Социальные стереотипы поведения современной молодежи

Необходимо отметить, что четкого выделения в социальной сфере как особых социальных типов «интеллигента» и «бюрократа» нет в выборке взрослых, в отличие от старшеклассников, выделивших «интеллигента» наряду с «бюрократом», фиксируя тем самым их особые социальные позиции. Это свидетельствует о том, что именно молодежь оказалась наиболее чувствительной к одному из ключевых противоречий нашей сегодняшней социальной жизни — противостоянию бюрократии и интеллигенции.

Интересно, что стереотип «работяга» у группы молодежи оказывается семантически близким к «романтику». По-видимому, за подобным семантическим сближением этих стереотипов стоит целый комплекс воспринятых старшеклассниками искажений нашей общественной жизни, когда «работяга» воспринимается как человек, оторвавшийся от социальных реалий. Сочетание данных понятий оказывается высокозначимым в отношении таких профессий как писатель, учитель, инженер, агроном. Так же близкими по смыслу понятиями оказываются «работяга», «зависимый», которые в большей степени были отнесены к профессиям учителя, программиста, служащего.

Также обнаружены некоторые сходства двух социальных групп с соотнесением понятия «интеллигент» с такими профессиями как врач, учитель дипломат, ученый, менеджер. Правда у выборки взрослых, в отличие от старшеклассников, оно было отнесено еще к агроному и инженеру, которые были идентифицированы взрослыми с собой и отнесены к общественному идеалу, что подтверждает значимость для данной возрастной группы именно интеллигенции, как общественно положительной характеристики.

Интересно сопоставление размещения профессиональных стереотипов по особенностям идентификации. Школьники, соотнося себя с теми или иными профессиональными стереотипами, проецируют в будущее свои социальные устремления и надежды. При этом наиболее личностно привлекательным для них выступает главным образом «юрист» и «менеджер», что отнесено к высокозначимым понятиям. Сюда же можно отнести понятия «Я», отмеченные старшеклассниками на втором месте по значимости в отношении таких профессий как «программист», «журналист», «актер» и «ученый». Противоположную позицию в отношении самоидентификации занимают «продавец» и «слесарь», не имеющие, с точки зрения старшеклассников, социальных перспектив. Взрослые в большей степени идентифицируют себя с теми или иными профессиональными стереотипами, исходя из реальной ситуации, с «инженером», «агрономом», «служащим». Иными словами, у старшеклассников профессиональная идентификация носит перспективно-идеальный, а у взрослых — реальный характер.

   Результаты анализа показали существенные различия между школьниками и взрослыми в дифференциации профессиональной сферы.

Для подсчета ранговой корреляции мы располагаем двумя групповыми иерархиями признаков. Мы проранжировали среднегрупповые значения, полученные в 2-х группах испытуе­мых по определенному, одинаковому для двух групп, набору признаков. В нашем случае, это понятия, т.е. стереотипы по каждой профессии.

По результатам ранжирования, описанным выше, мы видим, что самые отчетливые различия в восприятии профессий двух групп наблюдаются в профессиях, характеризуемых с точки зрения таких понятий как «карьерист», «лидер», «деловой человек», которые, как мы уже отметили, у старшеклассников, в отличие от взрослых, характеризуют идеал. Рассмотрим на примере профессии «журналист» насколько значимы эти различия. В таблице 3 представлены расчеты d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена при со­поставлении упорядоченных перечней социальных стереотипов в выборках старшеклассников и взрослых.


Таблица 3

Расчет D2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена на примере профессии «журналист».



  Стереотипы

Ранг в выборке молодежи

Ранг в выборке взрослых


 D


 D2

Средние значения

Ранг

Средние значения

Ранг



1

Карьерист

4.61

17

4.6

18

-1

5

5

-5

-1

-5

-7

0

0

-7

1

5

-4

7

-5

10

-9

11

1

25

25

25

1

25

49

0

0

49

1

25

16

49

25

100

81

121

2

Интеллигент

2.96

11

1.16

6

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


16

17

18

Работяга

Прожигатель жизни

Бюрократ

Мошенник

Зависимый

Неуверенный в себе

Лидер

Циник

Романтик

Деловой  

Диктатор 

Идеал общества  

Презираемый человек

Мой идеал  

Антипатичен мне  

Я

 4.15

0.55

2.51

2.26

2.92

0.34

3.69

2.57

1.88

16

2

8

7

10

1

15

9

4

3.04

1.18

2.33

3.12

4.27

0.03

4.16

4.2

0.3

3.49

2.99

1.13

2.19

0.7

3.53

0.18

11

7

9

12

17

1

15

16

3

13

10

5

8

4

14

2

4.69

2.15

3.07

1

3.35

2.07

3.3

18

6

12

3

14

5

13

Суммы

    171  

  171

-1

 667














 Сформулируем гипотезы:

