Социальные стереотипы поведения современной молодежи

2.                 В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.

3.                  Молодость – это определенный возрастной этап в жизни каждого человека, когда формируется личность, социальное поведение, самоопределение и самореализация индивида.

4.                 Молодежная культура обусловлена социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, и идеалами данной общности. Она намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.

5.                 В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.

6. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.

7. Наибольшее воздействие на формирование социальных стереотипов поведения молодежи отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения.

8. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.

В ходе работы мы изучили молодежь как особую социальную группу. Мы провели ряд методик, позволяющих выявить социальные стереотипы и их влияние на поведение данной социальной группы.

При проведении профориентационной анкеты было выяснено, что большей популярностью в среде молодежи пользуется гуманитарная область знаний. Это было подтверждено в дальнейшем ходе нашего исследования, которое показало, что наиболее предпочтительными профессиями для данной социальной группы оказались гуманитарные профессии. Мы также узнали, что на профессиональный выбор наибольшее влияние оказывают личный интерес к профессии, обусловленный высоким престижем и материальной выгодой.

С помощью методики репертуарных решеток Дж. Келли мы смогли выявить стереотипы восприятия, т. е. представление старшеклассников о различных профессиях и причины предпочтения той или иной профессии. По результатам "Опросника Дж. Холланда", направленного на диагностику основной профессиональной направленности личности, мы выявили основные профессиональные типы личности, и, проведя соответствующую математическую процедуру, смогли определить зависимость социальных стереотипов восприятия профессиональных стереотипов на профессиональные предпочтения старших школьников. И с помощью составленной мною социологической анкеты среди учащихся 10-11 классов были выявлены некоторые факторы, также влияющие на социальное поведение.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. По результатам ранжирования выявлено, что самые отчетливые различия в восприятии группы молодежи взрослых людей наблюдаются в профессиях, характеризуемых с точки зрения таких понятий как «карьерист», «лидер», «деловой человек», которые у старшеклассников, в отличие от взрослых, характеризуют идеал. Такими профессиями оказались профессии «менеджера», «программиста», «журналиста», «юриста». Это подтверждает наличие стереотипа молодежи об этих профессиях как о наиболее привлекательных и общественно идеализируемых.

2. По методике Дж. Холланда мы выяснили, что преобладающими профессиональными типами личности у старшеклассников оказывается предприимчивый, артистический и социальный типы.

3. Методом ранговой корреляции было установлено, что показатели в оценке школьниками профессий по методике «Репертуарных решеток», соответствуют показателям соответствующего профессионального типа. Это позволяет нам сделать вывод о том, что сформированные стереотипы молодежи влияют на определенное поведение, в данном случае, на профессиональный выбор.

В результате мы все же достигли цели своего исследования и смогли доказать гипотезу о влиянии социальных стереотипов молодежи на их поведение, а именно на профессиональный выбор.

Итак, как мы выяснили, тема нашего исследования достаточно актуальна. Жизненные ценности и стереотипы сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. Любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. В данной работе мы постарались отобразить социальные стереотипы поведения,

а также мировоззрение современной молодежи, факторы и особенности их формирования.

Представляя собой основу будущего общества, молодежь заслуживает к себе самого непосредственного внимания. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи.

Данная работа, возможно, будет представлять интерес для людей, работающих в сфере образования и системе профориентации молодежи. Выводы исследовательской работы могут представлять интерес для научных и социальных работников, работников сферы образования и культуры, занимающихся изучением молодежных субкультур. Материалы могут быть использованы в процессе преподавания различных курсов для студентов, обучающихся по психологическим и социологическим специальностям.

Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения и стереотипов поведения молодежи и процессов с ними связанных, необходимы в современной динамичной, нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.







Глоссарий

 №

 п/п


Понятие


Содержание

 1

2

3

1





Социальный стереотип

схематизированное, эмоционально окрашенное, связанное с социальными ценностями, и чрезвычайно устойчивое представление какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемое на всех ее представителей.

2

Социальный стереотип (У. Липпман)

упорядоченные, схематичные, детерминирован- ные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

3

Социальный стереотип (Т. Шибутани)

популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей.

4

Социальный стереотип (Р.Таджури)

склонность воспринимающего субъекта легко и быстро относить воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории.

5

Социальный стереотип (И. С. Кон)

предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений.

6





 1

Установка (Узнадзе)

2

целостное динамическое состояние субъекта, обусловливающееся двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

3

7

Психоаналитический подход к изучению социальных

стереотипов

изучает сущность стереотипа, констатируя ее псевдорациональность: стереотип является рационализацией, позволяющей снять неопределенность ситуации или заместить объект.

8

Необихевиористский подход к изучению социальных стереотипов

выделяет ведущую теорию «козла отпущения», апеллирующую к классическим положениям необихевиоризма, рассматривая образование стереотипа в качестве закономерной реакции индивидов на стимул внешней среды, каковым, по мнению авторов, выступает агрессия.

9

Когнитивный подход к изучению социальных стереотипов

рассматривает стереотип как личностное психологическое образование, объясняя социальное поведение при помощи познавательных процессов, характерных для человека.

10

Генерализация

обобщение ряда однородных явлений на основе редуцирования специфичных характеристик каждого из них.

11

Категоризация

психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п.

12

Схематизация

нахождение в опыте соответствующей схемы, представляющие собой индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях.

13

Каузальная атрибуция

интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

14

Когнитивная функция стереотипа (Г. Тэжфел)

на индивидуальном уровне - селекция социальной информации, схематизация, упрощение.

15





 1

Ценностно-защитная функция стереотипа

(Г. Тэжфел)

2

на индивидуальном уровне - создание и поддержание положительного «Я- образа.



3

16

Идеологизирующая функция стереотипа (Г. Тэжфел)

на групповом уровне - формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы.

17

Идентифицирующая функция стереотипа (Г. Тэжфел)

на групповом уровне - создание и поддержание положительного группового «Мы-образа».

18

Молодежь (В. Т. Лисовский)

поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

19

Молодежь (И. С. Кон)

социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.



Библиографический список


1.   Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / 2. В.С. Агеев // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. 95 с.

2.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2004. 246 с.

3.   Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС,1999. 324 с.

4.   Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В. Бабаева. - Воронеж, 2000. 232 с.

5.   Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П.,  Лукман Т. – М., 1997.157 с.

6.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986. 147 с.

7.   Бойко В.В. / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. - Самара, 2001. 322 с.

8.   Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол. 1988. № 1.С. 83.

9.   Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.

10.   Дмитриев А.С. «Число зверя»: к происхождению социологического проекта «Авторитарная личность» // Социс. 1993. №3, с. 70.

11.   Дружинин В.М. Психология семьи. – М., 1996. 125 с.

12.   Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: академический Проект, 2003. 106 с.

13.   Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации

школьников, М.: Педагогика, 2007. 145 с.

14.   Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.

15.   Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 2001. 124 с.

16.   Кон И.С. “Социология молодежи” В кн.: “Краткий словарь по социологии” - М., 1988г. С. 164.

17.   Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды / И.С. Кон. – М. – Воронеж, 1999. 156 с.

18.   Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. 68 с.

19.   Майерс Д. Социальная психология/Майерс Д.–СПб.: Питер, 2001.302 с.

20.   Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001. 98 с.

21.   Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 2002. №1.45 с.

22.   Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. Т.16. 1995, №2; Московичи С. Век толп. М.: Наука, - 1997. 35 с.

23.   Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 2006. 176 с.

24.   Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М: Прогресс, 1996, с. 292.

25.   Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993. с. 35.

26.   Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы соц. Психологии/Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.

27.   Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1998. 85 с.

28.   Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против" -СПб.: Питер, 1999. 112 с.

29.   Смелзер Н. Социология. М., 1994. с.67.

30.   Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю. А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М., 1998. 268 с.

31.   Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./П.А.Сорокин. - М., 1998. 5 с.

32.   Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. С.712.

33.   Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. / Стефаненко Т.Г. - М., 2000. 258 с.

34.   Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Т.Г. Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987. 149 с.

35.   Столяренко. Ростов н/Д. «Феникс», 1999. – 576 с.

36.   Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999. 87 с.

37.   Федоришин Б.А. Психологические методические основы профориентационной работы с учащимися. – Киев. 2006.165 с.

38.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 461 с.

39.   Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991, с. 78.

40.   Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993. 97 с.

41.   Шибутани Т. Социальная психология /Т. Шибутани. – М., 1989.—534 с.

42.   Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П.Н. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность / Шнейдер Л.Б. – М., 2000. 111 с.

43.   Шихирев П.Н. ук. соч., с. 170.

44.   Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность / Шнейдер Л.Б. – М., 2000. 115 с.

45.   Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности / Ядов В. А. – Л., 1996. 234 с.

46.   Ядов В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологической науке // Философские науки. 1996, №5, с. 54.

47.   Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1998, 325с.

50.  Stroebe W., Insko C.A. op. cit., p. 3.

Приложение А

Бланк профориентационной анкеты


1. Вы определились с планами на будущее после школы?

а) Да, я полностью определился;

б) Нет, еще не определился

2. Считаете ли Вы школьный опыт достаточным для построения будующей карьеры?

а) Да, считаю;

б) Успешная учеба в школе не имеет гарантий успеха в будущем;

в) Я сам строю свою карьеру

3. Как вы относитесь к карьере?

а) Мечта сделать карьеру;

б) Уверен в своих силах;

в) Сомневаюсь в своих силах

4. Какая область знаний Вас интересует больше всего?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты