Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России

Как заявляет Элизабет Бадинтер "Сегодня многие женщины работают, и причины, побуждающие их к этому, существенным образом изменились.

Помимо традиционных материальных соображений, здесь действуют честолюбие, стремление к самовыражению или общению (эти мотивы действенны для тех, кто находится в наиболее благоприятных условиях), желание вырваться из домашней изоляции. В любом случае работа для женщины всегда связана со стремлением к независимости".

Однако, как отмечает Ильин Е.П., женщины чаще, чем мужчины, пассивны в планировании деловой карьеры, больше живут сегодняшним днем и меньше заглядывают в завтрашний. По данным В. Г. Горчаковой , лишь 20 % женщин в нашей стране имеют устойчивую тенденцию к профессиональной карьере[29].

М. В. Сафонова считает, что личностными особенностями успешных в карьере женщин являются общительность, социальная смелость и активность, рассудительность, эмоциональная сдержанность, высокий уровень интеллекта, хороший самоконтроль. По большинству показателей эта группа женщин приближается к средним значениям мужской выборки, что указывает на их маскулинность. Кроме того, большинство женщин, преуспевающих в карьере, имеют высшее образование, а одна треть – ученую степень[30].

Так же отмечается , женщины устраивают свою профессиональную карьеру значительно позже мужчин. Как показал Д. Левинсон, большинство мужчин завершали свое профессиональное ученичество и полностью достигали статуса зрелости в сфере труда к 30-летию. Женщины же не переставали числиться новичками в профессиональном мире вплоть до достижения среднего возраста. Р. Дроэдж даже обнаружила, что у большинства женщин, начавших свою карьеру после 20 лет, «период ученичества» длился до 40 лет, а то и позже. Но даже у тех женщин, которые, как и мужчины, достигли профессиональной зрелости к 30 годам, происходило переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных отношений. В этом состоит отличие женщин от мужчин, так как для последних карьера остается основной задачей и после 30 лет.

Выделены 3 вида карьер женщин: линейная – постоянное ведение домашнего хозяйства; прерывистая – женщина на определенное время прекращает работать ради семьи, а затем вновь возвращается на работу; параллельная – женщина работает и ведет домашнее хозяйство.

Характерным является отмечаемый Т. В. Андреевой факт, что даже у большинства тех женщин, которые в юности выбрали творческую работу, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Это согласуется с выявленным Э. С. Чугуновой фактом, что среди инженеров с индифферентной установкой к творческой профессиональной деятельности женщин в 2,5 раза больше, чем мужчин. Более того, 18 % женщин высказали отрицательное отношение к повышению уровня своих технических знаний, что тормозит их творческую активность и профессиональное продвижение[31].

Возможно, в совокупности с обстоятельствами, связанными с рождением детей и уходом за ними, это приводит к тому, что женщин менее охотно принимают на работу. По крайней мере, статистические данные свидетельствуют о том, что безработных женщин больше, чем мужчин (по разным данным – от 60 до 75 %). Прерывание женщинами своей карьеры по семейным обстоятельствам является также причиной того, что на них отрицательно смотрят при принятии решения о продвижении по службе. Так, Дж. Барон с соавторами проанализировали список перспективных (т. е. позволяющих делать карьеру) должностей в 100 организациях и выявили, что 71 % из них были заняты мужчинами[32].

Выявлены несколько факторов, определяющих, будет ли женщина стремиться к карьере: возраст вступления в брак, экономическое положение мужа, его взгляды на работающих женщин. Наиболее неблагоприятным считается вариант, когда женщина прерывает ради семьи свою карьеру, не закончив образования. Длительный перерыв при еще неустоявшихся профессиональных интересах ведет к тому, что женщине трудно возвратиться к получению профессионального образования.

Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины. Результаты исследования, проведенного с участием 211 женщин-разнорабочих, занятых в строительной индустрии, свидетельствуют о положительной корреляции таких стрессоров, как сексуальные домогательства и дискриминация по половому признаку, с психологическими и физическими проявлениями нездоровья.

Результаты других исследований говорят о том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины, страдают от таких последствий стресса, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушения сна и аппетита. Женщины также говорят о том, что производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. У женщин, занятых на производствах, уровень стресса на которых велик, чаще происходят выкидыши и более короткий менструальный цикл, чем у тех, кто работает в более спокойной обстановке[33].

Э. Ранник установил, что женщины в большей степени, чем мужчины, заинтересованы в санитарно-гигиенических условиях труда, в улучшении организации работы. Они, как отмечает Н. Н. Обозов, больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценка являются основными регуляторами их трудовой активности. Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве, поэтому они предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате. Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать их неудовлетворенность в семейно-брачных отношениях[34].

Мешает успешной профессиональной карьере женщин имеющийся у многих из них страх перед успехом. Ученица Дж. Аткинсона М. Хорнер ввела в двухфакторную модель своего учителя (мотивацию достижения успеха-избегания неудачи) третий фактор - мотивацию избегания успеха. По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями: утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от профессиональной карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего успеха по сравнению с их мужьями. Этот феномен получил название "конфликта боязни успеха". Успех в сферах профессиональных и значимых отношений представляется для женщины взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

Страх успеха проявляется у женщин в меньшей степени, если они не составляют в смешанной по половому признаку группе меньшинство или работают в одиночестве[35].

Таким образом, рассмотрев психологические особенности женщин как субъектов трудовой деятельности мы можем отметить, что у женщин по сравнению с мужчинами более низкая квалификация, более низкая оплата труда, ограниченный набор профессий, необходимость выбора между семьей и карьерой рождает ролевой конфликт приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию, у них более низкая самооценка профессиональной деятельности и ориентация не положительную оценку деятельности, страх успеха.

 

Выводы по главе 1


Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Пол относится к универсальным биологическим отличиям мужчины и женщины. Гендер– специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщины и мужчины, их взаимоотношения между собой.

В традиционных обществах мужские и женские роли резко отличаются они, как правило, полярны. От женщины в первую очередь ожидается, что в системе ее ценностей приоритетными будут роли матери, жены, хозяйки, хранительницы домашнего очага, т.е. семейные роли. Все остальные роли должны быть второстепенными, они не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей.        Для мужчины главными ролями являются профессиональные роли, в обществе от мужчины ожидаются успехи в публичной сфере, а также то, что он материально обеспечит свою семью.

Гендерные роли можно рассматривать как внешние модели поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации.

Профессиональная деятельность - это одна из важных областей, где человек развивается как личность и индивидуальность, получая материальные и психологические средства для существования и самоосущесшяения. Не смотря на то, что анализ гендерных исследований свидетельствует о наличии у мужчин и женщин физиологических и психологических отличий, эти отличия не являются столь существенными в отношении профессиональной деятельности и специального положения а обществе представителей обоих полов. Женщины вполне успешно занимаются теми же видами деятельности, что к мужчины.

Однако, у женщин по сравнению с мужчинами более низкая квалификация, более низкая оплата труда, ограниченный набор профессий. Им приходится выбирать между семьей и карьерой, что рождает ролевой конфликт, который приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию. У женщин отмечена более низкая самооценка профессиональной деятельности и ориентация не положительную оценку деятельности, страх успеха.


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН- СОТРУДНИКОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2.1 Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД


Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД

Объектом данного исследования является личность женщины-сотрудника ОВД, которая рассматривается в период активной зрелости. Именно б данный период формируется стратегия профессиональных достижений, где человек выступает как субъект труда, познания и общения.

Профессиональное становление человека имеет определенные фазы в своем развитии, главные из них - подготовительная (научение), старт, кульминация (акме), и финиш (спад продуктивности). Любая из фаза профессионального становления - это проявление социальной активности человека в период его собственной жизни. На любом уровне профессионала ного развития, при любой сложности реального поведения личности существует комплексная взаимосвязь и взаимозависимость между социальными параметрами (требованиями) и преобразованиями внутреннего мира самой личности. Внутренний план саморазвития личности и программы профессионального становления зависят от объективных и субъективных характеристик, от активного участия самой личности в изменении статуса, социальных функций, профессионального мастерства[36].

При этом общими инвариантами профессионализма являются: высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, имея средние и выше средних показатели интеллекта, адекватная мотивация достижений, социально-психологические установки на профессинальное развитие,

К особенным инвариантам следует отнести: связанные с так называемыми человеко-ориентированными профессиями, требования к нормативности поведения, коммуникабельности, проницательности, стреесоустойчивости, развитой эмпатии, способности к прогнозированию собственной деятельности и поведения других людей, а также высокоразвитой креативности, которая: проявляется в способности к творческой деятельности, в специальных умениях решать нестандартно и эффективно возникающие задачи.

Развитие профессионализма высокого уровня как показывают исследования Е.А. Климова, предполагает наличие базисных, общих характеристик в раз питающейся личности; на основе которых формируются особенные, важные для специфического вида деятельности[37].

Главным когнитивным компонентом профессионализма личности та деятельности, по мнению 3.С. Чугуновой, является профессиональная компетентность- (Competentia - принадлежность по праву). Компетентный человек имеет право высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность в определенной области знаний[38].

В системе ОВД competence - это законно принятая способность должностного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, имея на то определенный круг полномочий, имеющий право решать профессионально-значимые проблемы как подведомственные.

Изменение социальных и деморфических условий жизни в течение последних. 100 лет способствовало расширению профессиональной сферы женщин, в том числе женщины стали заниматься теми видами профессиональной деятельности, которыми ранее занимались одни лишь мужчины. В этом смысле органы внутренних дел МВД России не стали исключением. Все больше молодых женщин, как в России так и о ряде зарубежных стран, стремятся поступить на службу в правоохранительные органы. Число их настолько велико, что имеющиеся возможности даже не могут удовлетворить всех желающих.

Проблема службы женщин в полициях зарубежных стран и органах внутренних дел в России является весьма актуальной. Существует достаточно большое количество исследований зарубежных ученых, в которых они активно ведут поиск путей в разрешения проблемы возможного сочетания служебных, семейных и иных социальных обязанностей женщинами- полицейскими. Особенно активно эти исследования ведутся с 80-х годов XX в.

 Отечественные исследовании в этой области немногочисленны, хотя международная практика привлечения женщин на службу в полицию имеет более чем полуторавековую историю.

Согласно мнению зарубежных исследователей достаточно трудно сопоставлять не только опыт привлечения и использования женского персонала в полициях различных стран, но и нормативную базу, поскольку в международной практике не су шествует каких-либо единообразных норм, регламентирующих прохождение службы женщинами в полиции, а также единого международного принципа привлечения женщин к правоохранительной деятельности. В тоже время различия имеют большой диапазон: в одних странах их труд в полицейских учреждениях является исключением. Поэтому, как справедливо отмечает М.В, Щелкунова, используется достаточно широко, в других - женщина - полицейский, при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать специфику конкретного региона, страны, национальные особенности[39].

Чаще всего мотивами женщины поступить на службу в силовые структуры: армию, полицию и т.д., в настоящее время, объясняется создавшимся положением в стране. Материальная заинтересованность в возможность избежать безработицы, получение социальных льгот, таких как раннее пенсионное обеспечение и бесплатное медицинское обслуживание, вот что часто привлекает женщин на службу в ОВД. Однако, этот выбор может быть объяснен и возможностью получить, для себя определенные блага другого плана: возможность получить среднее или высшее специальное образование; возможность сменить профессию; возможность самоутвердиться, стать самостоятельной и независимой, реализовать свои способности. Для таких женщин также важно жить в коллективе и иметь верных и надежных друзей, приносить пользу обществу и лишаться интересным делом.

Российские силовые структуры не остались в стороне от общих тенденций. В последнее время значительное количество женщин поступило на военную службу и на службу в ОВД МВД России, Подобная тенденция, вероятно, не случайна.

Впервые привлечение женского персонала на службу в правоохранительную систему в России произошло в 1919 году. Первоначально задача сотрудниц заключалась в борьбе с преступностью несовершеннолетних и женщин.

Принятие решения о необходимости иметь в составе своих подразделений женщин для выполнения определённых милицейских функций всецело лежит на руководителях МВД как: субъектах управления. Внутриорганизационные служебные перемещения обусловлены, прежде всего, потребностями самого МВД., который представляет собой сложную систему подразделений и должностей, постоянно изменяющуюся под влиянием экономических условий развития общества и его криминализации.

В настоящее время, по данным ДКО МВД России, службу в ОВД проходят более 151 тысячи женщин, что составляет более 15% от общей численности личного состава органов внутренних дел[40].

В настоящее время женский персонал успешно используется: в раз личных подразделениях ОВД МВД России: МОЕ (милиции общественной безопасности) - патрульно-постовых службах милиции (ППСМ), на должностях участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, в ГИБДД, в отделах дознания; в КМ (криминальной милиции) на должностях оперативных уполномоченных ОУР, ОБЭП; в паспортню-визовых службах: в Следственных управлениях; в подразделениях тыла; финансовых службах; б качестве сотрудников кадрового и воспитательного аппаратов; на должностях психологов ОВД; в научно-исследовательских: и образовательных учреждениях МВД России и т. д.[41]

Однако, по мнению Бобровой И.А., не на всех должностях женщины-сотрудники служат одинаково эффективно. Так, например, служба по охране общественного порядка, патрульно-постовая служба, служба управления дорожным движением и ряд других в меньшей стелены подходят для женщины. В системе МВД давно действует принцип: «В МВД нет мужчин и женщин, есть сотрудники». Этот принцип можно рассматривать двояко; вроде бы женщины слабый пол, им нужны некоторые привилегии, а с другой стороны они сами стремятся к уравниванию, осуществлению прав, которых лишены вследствие дискриминации[42].

Выделение вопросов, относящихся к правам женщины, в самостоятельный правовой институт, как справедливо отмечает M.R Щелкунова, обосновано двумя основными причинами: во—первых, в результате целого комплекса исторических условий женщины обладают меньшими социальными: возможностями, чем мужчины; во—вторых, филологические особенности женского организма, выполнение женщиной особой социальной функции - материнства — требует предоставления ей особых прав и дополнительной защиты [43].

По данным анкетного опроса женщин - сотрудников ОВД России, проведённого М. Б. Щелкуновой в 1997-2000 гг., 10% сотрудниц при приеме на службу давали обязательство не брать отпуск по беременности, родам и уходу за ребёнком, а 5% - не выходить замуж. Следует отметить, что в России сотрудницы ОВД не могут доверить защиту своих интересов никому, лишь 8% респонденток высказалось за обращение в суд, а у 3,4% возникло желание уволиться из ОВД вследствие отсутствия возможности защиты своих прав через суд или прокуратуру[44].

В настоящее время проведены исследования и имеются данные о профессионально важных качествах женщин, проходящих службу в ВС РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты