Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения

Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения. Однако если его успеваемость начнет падать, это будет поводом задуматься, а правильную ли школу (класс) вы выбрали для подростка.

5. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него.

Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.

6. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.

7. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.

Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу. Спокойствие домашней атмосферы поможет подростку в эти сложные моменты.

8. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.

9. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.

10. Прививайте подростку стремление разобраться в сути явлений действительности, понимать причинно-следственные связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а также применять свои знания в жизни.

Как показывают данные проведенного исследования, большинство пятиклассников успешно проходят адаптацию при переходе из начальной школы в основную школу. Однако, около 15 % от общего числа учащихся 5-х классов под влиянием ряда причин оказываются дезадаптированы.

Причиной дезадаптации младших подростков-пятиклассников в процессе социализации могут быть нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, а также отсутствие мотивации к обучению в школе.

Предотвращению и профилактике дезадаптации младших подростков к условиям обучения в основной школе может способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов-предметников и родителей в течение полугода после перехода из начальной школы в основную школу. Кроме того, необходимо обеспечить подготовку учащихся 4-х классов к предстоящим трудностям дальнейшего обучения.

Такая программа может включать в себя блоки посвящения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать плавный переход из начальной школы в основную школу. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, заместитель директора по начальной школе. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога будет успешной и приведет к положительному результату.


Заключение

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Действительно, на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Возрастной период 10 – 11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

Социальный педагог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Хроническая неуспеваемость ученика может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности; появление неуверенности в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или неудовлетворяющим ученика положением в коллективе класса.

Основными условиями успешной социальной адаптации подростков в школе являются: организация положительного эмоционального общения в классе, осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды, отвечающей потребностям подростка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения подростка в различных ситуациях.

Таким образом, программа помощи ребенку при его вхождении в основную школу может быть реализована только в совместной работе социальных педагогов, педагогов-предметников школы и родителей.

Список литературы

1.                 Абрамов Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2.                 Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

3.                 Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. – Вып. 3. – М., 1970.

4.                 Антропова М.В., Кольцова М.М. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. – М., 1983.

5.                 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. – М.,1984.

6.                 Аритюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями – М.,1991.

7.                 Аркин А.А. Родителям о воспитании. – М., 1994.

8.                 Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. – М.,1974.

9.                 Баркан А.И. Его величество ребенок: Какой он есть. Тайны и загадки. – М.: Столетие, 1996.

10.            Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

11.            Блонский П.П. Трудные школьники. – М., 1930.

12.            Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

13.            Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус,1997.

14.            Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

15.            Бурменская Г.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М, 1995.

16.            Валиева С.Ф. Влияние семейной структуры на эффективность процесса социализации детей // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М., 1994.

17.            Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1994.

18.            Василькова Ю.К. Лекции по социальной педагогике. – М.,1997.

19.            Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

20.            Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.,1983.

21.            Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат,1992.

22.            Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

23.            Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 4-х тт. – М., 1983. – Т. 4.

24.            Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство. – М., 1993.

25.            Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994

26.            Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

27.            Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.

28.            Дереклаеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2002.

29.            Ерасов Б.С. Типы социализации личности // Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998.

30.            Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.

31.            Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение,1992.

32.            Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: 1991.

33.            Климова-Фюгнерова М. Воспитание ребенка // Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок. – М., 1993.

34.            Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.,1981.

35.            Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у детей. – М.,1980.

36.            Коломинский Я.М. Человек среди людей. – М.,1973.

37.            Кон И.С. Социология личности. – М.,1967.

38.            Кон И.С. Ребенок и общество. – М.,1988.

39.            Кон И.С. Дружба. – М.,1980.

40.            Корель Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. – Новосибирск, 1996.

41.            Корчак Я. Как любить детей. – М.,1968.

42.            Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Просвещение, 2001.

43.            Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития,1996.

44.            Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.,1967.

45.            Кузнецова Л.В. Как избежать беды // Воспитание школьников. – 1993. – № 6. – С. 19 – 23.

46.            Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2002.

47.            Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1983.

48.            Леви В.Л. Я и мы. – М.,1973.

49.            Леонтьева А.А. Педагогическое общение. – М.,1979.

50.            Липьян Л.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск,1988.

51.            Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991

52.            Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.

53.            Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005.

54.            Марков В.С. Проблемы социализации молодого поколения. – М.,1978.

55.            Мацковский М.С. Как воздействовать на ребенка // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности». – М., 2002.

56.            Михайлова Н.В. Школьная дезадаптация. Неврозы // Школа здоровья. –2002. –№ 4. – С. 56 – 63.

57.            Морозова О. В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.

58.            Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии,1997.

59.            Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003.

60.            Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.

61.            Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: КАРО, 2000.

62.            Ниренбер Дж, Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – Баку,1992.

63.            Никитин В.А. Начала социальной педагогики. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

64.            Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

65.            Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьников. – 2000. – № 6. – С. 54.

66.            Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера,2001.

67.            Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 1993.

68.            Петрова О.О. Возрастная психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

69.            Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

70.            Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

71.            Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф. Масловой. – В 2-х частях. – Орел, 1994.

72.            Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

73.            Семейное воспитание. Краткий словарь-справочник / Под ред. И.В. Гребенникова, А.В. Ковинько. – М., 1990.

74.            Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

75.            Спицин Н.П. Хроника семейного общения. – М.: Знание, 1987.

76.            Торре Дела. А. Ошибки родителей. – М., 1993.

77.            Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

78.            Формирование личности в онтогенезе: Сборник психологических трудов под ред. Дубровиной. – М.,1991.

79.            Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. – М., 1990.

80.            Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

81.            Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.


Приложения


Приложение 1

Социальный паспорт класса

Классный руководитель: Фамилия _____________________________ Имя _______________________ Отчество

Класс ____________ Количество учащихся _________ Кабинет _______________

Квалификация _________________________ Образовательный уровень


Фамилия Имя Отчество

Дата рожд.

Домашний адрес

Родители

Место работы

1

2

3

4

5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты