Теория семейного воспитания П.Ф.Лесгафта

  П.Ф. Лесгафт подробнейшим образом описывает, при каких условиях он формируется, и подсказывает, по како­му пути следует идти матери, воспитателю, чтобы выра­стить ребенка определенного типа.


Группы нравственных типов по степени правдивости



Нравственные типы в зависимости от характера воспитания

без угнетающих воздействий

с угнетающими воздействиями

Лживые Условно-правдивые Правдивые

Лицемерный Честолюбивый Добродушный

Мягко-забитый

Злостно-забитый

Угнетенный

В реальной жизни условия и характер воспитания могут мно­гократно меняться, поэтому человек может иметь проявления одного или нескольких из указанных шести нравственных типов.


2.5 Необходимые условия нормального воспитания

     Одно из центральных мест в педагогических трудах П.Ф.Лесгафта занимает его учение об «идеально нормальной личности», которую должна формировать вся система воспитания и образования. Наиболее яркое выражение оно находит в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». Долгие годы работая над этой книгой, Лесгафт стремился ответить на волнующие человека вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие? Почему так много в жизни отклонений от идеального образа красивого, органично развитого человеческого организма? Он старался определить причины, мешающие каждому человеку достичь духовного совершенствования. Так он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каж­дого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?

       Первое.   Атмосфера   любви.   Человек  должен  быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного ува­жения людей. Лишенный этого чувства человек не спо­собен   уважать   своих   близких,   сограждан,   Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь,  «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравст­венным потребителем или честолюбивым карьеристом.

       Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством   детей   воспитатель   может   одновременно поддерживать эмоциональный контакт).

      Третье. Регулярный радостный общественно полез­ный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполни­тель.

     Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей  из жизни  ребенка:  роскоши,   нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, ал­коголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испыты­вать удовольствие от воздействия на его мозг «приба­вочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая  личность похоронена,  не успев даже родиться.

      Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сме­няться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками — чтением сти­хов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Ведь ни­кто не знает, в какой области человеческой деятельно­сти может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.

Шестое. Принцип постепенности и последовательно­сти. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в дан­ное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.

Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с без­нравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Ин­стинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспро­извести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Только в конце периода семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основа­ния» и может оценивать поведение и поступки окружаю­щих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Поступление в школу — чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изу­чения мира. Период начальной школы знаменует завер­шение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой лично­сти. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математиче­скими методами, развить его трудолюбие, волевые каче­ства и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведе­нием и поступками, чтобы всегда приближаться к своему идеалу.






    2.6 Вос­питание ребенка в семье      

   Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно под­разделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начина­ет различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т.е. он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артику­лирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей сре­ды и называет себя в первом лице «я», т.е. он начинает сравни­вать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, по­вторяет, называет и справляется о верности и значении произно­симых им слов, т.е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пя­того до конца седьмого года; в это время ребенок наблюдает, по­вторяет, рассуждает, т.е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотно­шение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и при­вычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгла­димый след на всем его будущем существовании. Цель воспита­ния — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Не­обходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.

       Главные основания, которых необходимо держаться при вос­питании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и  4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Цель всякого воспитания — содействовать развитию разум­ного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выра­жается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, бы­ли настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производитель­ность лица и доводить ее до художественного изящества.

Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подска­зать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится: точно так же его идейность должна со­действовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою лю­бовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как ис­ключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель вос­питания.

Необходимы, однако же, определенные условия для достиже­ния приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жиз­ни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.

1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения.

     2. Последовательность в отношении слова к делу при обраще­нии с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок яв­ляется на свет только с известной степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально ис­ключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им зву­ков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном ор­ганизме. Из них у ребенка слагаются представления, разъедине­нием и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой по­следовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, ника­ким серьезным основанием не будут руководимы и направляе­мы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соот­ветствующее слову. При та­ких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды он будет сбит в основаниях нравственных про­явлений человека.

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть при­обретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Правдивость ребен­ка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и который к нему всего проще относится. Необходимо твердо помнить, что на ре­бенка главным образом влияет дело, а не слово: он настолько реа­лен, что все у него слагается поя влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием это­го слагается его тип. Все это указывает на то, насколько сущест­венна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жиз­ни.

3. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обус­ловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок по­вторением действий окружающих слагает свои привычки и обы­чаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно рез­ко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необ­ходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возмож­ности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.

       Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и ис­полнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет зна­чение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые, так будем действовать и впос­ледствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без от­влеченного мышления невозможны волевые отправления чело­века. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в се­мейный период его жизни, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе челове­ка. Для этого необходимы соответственные же действия со сто­роны окружающих.

Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, ко­торый у него является, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень невыгодна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только слу­чайное произношение слов и малосознательное и даже поверх­ностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следу­ет поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновен­но пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все за­няты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ста­вит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает, и по­том уже обращается для проверки или для выяснения их к окру­жающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понят­но, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не при­учится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

    4. Признание личности ребенка с самого начала его сознатель­ной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкно­венно слишком мало внимания при воспитании.

      Нужно видеть ребенка, ко­торого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образо­ванию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связан­ного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при кото­рой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при посредстве наблюдательности он набирает легко жизнен­ный опыт.

     Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку воз­можность самому развертываться, де­лать все самому: взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 Поражаешься, читая эти строки, что идея признания личности в каждом ребёнке столь не нова. Но остается нерешенный вопрос о том, что нужно найти в себе силы и умение дать ребенку право на самостоятельность во всех её проявлениях. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. Школьному воспитанию П.Ф. Лесгафт придавал не мень­шее, а может быть, и большее значение, чем семейному. Он считал, что недостатки и пробелы семейного воспита­ния должны быть исправлены в школе.

  Все эти положения сохранили свою значимость и по сей день.

   Таким образом, педагогическая система П.Ф. Лесгафта  представляет собою сложную комплексную науку о человеке, важную как для теории, так и для практики обучения  и воспитания.


III часть

Актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время.

 Педагогическая система П.Ф.Лесгафта представляет собою сложную комплексную науку о человеке, важную как для теории, так и для практики обучения и воспитания.

Удивительная по своей простоте и доступности теория П. Ф. Лесгафта не потеряла своей ценности по сей день и свидетельствует о том, что его педагогическое сознание можно отнести к методическому, технологическому и теоретическому уровням развития.

 Время не властно над делами «выдающегося учёного и страстного учителя», как называл Лесгафта академик И.П.Павлов.

Лесгафт и сейчас с нами. Он остается нашим со­временником  и учителем.

И все-таки  приходится ограничить  свои желания более узкими рамками, так как нет достаточного ма­териала. К большому несчастью, в годы Отечествен­ной  войны  во  время  блокады  Ленинграда  погибла значительная часть личного архива П. Ф. Лесгафта (сгорела   при   артиллерийском   обстреле),   содержав­шего  свыше   шести   тысяч   документов.   Некоторая часть этого архива еще не выявлена, а то, что оста­лось, требует специального изучения и расшифровки.

 Трудность повествования заключается ещё в том, что о себе самом Петр Францевич ничего не писал. «Вообще П.Ф. не любил предаваться воспоминаниям, - свидетельствовала С.Познер,- и был очень скуп в своих рассказах о прошлом. Живая действительность слишком захватывала его».

       Петр Францевич Лесгафт писал свой труд не только для своих современников. Он писал и для нас с вами. И каждый из нас может внести свою лепту в воспитание молодого  поколения. Складывается впечатление, что очень многие достойные люди не оценили важности трудов П.Ф.Лесгафта только потому, что не вникли в существо его терминологии.

      Выдающийся представитель русской педагогики кон­ца XIX — начала XX в. Петр Францевич Лесгафт в истории развития педагогической мысли России зани­мает особое место. Им создана теория семейного вос­питания, построенная на самых гуманных принципах и надолго определившая круг основных проблем в оте­чественной и мировой педагогике. На наш взгляд сейчас потребность общества в этой теории должна повыситься, т.к. идет гуманизация воспитания и признание индивидуальности на первом месте. Также при высоких темпах нашей жизни необходимо быть знакомым с глубокими истинами, что может передаться только от воспитателя через отсутствие произвола в действиях воспитателя и обус­ловленность его действий, через последовательность и честность со стороны воспитывающих, что очень верно.

 В обществе в наше время идёт тенденция, согласно которой надо  дать ребенку свободу индивидуального самовыражения, но мало кто знает, что давно существуют эта истина, что основательно ею занимался великий ученый Пётр Францевич Лесгафт и об этом необходимо напомнить. Актуальность мыслей Лесгафта сейчас в расцвете и поэтому  существует необходимость напомнить обществу все его идеи и имя ученого, чтобы увековечить имя в новом столетии и никогда его не забывать.

Заключесние

Предлагаемая книга известного русского педагога Петра Францевича Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» необычайно актуальна сегодня. Знаком­ство с ней поможет родителям в воспитании детей от самого рождения до их зрелости, поможет изучить воз­растные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать. «Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность са­мому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности... »[8]

       Эта книга может быть также использована и в со временной практике воспитания детей и подростков в школе. Семейное и школьное воспитание здесь органи­чески взаимосвязаны. Основные принципы, утвержда­емые автором,— это уважение личности ребенка, раз­витие самодеятельности и творчества детей. Следование этим принципам поможет учителю относиться к ребенку серьезнее, мягче и добрее, с большим вниманием и лю­бовью, чем это наблюдается сейчас в семье и школе.

 Необходимость мудрости и любви, как ис­ключительно человеческих проявлений подчеркивается во всех трудах ученого. Но также важно, что это возможно только при наличности образования, что и должно составлять  главную цель вос­питания.  

К сожалению, типы П.Ф.Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам – родителям, воспитателям и учителям – разобраться в индивидуальных особенностях ребёнка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.

Да, отдельно изучается научное наследие П.Ф.Лесгафта. Критическое овладение этим наследием вооружает анатомов, биологов, педагогов, спортсменов несокрушимыми истинами.

К сожалению, типы П.Ф. Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помог­ло бы нашим современникам — родителям, воспитателям и учителям — разобраться в индивидуальных особенностях ре­бенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допу­стить неумелое обращение и неразумные требования.

Перед нами были поставлены определенные задачи, которые мы достигли на протяжении всей курсовой работы. Мы ознакомились с биографией ученого и стали ближе к нему и его идеям, поняли каким образом формировались жизненные позиции, мотивы, взгляды ученого. Было рассмотрено время в которое жил П.Ф.Лесгафт со всеми движениями. Увидели какую позицию занимал ученый и как складывались у него отношения с политикой государства. Теперь мы с полной уверенностью можем сказать, что Пёти Францевич Лесгафт был продуктом своего времени, т.к. вся его активность, все действия были направлены на гуманизацию общества и только на общество и улучшение отношений внутри общества. Прогрессивные демократические идеи 60-х годов были и его идеями и он их активно отстаивал и распространял.

Во второй части мы рассмотрели личность ученого, основные требования его и политические мнения. Были рассмотрены основные работы  и постепенно, как приходил к теории семейного воспитания ученый, мы подходим к ней же, полностью соглашаясь со всеми мыслями. Конечно, добавить много можно в его теорию, она кажется неполной, недоделанной, но в целом она правильная и если бы большинство родителей её придерживались наше общество было бы более «здоровым» психологически, возможно и физически тоже. На наш взгляд в  теории верно отмечен фактор последовательности в отношении слова к делу при обращении с ребёнком, т.к. это составляет очень существенное требование при семейном воспитании. Следующий фактор немаловажный это обус­ловленность действий воспитателя. Он является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок по­вторением действий окружающих слагает свои привычки и обы­чаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Чтобы действовать с большим сознанием, необ­ходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возмож­ности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.

    И считаю самым важным фактором – это последний: признание личности ребенка с самого начала его жизни. Нужно видеть ребенка, ко­торого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, который ещё не испорчен и полон самых добрых чувств. Признание личности ребёнка – это главный фактор гуманизации воспитания и образования и П.Ф.Лесгафт был одним из первых, кто обратил на это более пристальное внимание общества.

Мы надеемся, что «Семейное воспитание ребенка...» по праву станет настольной книгой для родителей, учителей, воспитателей и студентов педагогических учебных заве­дений.


 


















Библиография:

1. Бух Е.Ш. Важнее, чем право на жизнь. – М., 1996.

2. Жданов В.А. «Анатомические исследования и мировоззрение Петра  Францевич  Лесгафта и их значение для современной анатомии».

3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений/Под ред. Г.Г.Шахвердова: В 5 т. – М., 1951 – 1956.

4. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Сост. Г.Г.Шахвердов. – В 2 т. – М., 1951.

5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.-М.: Педагогика, 1991. 176 с.

6. Лесгафт.М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.-с.224 (Антология гуманной педагогики).

7. Лесгафт П.Ф. Избранные труды/ Сост. И.Н. Решетень. – М., 1987.

8. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Сост. И.Н.Решетень. – М., 1988.

9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение/ Сост. Е.А.Ляпидевская. – М., 1991.

10. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания/ Под. Ред. М.П.Ивоновой. – М.:Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.

11. Ша Бунин А.В. «Лесгафт в Петербурге». 1989 год издания.

12. Экономов Л. «Страстный учитель» Повествование о П.Ф.Лесгафте «Физкультура и спорт»  М., 1969г., 280 стр.






[1]  П.Лесгафт, Об играх и физическом воспитании в школах. Речь на торжественном заседании в память Н.И.Пирогова 23 ноября 1882г. См. «Труды общества русских врачей» СПб., 1883г, стр. 99.

[2]  См. статью Н.А.Добролюбова, «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».

[3]  См., например, «Записки педагога» Аркадия Велского с вступительным письмом проф. П. Ф. Лесгафта, изд. «Обществен­ная польза», стр. 1—226.

[4]  См. «Жизнь замечательных людей в Казани», кн. 2-я. Татгос-издат, Казань, 1940, статья проф. В. Н. Терновскогостр. 115—132.

[5]  Такая же участь постигла в свое время и И. М. Сеченова, который за свою книгу «Рефлексы головного мозга» был приз­нан человеком опасным и взят под подозрение, тяготевшее над ним до последних дней его жизни.

[6]  П.Лесгафт, Наследственность. См. журнал «Русское богатство» за 1889 г., №11, стр.102-106.

[7]  Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.ч.1 стр.1-2

[8] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.-М.: Педагогика, 1991. 176 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты