньших // Воспитание школьников, 2003, №4. . С- 16-23.

34.      Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа, 1999, №5. . С- 47-53.

35.      Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

36.       Лескова С.В. Формирование экологической культуры // Начальная шко ла, 2003, №7. С – 21-33

37.      Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскороговоришь // Начальная школа, 2007, № 6. . С- 67-78.

38.       Майсурян А. Энциклопедия для детей. - М., 1995.

39.       Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2003.

40.       Малая Н. На рыбалке у реки // Воспитание школьников, 1999, № 3. С – 18-23

41.       Манеева О.И. Загадок несчесть // Начальная школа, 1999, № 4. С – 22-43

42.    Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7. . С – 51-63

43.    Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13

44.    Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.

45.    Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.

46.      Матвеев А.К. КВН по природоведению // Начальная школа, 1991, № 6.

47.    Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

48.      Менкес М.В. Кроссворды и ребусы // Начальная школа, 2001, № 5. . С- 17-33.

49.    Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для младших школьников.- М., 2005.

50.    Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.

51.    Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005.

52.    Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. - Волгоград, 1976.

53.    Народные приметы: хотите - верьте, хотите - проверьте / Под ред. Р.У.Амирханова -- Казань, 2007.

54.    Некрасов А. Урок в осеннем лесу//Воспитание школьников, 2001, № 6

55.    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. -М., 2001.

56.   Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М., 2001.

57.   Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

58.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2002.

59.     Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М., 1996.

60.     Орёл Т.В., Соколова Л.В. К урокам природоведения // Начальная школа, 1998, № 1. . С – 21-33

61.     Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

62.     Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж.И. Шиф. - М., 1965.

63.     Пасько Т.К. Пословицы, поговорки, приметы//Начальная школа, 1998,№3.

64.     Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1975.

65.     Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

66.     Пословицы, поговорки, загадки / Сост. А.Н. Мартынова. - М., 2007.

67.     Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.

68.     Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000.

69.     Проничева И.К. Живая природа / Начальная школа, 2001, № 6. . С – 18-23

70.     Психология детства / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003.

71.        Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Автор-составитель З.И. Мищенко. - Курск, 2002.

72.     Репина И.В. Мир под ногами // Начальная школа, 2005, № 10. С – 28-33

73.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

74.    Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М.,1986.

75.    Русский фольклор / Сост. В. Аникина. - М., 2006.

76.    Сборник загадок / Сост. М.Т. Карпенко. — М., 2009.

77.    Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии.- М., 2003.

78.     Сироткина Е.Я. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа, 2000, № 6. С – 45-53

79.    Типологические особенности высшей нервной деятельности человека/Под ред. Б.М. Теплова. - М., 1956.

80.    Тихомирова Н.Ф. Кроссворды к уроку природоведения // Начальная школа, 2004, № 1. С – 11-13

81.    Улицкая И.Л. Для развития познавательной активности // Начальная школа, 1996, № 6. С – 22-30

82.    Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63

83.    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.

84.    Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003.

85.    Шмаков С.А. Дети на отдыхе. - М., 2001.

86.    Шулындина С.С. На уроках ознакомления с окружающим миром // Начальная школа, 2000, № 7. С – 45-53

87.    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2000.

88.    Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. - М.,1999.

89.    Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1999.

90.    Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты