Направленность - это личная устремленность, система целей, которые ставит перед собой военнослужащий и в соответствии с которыми действует. Зная направленность воина, командир может прогнозировать его поведение в той или иной ситуации, жизненную позицию.
Способности - индивидуальные особенности личности, определяющие успех в каком-либо определенном виде деятельности. Их знание и учет особенно важны при определении профессиональной пригодности, при подборе исполнителей того или иного задания.
Знание подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями. Первый - специальное изучение, сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении воина. Наиболее доступными и распространенными из них являются анализ документов и беседа. Второй - наблюдение за подчиненными в ходе повседневной жизнедеятельности.
При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, на выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, на дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношения с командирами. Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.
Особое внимание следует обратить на развязное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Эти признаки свидетельствуют о той или иной степени выраженности нервно-психической неустойчивости военнослужащего, существенно затрудняющей нормальное прохождение военной службы. При выявлении их у военнослужащего его следует проконсультировать у психолога части.
Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания на построения, задержка с началом работы, примитивность высказываний.
ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутри-коллективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных личностей — членов данного коллектива.
Известно, что каждый воин вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев.
Большего успеха добиваются те командиры и начальники, которые своевременно реагируют на познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной воспитательной работы.
На третьем этапе группы военнослужащих, как правило, спорят, отстаивают свои оценки, точки зрения и приходят к единому взгляду.
Групповое (коллективное) мнение как социально-психологический процесс имеет три условных этапа.
На первом этапе люди непосредственно воспринимают, переживают то или иное событие и оценивают его. У каждого военнослужащего образуется и укрепляется свое индивидуальное мнение-суждение и своя субъективная оценка события.
На втором этапе военнослужащие обмениваются друг с другом своими личными переживаниями, суждениями и оценками по поводу происходящих событий.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Офицер может с помощью таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения, которая будет тщательно анализировать настроения личного состава, сближаться с теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, тем самым, обеспечивая эмоциональный подъем всего коллектива.
Огромное значение в формировании положительного настроения в воинском коллективе играет музыка. Еще в древности были мелодии против уныния, раздражения и гнева. Для устранения отрицательных эмоций и сейчас эффективно применяется музыкальная психотерапия. Музыка является средством повышения работоспособности человека. Особенно следует развивать у военнослужащих любовь к военной музыке, которая помогает сохранять силы, преодолевать страх и уныние, вызывает боевое воодушевление.
Воинский коллектив, психологически подготовленный к преодолению трудностей, быстро устраняет индивидуальную напряженность, не допускает эмоциональных конфликтов, панических настроений. Такой коллектив способен успешно решать любые сложные учебно-боевые задачи.
Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив правил, норм и стереотипов поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало общественной потребностью.
Традиции могут быть элементом больших общностей, а также конкретных групп людей, коллектива. Совокупность традиций представляет собой элемент внутриколлективной морально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает и которую постоянно усваивает личность.
Традиции многообразны и многочисленны. Условно их можно разделить по ряду признаков:
а) по содержанию — на боевые, ратно-трудовые, социально-бытовые, спортивные;
б) по сферам проявления — на идейные, моральные (нравственные), правовые, художественные, религиозные;
в) по принадлежности к различным общностям людей — на общенародные, национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, внутри-коллективные (групповые), смешанные.
Символом боевых традиций каждой части является Боевое Знамя. Оно напоминает каждому военнослужащему о его священном долге преданно служить Отечеству. На всю жизнь воин запоминает день принятия Военной присяги у развернутого Боевого Знамени. Увольняясь в запас, военнослужащий прощается со Знаменем. Как самую дорогую реликвию воин хранит фотографию, на которой он запечатлен у развернутого Боевого Знамени.
В ценностно-ориентационном единстве воинского коллектива главная роль принадлежит командиру, его умению насаждать и утверждать порядок с учетом морально-психологических факторов, находить поддержку своим усилиям со стороны коллектива и каждого отдельного воина.
В психологическом плане работа командира по укреплению воинской дисциплины имеет четыре основных направления:
1) обеспечение выполнения общих (постоянно действующих, первичных) правил поведения военнослужащих, предусмотренных военным законодательством, уставами, приказами и директивами;
2) разработка и внедрение в жизнь коллектива длительно действующих правил поведения с учетом местных условий службы и характера решаемых задач;
3) управление текущим поведением личного состава в обстановке, когда, например, молодым воинам еще не известны некоторые из общих правил воинского поведения;
4) оперативная работа, связанная с каждым конкретным (положительным и отрицательным) дисциплинарным фактом или всей их совокупностью.
При этом воинский коллектив выступает как решающий фактор в укреплении дисциплины. Малейший дисциплинарный проступок встречает в сплоченном коллективе самое решительное осуждение. Заметим, такой коллектив всемерно укрепляет свою дисциплину, или, как принято говорить, коллективную дисциплину.
Воинский коллектив представляет собой комплекс социально-психологических отношений, которые определяют правильность поступков большинства военнослужащих, их способность выполнять требования уставного порядка и приказания командира, успешно решать учебно-боевые задачи. Коллективная дисциплинированность служит эффективным средством развития индивидуальной дисциплинированности, регулятором поведения воинов, создает предпосылки для воспитания самодисциплины.
Самодисциплина отражает самосознание и самооценку военнослужащих, их убежденность и необходимость соблюдения дисциплины. Если командир оценивает дисциплинированность воина только по внешним проявлениям, например, по исполнительности, то самодисциплину каждый член коллектива оценивает исходя из идеала, чести и совести.
Так, солдат, не чувствующий угрызения совести за проступок, считает себя дисциплинированным воином и удивляется, когда его наказывает командир. Известно, что коллектив не доверяет человеку, который не может осознать свои поступки, а пытается воспитывать других. Проще заботиться о дисциплине вообще, чем сохранять самодисциплину на должном уровне. Поэтому, формируя коллективную дисциплинированность, командир должен непременно заботиться о создании условий для развития самодисциплины каждого воина.
Динамика коллективной дисциплинированности определяется в значительной мере стилем руководства и установившимися традициями, социально-психологическим климатом и взаимоотношениями военнослужащих. В процессе каждодневного общения воинов вырабатываются взаимные представления друг о друге как о дисциплинированном или недисциплинированном человеке. Эти представления и оценки выступают в форме коллективной оценки и требовательности к каждому военнослужащему.
Воспитание дисциплинированности военнослужащего нельзя сводить к формированию какой-то отдельной черты или качества. Дисциплинированность — это сложная система таких качеств, как исполнительность, самообладание, аккуратность, смелость, мужество, честность, вежливость, которые должны проявляться постоянно, войти в привычку. Поэтому развивать нужно личность военнослужащего в целом, предоставляя ей максимум условий для формирования положительных качеств.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая формируется в результате взаимодействия с другими людьми. Следовательно, понимание механизмов формирования и функционирования коллектива невозможно без уяснения места и роли личности в системе межличностных отношений группы (коллектива).
Личность и межличностные отношения
Люди, собравшиеся по каким-либо причинам вместе, сосредоточившись в едином пространстве, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом возникшей социальной ситуации.
Как известно, человек - социальное существо. Его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Считается, что взаимодействие представляет собой действия индивидов, направленные друг к другу. Оно может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации личностных ценностей. Известный отечественный психолог П.Сорокин отмечал, что "если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, ...описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа".
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. В этих условиях между ними возникает определенная социальная связь, как зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей и ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В связи с этим в социальной связи можно выделить ее субъекты, предмет и механизмы регулирования. Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если ее участники не согласны с принципами ее регулирования.
Социальную связь между субъектами какой-либо группы (воинского коллектива) можно рассматривать в двух видах: в виде социального контакта, когда связь между людьми поверхностная, мимолетная, а партнер по контакту легко может быть заменен другим человеком, или в виде взаимодействия - систематических, регулярных действий партнеров, направленных друг на друга и имеющих цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны другого человека. В последнем случае возникшие социальные отношения можно рассматривать, как устойчивую систему взаимодействия между военнослужащими, носящую само возобновляющийся характер.
Нельзя также отрицать, что возникающие в результате взаимодействия межличностные отношения могут принимать различные формы. Среди них, прежде всего, можно выделить простое присутствие; обмен информацией; совместную деятельность; равную обоюдную или асимметрическую активность и др.. Причем активность может быть разного типа: социальным влиянием, сотрудничеством, соперничеством, манипуляцией, конфликтом и т.д.
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему межличностных взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединении – входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие их позитивные переживания и достижение определенных целей жизнедеятельности. Считается, что она обусловлена биологически-социальными причинами и способствует выживанию человека. Например, наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей групповое выживание; социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность; общение и совместная профессиональная деятельность с сослуживцем, разделяющим (понимающим) наши взгляды, оценки и жизненные устремления создают нам условия для более успешного решения служебных задач и формирования эмоционального комфорта. Следовательно, человек, в самом деле, общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общении с другими людьми.
Ведущим условием реализации человека в окружающей его общности людей (социуме) выступает общение. Оно является его объективной потребностью как социального, разумного существа – носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов получил название «деятельность» и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Второй же тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, лишь обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют «общением». При этом в психологии выделяются несколько видов межличностного взаимодействия.
Виды межличностного взаимодействия
Ритуальное взаимодействие - один из наиболее распространенных видов, который строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в конкретной социальной группе. В этом случае оно выступает как специальный вид взаимодействия, созданный людьми для удовлетворения потребности в признании. В нем обнаруживаются ценности группы, а люди выражают ритуалом то, что составляет их социальные ценностные ориентации.
Операционное взаимодействие осуществляется наиболее часто – на службе, в ходе решения военно-профессиональных (вахтенных, боевых) задач, на учебных занятиях и т.д. Успешно проведя указанное взаимодействие, человек подтверждает свою компетентность и получает аналогичное подтверждение со стороны окружающих. Служебное взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных функций, осуществление функциональных обязанностей - вот те операции, которые заполняют значительную часть жизни военнослужащих.
Соревновательное взаимодействие - вид, при котором имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута. Все действия людей, в этом случае, соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт. При этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого "игрока", но при этом ему присуще желание добиться лучших результатов. Поскольку военнослужащий принимает установку других людей и позволяет этой установке определять, что он совершит в следующий момент с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы.
Уход - довольно обычный и естественный вид межличностного взаимодействия. Однако нельзя не отметить, что к нему чаще прибегают люди с проблемами в области реализации межличностных потребностей. В этом случае человек, находясь с другими людьми, например, в одном служебном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, как бы ведет разговор с другими собеседниками. Однако следует учитывать, что если человек не выбирает других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.
Времяпрепровождение, как вид межличностного взаимодействия, обеспечивает хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания между взаимодействующими людьми. Это фиксированная форма трансакций (межличностного взаимодействия), призванная удовлетворять потребность военнослужащего в признании. При этом происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними на ближайшую перспективу.
Еще один вид межличностного взаимодействия реализуется в форме игры (манипуляции). Считается, что это искаженный способ взаимодействия, так как в этом случае все межличностные потребности преобразуются в одну - в потребность контроля над другими людьми. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предполагает преимущественно психологический силовой вариант. В свою очередь, игры отличаются от других видов наличием скрытых мотивов и желанием выигрыша. Американский психолог Э.Берн для выхода из такой формы взаимодействия предложил заменить двойные трансакции на открытые и прямые, поскольку справедливая игра невозможна при наличии скрытого подтекста.
Следует учитывать, что во всех перечисленных видах межличностного взаимодействия обязательным элементом выступает процесс восприятия одним человеком другого. В психологии это явление получило название перцепции.