Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1.   Творческая уникальность – отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2.   Пассивная индивидуальность – представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3.   Активная типичность – отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4.   Пассивная типичность – характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

-     тип жизненных стратегий «иметь» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

-     тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» – представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

-     тип жизненных стратегий «быть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

-     тип жизненных стратегий «иметь против быть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

-     тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. [8, 142-145].

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором — «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» – жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности – в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий .

1.3 Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества


А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности.

Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении.

Как показано в представлениях А. Адлера, жизненные стратегии находят свое выражение в ранних воспоминаниях личности. Он рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Именно так называемые «фиктивные цели» в последующем являются основой для выбора и построения соответствующей жизненной стратегии.

Можно сделать вывод, что жизненные стратегии не всегда являются осознанными, но, как считают некоторые авторы (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова), могут быть неосознанными, определяться целями и ценностями на ранних этапах социализации личности. Фиктивные цели в свою очередь могут быть выявлены посредством анализа ранних воспоминаний личности.

1.3.1 Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний

С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события по видимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда, производит выбор среди тех впечатлений, которыми она располагает. Этот выбор следует в детском возрасте совершенно другим принципам по сравнению с возрастом интеллектуальной зрелости.

Дело в том, что содержание прикрывающего воспоминания относится к самому раннему детству, в то время как те интеллектуальные переживания, которые данное воспоминание заступало в памяти и которые остались почти всецело неосознанными, имели место в более позднее время. З. Фрейд назвал этот вид сдвигания возвратным, идущим назад.

Может быть, еще чаще наблюдается, обратное отношение, когда в памяти закрепляется в качестве прикрытия какое-либо безразличное впечатление недавнего времени, причем этим отличием оно обязано лишь своей связи с каким-либо прежним переживанием, которое не может быть воспроизведено непосредственно из-за противодействия. Такие воспоминания-прикрытия З. Фрейд назвал предваряющими, забегающими вперед.

И, наконец, встречается и третий случай, когда прикрывающее воспоминание связно с покрытым им впечатлением не только по своему содержанию, но и в силу смежности во времени, - это будут "воспоминания одновременные или примыкающие" (Фрейд З., 1990. с. 145).

Воспоминания-прикрытия — это цельные впечатления о чем-то пережитом в действительности или мысленно. Феномен прикрывающих воспоминаний основывается на забывании существенных впечатлений.

Фрейд придавал ранним воспоминаниям большее значение, чем всей памяти в целом. Он полагал, что поскольку ранние воспоминания часто имеют тривиальное содержание, они должны служить цели сокрытия более травматичного материала, относящегося в инфантильному сексуальному развитию. Такая «экранирующая память» должна анализироваться так же, как сновидения, с целью выявления вытесненного травматичного материала и работы с ним. З. Фрейд считал вопрос о воспоминаниях детства очень интересным и важным. Он полагал, что первое воспоминание формирует отношение человека к миру и заставляет его действовать в соответствии с ним.

Итак, ранние детские воспоминания, согласно З. Фрейду, представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Детские воспоминания приобретают значение воспоминаний покрывающих и проводят при этом, как писал З.Фрейд: "замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленными в сказках и мифах" (там же).

1.3.2 Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера

Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов, представленных в манифестном содержании. Он рассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению, воспоминания сконструированы для поддержания существующих аттитюдов и предубеждений. Ранние воспоминания представляются наиболее значимыми воспоминаниями, поскольку они имеют тесное отношение к созданию индивидуальной системы координат для организации, интерпретации и действий относительно окружающей среды. Адлер говорил, что ранние воспоминания отражают перцептивную систему, в рамках которой индивидуум интерпретирует свой текущий опыт существования.

Метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлер считал самым главным в числе основных источников изучения личности. Он писал: "Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот что ты должен ожидать", или "Вот что такое жизнь"... Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание". (Адлер А., 1997, с. 19) А. Адлер рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. А. Адлер говорит: "Стиль жизни - это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели" (там же, с. 72).

В рамках этого стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и о мире, которое А.Адлер назвал схемой апперцепции и которое детерминирует поведение человека. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Таким образом, уяснив значение стиля жизни для человека, обратимся к теме ранних воспоминаний, которые являются, по мнению А. Адлера, наиболее важным средством его понимания. Обращение к прошлому через воспоминания детства лучше любого другого способа позволяет восстановить ранний стиль жизни, который А. Адлер называет прототипом - и который является ядром стиля жизни. Ранние воспоминания человека позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Индивидуальный стиль жизни определяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Согласно А. Адлеру, основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется; несмотря на это, во всех ситуациях мы обнаруживаем того же человека, ту же личность, то же психическое единство. Ранние воспоминания "больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитие. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая" (там же, с.91).

Согласно теории А. Адлера, "несчастливым переживаниям детства могут быть даны самые противоположные значения. Никакие пережитые события не могут быть причиной успеха или неудачи. Мы не страдаем от шока случившегося с нами — травм, - но мы творим из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемся теми значениями, которые мы придаем происходящему с нами" (там же, с. 14). По мнению А. Адлера, для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить. Ранние детские воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые принимаются: их значение - в их интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь.

1.3.3 Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтической практике

Систематизированное изложение концепции А. Адлера представлено в книге Е.В. Сидоренко "Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру" (2000). Автор анализирует психотерапевтические возможности метода анализа первых воспоминаний, предлагает собственную схему их анализа. Она считает, что в анализе личности самое раннее воспоминание занимает исключительное положение по двум причинам:

1. "В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения", "...это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются";

2. "Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает... Поэтому мы часто обнаруживаем в нем контраст между переживаемым им тогда состоянием слабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя" (Сидоренко Е.В., 2000). Е.В. Сидоренко предлагает использовать метод ранних воспоминаний для исследования и реориентации жизненного стиля в психотерапевтической работе со взрослой группой (Сидоренко Е.В., 2000). Участникам группы предлагается, вернувшись с первого дня тренинга домой, записать свои ранние воспоминания.

На следующий день планируется сессия ранних воспоминаний. Работа начинается с того, что все участники круга читают вслух свое раннее воспоминание (никакое принуждение недопустимо, каждый может отказаться). После того как все желающие высказались, выбирается одно, наиболее заинтересовавшее всех, воспоминание. Участник, чье воспоминание было выбрано, еще раз читает его вслух, а все остальные дословно его записывают. Далее проводится качественный анализ раннего воспоминания по стандартной проадлеровской схеме:

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез. присутствующие в воспоминании люди, тип события, способ восприятия ситуации субъектом, Участники работают в группах по три человека и особую группу составляют ведущий тренинга и выбранный участник. После анализа содержательных категорий, необходимо перейти к следующему этапу.

2. Инсайт. Перечитывая полученные данные о содержании своего воспоминания, участник постепенно выстраивает пробные гипотезы по поводу своего жизненного стиля. Затем ведущий тренинга и основной участник возвращаются в круг. Каждая из подгрупп предлагает свои пробные гипотезы по содержанию предложенного воспоминания. Основываясь на получивших подтверждение "героя" тренинга аспектах пробных гипотез, каждая из подгрупп должна составить формулу жизненного стиля данного участника.

3. Реориентация. Фаза реориентации - это фаза решающего психотерапевтического шага, момент преобразования. В соответствии с идеологией А.Адлера, изменение представления о жизни и своем месте в ней неизбежно должно повлечь за собой изменения в стиле поведения (A.Adler, 1932).

Формулы жизненного стиля, которые предлагают подгруппы максимально расширяют поле поиска реориентирующих гипотез для "героя" тренинга. Итак, метод анализа ранних воспоминаний в группах тренинга для взрослых - это фактически групповая психотерапевтическая работа с индивидуальной проблемой одного из участников. Такие сессии анализа могут нести в себе мощный заряд психологической поддержки, но вместе с тем некоторые аспекты воспоминания остаются за кадром рассмотрения в силу того, что их слишком мучительно выносить на групповое обсуждение.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты