Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития

а) Подготовительный этап.

В приложении №1 содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из 4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеек, 10x15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

б) Диагностический этап.

После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги (10x15 см) и карандаш или ручку. Инструкция испытуемому: "Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом "Внимание". После того, как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать". Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги.

Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:

приблизительные размеры фигуры;

наклон фигуры;

количество линий и количество их пересечений.

Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек. * количество показов карточки.

Оценка результатов:

Если ребенок правильно запомнил предлагаемую фигуру менее, чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память средней продуктивности. В тех случаях, когда время запоминания более 30 секунд, природная память имеет продуктивность ниже среднего.

Результаты методики приведены в диаграмме № 1.


низкий урівень, средний уровень, высокий уровень


Выводы:

В классе, отсутствуют дети у которых, природная память имеет продуктивность высокого уровня. Средний уровень наблюдается у 65% детей. И, наконец, низкий уровень присутствует у 35% детей. Таким образом, мы установили, что в классе преобладает средний уровень продуктивности природной памяти.

2. Методика "Диагностика культурной памяти"

а) Подготовительный этап.

Для того, чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти вашего ребенка, необходимо вырезать 30 картинок, которые находятся в приложении № 2.

Перечень необходимых картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетки, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.

б) Диагностический этап.

После того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком. Далее испытуемого надо ввести в курс дела с помощью следующей инструкции: "Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову подобрать картинку, которая тебе поможет это слово запомнить".

Перечень (15 слов): дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результата. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку (по одной) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.

Оценка результатов:

Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошей культурной памяти младшего школьника. Если количество правильно названных слов 9-11 - продуктивность культурной памяти средняя. Если же ребенок назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.

Результаты методики приведены в диаграмме №2


1 - низкий урівень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень


Выводы:

В классе, дети у которых, культурную память имеет продуктивность высокого уровня, составляют 15%. Средний уровень наблюдается у 55% детей. И, наконец, низкий уровень присутствует у 30% детей. Таким образом, мы установили, что в классе преобладает средний уровень продуктивности природной памяти.

3. Методика "Кто лучше помнит?"

Цель: установить уровень развития слуховой и зрительной механической памяти.

Ход эксперимента:

При слуховом предъявлении чисел.

Учитель говорит: "Я сейчас назову 12 двухзначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все запомненные числа в любом порядке".

Затем учитель читает в течении примерно 30 сек. Ряд чисел с короткими паузами.

При зрительном предъявлении ряд из 12 двухзначных чисел должен быть написан на плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени (чем старше класс, тем время должно быть меньше, но не менее 30 сек), а затем убирается и учащиеся по памяти записывают все числа.

Обработка полученных данных:

Подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не меньше 7, а при зрительном - не меньше 9, то уровень развития механической памяти хороший. Можно также сравнивать индивидуальные результаты со средним значением для класса.

Результаты проведенной методики были отражены в таблице №2


Таблица №2 "Развитие слуховой и зрительной механической памяти"

Критерии развития слуховой и зрительной механической памяти.

Название видов механической памяти

Слуховая память

Зрительная память

меньше 7

66%


меньше 9


73%

больше 7

34%


больше 9


27%


Выводы:

Основная масса класса имеют низкий уровень развития механической памяти. Актуальна работа по развитию слуховой и зрительной механической памяти.

4. Методика: "Смысловые пары"

Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти.

Ход эксперимента:

Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги.

Обработка полученных данных:

Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словестно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6 то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворенно.

Результаты методики приведены в диаграмме № 3.


13% - высокий уровень развития смысловой памяти

40% - средний уровень развития смысловой памяти

47% - низкий уровень развития смысловой памяти


Выводы:

Анализируя полученные данные, отметим, что в классе преобладают дети, с низким уровнем развития смысловой памяти, они составляют - 47%. Дети со средним уровнем развития - 40% и учащиеся с высоким уровнем составляют только 13%. Актуальна работа по развитию смысловой памяти.

5. Методика: "Проверка механической памяти"

Цель: установить уровень развития механической памяти.

Ход эксперимента:

Задание 1: Прочитать ребенку пары слов:

зеркало - лампа муха - стол

ведро - диван змея - улица

лопата - ветер ложка - смех

игла - забор книга - стена

пол - вечер мяч - рыба

После этого назвать первые слова пар, а ребенок - вторые, которые запомнил. Будет считаться хорошим уровнем если половина пар запомнится.

Задание 2: Чтение ребёнку цепочки слов (по одной), а затем просьба его повторить цепочку, как он запомнил:

дом - стол - арбуз - кошка - миска

озеро - мак - заяц - карандаш - рис

лодка - цветы - двор - книга - ужин

поле - конь - утка - стул - грабли

ящик - снег - суп - роза - апельсин

Допускается 2-3 ошибки.

Выводы:

В классе наблюдается преобладание среднего уровня механической памяти - 48%. А у остальных (27%) - низкий уровень развития, (25) - высокий уровень развития. Результаты отражены в диаграмме № 4.



6. Методика "Проверка зрительной памяти"

Цель: установить уровень развития зрительной памяти.

Ход эксперимента:

Задание 1: Запомни рисунки

Нужно показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых. Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.


Задание 2: 10 предметов


Ребёнок смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать, какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.


Выводы:

Анализируя полученные данные, отметим, что в классе преобладают дети, которые имея трудности справляются с заданиями (56%), дети с высоким уровнем развития зрительной памяти (14%) и дети с низким уровнем (30%). Актуальна работа по развитию зрительной памяти. Результаты отражены в диаграмме № 5.



7. Методика "Проверка слуховой памяти"

Цель: установить уровень развития слуховой памяти.

Ход эксперимента:

Задание 1: 10 слов

Нужно прочитать ребёнку список из 10 слов: стул, дверь, кот, груша, ведро, ветер, книга, мама, костёр, шапка. Ребёнку нужно повторить слова в любом порядке. Нормальным считается результат, при котором ребёнок повторяет 5-6 слов.

Задание 2: 10 словосочетаний

Читается ребёнку список из 10 словосочетаний:

дверь скрипи снег валит

роза цветёт вода течёт

муха летит дом стоит

рыба плывёт трава растёт

солдат стреляет учитель учит

Нужно попросить ребенка повторить, что запомнилось. В норме правильно воспроизведёнными окажутся 5-6 словосочетаний.

При проведении этих заданий можно оценить не только кратковременную слуховую память, но и долговременную. Для этого нужно назвать ребёнку те слова или словосочетания, которые он не повторил, это проделывается до 5 раз. К пятому повторению ребёнок, как правило, называет все 10 слов или словосочетаний. Вернуться к проверке можно через час - ребёнка вспомнить слова или словосочетания, но самим их не называть. Хорошей будет долговременная память у того ребёнка, который запомнил и назвал 7-8 слов или словосочетаний.

Выводы:

Основная масса класса имеют низкий уровень развития слуховой памяти (68%). Высокий уровень у 5% детей, средний уровень развития слуховой памяти - 27%. Актуальна работа по развитию слуховой памяти.

Результаты проведенной методики отражены в диаграмме №6


Выводы по констатирующему эксперименту:

Исходя из данных таблицы № 1 "Критериально-параметральные показатели уровня развития памяти у младших школьников с ЗПР" отметим, что в классе преобладает III уровень (ниже среднего) - развития в совокупности всей памяти. Работа по развитию памяти детей с ЗПР является актуальной.

Результаты отражены в диаграмме № 7.


27% - средний, 4% - высокий, 69% -низкий


2.2 Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с ЗПР


Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель: определить комплекс работы по развитию памяти младших школьников с ЗПР.

Нами был разработан системно - программный комплекс, включающий в себя 2 основных направления: пропедевтическая работа, установление взаимосвязи школы и семьи. Комплекс направлен на развитие памяти младших школьников с ЗПР.

Данный комплекс представлен в таблице № 3.


Таблица №3. "Системно - программный комплекс развития памяти младших школьников с ЗПР"

Направления работы

Этапы урока

Способы быстрого запоминания

ассоциирование

воображение

Запоминание порядка элементов

Способы связных ассоциаций

Стихотворн. текст в качестве опорных списков

Учебные занятия

Урок №1 Русский язык

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

Цель:

1. Развивать зрительную память, мышление, словарный запас.

Этап урока: Повторение изученного.



"О единственном и множественном числе"



Урок №2 Математика

Тема: Задачи на все случаи одновременного движения.

Цель:

1. Развивать словесную память, вычислительные навыки, расширять кругозор

Этап урока: Оргмомент


"Человечки"




Урок №3 Русский язык

Тема: Значение и грамматические признаки глагола.

Цель:

1. Развивать зрительную память, орфографическую зоркость, увеличивать словарный запас однокоренными словами

Этап урока: Знакомство с новой темой.






"Буквы заблудились"

Урок №4 Русский язык

Тема: Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Цель:

1. Развивать внимание, словесную память, мышление.

Этап урока:





"Разрезные предложения"


Урок №5 Русский язык

Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

Цель:

1. Развивать память, мышление, обогащать речь учащихся пословицами и поговорками.

Этап урока: Закрепление новой темы.




"От слова к рассказу"



Урок №6 Русский язык

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Цель:

1. Развивать мышление, внимание, память, речь, расширять и активизировать словарный запас;

Этап урока: Тренировочные упражнения.




"Женский и мужской род"



Урок №7 Русский язык.

Тема: Незаменимые помощники - словари.

Цели:

1. Развитие умений пользоваться словарями; развитие памяти.

Этап урока:

"Имена обитателей НЛО"

"От слова к рассказу"

"Мужской и женский род"


"Пословицы"

"Игры со стихами"

Урок №8 Русский язык.

Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий урок).

Цели:

1. Развивать память, орфографическую зоркость, письменную речь;

Этап урока:

"Каждое слово что-то обозначает"

"Игра в лова"

"Игра в слова на разные буквы"


"Загадки-отгадки"






Урок № 1: Русский язык Конспект №1

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

Цели:

Повторить ранее пройденный материал о значении глаголов в предложении, речи, закрепить навык раздельного написания частицы не с глаголами, повторить неопределенную форму глагола;

Развивать память, мышление, словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к книге, интерес к изучению глаголов.

Оборудование: текст стихотворения на индивидуальных карточках, памятки по работе с книгой (частица "не" в скобках), учебник, опорные слова.


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, посадка детей. Сегодня нам предстоит серьезная работа, поэтому настроение должно быть бодрым, самочувствие хорошим. А для этого мы проведем небольшую разминку. Поставьте руки на парту. Аккуратно возьмите мочки своих ушей и слегка помните их. (Далее провожу гимнастку для ушных раковин).

А сейчас поморгайте. Закройте глаза. Сильно зажмурьтесь. Расслабьте глаза. Еще раз зажмурьтесь. Расслабьтесь.

Молодцы! Я думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями.

Введение в новый раздел


Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня мы начнем новый раздел об уже известной вам части речи. Однажды этой части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

1) Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

2) Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3) Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята

На "пятерку" знали.

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

О какой части речи мы будем говорить? (о глаголе)

Повторение изученного

Что обозначает глагол? (на доске появляются опорные слова)

На какие вопросы отвечает? (на доске появляются вопросы)

Чем является в предложении? (на доске появляется слово "сказуемое")

Как я вижу, вы многое уже знаете о глаголах. А известно ли вам, почему данная часть речи так называется?

Откройте учебники на странице 53. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Почему именно эта часть речи получила название глагол?

(выполняют задание)

У вас на партах находятся стихотворения. Найдите и подчеркните все глаголы в данном стихотворении самостоятельно.

Гриша, прочитай те глаголы, которые ты подчеркнул. Остальные проверяют.

Назовите одним глаголом все, что делала девочка. (трудилась, работала)

Какую роль в этом стихотворении выполняют глаголы в этом стихотворении? (они обозначают действия девочки; как девочка работала)

Немного отвлечемся. Вот такое задание 1: Я буду называть вам слово в единственном числе, а вы должен сказать его во множественном.

Кот-коты

Плот-

Беда-

Мука-

Крот-

Грот-

Дуга-

Рука-

Еда-

Слива-

Грива-

Диво-

Задание 2: Вспомните слова в единственном числе, которые я называла.

Упражнение 232. Прочитайте задание про себя. Валя, прочитай стихотворение вслух.

Слова каких частей речи помогают поэту нарисовать картину летнего утра? (прилагательные и глаголы)

Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте? (Они употреблены в переносном значении и характеризуют предметы как живые существа. Это изобразительно-выразительное средство языка называется олицетворением)

В тетрадь мы запишем только первое четверостишье. Но писать мы будем по памяти.

…, прочитай его вслух. Кто-нибудь из вас знает, что такое затон? (затон - это длинный непроточный залив реки)

Прочитайте это четверостишье несколько раз про себя. Постарайтесь его запомнить.

Закройте учебники.

…, попробуй рассказать его по опорным словам: (они находятся на доске)

Задремали …

Брезжит …

Спрашиваю еще 1 ученика

А сейчас я уберу опорные слова.

…, расскажи четверостишье ещё раз.

Каждый расскажет сам себе.

Запишите четверостишье в тетрадь, а Люба запишет его с обратной стороны доски.

Найдите грамматическую основу в первом предложении. Составьте схему.

Найдите грамматическую основу во втором предложении. Составьте схему.

Какими грамматическими членами предложения являются глаголы?

Оцениваю работу Любы.

Славно поработали!

…, прочитайте памятку по работе с книгой. О чем в ней говориться? Почему нужно беречь книги?

Какую особенность вы в ней заметили? (много глаголов с частицей не)

Какую роль играют глаголы с частицей не? (отрицательную)

Как мы пишем глаголы с частицей не? (раздельно)

…, запишет первые два предложения на доске, комментируя свои действия. Остальные работают в тетрадях.

Выполняют

Образуйте неопределенную форму от глагола "не забудь".

Как мы образуем неопределенную форму глагола? (зададим вопрос: что делать?)

На какие вопросы могут отвечать глаголы в неопределенной форме? (что делать? Что сделать?). Приведите примеры.

На какие суффиксы могут оканчиваться? (ть, ти, чь). Приведите примеры. (рисовать, нести, стричь)

Физкультминутка

…, назовёт глагол в неопределенной форме, а остальные выполняют это действие. Например, хлопать.


Сейчас я буду называть существительные. Образуйте от него глагол в неопределенной форме.

Коса, игра, обед, рисунок, бег.

Упражнение 234 по заданию в учебнике.

Словарная работа

Обратите внимание на слова в рамочке.

Запишите в тетрадь слово концерт, обозначьте орфограмму. Подберите к нему однокоренные слова устно.

Составьте предложение со словом концерт в П. п. Самое лучшее записываем и составляем к нему схему

Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние - состояние крайней безнадежности, ощущение бызвыходности)

Составьте предложение с прямой речью, с этим словом, составьте схему.

Итог урока

Почему часть речи, которую мы сегодня начали повторять, назвали глаголом?

Какова роль глагола в предложении?

Как пишутся глаголы с частицей не?

Расскажите, что вы знаете о неопределенной форме глагола.

Молодцы! Вы отлично поработали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты