Данные, полученные в ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 10, 11.
Таблица 10
Сравнительные показатели исследования терминальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
№ п/п |
Список А (терминальные ценности) |
3 курс % |
4 курс % |
5 курс % |
1 |
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
5,2 |
– |
4,7 |
2 |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
5,2 |
5,2 |
4,7 |
3 |
– здоровье (физическое и психическое); |
47,3 |
42,1 |
52,3 |
4 |
– интересная работа; |
– |
– |
4,7 |
5 |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
– |
– |
– |
6 |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
– |
5,2 |
4,7 |
7 |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
– |
– |
4,7 |
8 |
– наличие хороших и верных друзей; |
5,2 |
– |
– |
9 |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
– |
– |
– |
10 |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
5,2 |
– |
– |
11 |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); |
– |
5,2 |
– |
12 |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
15,7 |
5,2 |
– |
13 |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
– |
5,2 |
– |
14 |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
5,2 |
– |
– |
15 |
– счастливая семейная жизнь; |
10,5 |
21 |
23,8 |
16 |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
– |
– |
– |
17 |
– творчество (возможность творческой деятельности); |
– |
– |
– |
18 |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
5,2 |
10,5 |
– |
Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показало, что такая ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место (3 курс - 47,3%, 4 курс - 42,1% и 5 курс - 52,3%).
Ценность "счастливая семейная жизнь" студентами 3 курса была поставлена на 3 место и набрала 10,5%, но к 4 курсу она становится более значимой, и набирает уже 21%, соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть ценность стабильно закрепляется на 2 месте. Также сравнительно стабильный результат показывает ценность – "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) лишь к 5 курсу утратив 0,5%.
Такие ценности как "счастливая семейная жизнь" и "физическое психическое здоровье" имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость.
Так, например, такая ценность как "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) на первом этапе исследования была значима для 15,7% и заняла 2 место, то к 4 курсу она стала менее значимой (5,4%), а к 5 курсу эта ценность перестала быть значимой. Ценность "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком) для студентов 3 курса она была не значимой, а к 4 и 5 курсу процент повышается соответственно 5,2% и 4,7%.
Такие ценности как "наличие хороших и верных друзей"; "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) были значимы только для студентов 3 курса.
Ценности "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) были значимы только для студентов 4 курса, а такая ценность как "интересная работа" стала значимой только к 5 курсу.
Ценность "активная деятельная жизнь" (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу теряет свою значимость, а на 5 курсе вновь становится значимой для 4,7% опрошенных. Ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу увеличивает свою значимость до 10,5%, а для студентов 5 курса значимость данной ценности не выявлена.
Проводя сравнительный анализ инструментальных ценностей за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наиболее значимой была (21%) ценность "честность" (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% студентов исследуемой группы выбирает ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), а к 5 курсу к этим двум ценностям присоединяется ценность "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно) и они приобретают одинаковую значимость (14,2%).
Некоторые инструментальные ценности были значимы на протяжении всего обучения, хотя и не занимали лидирующих позиций. Это такие ценности как:
– "воспитанность" (хорошие манеры) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 15,7%; 5 курс - 4,7%);
– "образованность" (широта знаний, высокая общая культура) (3 курс - 5,2%; 4 курс - 5,2%; 5 курс - 4,7%);
– "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 5,2%; 5 курс - 4,7%);
– "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 10,5%; 5 курс - 4,7%).
Таблица 11
Сравнительные показатели исследования инструментальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
№ п/п |
Список Б (инструментальные ценности) |
3 курс % |
4 курс % |
5курс % |
1 |
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
– |
10,5 |
4,7 |
2 |
– воспитанность (хорошие манеры); |
10,5 |
15,7 |
4,7 |
3 |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
– |
– |
– |
4 |
– жизнерадостность (чувство юмора); |
5,2 |
21 |
14,2 |
5 |
– исполнительность (дисциплинированность); |
10,5 |
– |
– |
6 |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
5,2 |
5,2 |
14,2 |
7 |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; |
– |
– |
– |
8 |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
5,2 |
5,2 |
4,7 |
9 |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
10,5 |
5,2 |
4,7 |
10 |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
– |
5,2 |
19 |
11 |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
– |
5,2 |
9,5 |
12 |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
– |
– |
– |
13 |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
– |
5,2 |
– |
14 |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
15,7 |
– |
4,7 |
15 |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
10,5 |
10,5 |
4,7 |
16 |
– честность (правдивость, искренность); |
21 |
10,5 |
14,2 |
17 |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
– |
– |
– |
18 |
– чуткость (заботливость). |
5,2 |
– |
– |
Остальные инструментальные ценности приобретали либо теряли свою значимость на разных этапах обучения. Так, например, такие ценности как:
– "исполнительность" (дисциплинированность);
– "чуткость" (заботливость) были значимы только для студентов 3 курса.
Ценности, не значимые для студентов, на 3 курсе такие как:
– "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина) стали значимы только на 4 и 5 курсе.
Ценность "твердая воля" (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) была значима только для студентов 4 курса, а ценность "терпимость" (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) для них значимой не являлась, хотя для студентов 3 курса, затем и студентов 5 курса являлась актуальной.
Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Сравнительные результаты исследования показателей ценностей студентов по методике "Морфологический тест жизненных ценностей"
Ценности |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
|
Жизненные ценности |
Развитие себя |
38,5 |
36,3 |
38,7 |
Духовное удовлетворение |
41,2 |
40 |
40,1 |
|
Креативность |
35,6 |
34,6 |
34,7 |
|
Активные социальные контакты |
37,6 |
36,6 |
36,3 |
|
Собственный престиж |
32,6 |
32,1 |
30,7 |
|
Высокое материальное положение |
39 |
37,5 |
38,5 |
|
Достижение |
41 |
40 |
41,6 |
|
Сохранение собственной индивидуальности |
36,7 |
36,1 |
37 |
|
Жизненные сферы |
Сфера профессиональной жизни |
59,1 |
56,2 |
56,9 |
Сфера образования |
56,6 |
54,7 |
54,1 |
|
Сфера семейной жизни |
51 |
52 |
52,6 |
|
Сфера общественной активности |
49 |
48 |
48,8 |
|
Сфера увлечений |
48,8 |
46,5 |
49,6 |
|
Сфера физической активности |
37 |
35,5 |
37,2 |
Анализируя показатели, представленные в таблице 12, мы можем отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер на протяжении всех трёх лет исследования. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.
"Сфера образования" прочно удерживается на втором месте при выборе жизненных сфер.