Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Глава 2. Эмпирическое исследование связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности

2.1 Методологические основы и организация исследования


К концу 60-началу 70-х годов 20 века начал свое продвижение феноменологический подход, соответствующий «духу времени», открывший реальность субъективности, преодолевший противоречия между субъектом и объектом познания, вернувший психологии статус гуманитарной науки. Феноменологический подход реализуется в применении качественных исследований, а также многочисленных теорий, подходов, традиций, базовых стратегий, методов и процедур качественного исследования. Целью феноменологически ориентированного исследования в психологии является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека. Именно данный подход был выбран мною для освещения поставленной в курсовой работе проблемы.

Мы анализируем источники сбора данных в феноменологическом исследовании: отчеты испытуемых, полученные в ходе исследовательского интервью (наиболее распространенный и наиболее надежный способ сбора данных); рефлексивные самоотчеты исследователя; а также документы и всевозможные общекультурные тексты, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека (дневниковые и автобиографические записи, художественные произведения, философские работы, мифы и т.п.).

Методический инструментарий был представлен следующими методиками:

1.   Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)

В исследовании были использованы следующие методы:

1.   Автобиографическая методика анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).

2.   Контент-анализ сочинения «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»

Эти методы и методики не только имеют научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни. Обработка данных осуществлялась с использованием качественного метода контент-анализа.

Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)

Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста. Предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Записываются любые мысли, которые кажутся важными как в настоящий момент, так и в целом в жизни.

Автобиографический метод анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).

Автобиографический метод ориентирован на изучение жизненного пути человека, значимых событий и поворотных моментов его жизни, этапов и общей направленности личности, самоощущения и мировосприятия человека в различные периоды его жизни (Denzin, 1989; Семенова, 1998; и др.).

У А. Адлера нет четко описанной процедуры анализа ранних воспоминаний, выводы делаются на основе интуитивно-качественного их анализа, поэтому одни и те же смысловые элементы в зависимости от контекста могут выступать показателями как благополучной, так и неблагоприятной социальной адаптации. Впоследствии были разработаны и широко применяются за рубежом системы количественной оценки содержания различных смысловых элементов ранних воспоминаний, позволяющие делать выводы о психологических особенностях групп.

Сочинение «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»

Испытуемым предлагается в течение десяти минут написать сочинение на тему «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе». Оно направлено на выявление в работах доминирующих жизненных стратегий испытуемых. При обработке сочинений использовался метод контент-анализа.

Метод контент-анализа представляет собой исследовательскую технику для получения выводов путем анализа содержания различных документов о состояниях и свойствах действительности, систематическую числовую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационного источника. В социологических исследованиях контент-анализ используется для изучения содержания текстов различного характера. Метод применяется при изучении материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений, писем, дневников, официальных документов. Хотя, следует заметить, что данная процедура применима и к исследованиям изображений (например, произведений живописи, фасадов зданий, фотографий, кинофильмов и т. д.). Таким образом, объектами контент-анализа являются материальные носители информации. Применение техники контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлении нескольких потоков информации.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относится выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Единицами анализа в сочинении явились ключевые фразы, описывающие признаки, значимые для той или иной жизненной стратегии, например «любыми способами попыталась обратить на себя внимание», «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт».

Исследование проводилось в октябре 2008 года. В нем приняли участие студенты 2, 3, 5 курсов ИПОиИТ БГПУ им.М.Акмуллы, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в психологии» (60 человек).

2.2 Результаты и их обсуждение


При обработке и структурировании полученных результатов и их последующем анализе с проведением сравнительной характеристики методом контент-анализа были проведены следующие действия.

Сначала выделили сочинениях испытуемых 2 типа доминирующих жизненных стратегий в соответствии с классификацией жизненных стратегий по Ю.М. Резнику, Е.А. Смирнову путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Например, «иметь» - «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт»; «достигать» - «чтобы стать лучше, нужно чего-то добиться», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «все в твоих руках, не опускай же их». Оказалось, что в выборке отсутствуют испытуемые со стратегией «быть». Это объясняется небольшим объемом выборки, с одной стороны. Возможно, бытийность – характеристика, удельный вес которой увеличивается со зрелостью личности. Наши испытуемые – студенты – еще только находятся на пороге зрелости.

Затем мы разделили ранние воспоминания испытуемых на 4 группы в соответствии с классификацией типов личности по Адлеру путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Это выглядело следующим образом: «берущий» - «бери от жизни все»; «избегающий» - «чувство неуверенности в своих родителях, поступках», «недоверие к людям», «сделать не смог, так как был уставший»; «управляющий» - «любыми способами обратить на себя внимание»; «социально полезный» - «нужно быть ответственнее», «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам». «Управляющий» тип в рассмотрение не вошел, так как представлен слабо.

Посредством тестирования, анализа полученных результатов и проведения сравнительной характеристики методом контент-анализа нам удалось выявить существование связи целей-ценностей, конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями, представленные в Таблице 1.


Таблица 1. Результаты исследования


Жизненные стратегии

Иметь

(n=9)

Достигать

(n=11)

Типы личности, по Адлеру

«социально-полезный» (), «избегающий»,

«берущий»

«социально-полезный», «избегающий»

Фиктивные цели

«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «поставленной цели я добиваюсь», «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель».

«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому».

«Берущий» тип. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Например, «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей».

«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее».

«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча».


Ценности (must-test)

автономность

личностный рост

привязанность и любовь

личностный рост

автономность

привязанность и любовь


У испытуемых со стратегией «иметь» прослеживаются общие черты в выборе жизненных целей и ценностей. Большинство из них ориентируются на автономность принятия решений, они стремятся не зависеть от мнения окружающих, сами хотят определять ход своей жизни, стремятся к личностному росту, также немаловажное значение для них имеет любовь близких. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди трех типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий», «берущий». Принадлежность к этим типам может свидетельствовать о:

·     проявлении заботы о других и заинтересованности в общении с ними, восприятии основных жизненных задач как социальных проблем;

·     избегании проблем в жизни, и уходе от всего, что предполагает возможность неудачи;

·     удовлетворении большей части своих потребностей за счет других.

Стратегия «иметь» выражается в ранних воспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель», «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому», «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей». Данная стратегия характеризуется тем, что человек стремится как можно больше иметь (в том числе материальных благ).

У испытуемых со стратегией «достигать» прослеживаются как доминирующие те же ценности. Но личностный рост и развитие собственных умений и способностей находится для них все же на первом месте. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди двух типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий». Для данных типов характерны:

·     соединение в себе высокой степени социального интереса и высокого уровня активности;

·     стремление уклониться от фрустрирующей ситуации;

Стратегия «иметь» выражается в ранних воспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее», «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча». Данная стратегия характеризуется повышенным стремлением достичь поставленных целей, самосовершенствованием, высокой общительностью.

Испытуемых со стратегией «быть» в выборке не оказалось. Это можно объяснить доминированием в обществе патриархальных ценностей: конкуренция, агрессия, выгода, целеустремленность, решительность, рациональность, автономность и независимость, игнорирование чувств, взаимозависимости, нуждаемости в других (Э. Фромм). Также данный факт может быть связан с небольшим объемом выборки.

Отсутствие других групп ценностей по результатам «must-теста» можно объяснить возрастными особенностями, единством ценностей испытуемых в связи с высокой сплоченностью в группах (один факультет, одна специальность).

Выводы

1.   Жизненные стратегии личности связаны с доминирующими ценностями:

1.1            При стратегии «иметь» преобладающими ценностями являются автономность (у 30% испытуемых), личностный рост (у 25% испытуемых), привязанность и любовь (у 20% испытуемых).

1.2            При стратегии «достигать» доминируют ценности личностного роста (у 30% испытуемых), автономности (у 30% испытуемых), привязанности и любви (у 25% испытуемых).

У всех испытуемых наблюдаются схожие жизненные ценности. Это объясняется возрастными особенностями, а также однородностью выборки (студенты одного факультета, одной специальности).

2.   Жизненные стратегии связаны с конструктами ранних воспоминаний:

2.1            При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий» (у 15% испытуемых по каждому типу).

2.2            При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий» (у 25% испытуемых по каждому типу).

Заключение


Понятие «стратегия жизни» характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведение в течение длительного времени, а с другой – способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

Формирование жизненных стратегий может рассматриваться в контексте проявления их в виде фиктивных целей в ранних воспоминаниях.

Ранние воспоминания (early recollections) представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которые индивидуум может визуализировать «духовным взором» таким образом, что отдельные детали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно ранние воспоминания имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитию базисных аттитюдов и воззрений индивидуума.

Предположение, заключавшееся в том, что между конструктами ранних воспоминаний и формированием жизненных стратегий личности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования.

В результате проведенного исследования выявлено - конструкты ранних воспоминаний связаны с доминирующими жизненными стратегиями. При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий». При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий».


Список использованных источников

1.            Современный словарь иностранных слов / Ред. М. Н. Черкасова, Л. Н. Черкасова – М.: Феникс, 2009. – с. 582–583.

2.            Толковый словарь по управлению. М.: Аланс, 1994. – с. 168.

3.            Горянина, В.А., Масалков, И.К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. – М.: Совершенство, 1999. – 230 с.

4.            Головаха, Г.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – с. 212–267.

5.            Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. – 384 с.

6.            Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. – 268 с.

7.            Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 5. – с. 4–13.

8.            Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 2. – с. 98–104.

9.            Резник Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социс. 2000. № 9. – с. 38–46.

10.        Резник Ю.М. Социология жизни: новая парадигма или междисциплинарный синтез // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1996. № 4. – с. 51–57.

11.        Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995. – 238 с.

12.        Фрейд З.: жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.

13.        Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. – М., 1968.

14.        Бурлачук Л.Ф., Коржова В.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

15.        Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2002. –№ 4. – С. 74-85.

16.        Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии. / Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С. 125-129.

17.        Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов. // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». - 2003.–№ 3 – С. 15-23.

18.        Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

19.        Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

20.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Изд. 2-ое. – СПб.: Издательство Питер, 1997. – 608 стр.

21.        Фромм Э. Иметь или быть. – М.: "АСТ", 2000.

22.        http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=12143&table=papers_file&type=0&conn=confDB

23.        http://liblive.ru/?read=453774812&s=4784

Приложение 1. Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)

 
Назначение теста. Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.
Инструкция к тесту. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.
Лист ответов

·       Я непременно должен…

·       Я непременно должен…

·       Я непременно должен…

·       Я непременно должен…

·       Я непременно должен…

·       Я непременно должен…

·       Ужасно, если…

·       Ужасно, если…

·       Ужасно, если…

·       Ужасно, если…

·       Ужасно, если…

·       Ужасно, если…

·       Я не могу терпеть…

·       Я не могу терпеть…

·       Я не могу терпеть…

·       Я не могу терпеть…

·       Я не могу терпеть…

·       Я не могу терпеть…

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э.Дисл, Р.Райан в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова).

Свобода, открытость и демократия в обществе

Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть… бездуховных начальников».

Безопасность и защищенность

Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).

Служение людям. Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».
Власть и влияние. Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».
Известность. В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».
Автономность

Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».

Материальный успех

Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Богатство духовной культуры

Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».

Личностный рост

Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».

Здоровье

Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».

Привязанность и любовь

Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

Привлекательность

Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Чувство удовольствия. Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулок».

Межличностные контакты и общение

Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».

Богатая духовно-религиозная жизнь. Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты