Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития

Урок № 5: Русский язык Конспект № 5

Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

Цели:

познакомить с особенностями I и II спряжения, формировать навыки определения спряжения, если у глагола ударное окончание;

развивать память, мышление, обогащать речь учащихся пословицами и поговорками;

воспитывать умение работать в коллективе, интерес к учению при помощи пословиц на тему учения.

Оборудование: круги Гёте, офтальмотренажер, пословицы, таблица окончаний I и II спряжений, словосочетания для закрепления темы.


Этап урока

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, посадка детей.

Словарная работа


Игра "Знаешь ли ты басни Крылова?"

Я читаю строчки из басен, ученики записывают слово, которое пропущено, выделяют в нем орфограмму, ставят ударение. Один ученик работает с обратной стороны доски.

А) Попрыгунья ____________ лето красное пропела.

Б) Пускай же говорят _________:

"Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!"

В) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит _________?

Г) Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с __________глаз не сводит.

Д) Проказница - ____________,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть _________.

Проверка.

Какие слова записали? Какую орфограмму выделили?

Анализ пословиц


Что общего в данных пословицах и поговорках?

На доске:

* Азбука - к мудрости ступенька.

* Век живи - век учись.

* Для учения нет старости.

* Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

В какой из этих пословиц употреблен глагол во втором лице, единственного числа? (Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду)

Прочитайте эту пословицу еще раз, про себя.

Напишите пословицу эту памяти, подчеркните орфограммы.

Актуализация знаний


На доске записаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, замечаеш….

Найдите общее в словах. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени, они пишутся с мягким знаком на конце)

Разделите глаголы на две группы по различию в окончании. (Первая группа с окончанием - ешь, вторая группа - глаголы с окончанием - ишь)

Запишите эти слова в два столбика, выделяя окончания.

Что такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам)

Какая часть слова изменяется при спряжении? (окончание)

Формирование новых знаний


Работа по вариантам.

Первый вариант проспрягает глаголы играть, бежать.

Второй вариант - ползти, верить.

При спряжении поставьте в глаголах ударение и выделите окончания.

Проверка.

Назовите личные окончания у глаголов играть и ползти.

Глаголы играть, ползти имеют окончания - ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют.

Что можете отметить общего в личных окончаниях? (Окончания имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, - ют)

Вывод. Глаголы, имеющие в окончании гласные - е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, - ют, относятся к 1 спряжению.

Назовите окончания глаголов последних двух слов, (-ишь, - ит, - им, - ите, - ат, - ят) Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух слов. (Окончания имеют гласную - и, а в форме 3-го лица множественного числа - окончания - ат, - ят)

Вывод. Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ат, - ят, относятся ко II спряжению.

На доске:

Работа в парах.

Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Подумайте, чем они отличаются? Обсудите со своим соседом. (Окончания бывают ударные и безударные)

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? (Окончания одинаковы)

Итак,

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

Физкультминутка


Посмотрите на зеленый круг.

Работа с офтальмотренажером.

Посмотрите на желтый круг.

Закрепление новой темы


Откройте учебники на странице 68. Прочитайте правило и текст после него про себя.

Когда легко определить спряжение?

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И еще на ударение

Обрати свое внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Как вы думаете, спряжение - это постоянный или непостоянный признак глагола? (Спряжение - это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение "перейти" не может)

Посмотрите на желтый круг.

Определите число, лицо и спряжение у глаголов из словосочетаний (записаны на доске). Выполняем устно.

Рисуют карандашами (мн. ч, 3 лицо, I спряжение)

Мерзнешь на улице (ед. ч, 2 лицо, I спряжение)

Построим дом (мн. ч, 1 лицо, II спряжение)

Спишите следующие словосочетания в столбик:

На доске:

Звонко поет

Чистишь обувь

Танцуют вальс

Ярко сверкает

Прохожу через лес

Определите число, лицо и спряжение у глаголов и запишите в скобках.

Коллективная проверка.

Творческое задание:

Даны слова. Ваша задача постараться объединить слова, таким образом, чтобы получился рассказ.

Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

Расскажите что получилось.

Вспомните те слова, которые были даны для сочинения рассказа.


Итог урока


Какие глаголы относятся к первому спряжению?

Ко второму?

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное?

Домашнее задание: Упр.251, сделать карточку с таблицей личных окончаний глаголов первого и второго спряжения.


Урок № 6: Русский язык Конспект № 6

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Цели:

совершенствовать умение писать глаголы с безударными личными окончаниями, определять спряжение;

развивать мышление, внимание, память, речь, расширять и активизировать словарный запас;

воспитывать самостоятельность, интерес к живой природе

Оборудование: картинки с изображениями калана (камчатского бобра), сороки, ласточки, дятла, воробья, коршуна.


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, посадка детей. Проведение пальчиковой гимнастики.

Словарный диктант

Ветреный, лепесток, облако, песчаный, лиловый, сверкать, шорох, традиция, путешествие, костёр, камыш, тревога, фантазия.

Игра: "Молчанка"


А сейчас мы поиграем в "молчанку". Я буду показывать вам картинку с изображением птиц. Ваша задача: придумать и записать короткие предложения, в которых в качестве подлежащих будут названия птиц, а в качестве сказуемых - подходящие по смыслу глаголы с безударными окончаниями. Повторять глаголы нельзя.

В случае затруднений я подсказываю детям неопределенную форму глагола.

Возможные варианты:

Сорока стрекочет. Ласточка щебечет.д.ятел барабанит. Воробьи чирикают. Коршуны клекочут.

Выборочный диктант


Задание: Выписать глаголы с безударными личными окончаниями.

Текст называется: "Каланы". Каланы - это камчатские бобры. Показываю их изображение. Послушайте текст, ничего писать не нужно.

Читаю.

Диктую, дети пишут только глаголы с безударными личными окончаниями.

Каланы

На острове Медном живут очень редкие звери - каланы. Целый день каланы проводят в море. Играют, резвятся, дремлют, покачиваются на волнах. Весёлые зверьки! Каланы любят плавать на спине. Так им удобнее. Нырнёт, достанет со дна морского ежа, ляжет на спину, иголки лапками обломает и грызёт. А лапки - как ручки! И детишек своих каланы нянчат в море. Сидит малыш у матери на животе, как на островке, она его подбрасывает, щекочет. Только на ночь калан выходит на берег. Выжмет лапками шубку, свернётся калачиком и спит прямо на камнях.

Не забудьте выделить окончания, подчеркнуть орфограммы.

Перескажите текст, пользуясь глаголами, которые вы выписали.

Физкультминутка


На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать? (Приседания)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты)

Проверка домашнего задания


Перечислите глаголы-исключения. Кто смог придумать свое стихотворение с этими словами? Зачитайте его нам. Кто смог придумать небылицу?

Молодцы! Вы очень талантливы!

Тренировочные упражнения


Упр.263. Выписываем только глаголы с пропущенной орфограммой и слова в скобках. С комментированием у доски.

2 последних предложения разбирает сильный ученик. Делаем вывод, при образовании н. ф. глаголов надо учитывать вопрос, на который отвечает глагол в каждой форме времени.

Упр.264. С комментированием у доски.1 часть глаголов - один ученик, вторая часть - второй.

Игра: "Женский и мужской род"

Я буду называть существительное женского рода, а вы скажите соответ. ему существительное мужского рода.

1. коза - 10. лошадь-

2. оса-

3. ворона-

4. синица-

5. балерина-

7. ручка-

8. игра-

9. собака-

Постарайтесь вспомнить все слова по порядку.

Дополнительное задание


Игра "Наборщик"

Соберите новые слова из букв слова лаборатория.

Подчеркните одушевленные имена существительные. Обведите в овал существительные 1 склонения.

Итог


Что узнали нового? Чему учились? Что было труднее всего?

Домашнее задание: упр.4, стр.95.


Урок № 7: Русский язык. Конспект № 7

Тема: Незаменимые помощники - словари.

Цели:

повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся;

развитие умений пользоваться словарями;

воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению.

Оборудование: текст скороговорки, тема урока, две странички устного журнала, высказывание В. Бокова, высказывание А. Франса, сердечко и слова для игр, словари иностранных слов и антонимов.

Предварительная подготовка: двум учащимся выдаются слова (о словарях).


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия.

Речевая разминка

На доске написана скороговорка:

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

Прочитайте скороговорку

Медленно, четко выделяя каждый звук

Быстрее, но четко

Еще быстрее

А сейчас вы прочитаете эту скороговорку с разной интонацией:

Какой усердный ученик! (Восторженно) Какой неаккуратный ученик! (С осуждением)

Сообщение темы и целей урока

Ребята! Как вы думаете, сколько в русском языке слов? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос".

Сегодня мы узнаем, что “хранятся" слова в словарях, которые:

помогают правильно писать;

говорят об истории их создания;

расширяют кругозор пытливого читателя;

приобщают к культуре народа.

Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”.

Чтение темы с переменой логического ударения

Прочитайте тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова.

Внимательно слушайте вопросы!

Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари.

Какие помощники словари? - Незаменимые помощники - словари.

Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари.

Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила:

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Статья о каждом слове написана в научном стиле.

Цель статьи - сообщить точную информацию о слове.

Письменная работа учащихся - минутка чистописания

Запись в рабочих тетрадях даты проведения урока.

Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания.

На доске: …

Найдите закономерности написания каждой группы символов и продолжите работу до конца строчки.

Ученики выполняют этот вид письменной работы.

Вхождение в тему урока

Неспроста буква “т” повторяется несколько раз. А сегодня мы познакомимся со словом, которое также начинается с буквы “т” - это слово “ТОЛЕРАНТНОСТЬ". Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.

Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала: “Какого роду племени: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ? ”

Работа со словарем иностранных слов

Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов:

“Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев".

Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.

Запишите в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Стихопауза с комментариями

Как вы считаете, кто такой настоящий друг?

Читаю стихотворение Андрея Дементьева “Друг познается в удаче".

Друг познается в удаче Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче, Если удача твоя Друга не радует, значит, Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде.

Две последние строки записаны на доске.

Как вы понимаете эти строки?

Запишите их в тетрадь, выполните морфологический разбор слова "познается".

Продолжение работы со словарем иностранных слов

Работа со словом “МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства).

А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей?

А как мы можем поддержать таких людей?

Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой.

Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ" (с французского - лестные, приятные слова).

Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент".

Игровая пауза

Предлагаю ребятам встать в круг. Даю первому ученику сердечко и говорю комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.

Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь:

Следуйте хорошему примеру - Продляйте добрым словом жизнь людей.

Учитель: А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.

Работа со словарем антонимов

Второй ученик - помощник учителя выступает в роли словаря антонимов:

“Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо? ”, “Еще рано или уже поздно?". В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”.

Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала: “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ - ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ."

Игровая пауза

 - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Магнит". А что вы знаете о магните?

Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает.

Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов?

Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие и слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона" - хорошие слова, а “Правая сторона" - антонимы словам из левой половинки. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

На доске записаны следующие слова:

л. нивый, люб. т, грубо, жадный, ласково, ненавид. т,

труд. любивый, щедрый.

Подведение итогов урока

Мы познакомились только с двумя словарями. Но существуют и другие, не менее нужные и интересные словари.

Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса:

“Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!"

Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята?

И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.

Спасибо за активное участие и работу на уроке!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты