С этих пор научно-педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта проходит, в основном, в Петербурге. Осенью 1874 г. по ходатайству проф. В. Л. Грубера и, по всей вероятности, не без содействия либерально настроенного военного министра Д. А. Милютина, в ведении которого находилась Медико-хирургическая академия, П. Ф. Лесгафту было опять разрешено заниматься педагогической деятельностью.
Работал П. Ф. Лесгафт в Главном управлении военно-учебных заведений, в Петербургском университете, на Рождественских курсах лекарских помощников; организовывал различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования; организовал «С.-Петербургскую биологическую лабораторию»; проводил научно-исследовательскую работу и опубликовывал свои многочисленные научные труды.
Но над П. Ф. Лесгафтом тяготел негласный полицейский надзор, всячески тормозилась его научно-педагогическая деятельность, ему запрещали чтение лекции, закрывали организованные им курсы.
4 марта 1901 г. П. Ф. Лесгафт был свидетелем жестокого избиения полицией и жандармами студентов-демонстрантов на Казанской площади. Он организовал сбор подписей под протестом против этого зверства, за что его в том же году выслали из Петербурга, как неблагонадежного. Разрешили ему вернуться обратно в Петербург только через год.
На свои курсы П. Ф. Лесгафт привлекал в качестве преподавателей наиболее передовых и выдающихся академиков и профессоров, например В. Л. Комарова, Е. В. Тарле, Н. А. Морозова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, М. М. Ковалевского и многих других крупных ученых и прогрессивных общественных деятелей.
Курсы П. Ф. Лесгафта не без основания пользовались особым вниманием царских охранников. В 1906—1907 гг. последние доносили по начальству:
«...являются постоянным местом для противозаконных собраний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах..., произносятся речи с призывом к насильственному ниспровержению всего ныне существующего строя» (1906 г.).
«...в ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пудов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для отправки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания».
В 1905 г. лесгафтовские «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» при С.-Петербургской биологической лаборатории, существовавшие с 1896 г., были закрыты за участие слушателей курсов в событиях 9 января.
В 1905 г. вместо закрытых курсов П. Ф. Лесгафту удаётся создать при Биологической же лаборатории Вольную высшую школу с отделением вечерних курсов для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге.
Но так как и в Вольной высшей школе наряду с учебыми занятиями организовывались революционно-настроенной молодежью рабочие митинги, произносились революционные речи, производились сборы для революционных организаций и так как в помещении школы вел свою работу Совет рабочих депутатов, то в конце 1907 г. Вольная высшая школа также была закрыта, хотя нелегально она продолжала функционировать еще некоторое время.
1.7 Конец жизненного пути
В 1909 г. было получено разрешение на открытие в здании С.-Петербургской Биологической лаборатории Естественно-исторических курсов Общества народных университетов, но П. Ф. Лесгафт был уже тяжело болен.
По настоянию врачей он был отправлен на лечение в Египет, близ Каира где и скончался 11 декабря 1909 г. на 73-м году своей большой и благородной жизни.
Похороны П. Ф. Лесгафта состоялись зимою в Петербурге на литературных мостках Волкова кладбища (при мобилизации больших полицейских сил) и имели ярко выраженный характер политической демонстрации против глубоко ненавистного П. Ф. Лесгафту самодержавно-полицейского режима. В похоронной процессии участвовало свыше 5 тыс. человек. Было возложено на могильный холм около 200 одних лишь металлических венков.
Исключительное внимание, с которым отнеслась общественность к похоронам П. Ф. Лесгафта, высокая оценка его личности и научно-педагогической деятельности со стороны различных организаций и учреждений, передовой профессуры, студенчества, учащихся средних школ, многочисленных его учеников и почитателей свидетельствовали о глубоком осуждении общественно-политического строя, который неотступно преследовал П. Ф. Лесгафта при его жизни и даже после его смерти.
Категорически было запрещено полицией произнесение Речей на могиле. Лишь Н. А. Морозов, Приблизившись к могиле сказал: «Прощай, дорогой Пётр Францевич! Да будет нам примером твоя честная, бескорыстная трудовая жизнь!»
Выводы: Ознакомившись с биографией ученого нельзя не согласиться, что это был великий человек, грамотный во многих областях. Таких успехов было бы сложно добиться, если бы не изначальное воспитание его в его же семье. В семье воспитались основные черты характера.
Из биографии мы обращаем внимание на то, кто и как повлиял на жизненный путь П.Ф.Лесгафта. Заметили политическую обстановку в стране и позицию ученого к политике государства. Можно сказать, что П.Ф.Легафт был продуктом своего времени. Он был одним из меньшинства, но обычно благодаря меньшинству и происходят великие перевороты, появляются новые идеи и изменяется политика государства, особенно если идеи новаторов поддерживаются обществом.
При жизни П.Ф.Лесгафта было издано 35 его научно-педагогических работ. Среди них два важнейших фундаментальных труда: «Семейное воспитание ребёнка и его значении» (1893) и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888).
Значение этих работ столь велико, что они неоднократно переиздавались как при жизни, так и после смерти автора.
В наше время в 1951-1956 гг. вышло в свет полное собрание сочинений П.Ф.Лесгафта в 5 томах (со всупительной статьёй Г.Г.Шахвердова) и одновременно в 1951 году были изданы его избранные труды в 2 томах, где составителем и автором вводной статьи был также Г.Г.Шахвердов. А затем в 1988 году появился однотомник избранных педагогических сочинениё П.Ф.лесгафта (составитель и автор предисловия И.Н.Решетень). Его книга «Семейное воспитание ребёнка и его значение» была переведена на французский язык и издана в 1894 году в Париже.
Решением партии и советского правительства славное имя Петра Францевича Лесгафта присвоено двум институтам в Ленинграде – в его родном городе: Естественно-научному институту (исследовательскому) и Педагогическому институту физической культуры (учебному).
II Часть
Идеи личности и теория семейного воспитания
Большой вклад П. Ф. Лесгафт внёс в область педагогики:
он творчески обогатил и двинул вперед русскую и мировую педагогическую науку двумя своими капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (в трех частях) и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокого обоснования семейному воспитанию, какое дал он в своем замечательном труде.
В работе «Семейное воспитание…» блестяще описаны задачи, методы и условия воспитания. Его основополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.
2.1 Личность и идеи.
В лице П. Ф. Лесгафта мы имеем не только выдающегося ученого-педагога; он является, вместе с тем, глубоко убежденным гуманистом, демократом, противником царского самодержавия и неутомимым борцом за женское образование в России.
Он был великим правдолюбцем в науке и в жизни, боролся против произвола и насилия над личностью человека, против невежества, предрассудков, мракобесия, расовых лжеучений и низкопоклонства. Ученый страстно хотел, чтобы общество, в котором он жил, состояло из свободных и равноправных, всесторонне развитых и нравственно чистых людей, - и за все это царские власти и сам царь боялись его не меньше, чем революционера. П. Ф. Лесгафт не примыкал ни к одной из революционных партий того времени. Однако он глубоко сочувствовал революционному движению и всячески помогал революционерам.
Его лекции запрещались, его идеалы считались крамольными.
Его изгоняли из учебных заведений и лишали права преподавательской деятельности.
Созданные им школы неоднократно закрывались.
Его высылали за границу.
Ему не давали работать.
Почти всю свою жизнь он находился под негласным надзором царской жандармерии, и каждый его шаг был предметом пристального изучения и обсуждения охранки.
Под стать ему были и его многочисленные ученики и ученицы.
Их называли бомбистами. Среди них было много пламенных революционеров и настоящих марксистов-ленинцев.
Развитие личности П. Ф. Лесгафта, как ученого-новатора, педагога-общественника, посвятившего себя служению простому народу, его просвещению и оздоровлению, протекало под сильным влиянием общественно-педагогического движения в России 60-х годов XIX столетия.
Прогрессивные демократические идеи 60-х годов были и его идеями: свобода от крепостного рабства, ненависть к самодержавно-помещичьему произволу; независимость науки и научного творчества от реакционных сил; проведение в жизнь научных достижений в пользу народа; новая школа, дающая подрастающим поколениям научное и связанное с жизнью полноценное, общее образование; отрицательное отношение к ранней профессионализации; выдвижение на первый план воспитательных задач; активизация методов обучения; осмысленное обучение вместо механической зубрежки и слепого подражания; уважение к личности ребенка; охрана материнства и младенчества; равноправие женщин с мужчинами и равноценное мужскому женское образование; связь физического воспитания с умственным, нравственным эстетическим и трудовым воспитанием; вера в силу науки и просвещения — вот главные идеи и проблемы, которым П. Ф. Лесгафт оставался верен всю свою жизнь и за реализацию которых он неотступно боролся в жестких условиях царского самодержавия и, полицейского произвола.
Таков в общих чертах
незабвенный образ Петра Фран-
цевича Лесгафта.
2.2 Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта.
Педагогическая система П. Ф. Лесгафта в связи с его естественно-историческими воззрениями зиждется:
а) на материалистически-монистическом решении психо-физической проблемы;
б) на отрицательном отношении ко всякой мистике и на признании лишь причинно-обусловленных явлений и реальных научных данных;
в) на отрицании наследственной обреченности в развитии человека и признании решающей роли среды, воспитания, направленных упражнений;
г) на признании в качестве главнейшей цели воспитания подрастающего поколения всестороннего гармонического воспитания человека при ведущей роли нравственного воспитания.
Здоровый педагогический оптимизм и построение всей системы воспитания на анатомо-физиологических и психологических основах – отличительная черта педагогической системы П.Ф.Лесгафта.
В физическом и духовном развитии ребенка П. Ф. Лесгафт придавал решающее значение не наследственности, а среде, воздействию на ребенка окружающих людей — воспитанию. «Как бы ни были способны родители,— говорил он,— дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжении нескольких лет»[6].
Главная задача воспитания — это развитие духовности или, как говорил сам П.Ф. Лесгафт, «идейной жизни» и «умственного совершенства». Он считал, что очень важно помочь ребенку сделать из себя неустанного и стойкого борца за свои идеи, за истину и правду; научить ребенка владеть и управлять собою.
Ребенок рождается ни добрым, ни злым; ни лживым, ни правдивым; ни лицемерным, ни честолюбивым; ни поэтом, ни музыкантом и т. д., а становится тем или другим лишь благодаря воспитанию.. «Большинство воспитателей,— замечает Лесгафт,— в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», «а «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.
...И верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность»[7].
Происхождение индивидуальных различий П. Ф. Лесгафт объяснял, прежде всего, условиями воспитания.
Остановимся кратко на главных вопросах педагогической системы П. Ф. Лесгафта, пользуясь при этом большей частью формулировками, взятыми из различных его трудов.
2.3 Проблема значения среды в воспитании человека.
Для изучения отражения педагогического сознания в идеях, теориях и системах выдающихся педагогов России конца ХIХ в. большое значение имеет теория физического и умственного воспитания П. Ф. Лесгафта, который в работе "Семейное воспитание ребенка и его значение" приходит к мысли, что полное развитие природных задатков и способностей, формирование разумной человеческой личности возможно у каждого здорового человека.
В работах П.Ф.Лесгафта нашла наиболее четкую аргументацию ключевая идея русской педагогики последней трети XIX века о том, что педагогическая теория и практика должны опираться на антропологию как целостное учение о значении, развитии и отправлениях человеческого организма и непременно учитывать физическое и нравственное влияние окружающей среды на развитие личности.
Отмечу, что значение среды в воспитании человека сознавали многие - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Пирогов, П.Ф.Лесгафт, В.Н.Сорока-Росинский. В первой трети ХХ столетия идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды: А.Г.Калашников, Н.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, и в практике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой подход активно разрабатывают Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской.
В ходе знакомства с трудами П.Ф.Лесгафта приходишь к выводу, что только в атмосфере любви и взаимного уважения, при обязательном общении с высоконравственным воспитателем возможно нормальное нравственное развитие ребенка.
2.4 Методика изучения личности
Методика изучения личности по Лесгафту состоит в том, чтобы тщательно разделить: что дала человеку природа, что дала ему окружающая среда и что он сам из себя сделал.
Что дала человеку природа?
Природа дает человеку все наследственные
и врожденные ка-
чества, которые скажутся на проявлениях его личности и наделяет каждого ребенка множеством задатков различных способностей. Но
они могут не проявиться, если не будет для этого благоприятных
условий окружающей среды. Важная задача воспитателей —
вовремя обнаружить природные задатки ребенка,
способствовать их появлению и развитию способностей.
Наконец, самое главное, у ребенка проявляется множество данных от природы инстинктов, из которых ученый выделил три основных. Это инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации. Свободное проявление этих инстинктов гарантирует нормальное развитие ребенка и постепенное превращение его в человека разумного. «Нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому способствовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека» (литература №6- с.162). П.Ф.Лесгафт ввел особый термин «забивание». Малейшая попытка насилия над личностью ребенка ведет к забиванию инстинктов любознательности и впечатлительности и, следовательно, к замедлению или даже прекращению его умственного и нравственного развития.
Что дала человеку окружающая среда?
П.Ф.Лесгафт считал, что все физическое, умственное и нравственное развитие ребенка определяется, главным образом, воздействием окружающей среды. В понятие окружающей среды включаются все люди, с которыми соприкасается ребенок, их образ жизни и поведение.
Благоприятное воздействие окружающей среды состоит в том, чтобы способствовать свободному проявлению человеческих инстинктов любознательности, впечатлительности и (до пяти лет) имитации. Главное — не допустить забивания этих инстинктов, так как без их проявления неизбежно возникнут лень, апатия, цинизм.
Таким образом, для того чтобы определить, что дала человеку окружающая среда, надо определить его нравственный тип. Для этого П.Ф.Лесгафт разработал четкую методику. Необходимо проанализировать проявления ребенка в четырех сферах — по отношению к себе, по отношению к людям, по отношению к правде и по отношению к делу.
Что человек сам из себя сделал?
Период воспитания по Лесгафту заканчивается к началу полового созревания. Если до этого ребенок впитывал все, что давала ему окружающая среда, то теперь у него появляется стремление к самопроявлению, самоутверждению.
Если ребенок успешно прошел все этапы нравственного развития, то к 12—14 годам у него есть собственные нравственные основания, любовь к людям, трудолюбие, способность к самоконтролю и самоанализу, волевые качества. Такой молодой человек способен начать процесс самовоспитания, т.е. выработки у себя сильного нравственного характера. Сильный нравственный характер по Лесгафту — это способность подчинять все свое поведение и каждый поступок выработанным в собственном сознании идеалам.
В «Семейном воспитании...» дано подробное объяснение, как можно анализировать по поведению человека степень развития у него нравственного характера (литература №6 - с. 147).
Классификация нравственных типов
Особый интерес в педагогике П.Ф. Лесгафта имеет его учение о типах. Его типы — это не типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлова), а типы личности человека. Различные типы описаны им столь ярко, так критически разобраны и рассмотрены на разных примерах из жизни и художественной литературы, что представляли для родителей и учителей значительно больший интерес и давали гораздо больше, чем многие надуманные, абстрактные, искусственные и безжизненные классификации характеров и личностей, даваемые в изобилии в педагогической и психологической литературе.
К сожалению, типы П.Ф. Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам — родителям, воспитателям и учителям — разобраться в индивидуальных особенностях ребенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.
Типы описаны П.Ф. Лесгафтом в одном из главных его трудов «Семейное воспитание ребенка и его значение». Он разделил все многообразие детской психики на 6 типов. В их названиях очень образно, емко и четко отражено главное, самое характерное качество в сложной картине индивидуальных особенностей ребенка. Вот эти названия: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. Типы составляют основную часть его представления об идеально-нормальной личности, которую следует формировать всей психолого-педагогической системе воспитания, образования. Пересказать характеристики типов невозможно и бесполезно. О них нужно читать у самого П.Ф. Лесгафта. Каждому типу посвящено много страниц текста, можно сказать, это целые брошюры, объединенные в единую книгу. Каждый тип имеет свои черты как положительные, так и отрицательные. Тип влияет на развитие психических процессов, особенно на память, мышление и внимание. Преобладание в развитии того или иного процесса определяется поведением ребенка, которое в свою очередь также зависит от типа. Тип сказывается в большой мере на отношениях ребенка с окружающими его людьми, родителями, родственниками, воспитателями, учителями, товарищами и к самому себе. Склад психики ребенка определенного типа может повлиять на выбор профессии. Он сказывается даже на внешнем виде ребенка.