Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

Понятию «взаимоотношения» часто придают такой же смысл, какой оно имеет в повседневной речи, понимая под взаимоотношениями систему сознательных и субъ­ективно определенных взаимодействий индивидов. Однако такое понимание несколько сужает границы опи­саний отношений индивидов в группе, поэтому целесообразно принять более общее определение этого понятия. Прежде всего имеет смысл свести его к понятию «отношения, положив, что взаимоотношения членов группы А и Б — это совокупность отношения А к Б и отношения Б к А. Точнее, система этих отношений (ибо они, как правило, тесно взаимосвязаны) и представляет собой не­которую целостность, а не просто совокупность.

Отношение — это широкое понятие, под которым под­разумевается одна из форм единства предметов, явлений и свойств, в основе ее лежит определенная реальная или мысленная общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям относятся самые различные зависимости, соотношения, связи. Это и субъективные отношения (общение между индивидами) и объективные, например, производственные отношения.

Межличностное общение, в собственном понимании термина, определено исключительно личностными при­знаками, тягой людей к информационному и эмоцио­нальному обменам. По своей природе межличностное общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечи­вает и объясняет причинное существо ее коммуникатив­ных каналов со средой.

С одной стороны, без взаимодействия, без межлич­ностного общения индивидам не выжить, а с другой, нормы этого межличностного общения в общности пока еще на уровне саморегулирования ограничивают свободу индивида.

Естественно, говорить об абсолютном, безоговорочном принятии индивидом социальной двойственности его позиции в общности не приходится. Отсюда и внутренняя конфликтность в рассматриваемых малых группах с вы­ходом на аномию любых социальных образований, вклю­чая диаду, триаду и т. д. Уже здесь стоит обратить внимание на интерес исследователей к такой внутренней конфликтности социальных образований. Игнорирова­ние конфликтной двойственности позиции индивида в общности прослеживается и в основополагающих работах В. М. Бехтерева, и в компилятивных работах М. Е. Шоу, и даже в американских работах по природе аномии [30]. Причину недосмотра легко увидеть в личностной зна­чимости межличностного общения для каждого иссле­дователя как человека. В этом смысле интересен взгляд К. Хорнея: «Эмоциональная изоляция — тяжелое ис­пытание для каждого человека, но в сочетании с пред­убежденностью и неуверенностью в себе она превраща­ется в бедствие» [30].

Такой субъективный, эмоционализированный подход к значимости межличностного общения в общности практи­чески полностью предопределил тенденции, по крайней мере, на начальном этапе разработки теории малой группы.

По существу, начиная с этого момента, тенденции в исследовании малой группы раз­делились на два тематических направления.

Собственно теория малой группы после введения в типологию по­нятия формальной группы практически полностью ото­шла от второго признака общности.

Рис. 1. Функции неформальной организации группы


Родоначальником второго направления можно с уве­ренностью считать Коллинза, разделившего мотивы ин­дивида в малой группе на прагматические и эмоцио­нальные [30].

Несколько опережая последовательность изложения материала, можно отметить, что этот чрезвычайно важ­ный вывод предопределил в дальнейшем появление ос­новных принципов деятельностного подхода к исследо­ванию малых групп и к теоретическому оформлению важнейших методов анализа их структурных характе­ристик, а именно: социометрии и референтометрии [29, 33]. Ясно, что так как жесткое разделение праг­матических и эмоциональных мотивов поведения в одном субъекте взаимоотношений в группе невозможно, то это, с одной стороны, определяет нечеткость его представлений и суждений, а с другой — требует интеграции методов анализа, учитывающих как эмоциональные, так и прагматические аспекты взаимоотношений инди­видов.

Заключая общий обзор определений и тенденций в исследованиях малой группы, можно с уверенностью сказать, что первое направление заложило фундамент гештальтпсихологии К. Левина [30], а второе — основы оперативного менеджмента с его социально-психологи­ческим и экономическим направлениями [8, 27].

Если второй признак общности сужает свободу инди­вида уже на уровне представления внутреннего содер­жания социума, то привнесенные условия типа, напри­мер, внешнего статуса группы, только усугубляют кар­тину. Это характерно, прежде всего, для группы типа производственной, в определенной степени это относится и к любой другой формальной группе.

Бесспорно, есть существенное различие между сотней новобранцев, следующих под руководством нескольких сержантов и офицера к месту службы, и ротой солдат, образованной теми же индивидами с теми же сержантами и офицером. То и другое — формальные группы по определению. Однако в первом случае на группу в до­лговременном смысле не действует внешний, привнесен­ный статус, а во втором он существенно определяет отношения индивидов. Иначе говоря, в контактной груп­пе типа формальной, содержится подтип группы с внеш­ним статусом.

Определяющим признаком последней, как следует из терминологического обозначения общности, нужно счи­тать периодически долговременное воздействие на группу внешнего статуса. Сам внешний статус определяет назначение группы, профессионально-квалификационную стратификацию позиций индивидов (рис. 2) [8, 26, 28]. По отношению к межличностному общению он является чисто внешним периодически долговременным управляющим воздействием и регламентирует финансо­во-экономические отношения индивида с институтом его социализации, например, с предприятием, воинским под­разделением и т. п. Статус в сочетании с нормами межличностного общения образует микросоциум целостнос­ти, которую образует в свою очередь сама группа с внешним статусом.

Следовательно, под определение группы с внешним статусом попадает любая контактная группа. Сюда могут быть отнесены воинское подразделение, кафедра и учеб­ные группы вуза, отряды ОМОНа и т. п.

Подход к исследованию производственных и других контактных групп с точки зрения понятий группы с внешним статусом и самого внешнего статуса представ­ляется важным уже из-за перечня феноменологических признаков, заложенных в то и другое. Во-первых, в аксиоматику феноменологии заложена несовместимость внешнего статуса и межличностного общения, что делает группу внутренне конфликтной по определению. Отсюда групповой рестрикционизм. Во-вторых, профессиональ­но-квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личностной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и лич­ностными признаками индивидов.

Это приводит к струк­турированию группы с внешним статусом по признакам отношения к нормам внешнего статуса, что является необходимым основанием для учета статусных и долж­ностных авторитетов индивидов в оценках основных пси­хологических составляющих сплоченности малых групп, таких как их ценностно-ориентационное единство и степень соответ-

Рис. 2. Малая группа как группа с внешним статусом

ствия формальных и неформальных структур.

Таким образом, группа с внешним статусом, и в час­тности, производственные, академические группы, воин­ские подразделения, расчеты, смены и т. п., представ­ляют собой сложное образование, в корне отличное даже при малых размерах от малой группы в классическом понимании.

Альтернативность воздействий внешнего статуса и межличностного общения вызывает внутрен­нюю конфликтность и неопределенность личной страти­фикации индивидов. Причем указанная неопределен­ность носит существенно нестатистический характер и обусловлена действием взаимосвязанных причин, во мно­гом субъективного характера. В упрощенно-схемном понимании сложившаяся стратификация индивида пред­ставляет условный симбиоз различных по ориентации подгрупп, содержащих в свою очередь малые группы, происхождение которых обусловлено только межличнос­тным общением.

Выявленные особенности организации межличност­ных отношений в группах с внешним статусом предоп­ределяют два основных фактора. Во-первых, отношения предпочтения членов группы, определяющие структуру ее стратификации, носят принципиально нечеткий ха­рактер, а следовательно, требуют для своей обработки применения особых методов, позволяющих учитывать информационную нагрузку, содержащуюся в нечеткости ответов респондентов. Во-вторых, альтернативность воз­действий внешнего статуса и межличностных общений не позволяет осуществить строгое деление отношений предпочтения индивидов на прагматические и эмоцио­нальные, как это делается рядом авторов [43], что в свою очередь требует изменения методологии рас­чета статусного положения членов группы, в которой на основе интегрального представления должны быть учтены как факторы эмоционального, так и факторы деятельностного опосредования предпочтений индивида в группе.

В свою очередь, социальная неоднородность и неоднозначность ориентации структурных единиц вызы­вает неоднозначный отклик, определенный на широком спектре отношений и мотивов поведения индивидов. Это, с одной стороны, требует учета в оценке статусных потенциалов индивидов их отношений предпочтения во всем спектре мотивов, а с другой — определяет необхо­димость учета статусного положения членов группы в оценке ее мотивационной направленности, ценностно-ориентационного единства, психологической атмосферы, социального потенциала группы и других интегральных характеристик степени развития и направленности груп­пы, являющихся основными показателями руководства малыми группами.

Анализ социально-психологических детерминант фун­кционального развития малых групп должен осуществ­ляться в контексте задач, решаемых в процессе руко­водства группами, и должен отражать структуру и последовательность их практического применения. Естественно, возникает вопрос относительно средств по­добного управления. Причем в данном случае речь должна идти не о методических приемах управления, а о его феноменологических характеристиках, имеющих со­циально-психологическое содержание, обеспеченных со­ответствующей социально-психологической информа­цией о текущих групповых процессах.

В современной педагогической, социологической и со­циально-психологической литературе можно встретить разное толкование термина «руководство».

В данной работе мы будем понимать руководство как одну из функций управления процессами функционирова­ния (в дидактической, производственной, управленческой и других сферах деятельности) малых групп, содержанием которой является воздействие на индивидов и их общности в процессе функциональной деятельности, направленное на включение их в эту деятельность, выработку ими осоз­нанного и активного поведения, всестороннее развитие личности и коллектива группы в целом.

Такое определение во многом созвучно с определением руководства процессами, становления и развития кон­тактных малых групп с внешним статусом, принятым в рамках представлений в современной психолого-педагогической литературе [1, 2, 4, 8].

В отличие от лидерства, как неформального явления, руководство контактной малой группой — это предва­рительно спланированное, закрепленное в соответствую­щих документах управление группой (операторов, обу­чаемых, должностных лиц и т. д.) со стороны назначен­ного высшими инстанциями лица [5].

Значение функции руководства в подобных группах в современных условиях возрастает, так как влияние социальных и социологических сторон жизни общества и функциональной деятельности групп в настоящее время становится особенно заметным. Ниже мы попы­таемся определить цели, задачи и функции руководства, сформулировать критерии и показатели, а также пред­ложить некоторые средства ее эффективной реализации.


3. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами


С социально-психологической точки зрения содержа­нием руководства малыми группами является формиро­вание психолого-педагогических воздействий на группу и ее членов с целью более полного включения индивидов в деятельность, выработки у них осознанного и активного поведения, всестороннего развития личностей и групп в целом, ликвидации предпосылок к возникновению конф­ликтных ситуаций.

В самом общем виде структура руководства малыми группами может быть представлена на рис. 3.

Для успешного руководства малыми группами и ре­шения всего комплекса возникающих при этом задач необходимо наличие специальной системы социально-психологического обеспечения этого процесса. Эта сис­тема должна обеспечивать анализ индивидуальных ка­честв членов групп, оценку социально-психологического климата в группах, изучение условий, в которых осу­ществляется их деятельность, исследование путей повы­шения эффективности функционирования групп, опре­деление методов и средств управления групповыми про­цессами, выдачу предложений и рекомендаций по формированию управляющих воздействий на группы и оценку эффективности этих воздействий.

Социально-психологические факторы руководства де­ятельностью малых групп можно рассматривать как элементы системы управления, которые реализуют в ме­ханизмы социальной регуляции групповой деятельности индивидов в рамках функционирования определенных социальных закономерностей. В этом смысле социаль­ные и социально-психологические механизмы

Рис. 3. Функции руководства (ФР) малыми группами


управле­ния групповой деятельностью в целом и группами в частности являются результатом научного познания ди­алектики единства субъективного и объективного в дей­ствии социальных законов и тенденций, реализуемых в совместной деятельности членов групп. Иначе говоря, социальные и социально-психологические механизмы ру­ководства малыми группами являются продуктом субъ­ективного отражения объективных общественных про­цессов в целях использования их в практике управления функциональной деятельностью малых групп в конкрет­ной предметной области.

Для анализа процесса функциональной деятельности малых групп, его социальной детерминации необходимы исследования по меньшей мере трех пар категорий: «объ­ективные и субъективные условия реализации, «субъ­екты и объекты деятельности», «объективные и субъективные факторы» [42]. Такой подход дает возможность раскрыть вопросы социальной детерминации совместной деятельности индивидов под углом зрения, во-первых, условий, в которых он реализуется, во-вторых, личнос­тных качеств субъектов деятельности и их направлен­ности, в-третьих, процедур, методов и способов активи­зации профессиональной деятельности, ее стимулирова­ния в ходе управления.

Субъективные условия как определенные социально-психологические качества действующих субъектов груп­пового процесса взаимодействия индивидов и объектив­ные условия реализации их функционирования как качества объективной стороны деятельности людей в системе управления выступают как предпосылки, воз­можности их социальной деятельности в системе.

Потенциал детерминации социальной деятельности субъектов малой группы, присутствующий в этих пред­посылках в ходе их совместного функционирования, пре­образуется в активное детерминирующее начало. Именно он определяет в дальнейшем социальный потенциал лич­ности и коллектива в целом.

Качественный переход детерминационного потенциала этих предпосылок из пассивного, нераскрытого состояния в прогнозируемое актуальное, деятельностное состояние определяет гносеологический смысл и практическое значение понятий «социологический фактор управления» и «социально-психологический фактор руководства малы­ми группами».

Таким образом, под социально-психологическими и со­циологическими факторами управления малыми группами далее будем понимать такое качество социальных и соци­ально-психологических условий реализации групповой де­ятельности и руководства группами, при которых их ре­гуляционный потенциал научно познан и целенаправленно реализуется в конкретной системе управления.

Так как в понятии «социально-психологический фак­тор руководства малыми группами» присутствует субъект сознательного освоения социальных условий деятельнос­ти, то это дает возможность содержательно интерпрети­ровать субъект-объектные и субъект-субъектные взаимо­действия в группе, складывающиеся в ходе совместной деятельности индивидов.

Объективные условия общественной среды, в которой функционирует группа, преломляются через внутренние психические закономерности субъекта управления, через его способ восприятия и оценки этих объективных обстоятельств.

С общеметодологической точки зрения рассмотрение отдельного члена группы как активного участника совместной деятельности во взаимодействии с системой управ­ления требует прежде всего дифференциальной характеристики внешних факторов, определяющих его поведение.

В общей характеристике факторов, регулирующих по­ведение индивида в некоторой системе, с которой он активно взаимодействует, выделяют несколько групп [5]: материальные условия деятельности; объективные общественные и прежде всего функциональные отноше­ния; формы общественного сознания. При этом подчер­кивается, что в общем виде разные уровни социальной детерминации психики и поведения человека включают в себя факторы исторического и общественного развития его индивидуальной природы. Эти факторы по-разному детерминируют процессы, свойства и качества психичес­ких явлений, разную степень и темпы изменчивости этих явлений в ходе онтогенетического развития чело­века. Наиболее кардинальным общественно-историчес­ким изменениям подвергаются те свойства личности, в которых отражаются общественные условия жизни. В ходе общественно-экономических изменений по-разно­му выступает содержание личных и общественных ин­тересов, меняется содержание мотивов поведения индивидуально каждого члена группы.

Жизнь и деятельность малых групп в различных сферах их функционирования на современном этапе показывают, что группы нередко сталкиваются с социальными факто­рами, оказывающими дезорганизующее воздействие на их деятельность, их взаимоотношения, разрушающими тра­диции коллектива. Эти факторы могут порождаться внеш­ней социальной средой, определенными общественными группами, социальными процессами, а также отдельными событиями общественной жизни. Они могут проявляться в постановке перед группами задач, не соответствующих их предназначению и нравственно отвергаемых большин­ством их членов, в просчетах руководителей структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильной расстановке членов коллектива для выполнения постав­ленных задач, игнорировании функционально-ролевой структуры и т. п.

Изменения в психическом складе людей, в их пос­тупках и действиях, обусловленные изменениями в об­щественных отношениях, являются более или менее сход­ными и оптимально-устойчивыми для людей, живущих в определенную общественно-историческую эпоху.

В конкретных условиях эти общие социальные фак­торы по-разному сочетаются со специфическими услови­ями жизни и деятельности отдельной личности и от­дельного коллектива. Существенным моментом в пони­мании механизма этой индивидуализации воздействия социально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный коллектив является выделение из общей совокупности социальных детерминант специфических условий их жизни и деятельности.

Например, группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками, ко­торые обусловлены особенностями конкретных задач вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты