– индивидуальное и групповое консультирование.
Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включало в себя три блока:
– социально-педагогическая работа с учащимися,
– работа социального педагога с родителями;
– работа с педагогами школы.
Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 5.
Основные задачи профилактической работы с учащимися:
– обеспечение школьника средствами самопознания;
– повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства;
– развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
– формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами;
– развитие фантазии, воображения.
На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем, «вытаскивать» молчунов и в то же время – дать подростку возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 12 –14 человек. Основные профилактические занятия с учащимися представлены в приложении 6.
Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:
– формы работы – семинар; родительские собрания; психолого-педагогические консилиумы; диагностика; педагогические совещания; индивидуальные и групповые консультации.
– методы работы – анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; мозговой штурм; рефлексия; деловая игра; экспресс-диагностика; тренинговые приемы; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.
К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:
– повышение уровня адаптации учащихся;
– повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся;
– повышение уровня социально-психологического климата в классе.
Программа была реализована в коллективе учащихся 5-х классов в сентябре-ноябре 2006 г. В качестве экспериментальной группы был выбран 5 «Б» класс, в качестве контрольной – 5 «А» класс.
2.3 Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогической профилактики дезадаптации, показал следующее.
Данные, выявленные с помощью методики «Социальный паспорт класса», не изменились. После проведения программы по профилактике дезадаптации повторно были проведены методики по определению уровня мотивации и по определению социально-психологического климата класса.
Полученные результаты повторной диагностики уровня мотивации к обучению у учащихся представлены в таблице 5.
Таблица 5 Уровень мотивации к обучению
Класс |
5 (А) - контрольная группа |
5(Б) – экспериментальная группа |
||
До |
После |
До |
После |
|
1 уровень |
3 (11,5 %) |
2 (7,7 %) |
2 (7,7 %) |
9 (34,6 %) |
2 уровень |
13 (49,9 %) |
10 (38,5 %) |
10 (38,5 %) |
13 (49,9 %) |
3 уровень |
4 (15,4 %) |
4 (15,4 %) |
4 (15,4 %) |
4 (15,4 %) |
4 уровень |
3 (11,5 %) |
6 (23 %) |
6 (23 %) |
- |
5 уровень |
3 (11,5 %) |
4 (15,4 %) |
4 (15,4 %) |
- |
Графически полученные результаты представлены на рис. 6 и 7 на с. 54.
Рис. 6. Уровень мотивации к обучению у учащихся контрольной группы 5 «А» класса
Рис. 7. Уровень мотивации к обучению у учащихся экспериментальной группы 5 «Б» класса
По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению в экспериментальной группе 5 «Б» класса изменился в сторону повышения. Положительным стало то, что неуспевающих учащихся появился стимул и желание к обучению в школе. Из бесед с учащимися было выявлено, что у них появился интерес к отдельным учебным предметам. Этого они смогли достичь благодаря отдельным занятиям профилактической программы.
С помощью методики «Социально-психологический климат класса» было повторно определены межличностные отношения коллектива класса. Результаты в контрольной группе учащихся 5 «А» класса остались неизменными. Результаты диагностики экспериментальной группы 5 «Б» класса представлены в таблице 7.
Таблица 7 Социально-психологический климат 5 «Б» класса после проведения экспериментальной работы
Параметры |
До |
После |
Чувствую себя членом класса, частью коллектива |
17 (65,4 %) |
19 (73,1 %) |
Участвую в большинстве видов деятельности |
12 (46,1 %) |
12 (46,1 %) |
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других |
5 (19,2 %) |
5 (19,2 %) |
Не чувствую, что являюсь членом коллектива |
8 (30,8) |
2 (7,7 %) |
Занимаюсь отдельно от других членов |
5 (19,2 %) |
1 (3,8 %) |
Из представленных данных можно определить, что в экспериментальной группе 5 «Б» класса произошли положительные изменения. Учащиеся стали более дружными, что говорит о повышении уровня межличностных отношений в данном классе. Учащиеся 5 «А» класса не считают, что их межличностные отношения между членами класса изменились. Данным учащимся за период проведения эксперимента не предлагалось участие в каких-либо соревнованиях как школьных, так и городских. В связи с этим у учащихся не было дополнительного стимула изменить свои взаимоотношения в классе.
При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 8).
Таблица 8 Уровень адаптации учащихся 5-х классов
Класс |
5 (А) |
5(Б) |
||
До |
После |
До |
После |
|
Высокий |
5 (19,2 %) |
5 (19,2 %) |
2 (7,7 %) |
4 (15,4 %) |
Средний |
13 (49,9 %) |
13 (49,9 %) |
13 (49,9 %) |
18 (79,2 %) |
Низкий |
8 (30,8 %) |
8 (30,8 %) |
11 (42,3 %) |
4 (15,4 %) |
Графически полученные результаты представлены на рис. 8 и 9 (см. с. 57).
Рис. 8. Уровень адаптации учащихся в 5 «А» классе
Рис. 9. Уровень адаптации учащихся в 5 «Б» классе
Из представленных данных видно, что в 5 «Б» классе наблюдается повышение общего уровня адаптации. У учащихся 5 «А» класса уровень адаптации к обучению в школе остался на прежнем уровне.
Наблюдение и беседа, по-прежнему, использовались как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.
Таким образом, из представленных данных, по результатам методики «Диагностика уровня мотивации к обучению» и методики «социально-психологический климат класса» можно увидеть положительные изменения в 5 «Б» классе, которые произошли после реализации программы социально-педагогической профилактики дезадаптации. Необходимо отметить, что почти у 30 % учащихся произошли позитивные изменения во взаимоотношениях с коллективом одноклассников. Повышение мотивации почти у 50 % учащихся доказывает изменение протекания процесса адаптации в положительную сторону. Отсюда следует, что разработанная программа имеет положительное значение в протекании процесса адаптации к обучению в школе у учащихся.
2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми младшего подросткового возраста и их родителями.
Для организации эффективной работы по профилактике дезадаптации у учащихся 5-х классов социальному педагогу важно:
– знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе;
– уметь применять на практике имеющиеся знания;
– изучить возрастные особенности младших школьников и подростков;
– владеть методами диагностики оценки личности младшего школьника и подростка;
– провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий;
– определить приоритетные направления деятельности;
– спланировать систему работы «семья – школа»;
– отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника;
– параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей;
– выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;
– уметь оценить промежуточные результаты;
– проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции.
Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по профилактике дезадаптации подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности.
Рекомендации учителям-предметникам:
- учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов;
- не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста;
- следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал;
- налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся;
- никогда не используйте оценку как средство наказания ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика;
- учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность.
Как известно, процесс адаптации к новым требованиям и новым условиям обучения не всегда проходит гладко. И вот здесь очень значимой фигурой выступает классный руководитель. От него всецело зависит микроклимат в классном коллективе и во многом – результат учебной деятельности.
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
Рекомендации классным руководителям:
- постоянно поддерживайте контакт с психологом школы, совместно с ним участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива;
- познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка;
- осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей.
Рекомендации для родителей. Придерживаясь этих рекомендаций с первых дней обучения подростка в средней школе, родители могут максимально обеспечит гармонию между его домашней и школьной жизнью. Ведь именно с переходом в 5-й класс зачастую и начинаются основные проблемы в обучении.
1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах.
Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?» Запоминайте детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений.
Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8