Приложение 3
Методика «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений» (Сакса-Сиднея)
Тест
Отношение к прошлому
1. Когда я был(а) ребенком...
2. Когда-то я...
3. Если бы снова стать ребенком...
4. Моим самым живым воспоминанием детства является...
Отношение к будущему
1. Будущее кажется мне...
2. Надеюсь на...
3. Наступит тот день, когда...
4. Когда я буду старым (ой)...
Жизненные цели
1. Я всегда хотел(а)...
2. Я мог(ла) бы стать счастливым(ой), если бы...
3. Моим скрытым стремлениям в жизни...
4. Больше всего я хотел(а) бы в жизни...
Исследование конфликтности подростков
Отношение к отцу
1. Думаю, что мой отец редко...
2. Если бы мой отец только захотел...
3. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец...
4. Думаю, что мой отец...
Отношение к матери
1. Моя мать...
2. Моя мать и я...
3. Считаю, что большинство матерей...
4. Я люблю свою мать, но...
Отношение к друзьям и знакомым
1. Думаю, что настоящий друг...
2. Не люблю людей, которые...
3. Больше всего люблю людей, которые...
4. Когда меня нет, мои друзья...
Отношение к семье
1. По сравнению с большинством других семей моя семья...
2. Моя семья обращается со мной...
3. Большинство известных мне семей...
4. Когда я был(а) ребенком, моя семья...
Отношение к мужчинам (женщинам)
1. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
2. Считаю, что большинство девушек (юношей)...
3. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
4. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...
Отношение к половой жизни
1. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
2. Супружеская жизнь мне кажется...
3. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
4. Моя половая жизнь...
Отношение к школе и учителям
1. Наш директор школы...
2. В школе мои учителя...
3. Когда ко мне приближается мой классный руководитель...
4. Люди, превосходство которых над собой я признаю...
Отношение к подчиненным
1. Если бы я занимал (а) руководящий пост...
2. Если кто-нибудь работает над моим руководством...
3. Мои одноклассники...
4. Когда я даю другим поручение...
Отношение к товарищам и одноклассникам
1. Лучше всего мне работается...
2. Люди, с которыми я учусь...
3. Люблю работать с людьми, которые...
4. Люди, которые учатся или работают со мной...
Страхи и опасения
1. Знаю, что глупо, но боюсь...
2. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
3. Хотелось перестать бояться...
4. Мои опасения не раз заставляли меня...
Сознание вины
1. Сделал(а) бы все, чтобы забыть...
2. Моей самой большой ошибкой было...
3. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(ой), если...
4. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...
Отношение к себе
1. Если все против меня, то...
2. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы...
3. Моя небольшая слабость заключается в том...
4. Когда мне начинает не везти, я...
Протокол к методике Сакса-Сиднея
Ф.И. Опрашиваемого |
Характеристика отношений подростков |
|
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
||||
Юрий П. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
||||
ДарьяБ. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|||
Ирина И. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|||
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
||||
ДарьяК. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|||
АнастасияИ. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|||
Евгения П. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|||
ЯрославЛ. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|||
АртемК. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
АлександрШ. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|||
|
пр. |
буд. |
ж.ц. |
от. |
м. |
дру. |
с. |
м/ж |
пол.ж |
ш.у. |
п. |
т.о. |
о. |
в. |
я. |
|||
|
8 |
4 |
11 |
3 |
11 |
9 |
4 |
4 |
4 |
9 |
8 |
4 |
4 |
13 |
4 |
|||
Приложение 4
Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся
- забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;
- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;
- организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;
- обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;
- организация общения учащихся как особого вида их деятельности, формирование культуры общения;
- использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;
- создание необходимых финансово-материальных условий для включения каждого учащегося во внеучебную деятельность с учетом его интересов, возраста, пола, необходимости оказания педагогической поддержки.
Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:
- отношение педагогов к данной проблеме, осознание ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое…);
- включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;
- особенности деятельности классного руководителя (организатор, диагност, координатор…);
- вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса на основе единства учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности учащихся.
Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:
- позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, пассивная, нейтральная, отрицательная…);
- включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;
- учащиеся - организаторы свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для их удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);
- наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;
- межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности…);
Семья и организация свободного времени учащихся:
- формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;
- включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;
- создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств в совместном чтении, посещении музеев, театров и так далее;·культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях…).
Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:
- организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;
- включение учащихся в деятельность учреждений дополнительного образования, особенно по видам творчества, организация которых затруднена в школе; - взаимодействие в организации массовых мероприятий;
- взаимодействие организаторов работы с детьми и внешкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности; - координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка…). [17;168]
Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:
1 этап – организационный (сентябрь-октябрь):
· выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся;
· создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);
· определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений;·анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).
2 этап - непосредственная организация внеучебной деятельности учащихся (ноябрь-апрель).
3 этап- подведение итогов (май):·творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);·соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).[5;83]
Таким образом, в ходе изучения опыта работы с «неформалами» других людей (Мудрик, Думов), можно четко обозначить линию поведения и работы с неформальными молодежными объединениями.
В зависимости от вида и характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления социально-педагогической работы:
· с одной стороны это агитация молодежи, если движение просоциально;
· с другой стороны – это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом;
третье направление- переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8