Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кировский филиал

Социально психологический факультет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Социальная психология».

Тема: «Социально-психологические характеристики

малых групп с внешним статусом».





 

Выполнил: Плашко Р.В., студент 4 курса,

7 семестр, сокращенный срок

обучения (осенний набор)  2004

 

Проверила:  к.п.н., доцент Колотилова Н.Г.




Киров

2006

 

Содержание

1.                 Анализ организации групповой деятельности и взаимодействия индивидов в группах…………..………………………………………………….с. 3.

2.                 Малая группа как группа с внешним статусом……………………....с. 7.

3.                 Социально-психологическое обеспечение руководства

малыми группами…………………………………………………………с. 14.

4.                 Список литературы……………………………………………………с. 25.

5.                 Приложения……………………………………………….……….….с. 28.

1. Анализ организации групповой деятельности и взаимодействия индиви­дов в группах


В последние годы в прикладных исследованиях за­метно повысился интерес к проблемам, связанным с групповой деятельностью специалистов. Актуаль­ность этих вопросов, прежде всего, определяется практическими запросами, а также тенденциями развития так называ­емых больших и сверхбольших сис­тем. Все они харак­теризуются некоторыми общими особенностями: боль­шим "числом составляющих их подсистем и элементов, сложной структурой, значительными потоками цирку­лирующей в них информации, высоким уровнем меха­низации и автоматизации. Большие и сверхбольшие сис­темы не могут обслуживаться одним специалистом, в управлении и обслуживании их, как правило, принимает участие группа специалистов или даже несколько взаи­мосвязанных коллективов [14, 18, 24 и др.].

Групповое обслуживание больших систем выдвигает на первый план ряд проблем, которые требуют комп­лексного изучения совместной групповой деятельности специалистов, объединенных в различные малые группы и коллективы. Эффективность групповой деятельности в больших системах определяется уже не только и не столько характеристиками отдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой, психологической совместимостью, сработанностью и ор­ганизованностью, распределением функций между ними, психологической структурой малых групп и т. д. [24].

Особенности групповой совместной деятельности иг­рают большую роль в процессе выполнения работы груп­пой специалистов в условиях непосредственного взаимо­действия. Практика показывает, что в такой ситуации даже незначительные разногласия во мнениях, оценках или некоторая несогласованность в действиях могут быс­тро перерастать в межличностные конфликты. Групповая деятельность предъявляет требования к согласованности, сработанности, психологической совместимости специа­листов. Она ставит участников во взаимозависимые друг от друга отношения, предполагает взаимную ответствен­ность и требует согласованных действий.

Конкретный характер групповой деятельности во мно­гом определяется ее организацией. Различные формы организации совместной деятельности требуют от участников постоянного взаимодействия, четкого распреде­ления отдельных операций, согласованности и высокого уровня координации работы. Все это приводит к возрас­танию значимости социально-психологического обеспе­чения групповой деятельности людей. Большой практи­ческий интерес вызывает также управленческая деятель­ность, которая в условиях современного производства является коллегиальной [10, 20, 22].

Применительно к большим коллективам руководя­щую деятельность фактически осуществляет не одна лич­ность (руководитель), а целая иерархическая взаимос­вязанная группа должностных управленческих лиц. Такая групповая деятельность требует определенного психологического сопряжения руководителей различных уровней и согласования функций по «вертикали» (между вышестоящими и нижестоящими руководителями), «горизонтали» (между руководителями одного и того же управленческого уровня) и «диагонали» (между выше­стоящим руководителем одного подразделения системы управления и нижестоящими руководителями другого подразделения той же системы). В больших коллективах руководство представляет собой многосубъективную (групповую), но при этом единую управленческую дея­тельность [23].

Управленческий коллектив, специально организован­ный для выполнения функций управления, выступает единым органом управления по отношению к подчинен­ным ему подразделениям-исполнителям. Фактически этот коллектив является субъектом управления, который формирует все исходящие от него управляющие воздей­ствия. Эффективность и качество управляющих воздей­ствий в данном случае зависит от форм, способов и методов групповой управленческой деятельности, от раз­личных особенностей и условий взаимодействия ее учас­тников. Фактически невозможно оптимизировать дея­тельность управленческого коллектива, не решив целый ряд важных психологических проблем организации груп­повой деятельности [20].

Любой процесс управления современным человеко-ма­шинным комплексом сегодня не является суммой па­раллельных и независимых деятельностей, выполняемых изолированными индивидами. Существенным признаком данного процесса является тесная взаимосвязь и взаи­модействие ее участников. Как правило, он представляет собой совместную коллективную деятельность людей, объединенных в различные по своим размерам рабочие группы, в расчеты смены и т. п. Благодаря такому объ­единению создаются дополнительные возможности в ре­шении стоящих перед группой задач, а результаты труда при этом становятся комбинированными. Возможности групповой деятельности не сводятся к сумме возмож­ностей отдельных лиц, входящих в группу [17].

Совместная групповая деятельность специалистов в современных условиях характеризуется следующими обязательными компонентами [19, 31, 38]: четким распределением выполняемых функций между участниками совместной деятельности; совмещением распределенных функций в пространст­ве и времени, т. е. одновременным их выполнением раз­личными участниками; согласованием распределенных и совмещенных фун­кций, т. е. строгой последовательностью их выполнения по определенной программе, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается про­странственных, временных и других (темп, интенсив­ность, ритмичность и т. п.) характеристик деятельности.

Распределение, совмещение и согласование функций осуществляется в процессе постоянного взаимодействия специалистов в групповой деятельности. Взаимодействие является главным признаком, самой существенной особенностью групповой совместной деятельности. Под вза­имодействием понимается такая система действий учас­тников деятельности, при которой действия одного лица или группы лиц обусловливают определенные действия других лиц, а действия последних, в свою очередь, вы­зывают определенные действия первых лиц [32].

Групповая деятельность отличается от индивидуаль­ной не только наличием взаимодействия между специ­алистами в процессе осуществления деятельности, но и характером включения взаимодействия в структуре са­мой деятельности.

В индивидуальной деятельности взаимодействие и об­щение между людьми также может присутствовать, од­нако это принципиально не меняет структуру индиви­дуальной деятельности. Взаимодействие в данном случае как бы присутствует параллельно с деятельностью в форме общения специалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. Индивидуальная деятельность специалистов может быть описана в терминах действий и выполняемых операций, а для алгоритмизованной деятельности - формализована математически [15, 21, 36, 40].

В групповой деятельности взаимодействие специалис­тов органически включено в совместную деятельность и принципиально меняет ее структуру. Для описания груп­повой деятельности необходимо использовать такие понятия, как взаимодействие, общение, содействие, согла­сование и т. п.

Структура групповой деятельности специалистов включает следующие основные элементы [16, 19, 22, 37]:

·                    групповая цель — это то, чего стремится достигнуть группа в совместной деятельности, идеально представ­ляемый ее результат. Групповая цель может быть рас­писана в виде более частных и конкретных групповых задач, поэтапное решение которых приближает группу специалистов к достижению общей цели;

·                    групповой мотив — это то, что побуждает группу к совместной деятельности, непосредственная побудитель­ная сила;

·                    групповое действие — это такой элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение теку­щей (достаточно простой) групповой задачи. Групповые действия выполняются с помощью общегрупповых средств действий;

·                    групповой результат — это то, чего реально достигает группа специалистов в совместной деятельности.

Важнейшим моментом в организации групповой де­ятельности является необходимость распределения, со­вмещения и согласования по каждому из ее основных структурных компонентов функций между всеми учас­тниками. В соответствии с этим можно выделить неко­торые признаки деятельности персонала, которые по су­ществу делают ее групповой совместной деятельностью [39];

·                    общность (единство) целей деятельности для ее учас­тников;

·                    распределение и согласование конкретных задач, ко­торые необходимо участникам деятельности выполнять совместно;

·                    общность (единство) или согласованность мотивов участников групповой деятельности;

·                    распределенность и согласованность выполняемых действий и операций в совместной деятельности;

·                    общность (единство) результата совместной деятель­ности для группы специалистов.

Важным признаком групповой деятельности обычно является территориальная общность ее выполнения. Од­нако в связи с интенсивным развитием современной техники этот признак перестает быть обязательным, так как значительно изменяются и усложняются формы взаимодействия людей в процессе совместной деятель­ности. В монографии [25] отмечено, что в настоящее время существенно обогащается система используемых специалистами средств и способов взаимного обмена ин­формацией, расширяется также сфера общения управ­ленческого и обслуживающего персонала. Общение вы­ступает не только как процесс, опосредованный техни­ческими системами коммуникации. Современная техника связи позволяет объединять в единый трудовой процесс деятельности тех специалистов, которые разде­лены территориально. Причем в решении одной общей задачи могут принимать участие специалисты, которые непосредственно никогда не общались.

Взаимодействие в процессе совместной деятельности может осуществляться в условиях разной тесноты связи специалистов друг с другом. В ряде исследований [23, 24] было показано, что не только реальные взаимодействия и общение людей меняют их отношение друг к другу, но и предполагаемое взаимодействие, предполагаемое об­щение. В ожидании взаимодействия человек оценивает других людей в зависимости от предполагаемой ситуа­ции. Уровень предполагаемой взаимосвязанности чаще всего имеет место при появлении у специалистов пот­ребности в общении, во взаимодействии с другими учас­тниками совместной деятельности.

Взаимосвязь членов группы типа «молчаливого присутствия других людей» при совершении специалис­том определенной деятельности. Этот уровень характе­ризуется так называемым «публичным эффектом», ко­торый заключается в изменении поведения и отдельных характеристик деятельности под влиянием присутствия других людей, даже пассивно ведущих себя.

Уровень взаимосвязанности по типу «влияние и взаимовлияние», осуществляемый через мнения и оцен­ки, высказываемые другими участниками совместной деятельности. В зависимости от этих мнений и оценок изменяются восприятие друг друга, поведение участни­ков и другие характеристики групповой деятельности.

Уровень активной (действительной) взаимосвязан­ности, представленный широким диапазоном видов груп­повой деятельности, различающихся по степени взаи­мосвязанности: от взаимосвязанности специалистов через средства реализации совместных действий вплоть до пол­ной, или максимальной взаимосвязанности, когда дей­ствия одного специалиста невозможны без предшеству­ющих или одновременных действий других специалис­тов.

Уровень коллективистской взаимосвязанности. Во-первых, он может включать характеристики предыду­щих уровней, а во-вторых, взаимосвязанность усилива­ется ценностно-ориентационным единством группы. Взаимосвязанность специалистов увеличивается совпадением личностно значимого и ценного для кол­лектива содержания совместной деятельности.

Разные уровни взаимосвязанности специалистов ока­зывают существенное влияние на особенности их взаи­модействия в групповой деятельности. Меньшая взаи­мосвязанность предоставляет большие возможности для проявления самостоятельных и относительно независи­мых действий отдельных работников в деятельности группы. По мере перехода к более высоким уровням степень взаимосвязанности усиливается, а возможности для совершения самостоятельных и независимых дейст­вий отдельных специалистов уменьшаются. При этом возрастает значение, главным образом, совместных групповых действий.


2. Малая группа как группа с внешним статусом.


Объектами исследования в данной контрольной работе являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные характеристики, отражающие складывающуюся в группе сис­тему взаимоотношений индивидов. Поэтому понятия «ма­лая группа» и «структура взаимоотношений в малых группах» являются основными. Определение этих поня­тий требуется для установления границ применимости количественных методов анализа социально-психологи­ческих характеристик малых групп.

Особые трудности вызывает определение малой груп­пы. Общепринятого определения не существует, разные авторы пользуются различными формами представле­ния этого понятия, что вызывает затруднение в их идентификации. Предварительно приведем определе­ние социальной группы, данное Я. Шепаньским в кни­ге «Элементарные понятия социологии», и на его ос­нове попытаемся сформулировать понятие «малой груп­пы».

Социальная группа — это объединение людей (не ме­нее трех лиц), основанное на общем участии в какой-либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются их функциональными отношениями, а так­же социальными правами и обязанностями, определяе­мыми соответствующими институтами; члены группы обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления [43].

В этом определении акцентируется внимание на том, что для появления группы необходима внутренняя ор­ганизация, т. е. институты, формы контроля, образцы деятельности (организация может быть и неформальной). Существенным фактором появления группы должно быть также наличие определенного принципа обособления ин­дивидов, входящих в нее. Пользуясь этим определением, можно более четко отличить группу от «круга», т. е. от объединения лиц, постоянно встречающихся и поддер­живающих личные контакты, но не обладающих четким принципом обособления и выкристаллизованной внут­ренней организацией. Опираясь на определение социаль­ной группы, малой группой можно считать немногочис­ленную (не более 20-30 чел.) по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые установки.

Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием — межличностные отношения, непосредствен­ные контакты. Поэтому под малой группой обычно по­нимают малочисленную социальную группу, члены ко­торой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм по­ведения [7, 41, 42].

К малым группам, по определению, можно отнести расчет, смену, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза. Размер малой группы обычно не превышает нескольких десятков человек, причем есть основания пол­агать, что большие группы, как правило, являются фор­мальными и состоят из нескольких подгрупп.

Проблемы взаимоотношений в малых группах рас­сматриваются в разрезе формальных и неформальных межличностных отношений.

Если формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормативами, то не­формальные — психологическим климатом в группе, внут­ренними мотивами, стимулами и другими факторами, оп­ределяющими психологическую сущность содержания де­ятельности отдельных членов группы. В малых группах неформальная структура взаимоотношений может оказы­вать столь сильное влияние на процессы их функциони­рования, что порой изменяет и формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их со­вместной деятельности. С другой стороны, неформальная структура зависит от формальной структуры, трудны в той степени, в которой члены группы, входящие в нее, под­чиняют свое поведение целям и задачам совместной дея­тельности, правилам ролевого взаимодействия.

Характер взаимосвязей формальной и неформальной структур группы и вытекающие из них функции ее неформальной организации представлены на рис. 1. Наличие в определении малой группы дополнения о социальной позиции индивида обращается в постулиру­ющий его личностную структуру феномен. Для малых групп с внешним статусом, рассматриваемых ниже, сама по себе социальная позиция индивида определена на профессионально-квалификационном уровне ее внешним статусом, например, технологическими нормами, субор­динационными отношениями и т, п. Отсюда вытекает жесткая иерархическая структура группы, условно связанная личностными признаками.

Однако в таких группах остаются весьма эффективно действующими межличностные взаимоотношения.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты