Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации

Находясь в состоянии, которое описано выше, у детей складываются ложные верования, так называемые «мифы, помогающие выжить». Существует 4 самых распространённых «мифа»:

1.     «Я явился причиной алкоголизма. Я должен что-то с этим сделать».

Это спасательная для ребёнка мысль, ибо поверить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он не в состоянии что-то изменить в своей семье. Основанием для этого мифа служит чувство вины. «Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались между собой и было бы меньше пьянства в нашем доме». Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замеченным, быть уважаемым;

2. «Я не такой как все остальные».

Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что не отличаются от других. Это чувство вносит дискомфорт в их существование;

3. «Мне следует постоянно контролировать себя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет».

Одна из целей фантазирования ребёнка – это чувство, что ты наконец владеешь ситуацией. Для детей больных алкоголизмом родителей достижение такого положения не только приятно, но даёт чувство безопасности. Но когда подобный миф порождён чувством вины, то он может подкреплять бессилие и безнадёжность. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. И ребёнок ещё сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;

4.     «Вот придёт кто-то или случится что-то, и всё это изменится».

Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребёнка и возлагает её на какую-то внешнюю силу. Миф предлагает надежду

В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребёнок фантазирует, создаёт свои мифы. Это свойственно всем детям. Плохо, когда фантазия, выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Тогда способность быть хозяином своей судьбы уменьшается.

Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют определённые роли. Ролевые функции детей – это реакция на стресс, которым является алкоголизм родителей. Таким образом, существуют 4 основные роли, которые могут брать на себя дети:

1.                        Герой семьи, ответственный ребёнок.

Это ребёнок с высокими достижениями в учёбе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место ставит интересы других. Может быть лидером. Содержит свои вещи в порядке.

2.                        Проблемный ребёнок, «козёл отпущения», бунтовщик.

Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики.

3.                        Потерянный ребёнок, кроткий ребёнок.

Держится изолированно от всей семьи, живёт фантазиями. Проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступает во всём другим. По мере взросления может приобщиться к употреблению алкоголя и наркотиков с целью достижения психологического комфорта.

4.                        Любимец семьи, её талисман.

Гиперактивен, использует шуточки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. Играет роль клоуна. Он не в состоянии справиться с различными стрессами, у него бывают трудности в учёбе, потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.

Один и тот же ребёнок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться.

Семейные традиции

Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радостные, значительные и незначительные, «отмечать» пустые м переполненные впечатлениями периоды жизни. До первого контакта с алкоголем у личности может сложиться определённая символика алкоголя: признак мужественности, взрослости, силы, радости, «весёлой жизни», свободной от ответственности и забот, рискованного, смелого, даже «героического поведения», символический «облегчитель жизни», особое лекарство «для души» и так далее.

Семья, вместе со всеми родственными связями – главный фактор в развитии символического приобщения к алкоголю. От поколения к поколению предаются системы ценностей, модели поведения, «семейные ритуалы», символы и так далее. Внешний по отношению к семье мир ребёнок до определённого времени, а точнее до «социальной зрелости», воспринимает через семью, через установки и ценности, которые существуют в его семье. Человек не обязательно поступает в жизни именно так, как поступали его родственники или как его учили поступать. Однако влияние его на поступки в той или иной степени оказывает «семейный фонд».

Одно из важных заключений, вытекающих из работ, посвящённых влиянию семьи в формировании алкоголизма – то, что использование алкоголя в семье это не индивидуальное («персональное») дело. Алкоголизм передаётся в некоторых семьях от поколения к поколению «генетически» (об этом поподробнее будет рассмотрено ниже). Но есть также и доказательства, демонстрирующие «психологическую трансмиссию» некоторых форм алкоголизма в семье от поколения к поколению, а также манеры потребления алкоголя.

Грили и Маккрэди выделили 5 «установок», влияющих на выбор того или иного «алкогольного поведения»:

1.                        Семейные выпивки – частота употребления алкоголя у матери и отца; существование «алкогольных проблем» в семье, где растёт ребёнок; одобрительное отношение к потреблению алкоголя со стороны родителей;

2.                        Структура семьи – как организована семья по двум «аксиальным принципам» – Силе и Поддержке; первый относится к тому, как семья принимает важные решения – кто из родителей, например, принимает больше решений единолично, отец или мать, или оба родителя вместе принимают решение, или родители и лети – все вместе; второй относится к уровню привязанности и эмоциональной насыщенности контактов между членами семьи, в отношении детей – это одобрение и забота.

3.                        Персональные вариации, особенно ориентация на достижение, действенность поведения, отношение к авторитетам. Имеется в виду то, что некоторые персональные вариации, например потребность в поддержке и зависимость от авторитетов, часто ассоциируются с пьянством.

4.                        «Алкогольное поведение», манера потребления алкоголя у каждого родственника отдельно.

5.                        Особенности окружающей среды в плане распространённости потребления алкоголя («алкогольная атмосфера»).

Особое значение придаётся не самому алкоголю, а ритуалам его потребления, которые служат моделью создания индивидуальной манеры потребления спиртных напитков в будущем. Поскольку большинство детей впервые знакомятся (реально) с алкоголем в семье, то семейные ритуалы, включающие употребление спиртных напитков и являются моделью, по которой обучаются дети. В каждой семье есть свои «особые» ритуалы, иногда весьма интимные, иногда весьма интимные, в которые посвящены только члены семьи. Чем больше разнообразных ритуалов в семье, тем надёжней связи между членами семьи, тем более сплочённей семья. Разрушение семейных ритуалов, образование «порочных» ритуалов, когда например, ребёнок каждый вечер ходит забирать пьяного отца из ближайшего бара или видит, как отец «болеет» за любимую команду у телевизора, подбадривая себя пивом, а каждый гол отмечая «более серьёзно», создаются предпосылки того, что первые реальные контакты с алкоголем будут происходить на фоне повышенного риска развития зависимости от алкоголя (личная предиспозиция у подростка, склонного искать получение быстрого и немедленного удовольствия, облегчать свои психологические проблемы искусственным путём, сформированное отношение к алкоголю как «магическому напитку», которое может дать всё, что захочешь, и так далее).

Средства массовой информации

Сведения о действии алкоголя ребёнок или подросток может черпать из самых различных источников, кроме того, что он сам увидит.

Тщательно проанализировав изображение различных событий, связанных с потреблением алкоголя в телевизионных программах США, группа учёных сделала ряд выводов. В изученных программах герои передач чаще выпивали спиртные напитки (1584 раз), чем неалкогольные (1278раз). Среди алкогольных напитков на первом месте высокоградусные (23,1%), затем идёт пиво (20,4%), вино(15,6%), смешанные напитки (3,4%), в 37,5 % случаев вид напитков определить не удалось. Крепкие напитки чаще встречаются в кинофильмах и театральных комедиях. Вино пьют в развлекательных передачах. Пиво часто фигурирует в рекламных роликах и в спортивных передачах.

Причины выпивок: - облегчение контакта (26,2%);

·        гостеприимство (5,4%);

·        празднование (10,5%);

·        без всякой видимой причины (57,7%).

Выпивки в домашних условиях показаны в 35,8%, в барах – 17,8%, в других различных местах – 46,3%. Большое количество сцен, связанных с потреблением алкоголя, демонстрируется в драмах.

При просмотре очередного боевика подросток видит своего любимого актёра с рюмкой какого-то алкогольного напитка. При прослушивании своего любимого радио каждые пол часа рекламируется новое пиво. При прочтении любимых газеты или журнала на первой странице фотография известного певца с бокалом вина. Таким образом, алкоголь начинает ассоциироваться с такими темами:

·        достижение богатств и престижа,

·        социальное одобрение,

·        отдых,

·        экзотика,

·        индивидуализм,

·        секс.

Влияние группы

Группы, в которых царит алкогольный стиль жизни, вовлекают в свой круг именно тех молодых людей, воспитанием которых родители занимаются недостаточно, предоставляя им много свободы и не контролируя, как они проводят время.

Особенно подвержены влиянию группы подростки с повышенной возбудимостью. Они неугомонны, не способны долго сидеть на одном месте или сосредоточиваться на каком-то определённом занятии. Им свойственна частая смена воодушевления и множество замыслов, ни одного из которых они не доводят до конца. Всерьёз и глубоко они ничем не интересуются. Они не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут «одним днём».

В школе их положение плохое, поскольку они не испытывают интереса к учёбе и не отличаются терпением. Отсутствие достижений и успехов в учёбе компенсируется стремлением импонировать соучастникам независимостью, грубостью, силой и игнорированием общепринятых норм поведения. С учителями они держатся дерзко, вызывающе.

Такие подростки не пользуются признанием ни у учителей, ни у родителей и практически предоставлены сами себе. В этой ситуации они начинают искать среду, где могли бы найти признание, и попадают в группу алкоголиков, где получают поддержку и ощущение собственной значимости.

Удовлетворяя в группе свои различные потребности, подросток связывается с её участниками неформальными узами солидарности, принимает господствующий в ней стиль жизни и выступает против любых нападок на принятые в ней устои. Такие связи индивида с группой обычно весьма крепки.

Привлекательность группы для подростков заключается в том, что она даёт им всё, чего не умеют порой дать ни семья, ни школа: эмоциональную поддержку, одобрение, ощущение безопасности и собственного признания. Для подростков, лишённых этих ценностей, чрезвычайно важных для каждого человека, не имеет существенного значения, социально положительны или отрицательны цели и деятельность группы. Важно лишь, может ли она удовлетворить потребности своих членов, в том числе даже способами, и противоречащими правовым нормам. Именно это и определяет привлекательность группы.

Сплоченность групп, употребляющих алкоголь, и других подобных компаний – шаек, банд и прочих неформальных объединений – чрезвычайно сильна: ни ужасающие условия жизни, ни недостаток пищи, ни постоянный страх перед милицией не приводит к их распаду.

Это происходит в случае, если сам подросток стремится стать членом этой неформальной группы. А ели он попадает в такую компанию случайно? Для подростка, оказавшегося в группе сверстников, пьющих вино, отказаться от выпивки - дело не простое. Активный отказ – это всегда вызов, конфронтация с группой, заявление о своём несогласии с групповыми нормами, что может вызвать острый конфликт. Пассивный отказ – это форма «позорного поведения», которое вызывает насмешки и издевательства: «маменькин сыночек», «может молочка налить» и так далее. Подростку необходимо делать выбор: либо идти на конфликт с группой и оставаться трезвым, либо поддаться влиянию сверстников и выпить.

Вероятность развития алкогольной зависимости велика в тех случаях, когда личность подростка не способна противостоять групповому давлению в плане приёма алкоголя, не обучена избегать подобных контактов, имеет слишком много свободного времени для установления таких контактов и слишком слабые связи с семьёй и семейными традициями.

 

Индивидуальные биологические (физиологические, биохимические) факторы

 

Наследственность.

А сейчас затронем тему о наследственных критериях и потомстве, которое может произвести пьяница или человек, злоупотребляющий алкогольными напитками (так как речь идёт о наследственности, то нас интересует именно эта группа людей). Французский учёный Моррель провёл уникальный эксперимент. Он тщательно проследил за жизнью 4-х поколений больных, страдающих хроническим алкоголизмом. «В 1-м поколении – нравственная испорченность, алкогольные излишества; во 2-и – пьянство в полном смысле слова; представители 3-го страдали ипохондрией, меланхолией, были склонны к убийству; в 4-м – тупость, идиотизм, бесплодие». То есть перестал существовать род.

Справедливости ради надо сказать, что иногда у хронических алкоголиков рождаются дети, у которых нет никаких отклонений в умственном и физическом развитии. Но как показали исследования, 94% детей, являются потенциальными пьяницами или приобретают психические расстройства. К тому же более трети всех алкоголиков - жертвы генетической и наследственной предрасположенности.

Это связано с тем, что мы наследуем у предков не только цвет глаз и особенности характера, но и неповторимые различия в обмене веществ. Как нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет с одинаковыми наборами белков. Поэтому реакция организма на алкоголь из-за наследственно обусловленных различий в обмене веществ каждого человека будет неповторимой, хоть на малую малость не похожей на другие. Если же родитель употреблял алкоголь, то естественно, что набор белков в организме данного человека будет наиболее благоприятным для того, чтобы он стал алкоголиком.

Также хочется заострить внимание на последствия так называемых «праздничных детей», «детей карнавала», детей «одной встречи» и так далее, которые были зачаты в период опьянения от отцов или матерей алкоголиков. Болгарский врач Георгий Ефремов в своих исследованиях показал, что от 23 хронических алкоголиков родилось 15 мертворожденных и 8 уродов.

Разумеется, не все родители были хроническими алкоголиками. Всё дало в «пьяном зачатии».

Согласно мифологии, Вулкан родился хромоногим, так как был зачат Юпитером, когда тот находился в пьяном состоянии. В Древней Спарте Ликург издал закон, запрещающий молодожёнам в день свадьбы пить вино. А римляне говорили: «Пьяницы рождают пьяниц».

Биохимические механизмы, ответственные за различные реакции на алкоголь

Одним из важных факторов является скорость разрушения алкоголя в организме, которая зависит от фермента алкогольдегидрогеназы (АДГ). Количество, активность и типы активности его очень различны у разных людей. От этого зависит скорость разрушения и выведения алкоголя из организма, а так же образование разного количества ацетальдегида – продукта разрушения алкоголя, которому многие учёные отводят важную роль в развитии болезни. Изначальная склонность к спиртному зависит так же от наследственной недостаточности обмена аминокислот, жирового обмена, гормонального фона и прочих особенностей, большинство которых также генетически обусловлены. Это фундамент, и лишь от внешних условий зависит, какое здание будет возведено на нём. Вот тут-то и накладываются социальные и психологические факторы. Здесь и кроется огромное разнообразие форм болезни, так как сочетания разных причин образуют свой неповторимый рисунок-следствие.

Заключение


Заканчивая эту работу, мы хотим сделать небольшие выводы.

На наш взгляд, самым сильным фактором, влияющим на раннюю алкоголизацию у подростков, является семья. Ведь особенности личности подростка формируются главным образом здесь. Особенности организма (в плане реакции на алкоголь) - тоже вина семьи (наследственность). И, наконец, первый опыт подросток чаще всего также получает в семье. Таким образом, семья – главный виновник алкоголизации молодого населения. Ведь даже и на улицу ребёнок идёт из-за того, что семья не является для него тем «островком безопасности», которым она должна быть. «Главная причина случаев появления подростков-пьяниц - в распущенности, воспитательной безответственности их матерей и отцов, или и тех и других вместе», - пишет Буянов.

На втором месте стоят средства массовой информации. Ведь сейчас так много различных программ, в которых демонстрируется алкогольные напитки и распитие их, и так мало таких, в которых говорится об их вреде. Да и к тому же, что может думать ребёнок, если он, посмотрев программу о вреде алкоголя, тут же видит, как в очередном фильме или программе главный герой или ведущий держит в руках этот «таинственный» напиток. Ребёнок в растерянности. Что же правда?

Ну а на третьем месте, конечно же, друзья. В подростковом возрасте человек остро нуждается в компании и она, конечно же, существенным образом оказывает на него влияние.

Что касается 2 других групп факторов, – психологических и индивидуально биологических – то они являются выходцами социальных.

И в заключении мне бы хотелось выделить несколько вопросов, по которым можно было бы провести небольшие исследования:

во-первых, по-нашему, очень интересным вопросом является вопрос о влиянии темперамента человека на его «алкогольное поведение». Люди какого темперамента больше склонны к алкоголизации?

во-вторых, влияет ли материальное положение семьи на развитие алкоголизма?

в-третьих, влияние алкоголизма подростков на познавательные процессы;

в-четвёртых, влияние алкоголизма подростков на их профессиональное самоопределение;

в-пятых влияние алкоголизма подростков на формирование их волевых качеств;

и так далее.

Список литературы:


1.     Земска М. Семья и личность: Пер с пол/ Общ. Ред. И послесл. М.С. Мацковского.-М. Прогресс, 1986. – 135 с.: ил.

2.     Чумаков Б.Н. Валеология .-М, Российское педагогическое общество, 1997. – 246 с.

3.     Матюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме – М.: Просвещение, 1989. – 76, [2] с.

4.     Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / отв. ред. Ц.П.Короленко; АН Сиб. отделение, Новосиб. институт биоорган. химии. -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.-195,[2] с.: ил.

5.     Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи : записки дет. психиатра: Кн для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988.-207, [1] с.

6.     Гурски С. Внимание - наркомания! /перевод с польского Л.В.Васильева; под ред. [и с послел.] Э.А Бабаяна. -М.: Медицина, 1988.-138,[1] с.

7.     Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя (Эмоции. Поведение. Адаптация) - Новосибирск.: Издательство «Наука» Сибирское отделение, 1979.-204 с.

8.     Левин Б.М., Левин М.Б Не оступись... -М.: Издательство «Мысль», 1988.-156 с.

9.     Валеология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 2-х ч. Ч.1./В.А. Глотов. -Омск.: Издательство ОМГПУ, 1996.-96 с.

10. Ди Снайдер Курс выживания для подростков..-Волгоград: Издательство «Ведо», 1992.-81 с.

11. Корабельников О. Мёртвая вода. -Новосибирск: Книжное издательство, 1989.-144 с.

12. Материалы I областной научно-практической конференции «Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде. Проблемы и перспективы».- Омск: Омская областная типография, 1998.-116 с.

13. Москаленко В.Д. Ребёнок в «алкогольной» семье: психологический портрет //Вопросы психологии. 1991..№4.С.65-73.

14. Демидюк В. Семья влияет на ребёнка сильнее, чем школа // Воспитание школьников. 1991..№1. С.7-8.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты