Теория семейного воспитания П.Ф.Лесгафта
Смысл жизни – труд,
работа не для себя, а для других;
только эта работа человека,
совершаясь целыми поколениями,
ведёт к бесконечному совершенствованию
человеческой личности.
П.Ф.Лесгафт.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 4
I часть - жизненный путь П.Ф.Лесгафта………………………………………
1.1 Рождение и детство…………………………………………………….6
1.2 Начало самостоятельной жизни…………………………………….……8
1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта……...9
1.4 Общественно-педагогическая деятельность………………….12
1.5 Столкновения с властями…………………………………….….12
1.6 Возвращение в Петербург……………………………………….14
1.7 Конец жизненного пути……………………………...…………..16
Выводы…………………………………………………………………… 17
II часть – идеи личности и теория семейного воспитания…………..………..
2.1 Личность и идеи…………………………………………………..18
2.2 Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта……………..………..20
2.3 Проблема значения среды в воспитании человека…………………… 22
2.4 Методика изучения личности………………………………………..….23
2.5 Необходимые условия нормального воспитания………………………26
2.6 Воспитание ребёнка в семье…………………………….……………….29
III часть - актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время……........34
Заключение………………………………………………………………………..36
Библиография……………………………………………………………..………39
ВВЕДЕНИЕ
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.
П.Ф.Лесгафт отдавал должное семье как социальной ячейке. Значение среды в воспитании человека сознавали многие - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Пирогов, В.Н.Сорока-Росинский. В первой трети ХХ столетия идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды: А.Г.Калашников, Н.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, и в практике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой подход активно разрабатывают Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской.
П.Ф.Лесгафт обогатил русскую и мировую педагогическую науку двумя капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (в трёх частях) и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокого обоснования семейному воспитанию.
Книга «Семейное воспитание…» необычайно актуальна сегодня. Знакомство с ней поможет родителям в воспитании детей от самого рождения до их зрелости, поможет изучить возрастные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать. «Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности...».
Эта книга может быть также использована и в со временной практике воспитания детей и подростков в школе. В работе «Семейное воспитание» блестяще описаны задачи, методы и условия воспитания. Его основополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.
Цель: рассмотрение возникшей теории семейного воспитания.
Объект - теория семейного воспитания.
Предмет - личность и идеи П.Ф.Лесгафта.
Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие.
Задачи:
1.Изучить факторы, влияющие на формирование взглядов ученого в процессе его взросления.
2. Рассмотреть время в которое жил П.Ф.Лесгафт.
3.Определить взаимосвязь времени и общественно-педагогической деятельности ученого.
4. Рассмотреть динамику развития точки зрения ученого на вопрос среды воспитания
5. Обосновать актуальность данного вопроса в то время.
6. Изучить основные положения его теории.
7. Выяснить актуальность теории в наше время
Задачи решались с помощью следующих методов исследования:
1. Анализ трудов ученого.
2. Анализ литературы написанной о Лесгафте
Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы. Первая глава - биография Петра Францевича..
Вторая глава посвящена его личности и идеям. Рассматриваются труды, написанные великим ученым связанные с воспитанием ребёнка в семье.
Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов и мысли о значении в настоящее время трудов П.Ф.Лесгафта.
I часть Жизненный путь П.Ф.Лесгафта
Петр Францевич Лесгафт — русский анатом, педагог и психолог, один из ярких представителей передовой педагогической теории и практики в России второй половины XIX и начала XX столетия — является вместе с тем крупным разносторонним русским ученым, выдающимся анатомом и биологом-материалистом.
1.1 Рождение и детство.
Родился Лесгафт (8)20 сентября 1837 г. в Петербурге, в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта. Это был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов. Изучая биографию Петра Францевича Лесгафта встречаешь загадку, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич».
Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.
С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.
В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешколе - Главном народном училище.
Учился Лесгафт неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю (отец считал, что у сына слабое здоровье, и хотел дать ему «хлебное» ремесло).
Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Потом с помощью своего старшего брата Александра (в семье было три брата и сестра) Петр снова поступил в гимназию – уже в один из старших классов. Заканчивал обучение в мужском отделение училища святой Анны, носившем название «Анненшуле». По окончании училища с серебряной медалью он поступил летом 1856 г. в Медико-хирургическую академию. Для поступления в неё явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Его зачислили на медицинское отделение. Родители, как положено, сшили ему новый мундир с двумя рядами светлых пуговиц. Он очень шел к его стройной, подобранной фигуре.
1.2 Начало самостоятельной жизни
Это произошло еще до того, как в академии начались занятия. Новые товарищи пригласили Лесгафта на студенческую народническую вечеринку. За разговорами о грядущей свободе народа время пролетело незаметно. Когда стали расходиться по домам, было около четырех утра. Никогда Петр так долго не задерживался. Дома у него произошло столкновение с родителями. Обиженный и возмущенный их упреками, Петр решил уйти из дома отца, уйти немедленно.
Подвернулась по дешевке крохотная комнатка рядом с академией, и он снял ее. Теперь Лесгафт вынужден был сам искать средства к существованию.
Когда заводились деньжата, Лесгафт питался в дешевых кухмистерских. Если же в кармане гулял ветер, то обходился, как и многие его однокашники, черным хлебом с солью и рыбьим жиром, который при некоторой изворотливости студенты иногда получали бесплатно в академической аптеке.
Вскоре Лесгафт помирился с родителями, однако в отчий дом не вернулся. Ведь надо когда-то было начинать самостоятельную жизнь.
Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.
Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время.
1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта
Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Петра Францевича существенное влияние. Своим главным учителем Лесгафт называл Н.И.Пирогова. Во время перемен длинные коридоры академии заполнялись студентами с разных курсов. Там и тут возникали споры и горячие обсуждения лекций профессоров или поступков студентов. Говоря об анатомии, старшекурсники упоминали фамилию Пирогова. Он для всех был непререкаемым авторитетом. Его пригласили в академию в 1839 году, когда Лесгафту было всего два года от роду. А через год по мысли великого хирурга уже была создана кафедра госпитальной хирургии, хирургической и патологической анатомии.
Таким образом, Пирогову удалось, как говорили, «вырвать анатомию из состояния оцепенения». В 1846 в помощники себе Пирогов взял уже тогда довольно искусного анатома Венцеслава Леопольдовича Грубера, до этого работавшего проректором анатомии в Вене у всемирно известного профессора Гиртля. В академии Груберу поручили читать курсы описательной и хирургической анатомии, а также вести практические занятия. Этому делу он отдался весь без остатка и вскоре заслужил всеобщее уважение. Россия стала для Грубера вторым отечеством.
Влияние педагогических сочинений Н. И. Пирогова («Вопросы жизни», «Быть и казаться», «Школа и жизнь», «Взгляд на общий устав наших университетов» и др.) на П. Ф. Лесгафта сказывается в оптимистическом взгляде последнего на природу человека и на силу воспитания, в высокой оценке реального образования против узкого утилитаризма в воспитании, в гуманном отношении к детям, понимании ведущего значения нравственного воспитания, в требованиях для своего времени свободы науки и университетского образования и др. Любознательный студент зачитывался научными и педагогическими сочинениями Пирогова. Они учили Лесгафта оптимистическому взгляду на природу человека и на силу воспитания и образования.
П. Ф. Лесгафт выступал с речами на торжественных заседаниях, посвященных памяти Николая Ивановича Пирогова[1]. В речи, сказанной им 23 ноября 1883 г. в память Н. И. Пирогова «О наказаниях в семье и их влияний на развитие типа ребенка», П. Ф. Лесгафт, будучи сам ярым противником телесного наказания детей, пытался даже реабилитировать Пирогова от заслуженных последним упреков и обвинений[2] за половинчатость в этом вопросе.
В 1856 году после отъезда Пирогова в Севастополь, за коим последовал его выход в отставку, заведовать анатомическим институтом стал Грубер.
Многие студенты побаивались этого пожилого полного человека с высоким чубом и длинными редкими бакенбардами на розовом лице. Может быть, эта боязнь объяснялась тем, что Венцеслав Леопольдович вел замкнутый образ жизни, отличался необыкновенной суровостью и фанатичностю в работе. Его мудреные вопросы (между собой слушатели называли их «груберистикой») даже бывалых студентов сбивали с толку, а если отвечающий путался, был не точен в определениях, Грубер ставил ему без лишних слов «ноль в квадрате». Однако Грубер, как скоро заметил Лесгафт, был справедлив. Если видел, что студент занимается анатомией прилежно, не чурается препаровочных работ, то не ставил ему плохих отметок даже тогда, когда студент не усвоил материала. Он отсылал слушателя заниматься еще, а если и потом тот отвечал неудовлетворительно, отсылал снова.
Любознательный юноша любил смотреть, как «выборгский император» ловко работал крепкими белыми руками. Часы, проведенные в тесном деревянном бараке у стола, пролетали как одно мгновение.
Грубер, в свою очередь, тоже не мог не заметить среди студентов такого прилежного и добросовестного ученика, как Лесгафт, который оставался даже на патологоанатомические и судебно-медицинские вскрытия, а также на различные операции над трупами, всегда готов был сам взяться за скальпель.
Грубер познакомил Лесгафта со своим ассистентом молодым врачом Ландцертом и фельдшером Андроновским — искусным препаратором, частенько помогавшим студентам. Помощники Грубера стали поручать Лесгафту некоторые работы. Петр выполнял поручения с удивительной добросовестностью, обнаруживая при этом прозорливость и смекалку.
Академию Лесгафт окончил в 1861 году также с серебряной медалью и был оставлен ассистентом, а потом проректором у профессора В. Л. Грубера.
Работая в Медико-хирургической академии в продолжение восьми лет, П. Ф. Лесгафт защитил две диссертации: одну в 1865 г. на степень доктора медицины, другую через три года (в 1868 г.) — на степень доктора хирургии. Осень 1868 года была для Петра Францевича Лесгафта весьма знаменательной. Ученый совет Казанского университета признал его работы. 27 сентября Лесгафта избрали экстраординарным профессором.
Целые тридцать лет кафедру физиологической анатомии занимал там известный ученый, профессор Евгений Филиппович Аристов, неизменно пользуясь любовью и уважением студенчества. И вот теперь его место предложили Лесгафту.
К тому времени под влиянием идей передовых общественных деятелей Герцена и Чернышевского, под влиянием работ Пирогова, Сеченова, Ушинского, Ламарка и других ученых у Лесгафта начало складываться научно-философское мировоззрение.
Рассказы выходцев из Казанского университета могли только укрепить решение Лесгафта работать в этом учебном заведении, где его уже ждали.
В январе 1869 года Петр Францевич приехал в Казань. Теперь он был профессором.
Своими лекциями, организацией практических занятий для студентов и преданностью делу П. Ф. Лесгафт быстро завоевал симпатии студентов, передовой профессуры и стал одним из популярных и любимых профессоров Казанского университета.
1.4 Общественно-педагогическая деятельность.
Общественно-педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта, начавшись под знаменем передовых демократических идей 60-х годов, продолжалась под усиливающимся гнетом мрачной реакции 70-х и 80-х годов[3].
Он был решительным, непримиримым противником схоластики и бездушного, грамматического классицизма, насаждавшихся по прусским образцам в гимназиях реакционнейшим министром народного образования Д. А. Толстым и сменившим его в 80-х годах его верным соратником Деляновым; последний еще больше ограничил доступ в гимназии детей недворянского происхождения.
Мрачная политика царского самодержавия в области народного просвещения оставалась при жизни П. Ф. Лесгафта, в основном, неизменной, несмотря на некоторые слабые и кратковременные просветления в ней под давлением прогрессивных общественных движений 90-х и 1900-х годов и, особенно, революции 1905 г.
1.5 Столкновения с властями
Непосредственное столкновение П. Ф. Лесгафта с властями началось с Казанского университета.
Профессура Казанского университета, как и профессура других университетов того времени, делилась на прогрессивное меньшинство, к которому принадлежал П. Ф. Лесгафт, и на консервативное и реакционное большинство, которое господствовало в университете и вместе с ректором университета, при попустительстве со стороны попечителя Казанского учебного округа, вело себя совершенно произвольно и относилось с явным пренебрежением к интересам, заявлениям и протестам представителей меньшинства.
П. Ф. Лесгафт, будучи глубоко возмущен очередным произволом властей Казанского университета, выразившимся в келейном проведении лекарских экзаменов по предмету П. Ф. Лесгафта без его ведома, выступил в одой из петербургских газет со статьей «Что творится в Казанском университете», в которой разоблачил беззаконные действия университетской администрации.
За эту статью П.Ф.Лесгафт царским повелением, воспоследовавшим в результате ходатайства министра народного просвещения Д. А. Толстого, был в 1871 г. уволен из Казанского университета без права заниматься впредь, педагогической деятельностью.
Увольнение П. Ф. Лесгафта вызвало среди студенчества медицинского факультета, которое высоко ценило его волнение: студенты долго не допускали нового преподавателя на кафедру анатомии; они освистали первого, поднявшегося на кафедру после П. Ф. Лесгафта[4].
Со времени увольнения П. Ф. Лесгафта из Казанского университета он был признан неблагонадежным и над ним был установлен (как свидетельствуют архивные материалы) негласный надзор, под которым он находился всю свою жизнь[5].
1.6 Возвращение в Петербург
После увольнения из Казанского университета, осенью того же, 1871 г., П. Ф. Лесгафт вернулся вновь в Петербург, к своему старому учителю проф. В. Л. Груберу, который принял живое участие в судьбе своего талантливого ученика и дал ему возможность частным образом вести научные занятия по анатомии и руководить кружком женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии.