Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации

Ответили, что на них никак не влияет привычная доза алкоголя –19, 9%. Ещё 32,5% говорят, что после выпивки их тянет в компанию и их главное желание – раздобыть ещё спиртного.

Одним словом, главное ощущение у всех опрошенных – доза была недостаточная, и они хотят повторить.

Появляется настойчивое желание лечь спать – у 12%, наступает состояние полного безразличия - у 11% опрошенных. Итого, почти у одной четверти опрошенных после потребления спиртных напитков притупляются все чувства – они погружаются в апатию и засыпают. «Ничего не радует» и « Ничего не хочется делать» – так ответили ещё почти 10% опрошенных. Полезно такие ответы сравнить хотя бы с ответами на предыдущий вопрос: «Даёт веселье» и «Улучшает настроение» или ещё: « Даёт красноречие и остроумие» и «Прогонят скуку». Можно заключить, что подростки не только не знают подлинных свойств алкоголя, но весьма противоречивое, по их словам, воздействие оказывает на них алкоголь – то прогоняет тоску, то ввергает в тоску и так далее.

Эти 2 вопроса и ответы на них показывают, что многие подростки находятся в плену алкогольных мифов.

 

Социальные факторы

 

Семья

Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружающая ребёнка в семье.

Семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Этому способствует:

·                    состав семьи, её способность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членов семьи;

·                    руководство, находящееся в руках супружеской пары, объединённой узами любви и дружбы, представляющие для детей личностные образцы для подражания;

·                    сплочённость семьи, единство её целей;

·                    сильные взаимные эмоциональные связи между всеми членами семьи;

·                    удовлетворение основных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признанию свободы и уважения прав каждого члена семьи.

Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием её внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверным позициям родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. Атмосфера напряжённости и конфликтных семейных ситуаций действуют на ребёнка резко отрицательно. Дом перестаёт быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильной семейной системы может привести ребёнка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

Разногласие и отсутствие любви между отцом и матерью весьма тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. Чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребёнка.

Неверные родительские позиции воспитания

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребёнку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребёнка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

У детей очень много потребностей. Первая из них - это потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребёнок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Следующей потребностью является необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои собственные способности.

Ещё одной из основных потребностей человека является основанная на чувстве собственного достоинства потребность в уважении, называемая иногда стремлением к собственному признанию. Ребёнок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьёзно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных качеств личности.

Попытаемся определить основные черты личности, которые формируются у ребёнка под влиянием «неверных» родительских позиций.

Позиция отвержения способствует формированию у ребёнка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта позиция родителей тормозит эмоциональное развитие детей. Ребёнок жаждет ласки и любви, которых он не получает от суровых, отталкивающих его родителей. И он встаёт против их требований и возлагаемых на него обязанностей, против них самих и всего мира взрослых. С одной стороны, подросток ощущает дефицит материнской любви, с другой - злость, он агрессивен по отношению к родителям из-за их эмоциональной черствости.

Если родители проявляют позицию отклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию.

Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности.

Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости. У ребёнка закрепляются и переносятся на более поздний возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь поражений и невыносимой правды разоблачения, понимая, что он не такая уж исключительная личность, какой считают его родители.

Ещё одной из самых обычных, самых нелепых и трагичных ошибок родителей является то, что ругая ребёнка, то есть более чем решительно и убеждённо утверждая, что он лентяй, трус, идиот, изверг, алкоголик, наркоман и так далее – они это внушают.

Ребёнок верит. Ведь говорят затем, чтобы поверил, разве не так? Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Оценивая, родители внушают самооценку!

Если говорить: ничего из тебя никогда не выйдет!

ты неисправимый!

ненормальный!

тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу),

то не удивительно, если так оно и будет. Ведь это Прямое Внушение, и оно действует.

Душа подвижна, упрямо жизнерадостна! Но уже посеяны семена внутреннего разлада. Уже надлом личности в самой хрупкой его основе – ощущении своего достоинства, своего права жить, быть собой. «Да ведь как с гуся вода, как об стенку горох! Забывает через секунду! И опять за своё!» Преступная слепота.

Не воспринимает, игнорирует, всё «до лампочки»? Ребёнок защищается! Грубит в ответ, делает на зло, издевается? Опять защищается! Обещает исправиться, а продолжает? Защищается!

Алкоголизм родителей

Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать. Однако, и алкоголизм отца неблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В обоих случаях в семье имеет место напряженная психологическая обстановка, возникают частые конфликты между членами семьи. Исследования, проведенные в 1989-м году, показали, что 73% подростков, склонны к алкоголизации и состоящих на учете в комнатах милиции, воспитывались в семьях пьющих родителей.

В процессе воспитании ребенка важное значение имеет влияние на него каждого из родителей. При алкоголизме отца его воздействие на ребенка носит патологический характер, особенно если учесть специфическую деградацию личности, которая происходит в результате алкоголизма. Мать в этом случае, стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца, нередко начинает чрезмерно опекать ребенка. Наличие двух противоположных линий воспитания в семье формирует у ребенка неустойчивость поведения и настроения, неуверенность в себе.

Частота различных проблем, медицинских и психологических, у детей больных алкоголизмом родителей повышена по сравнению их с частотой у детей не больных алкоголизмом родителей.

Все семьи с наличием больного алкоголизмом являются дисфункциональными. Основные функции таких семей:

*                    все члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям;

*                    родители плохо, неправильно относятся к детям;

*                    вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношение между членами - деспотичностью;

*                    члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи;

*                    в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии;

Подчёркивается также, что в алкогольных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.

Описано 5 характеристик таких семей, которые частично дополняют уже приведённые, а частично их дополняют:

1.Размытость, нечёткость границ.

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны и теряют «твёрдость психологической почвы под ногами». Это приводит к нечёткости границ личности.

2.     Отрицание.

В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребёнку трудно распознавать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти навязчивый характер. Как больной отрицает наличие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, так вся семья все тягостные события, происходящие в семье.

3.     Непостоянство.

Поскольку потребности ребёнка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе, страстное желание, чтобы им занимались и привлекает внимание к себе любыми доступными ему средствами, включая девиантное поведение.

4.     Низкая самооценка.

Вся система воспитания в семье заставляет ребёнка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершил много ошибок, он вообще весь состоит из ошибок. В конце концов он заслуживает всего того плохого, что с ним случается.

5.     Недостаток информации

о том, как функционируют здоровые семьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, как должна функционировать нормальная семья.

Сходство уклада жизни в таких семьях обусловливает сходные психологические особенности детей.

«Этот ужасный секрет семьи»

Подобно тому, как гостя не пустят на кухню, где гора мусора и немытой посуды, а проводят сразу в хорошо прибранную гостиную, так и от детей родители пытаются спрятать всё плохое, что связанно с алкоголизмом. Но в действительности беспорядок, вносимый в жизнь алкоголизмом, никогда нельзя полностью скрыть. Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давайте притворятся, что, всё хорошо, давайте всё плохое спрячем и этим защитимся». Сокрытие становится образом жизни. Дети боятся открыто говорить о своих проблемах, вырастают замкнутыми.

«Жизнь в укрытии».

Ложь не только пронизывает внутрисемейные взаимоотношения, но и проникает дальше - достигает соседей, общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство либо смеются над пьянчужками, винят их в том, что те - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор своей семьи. Дети не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями, отсюда, секретность, увёртки, обман становится обычным компонентом жизни. Поэтому каждый ребёнок становится подозрительным и злобным.

В семьях такого рода не практикуются эмоционально тёплые отношения, там не знают истинной цены разделённого горя или разделённой радости, нет взаимной поддержки, любви. Ребёнок чувствует себя небезопасно.

«Что же реально».

Так часто ребёнку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит дома, и тем, что ему говорят, что дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Происходит недостаток доверия к самому себе.

«Послания с двойным смыслом».

За свою жизнь ребёнок в алкогольной семье слышит много такого, что содержит в себе противоположный смысл. Эти обращения к детям называются смешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Например, мама говорит ребёнку: «Я тебя люблю, иди гуляй, не мешайся тут под ногами». Услышав это, ребёнок начинает думать, что у матери на него нет времени, что её заботы вообще не о нём. Одна часть послания притягивает, другая отталкивает. Все чувства перемешиваются, отсюда, невозможность доверять своим чувствам и своему восприятию, что ставит ребёнка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимость уходить из действительности с тягостными ощущениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматывает ребёнка.

«Борьба, ссоры, драки».

В алкогольных семьях очень часты ссоры, которые также необходимо скрывать. Неважно из-за чего произошла ссора, ребёнок может подумать, что это его вина. Дети обычно ищут решение всех проблем внутри себя. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят и так далее приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

«Страхи, дурные предчувствия».

Почти все дети больных алкоголизмом описывают свои неприятные ощущения при возвращении домой, страх перед открыванием двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет? Трезвый он или пьяный? Дети склонны подолгу задерживаться вне дома (отсюда вовлечение в различного рода компании). Так начинается никогда не покидающий страх за будущее. С годами страх углубляется. Тревога дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарование».

В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Отсюда, одно разочарование за другим. Всё это угнетает ребёнка. Он перестаёт ожидать обещанного. Но чувствует, что родители совершили предательство перед ними. Будучи взрослыми, они продолжают представлять разочарование, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Отсюда, дети могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

«Слишком быстрое взросление».

В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себе ответственными за младших братьев и сестёр. Пьющие родители также нуждаются в их эмоциональной и физической поддержке. Дети становятся родителями своих родителей.

«Сексуальное оскорбление».

Под ним наблюдается не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие. Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность – вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмешательства либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшем место в детстве.

«Другие оскорбления».

Дети больных алкоголизмом подвергаются и другим видам оскорблений, часто даже таким, которые угрожают жизни ребёнка. Статистика в США свидетельствует, что 38% избиваемых детей – это жертвы родителей, больных алкоголизмом. Физическое избивание детей, естественно замалчивается. Многие дети в подобных случаях предпочитают страдать, чем признавать себя выброшенным на мель в жизни с параллельным чувством вины. Они не могут активно бороться и бросить вызов родителю обидчику.

«Заброшенный ребёнок».

Отсутствие заботы и внимания к ребёнку так же могут стать стилем воспитания в алкогольной семье.

Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы о теле, о физической гигиене лишь начало общей заброшенности ребёнка.

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях так же не уделяется должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затормаживает их адаптацию в будущей своей собственной семье.

«Пониженная самооценка, недостаток самоуважения».

Отсутствие внимания формирует заниженную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто – неполноценными во многих областях жизни. Дети мало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.

Всё о чём говорилось ранее формирует у ребёнка пониженную самооценки, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

«Жизнь в мире фантазий»

Уход в мир фантазий, магическое мышление помогают, ребёнку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазирования: «что, если бы мой отец (моя мама) были всегда трезвые…» Обычно фантазии наполнены солнечным светом и имеет солнечный конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя. Сновидения на подсознательном уровне служат той же цели – быть прибежищем от действительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты