Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации

Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации

Омский государственный университет

Экономический факультет отделение психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации

Оглавление


Введение.

Стадии развития алкоголизма.

Формы зависимости.

Особенности подросткового возраста.

«Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия».

Психологические факторы.

Специфические черты личности подростка, склонного к употреблению алкоголя.

Мотивация потребления алкоголя у подростков.

Алкогольные мифы.

Социальные факторы.

Семья.

Неверные родительские позиции воспитания.

Алкоголизм родителей.

Семейные традиции.

Средства массовой информации.

Влияние группы.

Индивидуальные биологические (физиологические, биохимические) факторы.

Наследственность.

Биохимические механизмы, ответственные за различные реакции на алкоголь.

Заключение.

Список литературы.

Введение


Злоупотребление алкоголизмом является одной из основных актуальных проблем не только нашего времени, но и глубокой древности. Травмы и отравления, связанные с алкоголизмом, занимают I место в структуре смертности трудоспособного населения, и вышли на II место по структуре причин смертности всего населения России. Они явились причиной смертности каждого второго мужчины и каждой третьей женщины, умерших в рабочем возрасте.

Необходимо подчеркнуть, что алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и обуславливает смертность от неестественных причин. Больной алкоголизмом наносит неповторимый вред здоровью и жизни как самому себе, так и близким людям, соприкасающимся с ним в повседневной жизни.

Алкоголизм - это огромное социальное зло, которое изнутри «разъедает» личность, нанося огромный урон обществу.

Физиологический анализ действия алкоголя был описан профессором Н.Е.Введенским: алкоголь действует подобно наркотическим веществам и типичным ядам - вначале возбуждающе, затем парализующе. Раньше всего парализуются высшие центры. При частом употреблении алкогольных напитков наблюдаются нарушения деятельности различных органов, а затем появляются анатомические изменения в них.

Наряду с ухудшением физического здоровья меняется и психический облик человека.

Алкоголизм подростка отличается от алкоголизма взрослых. Если у взрослых тяга к вину проявляется через несколько лет, то у подростка может развиться в считанные недели. Алкоголизм подростков начинается с катастрофически быстро нарастающей деградации личности. Для молодого организма алкоголь опасен не только возможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя искажает или затрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна к наркотизации, которая раз начавшись быстро становится ведущей потребностью в жизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями, неминуемо вытесняя их; причём до возникновения у подростка собственно алкоголизма. Именно поэтому проблема ранней алкоголизации подростков является одной из самых актуальных проблем в настоящее время.

Учителя одной из рижских школ заинтересовались насколько велика осведомлённость учеников в области спиртных напитков, когда они впервые попробовали алкогольные напитки и где впервые это произошло. В результате учителя получили очень тревожную картину:

1.    оказалось, что мальчики знали названия 100 марок вина, а девочки наполовину меньше;

2.    приобщение к алкоголю у девятиклассников началось в 13-14 лет, у восьмиклассников в 7-8 лет, а ученики четвертого класса познали его вкус, когда им было 4-5 лет;

3.    все впервые попробовали вкус алкоголя в семейном кругу!? 75% учеников 8-9 классов употребляют спиртные напитки по праздникам и семейным торжествам. В большинстве случаев первая рюмка бывает выпита с благословения родных. Таким образом, кадры будущих алкоголиков готовятся в семье.

Так же из этого исследования можно сделать вывод, что каждое последующее поколение начинает потреблять алкогольные напитки раньше предыдущего и приобщается тем самым к спиртным напиткам в ещё более раннем возрасте. Выявленная зависимость может стать предпосылкой для обострения проблемы пьянства и алкоголизма в будущем.

Что же влияет на столь раннее приобщение к алкоголю у подростков? Существует 3 группы факторов, которые будут подробным образом рассмотрены в данной работе. Это психологические, социальные и индивидуально-биологические факторы.

К психологическим предпосылкам болезни относятся личностные особенности и, прежде всего, не способность приспосабливаться к обстановке, противостоять среде, разрешать конфликты и переносить эмоциональное напряжение. Сюда же относится мотивация подростков для потребления алкоголя и многочисленные «алкогольные мифы», вызывающие у подростков ярко положительные ассоциации ещё до реального знакомства с ним.

К социальным факторам относят следующие: семья, средства массовой информации (СМИ), обычаи окружения, то есть группы, в которую входит данный подросток (класс, друзья), этническая и религиозная принадлежность, алкогольная политику государства и так далее.

В данной работе наиболее подробно будут рассмотрены влияние семьи, СМИ и группы, так как, на наш взгляд, это наиболее сильные факторы. К тому же социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: семья на 50%, СМИ на 30%, школа и улица на 10%. Что касается остальных составляющих социального фактора, то они являются второстепенными, и действуют только в совокупности с тремя первыми.

К последней группе факторов – индивидуально-биологической – относятся наследственность и особенности организма подростка (в плане реакции на алкоголь).

Эту работу можно разделить на 2 части. Первая часть – это само знакомство с болезнью (алкоголизмом) и несколько слов об особенностях подросткового возраста, чтобы можно было легче понять, почему же этот возраст настолько опасен. Вторая часть – это описание самих факторов. Между первой и второй частью гипотеза Маккена, которая состоит в том, что интерес к алкоголю у подростков появляется ещё в раннем детстве и связан он с ранним детским опытом игр, в которых изменяется обычный уровень сознания (качели, кружение, надавливание на глазные яблоки и так далее).

Стадии развития алкоголизма


О. Корабельников выделяет 3 стадии развития алкоголизма:

I стадия:

Одним из основных симптомов данной стадии является первичное влечение к алкоголю. В этой стадии оно проявляется ещё в лёгкой форме, зависящей от ситуаций, связанных с возможностью выпить. На этой стадии первичное влечение может быть подавлено усилием воли или обстоятельствами, не позволяющими выпить.

Очень важным симптомом является снижение количественного контроля. Защитный рвотный рефлекс исчезает. Вслед за первыми дозами спиртного хочется выпить ещё, достичь средней степени опьянения и даже тяжёлой. Внешними проявлениями этого служат торопливость с очередным тостом, стремление выпить всё купленное спиртное, неразборчивое отношение к виду спиртного.

Нарастающая толерантность к алкоголю проявляется в том, что привычная доза не вызывает прежних состояний опьянения. Дозу приходится увеличивать в 2-3 раза, а то и больше.

На первой стадии не бывает запоев, обычно пьют один день, но относительно часто. Похмелья тоже нет. При передозировке спиртного наутро наблюдается интоксикация, выраженная тошнотой, слабостью, дурным настроением, но повторная выпивка не приносит облегчения, а лишь усиливает болезненное состояние.

В социальном отношении сдвигов практически нет.

Данная стадия среди подростков является самой распространённой.

II стадия:

Длительность от 10 до 15 лет. Именно на этой стадии больные и их родственники начинают обращаться к врачу из-за начавшихся социальных конфликтов: вытрезвитель, прогулы, запои, скандалы в семье, пропивание вещей и так далее.

Прежние симптомы увеличиваются, нарастают, становятся ярко выраженными, появляются новые.

Первичное влечение проявляется более интенсивно, возникает не только в связи с ритуалами, но и независимо от них. Больные сами находят мотивировки для выпивки и охотно используют любые ситуации.

Количественный контроль не просто снижен, а навсегда утрачен. Приём одной дозы вызывает неодолимое желание выпить ещё.

Толерантность продолжает повышаться, достигает максимума и на протяжении ряда лет остаётся постоянной.

Новая совокупность симптомов – абстинентный синдром (похмелье), является одним из главных, определяющих эту стадию. Протекает он весьма разнообразно.

Изменяется форма потребления спиртного. Возникают запои. Длительность их может быть различной, причём не обязательно это будет беспробудное пьянство – больной выпивает ежедневно, мотивируя потребность в опохмелении повторной выпивкой.

Причина любого запоя, прежде всего, заключена в замыкании болезни в порочном кругу. Выпивка приходит к похмельному состоянию, которое снимается или смягчается повторной выпивкой. Потребность в опохмелении – самый важный и безошибочный признак II стадии алкоголизма. Улучшение состояния после опохмеления – главный симптом.

Именно на II стадии начинают проявляться изменения личности. Прежде всего, выходят наружу и заостряются скрытые особенности психики, возможно и появление отдельных черт личности, связанных непосредственно с алкоголизмом. Размах эмоциями усиливается от возбуждённого состояния до полного безразличия к жизни, эмоции огрубляются, интеллект снижается, способность к восприятию новых знаний резко падает. Прежде всего, теряются моральные запреты, приобретённые в обществе, а именно – стыд. За ним идёт черёд совести. Всё это приводит к полной алкогольной деградации, но изменение личности обратимо при отказе от спиртного.

Среди подростков данная стадия встречается гораздо реже, чем первая.

III стадия:

Конечная стадия, дальше неё только смерть. Болезнь запущена до предела, все её проявления усиливаются до самых тяжёлых вариантов.

Первичное влечение чаще всего выражено в самом тяжёлом варианте – без борьбы совести, уже умершей окончательно. Повода, даже формального, не требуется.

Утрата полного контроля ярко выражена, любая, даже незначительная, доза спиртного вызывает непреодолимое желание выпить ещё. Уже ничто не может удержать больного от выпивки, а стремление добыть спиртное заставляет делать долги без надежды на возврат, продавать вещи, воровать, мучить близких.

Снижение толерантности проявляется в том, что больной пьянеет от меньших, чем обычно доз.

Имеется, уже стойко, картина опьянения. Преобладает раздражение, придирчивость, недовольство, доходящее до злобы, чаще всего в адрес близких людей.

Человек живёт в полусне, зачастую в полубессознательном состоянии. Обучение новому невозможно, быстро забывается всё то, чему учился на протяжении жизни.

Появляются истинные запои, для которых уже не требуется никаких причин и мотивов.

Изменение личности достигает уровня алкогольной деградации. Усиливается эмоциональное огрубление, исчезают семейные и общественные привязанности, утрачивается критическое отношение к себе, снижается память и интеллект. Свойственен грубый цинизм, бестактность, назойливая откровенность, стремление очернить окружающих.

Среди подростков данная стадия практически не встречается.

 

Формы зависимости


Уже после нескольких приёмов алкоголя развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психологической зависимостью от алкоголя.

Другая значительно более глубокая зависимость, называется физической. Заключается она в том, что по мере употребления алкоголя он входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание и алкоголь становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.

Рассмотрим поподробнее психологическую зависимость.

Работы кафедры психиатрии Новосибирского медицинского института выделяют 3 формы алкоголизма с психологической зависимостью: альфа, бета и иота. Для альфа-алкоголизма свойственно употребление алкоголя с целью ухода от неприятной ситуации, решения важного вопроса с заменой всего этого временным углублением в мир повышенного настроения с бесплодными мечтами и фантазиями.

При бета-алкоголизме на I место выступает стремление к проведению времени в компании выпивающих, где представляется возможным на фоне алкогольного опьянения вести разговоры на эмоционально «приятные» темы, вспоминать различные «интересные» события, сплетничать, хвастаться друг перед другом, рассказывать или выслушивать различные истории и так далее. Стремление к такому времяпрепровождению постепенно становится всё более выраженным. Человек не реализует своих способностей, не использует имеющихся реальных возможностей для их развития, всё больше отстаёт от своих сверстников и коллег. Всё это приводит к развитию комплекса неполноценности и ещё более усиливает стремление к потреблению алкогольных напитков.

При иота-алкоголизме употребление спиртного связано, напротив, с усилением воображения, содержанием которого являются образы смерти, опасности, тревожность и так далее. Страх смерти значительно выражен и временно снимается приёмом алкоголя.

 

Особенности подросткового возраста


Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка быстро перестраивается и превращается в организм взрослого человека. Центр физиологической и духовной жизни ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личностного общения на жизненно важные темы.

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребёнка появляется и усиливается стремление походить на старших, детей и взрослых, причём такое желание становится настолько сильным, что подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного отношения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает ему. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счёт того, что и сами взрослые начинают относиться к ним не как к детям, а более серьёзно и требовательно. С подростка спрашивают больше, но ему и разрешается многое. Всё это порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребёнком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаёт совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает в школе и дома.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. С наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребёнка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый лёгкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет, копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, причёски, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и так далее. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самопознания ребёнка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребёнка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. В старшем подростковом возрасте многие начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приёмы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет), и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее эффективным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, то есть начинается процесс профессионального самоопределения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты