П.Ф. Лесгафт подробнейшим образом описывает, при каких условиях он формируется, и подсказывает, по какому пути следует идти матери, воспитателю, чтобы вырастить ребенка определенного типа.
Группы нравственных типов по степени правдивости
Нравственные типы в зависимости от характера воспитания
без угнетающих воздействий
с угнетающими воздействиями
Лживые Условно-правдивые Правдивые
Лицемерный Честолюбивый Добродушный
Мягко-забитый
Злостно-забитый
Угнетенный
В реальной жизни условия и характер воспитания могут многократно меняться, поэтому человек может иметь проявления одного или нескольких из указанных шести нравственных типов.
2.5 Необходимые условия нормального воспитания
Одно из центральных мест в педагогических трудах П.Ф.Лесгафта занимает его учение об «идеально нормальной личности», которую должна формировать вся система воспитания и образования. Наиболее яркое выражение оно находит в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». Долгие годы работая над этой книгой, Лесгафт стремился ответить на волнующие человека вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие? Почему так много в жизни отклонений от идеального образа красивого, органично развитого человеческого организма? Он старался определить причины, мешающие каждому человеку достичь духовного совершенствования. Так он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?
Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт).
Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.
Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.
Шестое. Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.
Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Только в конце периода семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Поступление в школу — чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развить его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться к своему идеалу.
2.6 Воспитание ребенка в семье
Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т.е. он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т.е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т.е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года; в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т.е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества.
Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится: точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания.
Необходимы, однако же, определенные условия для достижения приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.
1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения.
2. Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. При таких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды он будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.
Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и который к нему всего проще относится. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово: он настолько реален, что все у него слагается поя влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.
3. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возможности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.
Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые, так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соответственные же действия со стороны окружающих.
Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него является, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень невыгодна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и малосознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает, и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.
4. Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании.
Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при посредстве наблюдательности он набирает легко жизненный опыт.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому: взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Поражаешься, читая эти строки, что идея признания личности в каждом ребёнке столь не нова. Но остается нерешенный вопрос о том, что нужно найти в себе силы и умение дать ребенку право на самостоятельность во всех её проявлениях. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. Школьному воспитанию П.Ф. Лесгафт придавал не меньшее, а может быть, и большее значение, чем семейному. Он считал, что недостатки и пробелы семейного воспитания должны быть исправлены в школе.
Все эти положения сохранили свою значимость и по сей день.
Таким образом, педагогическая система П.Ф. Лесгафта представляет собою сложную комплексную науку о человеке, важную как для теории, так и для практики обучения и воспитания.
III часть
Актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время.
Педагогическая система П.Ф.Лесгафта представляет собою сложную комплексную науку о человеке, важную как для теории, так и для практики обучения и воспитания.
Удивительная по своей простоте и доступности теория П. Ф. Лесгафта не потеряла своей ценности по сей день и свидетельствует о том, что его педагогическое сознание можно отнести к методическому, технологическому и теоретическому уровням развития.
Время не властно над делами «выдающегося учёного и страстного учителя», как называл Лесгафта академик И.П.Павлов.
Лесгафт и сейчас с нами. Он остается нашим современником и учителем.
И все-таки приходится ограничить свои желания более узкими рамками, так как нет достаточного материала. К большому несчастью, в годы Отечественной войны во время блокады Ленинграда погибла значительная часть личного архива П. Ф. Лесгафта (сгорела при артиллерийском обстреле), содержавшего свыше шести тысяч документов. Некоторая часть этого архива еще не выявлена, а то, что осталось, требует специального изучения и расшифровки.
Трудность повествования заключается ещё в том, что о себе самом Петр Францевич ничего не писал. «Вообще П.Ф. не любил предаваться воспоминаниям, - свидетельствовала С.Познер,- и был очень скуп в своих рассказах о прошлом. Живая действительность слишком захватывала его».
Петр Францевич Лесгафт писал свой труд не только для своих современников. Он писал и для нас с вами. И каждый из нас может внести свою лепту в воспитание молодого поколения. Складывается впечатление, что очень многие достойные люди не оценили важности трудов П.Ф.Лесгафта только потому, что не вникли в существо его терминологии.
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX — начала XX в. Петр Францевич Лесгафт в истории развития педагогической мысли России занимает особое место. Им создана теория семейного воспитания, построенная на самых гуманных принципах и надолго определившая круг основных проблем в отечественной и мировой педагогике. На наш взгляд сейчас потребность общества в этой теории должна повыситься, т.к. идет гуманизация воспитания и признание индивидуальности на первом месте. Также при высоких темпах нашей жизни необходимо быть знакомым с глубокими истинами, что может передаться только от воспитателя через отсутствие произвола в действиях воспитателя и обусловленность его действий, через последовательность и честность со стороны воспитывающих, что очень верно.
В обществе в наше время идёт тенденция, согласно которой надо дать ребенку свободу индивидуального самовыражения, но мало кто знает, что давно существуют эта истина, что основательно ею занимался великий ученый Пётр Францевич Лесгафт и об этом необходимо напомнить. Актуальность мыслей Лесгафта сейчас в расцвете и поэтому существует необходимость напомнить обществу все его идеи и имя ученого, чтобы увековечить имя в новом столетии и никогда его не забывать.
Заключесние
Предлагаемая книга известного русского педагога Петра Францевича Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» необычайно актуальна сегодня. Знакомство с ней поможет родителям в воспитании детей от самого рождения до их зрелости, поможет изучить возрастные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать. «Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности... »[8]
Эта книга может быть также использована и в со временной практике воспитания детей и подростков в школе. Семейное и школьное воспитание здесь органически взаимосвязаны. Основные принципы, утверждаемые автором,— это уважение личности ребенка, развитие самодеятельности и творчества детей. Следование этим принципам поможет учителю относиться к ребенку серьезнее, мягче и добрее, с большим вниманием и любовью, чем это наблюдается сейчас в семье и школе.
Необходимость мудрости и любви, как исключительно человеческих проявлений подчеркивается во всех трудах ученого. Но также важно, что это возможно только при наличности образования, что и должно составлять главную цель воспитания.
К сожалению, типы П.Ф.Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам – родителям, воспитателям и учителям – разобраться в индивидуальных особенностях ребёнка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.
Да, отдельно изучается научное наследие П.Ф.Лесгафта. Критическое овладение этим наследием вооружает анатомов, биологов, педагогов, спортсменов несокрушимыми истинами.
К сожалению, типы П.Ф. Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам — родителям, воспитателям и учителям — разобраться в индивидуальных особенностях ребенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.
Перед нами были поставлены определенные задачи, которые мы достигли на протяжении всей курсовой работы. Мы ознакомились с биографией ученого и стали ближе к нему и его идеям, поняли каким образом формировались жизненные позиции, мотивы, взгляды ученого. Было рассмотрено время в которое жил П.Ф.Лесгафт со всеми движениями. Увидели какую позицию занимал ученый и как складывались у него отношения с политикой государства. Теперь мы с полной уверенностью можем сказать, что Пёти Францевич Лесгафт был продуктом своего времени, т.к. вся его активность, все действия были направлены на гуманизацию общества и только на общество и улучшение отношений внутри общества. Прогрессивные демократические идеи 60-х годов были и его идеями и он их активно отстаивал и распространял.
Во второй части мы рассмотрели личность ученого, основные требования его и политические мнения. Были рассмотрены основные работы и постепенно, как приходил к теории семейного воспитания ученый, мы подходим к ней же, полностью соглашаясь со всеми мыслями. Конечно, добавить много можно в его теорию, она кажется неполной, недоделанной, но в целом она правильная и если бы большинство родителей её придерживались наше общество было бы более «здоровым» психологически, возможно и физически тоже. На наш взгляд в теории верно отмечен фактор последовательности в отношении слова к делу при обращении с ребёнком, т.к. это составляет очень существенное требование при семейном воспитании. Следующий фактор немаловажный это обусловленность действий воспитателя. Он является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возможности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.
И считаю самым важным фактором – это последний: признание личности ребенка с самого начала его жизни. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, который ещё не испорчен и полон самых добрых чувств. Признание личности ребёнка – это главный фактор гуманизации воспитания и образования и П.Ф.Лесгафт был одним из первых, кто обратил на это более пристальное внимание общества.
Мы надеемся, что «Семейное воспитание ребенка...» по праву станет настольной книгой для родителей, учителей, воспитателей и студентов педагогических учебных заведений.
Библиография:
1. Бух Е.Ш. Важнее, чем право на жизнь. – М., 1996.
2. Жданов В.А. «Анатомические исследования и мировоззрение Петра Францевич Лесгафта и их значение для современной анатомии».
3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений/Под ред. Г.Г.Шахвердова: В 5 т. – М., 1951 – 1956.
4. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Сост. Г.Г.Шахвердов. – В 2 т. – М., 1951.
5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.-М.: Педагогика, 1991. 176 с.
6. Лесгафт.М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.-с.224 (Антология гуманной педагогики).
7. Лесгафт П.Ф. Избранные труды/ Сост. И.Н. Решетень. – М., 1987.
8. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Сост. И.Н.Решетень. – М., 1988.
9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение/ Сост. Е.А.Ляпидевская. – М., 1991.
10. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания/ Под. Ред. М.П.Ивоновой. – М.:Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
11. Ша Бунин А.В. «Лесгафт в Петербурге». 1989 год издания.
12. Экономов Л. «Страстный учитель» Повествование о П.Ф.Лесгафте «Физкультура и спорт» М., 1969г., 280 стр.
[1] П.Лесгафт, Об играх и физическом воспитании в школах. Речь на торжественном заседании в память Н.И.Пирогова 23 ноября 1882г. См. «Труды общества русских врачей» СПб., 1883г, стр. 99.
[2] См. статью Н.А.Добролюбова, «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».
[3] См., например, «Записки педагога» Аркадия Велского с вступительным письмом проф. П. Ф. Лесгафта, изд. «Общественная польза», стр. 1—226.
[4] См. «Жизнь замечательных людей в Казани», кн. 2-я. Татгос-издат, Казань, 1940, статья проф. В. Н. Терновскогостр. 115—132.
[5] Такая же участь постигла в свое время и И. М. Сеченова, который за свою книгу «Рефлексы головного мозга» был признан человеком опасным и взят под подозрение, тяготевшее над ним до последних дней его жизни.
[6] П.Лесгафт, Наследственность. См. журнал «Русское богатство» за 1889 г., №11, стр.102-106.
[7] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.ч.1 стр.1-2
[8] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.-М.: Педагогика, 1991. 176 с.