Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

учебные группы в вузе характеризуются однород­ностью возрастного состава, слиянием в единый процесс обучения и воспитания, сравнительно высокой степенью самоуправления, интенсивностью общения, наличием до­статочно четкой регламентации отношений и наличием функциональной зависимости членов группы, определя­емых системой субординационных отношений; структура межличностных отношений в учебных груп­пах вуза характеризуется неравномерностью количест­венного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий; в учебных группах вуза их формальные структуры определяют состав подгрупп с внешним статусом.

Последний отличительный признак, как это отмечено выше, является наиболее характерным для большинства малых групп. Он обусловливает долговременное воз­действие на группу внешнего статуса. Сам внешний статус определяет назначение группы, профессионально-ква­лификационное распределение позиций индивидов в со­ответствии с назначением группы. Кроме этого, он по отношению к межличностному общению является чисто внешним периодически долговременным управля­ющим воздействием и регламентирует функциональные и правовые отношения индивида с системой, в которой функционирует группа.

Подход к определению механизмов социально-психо­логического управления группой с внешним статусом представляется важным уже из-за перечня субъектив­ных, отражающих сознание признаков, заложенных как в саму группу, так и во внешний статус. Это связано с тем, что, во-первых, в аксиоматику науки об изучении психологических характеристик личности и коллективов заложена несовместимость внешнего статуса и межлич­ностного общения, что и делает группу внутренне конф­ликтной по определению [4], Во-вторых, профессиональ­но-квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личностной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и лич­ностными признаками индивидов. Это приводит к струк­турированию группы с внешним статусом по признакам отношения к нормам внешнего статуса.

Социологическая неоднородность и неоднозначность ориентации структурных единиц в группах с внешним статусом вызывают неоднозначный отклик на внешнее воздействие, определенный на широком спектре отноше­ний и мотивировок. Указанные особенности сильно ус­ложняют процессы управления группами в вузе.

Методологической основой формирования подхода, по­зволяющего хорошо ориентироваться в многообразии ме­ханизмов регуляции социального поведения и деятель­ности индивида, является принцип соотношения внешнего и внутреннего в детерминации его поведения. Психологический аспект принципа детерминизма раскрыт С. А. Рубинштейном [38]. Специфическая формулировка действия этого принципа в психологии такова: внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами фор­мируются в результате внешних воздействий. Таким об­разом, через реализацию соотношения внешнего и внутреннего психическое вводится в механизм социальной детерминации процессов, регуляции деятельности групп. В связи с этим основная линия социально-психологичес­ких исследований в области руководства малыми груп­пами заключается в раскрытии внутренних условий, опосредующих психический эффект внешних воздейст­вий субъектов социальной деятельности, внутренние за­кономерности и механизмы психической деятельности индивидов. Раскрытие процесса перехода внешней де­терминации во внутреннюю побудительную мотива­цию — именно в этом состоит суть анализа психических и социально-психологических механизмов управления социальной деятельностью малых групп.

В состав внутренних условий включается широкий спектр явлений, определяющих текущее состояние субъ­ектов в деятельности. Это индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, потребности, диспозиции отдельных членов групп, их чувства и способности, сие темы их навыков, знаний, умений и привычек, в которыу отражен индивидуальный опыт каждого члена группы.

Несмотря на то, что для значительного числа групп с высшим статусом характерна преимущественно совмест­но-индивидуальная деятельность, она оказывает влияние на характер межличностных отношений, причем степень этого влияния возрастает по мере развития группы.

Такой подход к пониманию внутренних условий уп­равления социальной деятельностью взаимодействующих друг с другом индивидов делает возможным и необходи­мым рассматривать процессы управления не только как внешнее стимулирование психических явлений, отдель­ных актов поведения индивидов, но и как влияние на целостную личность, целостный коллектив, опосредуемое их социально-психологической структурой. В этом слу­чае активное включение членов группы в проблемную ситуацию в рамках некоторой системы предполагает ана­лиз ситуации, выделение в ней тех условий, которые должны быть соотнесены с требованиями, и задачами, выходящими за пределы этой ситуации. При этом, из­меняя ситуацию, преобразуя существующие условия, ин­дивид изменяется сам. Таким образом, в малой группе в процессе деятельности реализуется система всеобщей связи и зависимости между объектами и субъектами деятельности. Объективные отношения обстоятельств, проявляющиеся в процессе деятельности, раскрываются и преломляются через внутренние закономерности функ­ционирования системы и развития субъекта деятельнос­ти, через систему его субъективных отношений.

Движущей внутренней силой человеческого поведения является мотивация личности. Формирование мотивов социального поведения осуществляется преимущественно сознанием, являющимся ее ядром.

В своей основной части мотивация как многомерное психологическое образование «строится» личностью с помощью рефлексивных процессов. Личность вырабаты­вает отношение к возникающим у нее побуждениям, импульсам, влечениям, соотносит их со своими возмож­ностями, с идущими извне требованиями и собственными представлениями о должном характере поведения, с ве­роятностью успеха мотивационного действия.

Таким об­разом, процесс формирования мотивационной структуры деятельности членов группы обучающегося необходимо рассматривать как многоэтапный, полимодальный про­цесс, интегрирующий в себе параметры желательности, необходимости и возможности реализации действий и долженствования. Только при достаточно высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров обес­печиваются непреодолимость стремлений, положитель­ное отношение к деятельности и успешность решения задач деятельности.

Отмеченные особенности формирования системы мотивационных факторов в деятельности индивидов услож­няют процессы диагностики и использования в руковод­стве группами мотивации деятельности их членов как важнейшего механизма социально-психологического ру­ководства малыми группами. Сложность использования данного механизма руководства заключается также в том, что при организации стимулирующих воздействий необходимо учитывать полимодальность мотивации: важно подкреплять модальность необходимости и до­лженствования, раскрывать перспективы совершенствования личности, способствовать поднятию уровня ее са­мооценки и актуализировать ее социальный потенциал. Решение этих вопросов с учетом особенностей организации образовательного процесса не отражено в литературе и на наш взгляд может рассматриваться как предмет дальнейших ис­следований.

Искусство создания мотивирующих воздействий со­стоит в том, чтобы актуализировать реальные резервы личности, не выходя за объективные пределы ее воз­можностей. Формирование мотивационной структуры ин­дивидов в ходе совместной деятельности возможно пос­редством поддержания и развития полезных навыков, стереотипов поведения, что требует целенаправленного воздействия на их сознание и связанную с ним эмоцио­нально-волевую сферу деятельности субъектов и объектов деятельности, изменения и формирования наиболее ус­тойчивых психических механизмов регуляции поведения ценностных ориентации и установок.

Специфика формирования ценностных ориентации членов малых групп с внешним статусом характеризуется тем, что они проходят определенный период социализа­ции, усваивая новые социальные свойства и качества. Этот процесс является процессом динамического фор­мирования личности посредством деятельности. Общая структурная схема механизмов регуляции ценностных ориентации в свете современных представлений может быть представлена в виде трех уровней в зависимости от степеней включения личности в групповую деятель­ность [6,13].

Первый — уровень предметной деятельности индиви­да. На этом уровне для регуляции социальной деятель­ности групп могут быть использованы предметные си­туации.

Второй уровень определяет условия группового обще­ния индивида. Начиная с этого уровня, структура дис­позиции механизмов регуляции ценностных ориентации содержит три основных компонента: эмоциональный (оценочный, определяющий личный статус, положение индивида в иерархии межличностных отношений), ког­нитивный (рассудочный) и собственно поведенческий.

Третий (высший) уровень механизмов регуляции цен­ностных ориентации образует система ценностных ори­ентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

В работах [6, 13] подчеркивается наличие за­висимости системы ценностных ориентации индивида от социальных условий жизни. В результате если выделить в системе ценностных ориентации личности ядро субъективных отношений к общим социальным условиям ее жизнедеятельности, то это ядро будет определять жиз­ненную позицию личности, баланс направленности её интересов.

В этих условиях формы и методы, активизирующие активное творческое начало индивидов в группе, обес­печивают стимуляцию поиска членами группы личнос­тного смысла. Тем самым обеспечивается регуляция ценностных ориентации индивидов на верхнем уровне диспозиционной иерархии личностей членов групп.

Активное применение мотивационно-регуляционных механизмов регуляции деятельности индивидов в груп­пах в настоящее время сдерживается из-за отсутствия системных исследований глубинных механизмов формирования личности в процессе деятельности [39]. Кроме того, в настоящее время отсутствует общая методология динамичной организации деятельности индивидов в за­висимости от условий их совместного функционирова­ния, на основании которой могла бы быть разработана стратегия воспитания в процессе деятельности самосто­ятельно мыслящих людей.

Такая постановка проблемы социально-психологичес­кого обеспечения руководства малыми группами отра­жает принципы рассмотренной выше концепции со­циального детерминизма, а также вытекающие из нее общие положения теории управления состояниями ма­лых групп. В частности, обращаясь к упомянутому выше принципу соотношения внешнего и внутреннего в детер­минации социальной деятельности групп, необходимо отметить, что с точки зрения общей теории управления важнейшим принципом динамичного существования внешних и внутренних детерминант социального управ­ления является принцип необходимого разнообразия [4, 10]. Согласно этому принципу успешно справиться с раз­нообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает доста­точным разнообразием. Закон необходимого разнообра­зия в данном случае служит одновременно законом необходимого объема и качества знаний о социально-пси­хологических механизмах регуляции поведения личности и коллектива, а также законом необходимого объема и качества внешних и внутренних средств реализации этих знаний в практике управления малыми группами.

В качестве внешних средств управления состоянием групп выступают имеющиеся в распоряжении руково­дителей объективные социологические факторы управ­ления, адекватные состоянию формируемых и управля­емых ими социально-психологических механизмов со­знательной саморегуляции поведения социально активного объекта, т. е. малой группы.

Таким образом, специфика подхода к характеристике факторов социальной детерминации групповой деятель­ности индивидов заключается в том, что социальные факторы рассматриваются как исходные, определяющие поведение индивида в группе, но не исключительные составляющие его жизнедеятельности и его общностей. В процессе деятельности осуществляется постоянная связь индивида с другими элементами системы, управ­ления, например, с внешним миром, и отдельный человек выступает как активная сторона взаимодействия.

Научное понимание реальных взаимоотношений ин­дивида с объективной действительностью предполагает также раскрытие социально-психологических закономер­ностей и механизмов, детерминирующих влияние соци­альных факторов на деятельность отдельных индивидов и групп в целом. В качестве механизмов регуляции социальной дея­тельности малых групп рассматриваются диспозици-онные формы межличностных отношений в них, ком­понентами которых являются ценностные ориентации индивидов на участие в социальной деятельности, удо­влетворенность индивидов результатами социальной де­ятельности в коллективе, субъективные оценки социаль­ной деятельности групп.  Как мы знаем, управление социальными процессами в малых груп­пах по своему содержанию включает следующие функ­ции: сбор и обработку диагностической информации о состоянии социальной зрелости коллектива; планирова­ние его социального развития; организацию выполнения этого плана; оперативный учет и контроль исполнения посредством сбора информации о результатах управлен­ческих воздействий.

Таким образом, система социально-психологического обеспечения руководства малыми группами в различных сферах их деятельности должна содержать (рис. 4) подсистему сбора и обработки информации, подсистемы социально-психологического обеспечения профессиональ­ного отбора кандидатов, комплектования групп, адапта­ции членов групп к специфическим условиям деятель­ности, формирования морально-психологических характеристик индивидов и групп в целом, формирования устойчивой профессиональной ориентации членов групп, предупреждения конфликтов, расстановки, воспитания и аттестации членов групп, образующих ее формальную структуру, подсистему оценки эффективности применения сформированных психолого-педагогических воздействий. В свою очередь каждая подсистема социально-психологи­ческого обеспечения состоит из двух подсистем: подсистемы диагностики, оценивающей соответствующие соци­ально-психологичес-кие характеристики индивидов и групп, и подсистемы выработки рекомендаций по фор­мированию управляющего социально-психологического воздействия на коллектив. В целом проблема социально-психологического обеспе­чения руководства малыми группами может быть рассмот­рена как проблема гармонизации непрерывного процесса разрешения неантагонистических противоречий между со­стоянием социально-психологической зрелости коллекти­ва, личности в коллективе, с одной стороны, и социаль­но-психологической эффективностью методов внешнего уп­равления социальной деятельностью группы, с другой стороны. Понятие «социально-психологическая зрелость» коллектива может быть раскрыто исходя из меры выра­женности в состоянии социальных элементов коллектива (личностей и их внутриколлективных микрообщностей) и его общественных отношений социальной сущности целей и задач деятельности. Достаточно содержательно состояние социальной и социально-психологической зрелости лич­ности и коллектива описывает широко применяющееся в современной социальной психологии понятие «социализация личности и коллектива» [8, 34, 35], количественными выражениями которого являются соответственно оценки социальных потенциалов отдельных личностей и групп в целом.

Рис. 4. Структура системы социально-психологического обеспечения СПО руководства малыми группами

Данный подход кажется обоснованным и близким к поставленной исследовательской задаче, поскольку она не отрицает хорошо зарекомендовавших себя критериев эффективности организации деятельности малых групп, оценивающих продуктивную сторону этого процесса, а дополняет их, раскрывая содержание процесса деятель­ности с точки зрения освоения коллективами своей об­щественной сущности [11, 12, 20].

Исходя из этих посылок, под социализацией малых групп в деятельности будем понимать такой процесс смены состояний их социально-психологических форм, когда внешнее общественное становится внутренним, со­циально-психологическим атрибутом социальной целос­тности коллектива.

Социальный потенциал коллектива, таким образом, может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно —  процесса содержа­тельного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью.

Принимая положение о том, что руководство малыми группами связано с влиянием на их социальный потен­циал, основными целями руководства ими в процессе деятельности являются: развитие психологического и социального потенциала отдельных индивидов и групп в целом; обеспечение социально-психологических условий для реализации этого потенциала в деятельности с целью повышения продуктивности деятельности, повышения удовлетворенности членов группы совместным трудом и принадлежностью к группе (производственной бригаде, отделению, учебной группе, курсу, вузу и т. д.).

Принимая положение о том, что функция руководства (в отличие от других функций управления, например, планирования, организации) связана с воздействием на личность и коллектив в процессе их функциональной деятельности, попытаемся дать более четкое определение целей и содержания этой функции. Исходя из анализа задач управления основными целями реализации функ­ции руководства являются следующие (см. рис. 3): развитие психологического и социального потенциала индивида и коллектива в целом;

обеспечение социально-психологических условий для реализации этого потенциала в процессе функциональной деятельности группы с целью повышения ее продуктив­ности, удовлетворенности членов коллектива результатами деятельности и принадлежностью к коллективу (производственной бригаде, воинскому подразделению, учебной группе, курсу и т. д.).

Практическое значение указанных факторов для уп­равления производственными, учебными и другими кол­лективами установлено в процессе прикладного исследо­вания основных социально-психологических особенностей малых групп с различными уровнями их развития.

Нами проведено анкетирование (форма анкеты и методы обработки по Багрецову С.А., 1999, см приложение 1) [10] 118 студентов 1-2 курсов 5 групп ВФ СыктГУ. Результаты данных исследований представлены в табл. 1. Как видно, процесс возрастания уровня удов­летворенности индивидов своим участием в конкретных сферах социальной деятельности группы обусловлен ме­рой взаимосвязанности двух пар рассматриваемых мно­жеств. С одной стороны, «ценностные ориентации — субъективные оценки», а с другой «субъективные оцен­ки — удовлетворенность деятельностью в группе». Этот факт находит свое отражение в выполненных в работе оценках особенностей рефлексивно-перцептивного отра­жения членов контактных групп с различными потенциалами их функционального и социально-психологи­ческого развития.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные критерии эффективной реализации функции руководства малыми группами. Эти критерии формули­руются следующим образом:

а)  уровень развития психологического и социального потенциала группы и отдельных личностей, входящих в ее состав;

б)  степень удовлетворенности деятельностью группы и принадлежностью к коллективу каждого члена группы.

Таблица 1.

Система классификации учебных групп с различным социальным потенциалом

Социально -психологичес­кие характеристики

Тип группы

с высоким потенциалом

с низким потенциалом

Опосредованность харак­тера межличностных от­ношений

Деятельностью (преобладание эмо­ционально-де-ловых отношений)

Эмоциональными отношениями

Степень совпадения офи­циаль-ной и неофициаль­ной структур

высокая ≥ 0,68

низкая ≤ 0,3

 

Уровень ценностно-ориентаци-онного единства (ЦОЕ)

ЦОЕ ≥ 0,76

ЦОЕ ≤ 0,4

Уровень благополучия во взаимоотношениях (УБВ)

УБВ =55%

УБВ = 57%

Коэффициент взаимности (KB)

KB = 56%

KB = 59%

 

Список литературы


1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-пси­хологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 с

2 Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М., 1989. — 30 с.

3. . Айвазян С. А., Бухштабер В. М. и др. Прикладная статис­тика. Классификация и снижение размерности. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 608 с.

4. Аллахвердова О. В., Доценко А. Н., Степанова И. И. Комплекс методов групповой психодиагностики для комплектования малых групп / Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремаль­ных условиях. М.: ИП АН СССР, 1989. — С. 101-118.

5. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построения системы социально-психологического знания // Вестник Моск. ун-та. Сер. «Психология.» — 1986. — № 4.

6. Аумала О. Интеллектуальное управление с использованием многомерного анализа сигналов / Материалы школы по проблемам создания интеллектуальных средств измерений. — М.: ЦП ВНТО приборостроителей им. С. И. Вавилова, 1989.

7. Багрецов С. А. Автоматизированная подсистема выявления типа преобладающего отношения обучаемых к членам коллектива / Вторая научно-техническая конференция училища. — Пуш­кин: ПВУРЭ ПВО, 1991. С. 95-96.

8. Багрецов С. А. Вопросы компьютеризации учебно-воспита­тельного процесса: Тематический научно-технический сборник. — СПб.: ПВУРЭ ПВО, 1992. — 146 с.

9. Багрецов С. А. Методика определения неофициального лидера в коллективе / Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Часть 9. — Минск: МВИЗРУ, 1986. С. 107-113.

10. Багрецов С. А Методологические проблемы организации, проведения  и  обработки  психолого-педагогического эксперимен­та. — Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1990. 201 с.

11. Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А М. Интен­сификация учебно-воспитательного процесса в вузе. — Л.: ВАС, 1990. — 212 с.

12. Батурина Т. И. К вопросу о сущности критериев эффек­тивности обучения. — М.: Педагогика, 1973. — 95 с.

13. Бибрих Е. Е. Исследование видов целеобразования. — Ки­шинев: Штиинца, 1987. — 129 с.

14. Венда В. Ф., Тапаев В. П., Санников А. И. Информационное взаимодействие операторов при групповом решении задач / Теория и эксперимент в анализе труда операторов. — М.: Наука, 1983. — C.  77-95.

15. Гайдар К. М. Самостоятельная деятельность студентов: некоторые основы самоорганизации. — Воронеж: ВГПН, 1994. — 20 с.

16. Гирфанов А.  С. Основы  применения  активных  методов обучения: Методическое пособие. — Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1989. 32 с.

17. Голубева И. В. Социально-психологическая направленность личности  как фактор, определяющий особенности поведения / Личность и группа: Сборник статей / Отв. ред. Б. О. Парыгин. — Л., 1971.

18. Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. — Л.: Наука, 1982. — 270 с.

19. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: МГУ, 1979. — 128 с.

20. Житницкий М. И. Эффективность процесса обучения в высшей школе / Под ред. А. В. Косова. — Л.: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1985. 115 с.

21. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров: ЭННОМ, 1991. — 95 с.

22. Журавлев А. Л., Фролова Н. П. Управленческое взаимодей­ствие в бригадах с разным типом совместной деятельности // Социально-психологические проблемы бригадной формы органи­зации труда. — М.: ИП АН СССР, 1987. — 157 с.

23. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности ру­ководителя и эффективность руководства коллективом // Психо­логический журнал. — 1983. № 1. — С. 57-67.

24. Журавлев А Л. Социально-психологические проблемы уп­равления / Прикладные проблемы социальной психологии: Сбор­ник статей. — М.: Наука, 1983. — С. 173-189.

25. Зинченко В. П., Мукинов В. М. Основы эргономики. — М.: МГУ, 1980. — 348 с.

26. Иванова Т.А., Иванов В.В. Групповая динамика, вызванная внешним воздействием. — М.: РХТУ. — 1993. — Деп. в ИНИОН, № 35233 — 16 с.

27. Иванова Т.А., Иванов В.В. Конструктивность и деструктивность групповой динамики, вызванной внешним воздействи­ем. — Красноярск: Полиграф-мет. — 1991. — 48 с.

28. Иванова Т.А., Иванов В.В. Социальные признаки успеха группового воспитания специалиста в вузе. — Новомос­ковск: НФ МХТН. 1991. — 80 с.

29. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: БГУ, 1996. — 212 с.

30. Кричевский Е.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991. — 203 с.

31. Межличностное восприятие в группе / В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Ю.М. Жуков и др.; Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: 1981. — 294 с.

32. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффек­тивности работы коллектива. — М.: Наука, 1982. — 212 с.

33. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. — Киев: Наукова думка, 1975. — 136 с.

34. Парыгин Б.О. Основы социально-психологической тео­рии. — М.: Мысль, 1971. — 351 с.

35. Парыгин Б.О. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.

36. Природа и основные характеристики научного знания // В журн.: Вестник общественных наук АН Арм. ССЕ. — 1984. — № 11.

37. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / А. В. Барабанщиков и др. — М.: Воениздат, 1989. — 365 с.

38. Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. — М.: Наука, 1957. 226 с.

39. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплек­тования малых групп с учетом совместимости и срабатываемости / Социально-психологи-ческие методы практической работы в кол­лективе: диагностика и воздействие. — М: ИП АН СССР, 1990. — С. 46-58.

40. Тягушов А.Ф., Федотова А.П. Социологическая служба. — Л.: Лениздат, 1985. — 143 с.

41. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллек­тива / Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975. — 184 с.

42. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980. — 215 с.

43. Шепанъский Я. Элементарные понятия социологии — М.: Наука, 1969. — 234 с.

44. Шибанов Г.П. Психология межличностных отношений в группе. – М.: АСТ, 2004. – 240 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета и результаты экспертного опроса по оценкам основных составляющих социальных потенциалов малых групп

Анкета для изучения социальных потенциалов учебных групп

С целью проведения исследования социальных потенциалов учеб­ных групп просим Вас заполнить следующую анкету:

1.  Воинское звание _____________________________

2.  Ф.И.О. _____________________________________

3.  Должность __________________________________

4.  Подразделение (напр.: 2-й к,, 1-й фак.) _______

5.  Заполните табл., руководствуясь следующим:

если на Вашем курсе нет учебных групп с каким-либо из указанных номеров, то вычеркните столбцы с номерами этих групп;

при ответе на пункты «а»-«д» используйте 5-балльную систему оценок:

1   балл  — данного  свойства не  может быть в рассматриваемой группе;

2  балла — данное свойство отсутствует;

3  балла — данное свойство присутствует;

4  балла — данное свойство сильно;

5  баллов — данное свойство ярко выражено;

при ответе на пункт «е» разбейте все группы Вашего курса по местам в соответствии с Вашим собственным представлением о группах (которое вполне может и не совпадать с результатами, полученными при подведении итогов);

при ответе на пункт «ж» укажите, насколько Вы уверены в оценке, данной Вами той или иной группе курса. Для оценки используйте числа, находящиеся в интервале от 0 до 1:

0  — Вы абсолютно не знаете группу; 0,5 — Вы знаете группу средне;

1  — Вы очень хорошо знаете группу.

Так, например, Вы хорошо знаете 1-ю и 2-ю группы курса и плохо 3-ю группу. В этом случае (напротив пункта «ж») в 1-м и 2-м столбцах Вы вполне можете поставить 0,9 или 1, а в 3-м столбце — 0,1 или 0,2


Табл.

Вопросы для оценки основных характеристик соци­альных потенциалов учебных коллективов

Номер группы на курсе


1

2

3

4

5

а) Способность к самоорганизации

Оцените, пожалуйста, уровень способности кол­лектива учебной группы поддерживать дисцип­лину, рабочую обстановку на учебных занятиях, самоподготовке силами общественного мнения (без вмешательства должностных лиц);

б) Профессиональная компетентность

Укажите средний балл за группу на данный мо­мент (по итогам семестра, сессии);






в) Мотивация деятельности

Оцените, пожалуйста, насколько едины студенты данной учебной группы в стремлении достиг­нуть высоких результатов в учебной и профессио­нальной деятельности;

г) Морально-нравственные нормы

Оцените, пожалуйста, степень соблюдения чле­нами данной группы общепринятых правил по­ведения в обществе (распространенность сквер­нословия, уважение к женщинам и к старшим по возрасту, соблюдение традиций);

 д) Коллективизм

Оцените, пожалуйста, насколько слаженно дей­ствует данная группа в  повседневной учебно-профессиональной деятельности (на групповых занятиях, выполнении хозяйственных работ и др.);

е) Проранжируйте группы Вашего курса по ка­честву решения ими учебно-воспи-тательных задач, указанных в вышеперечисленных вопро­сах;

ж) Насколько вы уверены в своей оценке группы (от 0 до 1)














 

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты