- Эпилептоидный
- Шизоидный
- Неустойчивый
- Конформный
Разные сочетания типов акцентуаций и их взаимосвязь с предрасположенностью к неврозу требует более обширного исследования, что не входило в наши планы. Можно лишь сделать предположение, что наличие сочетаний между типами, связанными с предрасположенностью к неврозу, может служить благоприятной почвой для его возникновения.
Использование метода линейной корреляции с учетом всем данных исследования (анкетные данные и результаты методик) выявил следующие связи:
Респонденты, имеющие высокие показатель по ТАШ, оценивали свое здоровье как неудовлетворительное (r =0,4; р < 0,01), чаще указывали на необходимость консультации психолога (r =0,52; р < 0,01), имеют семью (r =0,25; р < 0,05), имеют высокую вероятность возникновения невроза (r =0,44; р < 0,01), указывают на проблемы со сном (r =0,26; р < 0,05).
Студенты с высокой вероятностью возникновения невроза указывают на конфликты с окружающими (r =0,29; р < 0,05), имеют проблемы со сном (r =0,43; р < 0,01), нуждаются в консультации психолога (r =0,38; р < 0,05), оценивают свое здоровье как неудовлетворительное (r =0,38; р < 0,05), находятся в состоянии фрустрированности (r =0,5; р < 0,01).
Высокий уровень социальной фрустрированности сочетается с наличием конфликтов с окружающими (r =0,46; р < 0,01), и наличием проблем со сном (r =0,5; р < 0,01), с соматическим неблагополучием (r =0,24; р < 0,05).
Предрасположены к истерическому типу акцентуации характера женщины (r =0,28; р < 0,05), Респонденты с гипертимным, циклотимным и истерическим типом указывали на психотравмирующие ситуации в их жизни (r =0,34; р < 0,05 и r =0,27; р < 0,05, r =0,27; р < 0,05).
Соматическое неблагополучие коррелирует с астеноневротическим типом (r =0,26; р < 0,05). Смешанные типы встречаются у старших курсов (r =0,24; р < 0,05).
Студенты, имеющие семью и сочетающие работу и учебу, указывают на психотравмирующие ситуации в прошлом (r = 0,29; р < 0,05 и r =0,34; р < 0,05). Работающие студенты указывают на конфликты с окружающими (r =0,34; р < 0,05), и нуждаются в консультации психолога (r =0,24; р < 0,05). Наличие конфликтов с окружающими коррелирует с нарушением сна (r =0,27; р < 0,05), и соматическим неблагополучием (r =0,3; р < 0,05). Злоупотребление студентами алкоголем и табакокурение взаимосвязано с заболеваниями (r =0,36; р < 0,05).
Таким образом, корреляционный анализ позволил выделить ряд дополнительных факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств и их взаимосвязь, внутреннюю структуру. На основе полученных данных можно выделить группу риска. Сюда относятся, прежде всего, работающие и имеющие семью студенты. Именно эта группа студентов подвержены воздействию психотравм и имеют высокие показатели по основным методикам. В группу риска входят студенты, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением и, как следствие, имеющие проблемы со здоровьем. Чаще в эту группу попадают мужчины. Отсюда можно сделать вывод: совмещение учебы и работы среди студентов, как младших, так и старших курсов, является весомым фактором риска по отношению к изучаемому кругу расстройств.
Корреляционный анализ потвердел ранее полученные результат: среди старшекурсников чаще выявляются акцентуации характера. Анализ дал новый результат: смешанные типы акцентуаций преобладают на старших курсах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы, можно констатировать, что пограничные психические расстройства в наше время довольно распространенное явление среди населения. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты - наиболее уязвимая в этом отношении категория.
Представленная работа является попыткой дать общую характеристику граничащих с патологией черт характера и их глубокой взаимосвязи с нервно-психической неустойчивостью индивида, могущих служить серьезной предпосылкой для возникновения разных психических расстройств, в частности неврозов. Практическая часть данной работы посвящена изучению удельного веса различных факторов в возникновении пограничных психических расстройств.
В первой главе работы рассматриваются психологические особенности пограничных психических расстройств. В рамках этой главы описываются невротические и личностные расстройства. Детально изучены факторы, влияющие на возникновение пограничных психических расстройств. Описываются основные концепции неврозов. В параграфе «Невротические расстройства» дается классификация неврозов, их описание. Параграф «Личностные расстройства» посвящен рассмотрению особенностей акцентуаций характера и психопатий, их распространенность и основные классификации.
Во второй главе работы рассматриваются теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Здесь описаны методологические подходы к исследованию пограничных психических расстройств. В методологии дается описание основных групп методик для диагностики невротических и личностных расстройств. Более детально описываются методики, использованные при написании данной работы. В этой главе рассматриваются основные подходы к профилактики неврозов и личностных девиаций.
В эксперементальной части исследования в виде таблиц графиков предоставлены результаты тестирования по основным методикам. Весьма полезным для исследования было привлечение анкетных данных, в которых отражались следующие блоки: установочные характеристики (пол, возраст и др.), особенности обучения, социально-бытовые условия, взаимоотношение с окружающими, особенности труда и отдыха, соматическое здоровье и данные о перенесенных заболевания, наследственная отягощенность. Анкетирование использовалось для выявления ряда дополнительных факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств. После проведения каждой методики результаты сравнивались с данными анкеты. В исследовании был проведен сравнительных анализ полученных данных путем их математико – статистической обработки и описательной статистики. На основе полученных данных были сделаны выводы и разработанны практические рекомендации. В результате исследования были достигнуты поставленные цели и задачи.
ВЫВОДЫ
1. Среди 30,2% студентов технического вуза встречаются те или иные невротические расстройства. Высокая вероятность возникновения невроза отмечалось у 3% респондентов, средняя у 27,2%, низкая у 36,6%, очень низкая вероятность у 33,2%. В их происхождении играют роль различные бытовые, социальные, личностные, биологические, информационные факторы. Женщины более подвержены неврозам, чем мужчины. С переходом студентов на старшие курсы возрастает частота невротических расстройств. У младших курсов чаще встречаются психосоматические расстройства.
2. Возникновению алекситимии у обследованных способствовало главным образом совмещение работы и учебы, конфликты с окружающими и, как следствие вышесказанного, нарушения сна. Возникновению алекситимии более подвержены женщины и лица, обучающиеся на старших курсах. Студентов с алекситимическим типом было 12,2%, неалекситимического типа – 60,6%, с риском возникновения психосоматических расстройств – 27,2%. С возрастанием уровня алекситимии возрастает вероятность возникновения невроза.
3. Акцентуации характера были обнаружены у 78% испытуемых. Среди женщин акцентуации встречались у 70%, среди мужчин 90%. Наиболее частым типом акцентуаций является гипертимный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный - (13%). Далее в порядке убывания сенситивный (11,2%), лабильный (10%), психоастеничный (8,5%), циклоидный (5,7%), неустойчивый (5,7%), астеноневротичный (4,2)%, конформный (2,7%). Распределение характерологических типов акцентуаций характера среди студентов определяется комплексом факторов (полового, возрастного, биологического).
4. Среди студентов умеренный уровень фрустрации имеют 2,08% исследуемых, неопределенный уровень – 6,25%, пониженный уровень – 45,8%, очень низкий – 13,75%, отсутствие фрустрации – 2,08%. Социальная фрустрация встречается среди студентов 5 и 4 курса обучения (неопределенный 10%, умеренный 7,6%). Среди студентов 1 курса 16,6% определяется отсутствие социальной фрустированности. Студенты 2 и 3 курсов имеют пониженный и очень низкий уровень социальной фрустрированности.
5. Определенные типы акцентуаций характера играют существенную роль и, на фоне общей нервно-психической неустойчивости, являются довольно стабильной предпосылкой к дальнейшему вероятному невротическому развитию личности. Сочетания между типами акцентуаций, связанными с предрасположенностью к неврозу, способны создавать благоприятную почву для его возникновения.
6. С возрастанием уровня фрустрированности возрастает вероятность возникновения невроза. Высокий уровень социальной фрустрации у студентов коррелирует с преобладанием конфликтных ситуаций в их жизни, наличием проблем со сном и с соматическим неблагополучием. Наличие конфликтов с окружающими коррелирует с нарушением сна. Имеется взаимосвязь между работающими студентами и психотравмирующими ситуациями; наличием конфликтов с окружающими, нарушениями сна и соматическим неблагополучием.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Разработка комплекса мероприятий по предупреждению возникновения психических нарушений у студентов (социальная поддержка, улучшение социально–бытовых условий проживания студентов в общежитиях, качества медицинского обслуживания, регулирование объема учебных нагрузок).
2. Внедрение психологической службы в вузе, формирование у студентов старших курсов глубоких профессиональных мотивов будущей деятельности, изучение причин неуспеваемости и их устранение.
3. Помощь в адаптации студентов младших курсов к условиям проживания и обучению в вузе (тщательный подбор групп, улучшение психологического климата внутри учебных групп, формирование общественного актива групп), предупреждение дидактогений
4. Формирование у студентов саногенного мышления (активное решение психологических проблем, позволяющее предотвращать заболевания, поддержание здоровья). Создание условий в студенческих городках для занятий физической культурой и спортом.
5. Консультативная работа со студентами по предупреждению нервно–психических, физических перенапряжений, обучение навыкам организации своего труда (учебы) отдыха, быта и питания.
6. Выработка навыка временной релаксации, аутогенной тренировки либо отключения от повторяющихся (семейных, учебных, производственных и др.) ситуаций с целью расширения резерва для сохранения адекватных форм поведения и деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1993.
2. Архангельский А.Е. Общая психопатология. - СПб.: Образование, 1994.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.
4. Бахур В.Т. Различные варианты невроза навязчивых состояний //Врачебное дело. – 1961 № 6. 3 с.
5. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. Москва, 1993.
6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. – СПб.: Питер, 2002.
8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
9. Васильева А.В. Рационально–эмоционально–поведенческая терапия в лечении пограничных расстройств. – СПб.: Иваново, 2000.
10. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие /Под ред. И.Б.Гриншпуна. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
11. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Мол. Гвардия, 1990.
12. Гальперин П.Я. Введение в общую психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 2002.
13. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства студентов Чувашии: Монография. - Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1996.
14. Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М.:Издательство Магистр, 1998.
15. Дружинин В.Н. Эксперементальная психология. – СПб.: Питер, 2001.
16. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости. - М.: ДеЛи принт, 2004.
17. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Медицина, 1990.
18. Кербиков О.В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1971.
19. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – 6-е изд., исправленное. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
20. Королев В.В. Актуальные вопросы пограничной психиатрии. – М.: «Знание», 1979.
21. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
22. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.
23. Лакосина Н.Д., Трунова Н.М. Неврозы, невротические развития личности: Клиника и лечение. – М.: Медицина, 1994.
24. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев.: Вища школа, 1981.
25. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.; Екатеринбург, 1999.
26. Мясищев В.М. Личность и неврозы. - Л., 1960.
27. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001.
28. Общая психопатология: Пособие для врачей /А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.
29. Пограничная психопатология в общемедицинской практике //Под ред. Академика РАМН А.Б. Смулевича. – М.: «Русский врач», 2000. 4с.
30. Психологическое обследование детей и подростков: Практикум /Сост. А.В.Голенков; Чуваш. Ун-т. Чебоксары, 2004.
31. Психология здоровья /Под ред. Г.С.Никифорова СПб.: СПбГУ, 2000.
32. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002.
33. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе //Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. - Минск, 1976.
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.
35. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
36. Свядощ A.M. Неврозы и их лечение. - М.: Медицина, 1980.
37. Селье Г. Стресс без дисстресса. - М.: Прогресс, 1979. С.
38. Семейная психотерапия при неврозах и психических заболеваниях. Метод, рекомендации /Под ред. В.К.Мягер, Р.А.Зачпицкого Л., 1977.
39. Семке В.Я., Положий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. – Томск: Изд-во Томского университета, 1990.
40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб.:ООО «Речь», 2000.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
42. Судебная психиатрия //Под ред. Г.В. Морозова. М.: Юридическая литература, 1990.
43. Тегранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988.
44. Уолис Э., Хенкин Б. Искусство психологического исцеления. - К.: Пресса Украины,1992.
45. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1978.
46. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка. - Киев: Здоровье, 1979.
47. Хрестоматия по патопсихологии /Сост. Б.В Зейгарник и соавт. М.: Изд - во МГУ, 1981.
48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: «Питер», 1999.
49. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Международная педагогическая академия,1995.
50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Психология личности. Тексты. М., 1982.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета. Инструкция: Предлагаем ответить на вопросы, отметив наиболее подходящие Вам ответы.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Ваш возраст. |
|
2. |
Пол: |
|
А |
Жен |
|
Б |
Муж |
|
3. |
Курс: |
|
А |
1 |
|
Б |
2 |
|
В |
3 |
|
Г |
4 |
|
Д |
5 |
|
Е |
Прочее (указать) |
|
4. |
Форма обучения: |
|
А |
Очная |
|
Б |
Заочная |
|
В |
Вечернее |
|
5. |
Факультет: |
|
А |
Технический |
|
Б |
Гуманитарный |
|
6. |
Проживаете в: |
|
А |
Общежитие |
|
Б |
Частная квартира |
|
7. |
Семейное положение (женат, замужем). |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
8. |
Наличие детей: |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
9. |
Удовлетворены ли Вы своим питание, трудом (учебой), отдыхом. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
10. |
Совмещаете ли Вы работу с учебой. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
11. |
У Вас есть конфликты с окружающими и влияют ли их последствия на общее самочувствие. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
12. |
Считаете ли Вы большой учебную нагрузку. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
13. |
Имеются ли у Вас вредные привычки: |
|
|
Употребление алкоголя. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
|
Табакокурение |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
14. |
Были ли у Вас в недавнем прошлом неблагоприятные события такие как: беременность, роды, свадьба, смерть близких, перемена места жительства, смена работы, финансовые трудности. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
В |
Прочие (укажите) |
|
15. |
Были ли у Ваших родственников психические заболевания. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
16. |
Укажите перенесенные Вами заболевания. |
|
А |
Травмы |
|
Б |
Операции |
|
В |
Черепно-мозговые травмы |
|
Г |
Инфекционные заболевания |
|
Д |
Прочее (укажите) |
|
17. |
Имеются ли у Вас нарушения сна. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
18. |
Оцените Ваше здоровье, настроение, самочувствие. |
|
А |
Неудовлетворительно |
|
Б |
Удовлетворительно |
|
В |
Хорошее |
|
19. |
Нуждаетесь ли Вы в консультации психолога, психотерапевта. |
|
А |
Да |
|
Б |
Нет |
|
* Примечание:
1. Пол респондента: 0 – женский, 1 – мужской.
2. Курс обучения.
3. Форма обучения: 0 – очная, 1 – прочее.
4. Семейное положение (женат/замужем): 0- нет, 1 – да.
5. Удовлетворенность питанием, работой (учебой), отдыхом.
6. Совмещение учебы и работы: 0 – нет, 1 – да.
7. Наличие конфликтов с окружающими: 0 – нет, 1 – да.
8. Большая учебная нагрузка: 0 – нет, 1 – да.
9. Злоупотребление алкоголя или табакокурение: 0 – нет, 1 – да.
10. Неблагоприятные события в недавнем прошлом (психотравмы): 0 – нет, 1 – да.
11. Заболевания: 0 – нет, 1 – да.
12. Проблемы со сном: 0 – нет, 1 – да.
13. Оценка здоровья: 0 – хорошее, 1 – удовлетворительное, 2 – неудовлетворительное.
14. Консультация психолога, психотерапевта: 0 – нет, 1 – да.
15. Уровень алекситимии.
16. Вероятность возникновения невроза.
17. Уровень социальной фрустрации.
18. Наличие гипертимной акцентуации характера: 0 – нет, 1 – да.
19. Циклоидный тип 0 – нет, 1 – да.
20. Лабильный тип: 0 – нет, 1 – да.
21. Астеноневротичный: 0 – нет, 1 – да.
22. Сенситивный тип: 0 – нет, 1 – да.
23. Психоастеничный тип: 0 – нет, 1 – да.
24. Шизоидный тип: 0 – нет, 1 – да.
25. Эпилептоидный тип: 0 – нет, 1 – да.
26. Истероидный тип: 0 – нет, 1 – да.
27. Неустойчивый тип: 0 – нет, 1 – да.
28. Конформный тип: 0 – нет, 1 – да.
29.Акцентуации характера: 0 – прочее, 1 – смешанный тип.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8