Hо: Корреляция между упорядоченными перечнями социальных стереотипов в выборках молодежи и лиц зрелого возраста не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между упорядоченными перечнями социальных стереотипов в выборках молодежи с лиц зрелого возраста статистически значимо отли­чается от нуля.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитываем по формуле:  , где где d - разность между рангами по двум переменным для каж­дой выборке; N - количество ранжируемых значений, в данном случае ко­личество профессиональных стереотипов, их 18.

Рассчитаем эмпирическое значение Rs: Rs = 1-  6х667  = 0.31

18х(182-1)


Полученное эмпирическое значение rs близко к 0. И все же определим критические значения rs при N=18 по таблице 4:

rsкр=0,47 (p ≤ 0,05);

rsкр=0,6 (p ≤ 0,01); Rsэмп < Rsкр

Ответ: Но принимается. Корреляция между упорядоченными перечнями социальных стереотипов в выборках молодежи и лиц зрелого возраста не достигает уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличает­ся от нуля.


Таблица 4

Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов

Связь достоверна, если Rsэмп>Rs0/05, и тем более досьоверна, если Rsэмп>Rs0.01


Таким образом, рассчитывая коэффициент ранговой корреляции Спирмена по каждой профессии, оказалось, что корреляция не достигает статистической значимости между стереотипами молодежи и взрослых в наибольшей степени по отношению к профессиям «менеджера», «программиста», «журналиста», «юриста», «инженера». Это подтверждает наличие стереотипа молодежи об этих профессиях как о наиболее привлекательных.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что сфера профессиональной ориентации вскрывает характерные особенности самоопределения в юношеском возрасте, моделируя структуры сознания, обусловливающие особенности идеализации и социальной идентификации личности в этом возрасте. Данное обстоятельство принципиально важно учитывать при организации работы по профессиональной ориентации. Здесь крайне важно не только вскрыть психологические характеристики, необходимые для данной деятельности, но и показать тот образ и стиль жизни, те социальные типы с их ценностными установками, которые стоят за той или иной профессией. Это тем более необходимо, поскольку, как показывает наше исследование, за каждой профессией юноши видят тот или иной социально ценностный контекст.

Следующая методика - методика «Профессиональной напрвленности Дж. Холланда», была проведена с целью определения профессиональной направленности группы молодежи, а именно учащихся 10-11-ых классов. С ее помощью мы определили доминирующие профессиональные типы (Диаграмма 6).



Диаграмма 6 Средние показатели по методике Дж. Холланда

Как видно из диаграммы доминирующим профессиональным типом среди опрошенных является предприимчивый тип. К нему относятся 10 человек в 10-ом и 11-ом классе. Согласно характеристикам данного типа эти ученики энергичны, импульсивны, часто агрессивны, любят приключения. Предпочитают руководящие роли, значительно выражена потребность в признании.

Количество молодых людей, принадлежащих к артистическому типу – шесть человек. Им присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений. В отношениях они опираются на эмоции, воображение, интуицию. Предпочитают задачи творческого характера.

Число подростков социального типа составляет четыре человека. Как правило, они ориентированы на контакт с окружающей средой, нуждаются в социальных контактах. Данные подростки общительны, стремятся поучать и воспитывать. Развиты вербальные способности.

Подростков конвенциального типа – три человека. Они предпочитают четко структурированную деятельность. Хорошие подчиненные, практичны, подходят к проблеме стереотипно, конкретно. Эти подростки ригидны, зависимы. Развиты математические способности.

Реалистический тип набрал наименьшее количество баллов. К нему отнесся один человек в классах. Этот тип обладает эмоциональной стабильностью, ориентированностью на настоящее. Предпочитают занятия, требующие моторных навыков, ловкости, конкретности.

И, наконец, к исследовательскому типу отнеслось всего два человека. Как правило, эти люди ориентированы на труд, рациональны, независимы, оригинальны. Любят решать задачи, требующие абстрактного мышления.

С помощью методики Дж. Холланда мы не только определили доминирующий профессиональный тип, но и связали их выявленными социальными стереотипами. Мы соотнесли профессиональные типы личности Дж. Холланда и профессии, идентифицированные старшеклассниками с собой («Я») по методике «Репертуарные решетки» (Таблица 5).

Таблица 5

Классификация профессиональных типов и профессий


Профессиональный тип (по Холланду)

       

       Профессии

 «Я»

(баллы)

Предприимчивый

Журналист, юрист, менеджер, дипломат.

 10.29

Артистический

Актер, писатель.

 6.02

Социальный

Учитель, психолог, врач, продавец, милиционер.

 4.77

Конвенциальный

Служащий, военнослужащий.

 2.74

Исследовательский

Программист, ученый.

 2.68

Реалистичный

Инженер, агроном, слесарь.

 0.84


Для того, чтобы доказать связь между стереотипами и профессиональным выбором, мы также воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Сопоставим суммированные средние значения молодежи по методике профессионального типа личности Дж. Холланда и соответствующие профессии с самыми высокими показателями, характеризующие степень их идентификации профессий с собой. Получается корреляция между двумя признаками (Таблица 6).


Таблица 6

Показатели значений профессионального типа и степени идентификации соответствующих профессий с собой у старшеклассников.

(N=6)

Профессиональный

тип

   «Я»

    

 D    D2


  Профессии

Средние значения

Ранг

Средние значения

Ранг  

1

Актер

8.69

10.26

7.57

6.53

4.5

3.34

5

6

4

3

2

1

3.64

3.57

2.42

2.39

 1.72

0.75

6

5

4

3

2

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

2

Юрист

3

Врач

4

Служащий

5

Программист

6

Инженер

   сумма


  21


 21

  1

  1

По формуле  рассчитываем эмпирическое значение


Rs: 1-  6х1 = 0.97

6х(36-1)


Определим критические значения Rs при N=6 по таблице 4:

Rsкр = 0,85 (p ≤ 0,05);

Rsкр – не существует (p≤0,01); Rsэмп > Rsкр. Следовательно, корреляция между показателями профессиональных типов личности и степени идентификации соответствующих профессий с собой у молодежи статистически значимо отли­чается от нуля.

Как мы видим, коэффициент ранговой корреляции Rs равен единице, что говорит об абсолютном несовпадении между рангами суммарных средних показателей по двум переменным.

Таким образом, мы выявили наличие социальных стереотипов в восприятии современной молодежью характеристик, присущих определенным видам деятельности. Выяснили, какими профессиональными типами личности обладает большинство молодых людей на ранних этапах профессионального самоопределения. Доказали связь между предпочтительными профессиями и социальными стереотипами. Оказывается, предприимчивому типу, которым обладает большинство опрошенных, соответствуют самые высокие показатели в оценке наиболее привлекательных для старшеклассников профессий данного профессионального типа.

Данные профориентационной анкеты также подтверждают наличие определенных стереотипов, которыми руководствуются старшие школьники в выборе дальнейшего жизненного пути.

Подводя итог нашему исследованию, можно утверждать, что проведенный анализ данных доказывает гипотезу о том, что социальные стереотипы молодежи оказывают влияние на их поведение. В нашем случае профессиональные стереотипы восприятия влияют на профессиональный выбор современной молодежи.

Заключение


Как мы выяснили, в ходе проведения исследования, под стереотипами понимаются обобщенные, шаблонные, эмоционально насыщенные, связанные с социальными ценностями и мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах, которые усваиваются индивидом в процессе социальных взаимодействий.

Стереотипы — это некая запрограммированная составляющая жизни подавляющего большинства индивидов. То, от чего сложно (а некоторым — и невозможно) избавиться. Можно предположить, что стереотипы в какой-то мере помогают жить, позволяя проходить отдельные моменты этой самой жизни — как бы «автоматом». Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей.

В соответствии с задачами нашего исследования, мы познакомились с различными теоретическими подходами, имеющимися в психологической литературе по данной проблематике, и структурировали информацию, выделив, на наш взгляд, основные закономерности формирования социальных стереотипов.

Мы рассмотрели молодежь как специфическую социально-демографическую группу в структуре общества, выделяемую на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.).

Исследовали и описали основные формы стереотипного поведения у современной молодежи и факторов, влияющих на их формирование;

В результате нашего исследования мы пришли к ряду выводов:

1.                 Образование стереотипов происходит не только в результате действия индивидуальных когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности, но и под воздействием многих социальных процессов. К таким, как мы выяснили, относятся взаимодействие и взаимное влияние людей, выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воспитании, идеологическом воздействии средств массовой информации, а также культурной среды и политической ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты