Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
Курсовая работа
Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
Оглавление
Введение
Глава 1. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом
1.1 Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Типология жизненных стратегий
1.3 Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
1.3.1 Взгляд З.Фрейда на проблему ранних воспоминаний
1.3.2 Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера
1.3.3 Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтической практике
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных стратегий личности и их отражения в ранних воспоминаниях
2.1 Методологические основы и организация исследования
2.2 Результаты и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
Введение
Актуальность исследования. На протяжении всей истории психологии проблема предсказания и выявления причин поведения индивида всегда была актуальной. Исследование жизненных стратегий личности имеет комплексный характер. С одной стороны его актуальность обусловлена необходимостью объяснения социальных факторов кризиса жизненных ценностей на этапе экономических преобразований, потребностью осмысления новых моделей поведения и типов идентификации личности.
С другой стороны проблема выбора жизненной стратегии приобретает особую значимость для студенческого возраста, поскольку данный этап является периодом жизненного самоопределения, самореализации, а также связан с необходимостью выбора своего жизненного пути. Данная проблема особо остро встает именно в период ранней юности. Выбранная в данном возрасте стратегия впоследствие становится доминирующей, жизнеопределяющей (К. Хорни, К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова). Поэтому к проблеме ее выбора необходимо отнестись с должным вниманием, потому что зависит вся дальнейшая жизнь и судьба человека, соответственно его психологическое здоровье и уровень удовлетворенности жизнью.
На наш взгляд, проблема стратегий жизни как результата творческого приспособления личности интересна в контексте выявления ее отражения в ранних воспоминаниях личности, а также ее целях и ценностях. Именно в них наиболее ярко выражается жизненная стратегия уже на ранних этапах ее формирования (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова).
Исследования жизненных стратегий личности. В определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67–70]
В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались: А. Адлер, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.
Данные исследования в отечественной литературе проведены, в частности, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резник, Ю.М. Резником, Е.А. Смирновым, известными своими работами по проблемам социологии и психологии личности.
Исследования ранних воспоминаний личности. Важность изучения детских воспоминаний и переживаний подчеркивалась многими зарубежными и отечественными психологами. Так, о феномене детских воспоминаний впервые заговорили в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер). Впервые о проблеме переживания в отечественной психологии писал Л.С. Выготский. Он предложил рассматривать переживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая под переживанием внутреннее отношение к тому или иному моменту действительности (Выготский Л.С., 1934). Позже С.Л.Рубинштейн назвал переживание "клеточкой внутренней жизни". Ф.Е. Василюк продолжил изучение феномена "переживания", создал теорию переживания как основу психотерапевтической работы со взрослыми людьми в критических жизненных ситуациях. Согласно его концепции, переживание - это деятельность, имеющая целью решать жизненные проблемы человека (Василюк Ф.Е., 1989).
Термин "воспоминание-переживание" вводится в данном исследовании с целью разделить перцептивные воспоминания, воспоминания-образы, которые не несут никакого эмоционального знака (нейтральные воспоминания) и воспоминания, в которых помимо перцептивной картины существует эмоциональный знак переживания.
К сожалению, именно проблеме связи исследуемых характеристик не уделялось должного внимания. Исходя из вышесказанного, исследование отражения конструктов ранних воспоминаний в жизненных стратегиях личности представляют на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление. Целью исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование взаимосвязи конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. проанализировать теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий и ранних воспоминаний в зарубежной и отечественной психологии;
2. рассмотреть методологическую основу проблемы в отечественной психологии;
3. провести эмпирическое исследование:
3.1. выявить доминирующие жизненные стратегии личности;
3.2. изучить связь конструктов ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности.
Объект исследования – жизненные стратегии студентов педагогического ВУЗа.
Предмет исследования – выявление связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между целями жизни из ранних воспоминаний личности с доминирующей жизненной стратегией у студентов ВУЗа.
Методы исследования:
1. Автобиографический метод анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).
2. Контент-анализ сочинения «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»
Методики, использованные при исследовании:
1. Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 24 наименований и 2 приложений.
Глава 1. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом
1.1 Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.
Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [1, с. 582–583]. Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера [2, с. 168]. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) – это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии – суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, – пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, – для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии – это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» [3, с. 161].
Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, – подчеркивает он, – следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [4, c. 226–227]. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67–70]
Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов – жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде – это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» [6, c. 67].
Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным [6, c. 246–247]. Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, – поясняет она, – это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» [7, c. 5]. Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.
По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.
«Представляется, – подчеркивает Н.Ф. Наумова, – что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» [7, c. 10].
В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой – объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности – в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии [8, c. 101].
В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.
Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него — это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.
К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.
Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек — активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.
По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно – они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.
1.2 Типология жизненных стратегий
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.
Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.
К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.