Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся

Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп направлена на создание и реализацию материальных благ для себя, своей группы или других групп. В последние годы данное направление активно развивается, преобладают группы кооперативно-предпринимательской направленности.

Группы социальной самодеятельности. Деятельность этих групп направлена на решение конкретных социальных проблем. В настоящее время наиболее известны экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей), экокультурные группы (защита культурной среды), этнокультурные группы (возрождение или сохранение культурно-исторического наследия риз личных этнических общностей; в числе подобных групп возможны и экстремистски настроенные, например «Память» и др.), группы интернационалистов (акции героико-патриотического интернационального характера), группы взаимной поддержки (образуются лицами, испытавшими сходные адаптационные сложности), группы «Милосердия» (добровольная помощь людям, м ней нуждающимся) и т.п.

Группы политической самодеятельности. Деятельность такт групп направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с их идеями. Выделяю группы в защиту и поддержку социально-экономических реформ, альтернативные политические движения, правозащитное движение, движение политического самообразования.

Знание этих и подобных типологий, основных признаков принадлежности к той или иной группе, ведущих направлений само реализации и возможных проявлений асоциального и криминального поведения дает возможность социальному педагогу в ситуациях диагностики конкретной группы максимально точно провести идентификацию, спрогнозировать возможные следствия членства в данной группе для несовершеннолетнего. Существует, по крайней мере, два способа возникновения асоциальных групп: они складываются на основе объединения несовершеннолетних, социализация и личностное развитие которых нарушены рядом объективных и субъективных причин, или в недрах социально полезных групп в результате накопившихся де формаций в социальных отношениях и общении.

Зарождение асоциальных групп происходит по следующей схеме:

·                   деформации в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;

·                   нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;

·                   перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений; постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива);

·                   появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, которые выражаются в аморальных и взглядах, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации; наличие за пределами социально полезных групп асоциальных отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности. Очень часто, не видя поддержки и понимания дома, у близких людей, подростки бегут в неформалы. Это своего рода протест против взрослых: «Я не хочу жить так, как вы!». Отсюда бунтарство. Именно поэтому нам нужно знать о молодежных неформальных группировках. Знать, чтобы определить «группу риска» и сразу же начать работать с такими учащимися.

Как правило, в условиях школы параллельно существует несколько типов дружеских сообществ учеников: достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра (один популярный в классе ученик или сплоченная диада из 2 популярных учеников), Особенность такой компании - ее члены предпочитают свою связь с центром, в то же время связи между собой носят не дружеский, а приятельский характер; группы, в которых привлекательно не общение с лидером, а общение между собой, то есть с группой в целом;· новички, аутсайдеры и ученики, друзья которых переменили место учебы. Это либо устойчивые диады, либо “осколочные” группы, которые образуются только потому, что с другими одноклассниками дружба не завязывается.

В любой ситуации определенная часть учащихся оказывается как бы оттесненной на периферию группы. Эти школьники, обладающие в классе низким социальным статусом, не могут ни влиять на своих соучеников, ни полноценно участвовать в жизни класса. Такой подросток начинает поиск других сообществ, членство в которых позволило бы ему компенсировать свои личностные неудачи в ученической группе, при этом значимость класса для него падает. Одновременно резко снижается для такого подростка интерес к общению с еще недавно значимыми взрослыми, причем этот процесс происходит очень быстро. Исследования показывают, что благополучные школьники-подростки в 3 раза чаще, чем низкостатусные члены класса, используют мнение взрослых (в первую очередь родителей и учителей) в качестве определенного ориентира при оценки морально-этической стороны своих поступков. Это означает, что нормы и ценности новой референтной группы не просто не совпадают с общепринятыми нормами и ценностями, но и напрямую противоречат им. Возникает так называемый подростковый “кодекс чести”, опирающийся на представление о главенстве групповых норм над общечеловеческими и о второстепенности моральных принципов по сравнению с принципами приятельства. В раннем юношеском возрасте начинается подчеркнутое внимание к личности другого (в отличие от групп подросткового возраста, когда оценка соучеников дается по минимальной, порой поверхностной информации, по первому впечатлению, которое дальше додумывается до цельного образа - эффект ореола). Вторым фактором изменения внутригрупповой ситуации в старших классах является естественное перекомплектование на рубеже 9 и 10 годов обучения. [29;32]

Существует мнение, что оптимальна ситуация, когда сохраняется костяк класса, а вновь формируемые классы имеют плохой прогноз по учебной успешности. В то же время исследования показывают, что в действительности это не так, а в учебном плане может возникнуть и обратная ситуация. Кроме того, сохранение состава класса на рубеже 9 - 10 года обучения может привести к задержке, как личностного развития отдельных членов класса, так и класса как группы в целом. Сохранять имеет смысл только тот класс, который достиг уровня коллектива; в подавляющем большинстве общеобразовательных средних школ это не так. Самая плохая ситуация - когда в классе происходит обновление не более чем на 25% при сохранении старого классного руководителя. В этом случае старожилы самоутверждаются за счет низкостатусных новичков. В то же время, если изменено не менее 75% класса, в течение всего 10 класса интенсивно идут группообразовательные процессы; прежние лидеры вынуждены доказывать свои позиции, в то же время новички, даже низкостатусные в прежнем классе, имеют возможность проявить себя в полной мере и даже занять лидирующее положение. Отметим, что такая ситуация, конечно, трудна для педагога, но полезна для учеников.

Еще одна особенность неформальной структуры в старших классах это переход от однополых к разнополым компаниям и диадам, появление объединений по профессиональным намерениям или актуальным интересам. В подростковом возрасте именно межличностные отношения во многом определяют выбор будущей профессии. В старших классах наблюдается обратная ситуация, причем неформальные объединения учащихся по профессиональным интересам, как было экспериментально показано, по уровню социально-психологического развития превосходят класс в целом.[3;61]

 

1.2 Методы исследования малых неформальных групп


Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз.

Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить их вдоль социометрации. В результате «проявится» состав одной группы, потом второй, третьей и т.д. Границей группы является обрыв цепочки взаимных выборов.

К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.д.

Диагностика подростковых и юношеских групп имеет целью определение направленности группы, ее состава, структуры взаимоотношений и подчинения, уточнение комплекса установок и ориентации.

К диагностируемым количественным показателям относят: возрастной и численный состав группы; социальный и половой состав; длительность ее существования, частоту и продолжительность встреч членов; места встреч; криминогенную зараженность членов; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за групповую деятельность.

К диагностируемым качественным показателям относят:

·                   подготовленность к совместной деятельности, которая выражается в ее эффективности и результативности;

·                   характер, цели, мотивы и направленность деятельности;

·                   уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутригрупповую структуру; типы общения и отношений;

·                   групповые интересы, потребности и способы их удовлетворения, нормы и ценности; способы воздействия на группу. Процедура диагностики в данном случае может осуществляться психологом по ходатайству социального педагога.

К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного измерения.

В деятельности социального педагога используется паспортизация подростковых и юношеских групп. Паспорт неформальной подростковой группы заполняется в результате анализа бесед с членами подростковых групп, сопоставления информации, полученной от разных подростков, после чего проводится как взаимодополнение, так и исключение ложной информации (см. приложение). Возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, что исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделяется среди членов неформальной группы. Следуя опыту деятельности ПДН, систематизация паспортов подростковых и юношеских групп может проводиться не только по критерию направленности, но и по их территориальной принадлежности, месту проживания (обучения) лидера.

В программу диагностики группы включается комплекс методик, предназначенных для изучения личностных особенностей лидера (лидеров) данной группы. Лидер зачастую определяет направленность группы, ее открытость внешним контактам, возможность переориентации, коррекции установок и деятельности группы. Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живет и действует та или иная группа. Внимание концентрируется на уточнении места и роли группы в структуре того или иного коллектива, общества в целом. В рамках проведения диагностических процедур необходимо особо выделить методы прогнозирования поведения группы. Цель прогнозирования - выявить возможные позитивные моменты в работе с той или иной группой. Логика рассуждения выстраивается по следующим позициям: как изменяются интересы и потребности группы, каковы устойчивость группы и ее будущность.

Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живёт и действует та или иная группа. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой).

Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. [30;56]

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать требованиям надежности и валидности. Итак, тест - стандартизованное испытание, "прибор", измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать классный руководитель. Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов - проективным методикам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных.


Вывод к главе 1


Итак, неформальная группа, прежде всего, поддерживает психологический комфорт и некие групповые ценности, устанавливающие социально-психологический тип группы, ее психологические особенности. Основными причинами возникновения неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, колледже, институте или формальных общественных организациях, отсутствие согласованности или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. По характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно структурировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие особняком от важных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).

Деятельность социального педагога с неформальными молодежными объединениями должна быть направлена на развитие просоциальных групп в образовательном учреждении.


Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении

 

2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении


Психологическое исследование было проведено в школе №1, в 10 классе. Целью настоящего исследования было выявление структуры малых неформальных групп в классе и их межличностных взаимоотношений.

Для выявления структуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Эти методики позволили определить лидеров класса, т.е. тех учеников, которые занимают благоприятное положение в коллективе.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- изучение литературы отечественных и западных авторов по проблемам лидерства;

- выявление малых неформальных групп учащихся посредством методов наблюдения и проведения социометрии.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) (Дж. Морено);

- исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (Сакса-Сиднея);

- Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина;

- анкетирование классного руководителя подростков и их родителей для выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений нами была использована методика “Социометрия” Дж. Морено. Методика проводилась в десятом классе, численностью тринадцать человек. Ученикам заранее раздавалось по два листка, зачитывалась инструкция, и задавались два вопроса: на первом листке: кого из класса Вы пригласили бы на день рождения? На втором листке: кого из класса Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? Была выявлена симпатия и антипатия в группе, а также сплочённость - разобщённость группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты