Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств

-                     неблагоприятные жилищно-бытовые условия;

-                     совмещение работы и учебы;

-                     конфликты с окружающими;

-                     наличие нарушений сна;

Для 2 группы (здоровая группа) характерно:

-                     мужской пол;

-                     учебная нагрузка;

-употребление ПАВ;

-психотравмы;

Для 3 группы (психосоматические расстройства) характерно:

-                     обучение на младших курсах;

-                     употребление ПАВ;

-                     соматическое неблагополучие;

Обобщая вышеприведенные данные можно говорить о том, что невротические расстройства встречаются среди студентов технического вуза. В их происхождении играют роль различные бытовые, социальные, личностные, биологические, информационные факторы. Особо можно выделить половой фактор. Женщины более подвержены алекситимии, чем мужчины. С переходом студентов на старшие курсы возрастает частота невротических расстройств. У младших курсов чаще встречаются психосоматические расстройства. Это можно объяснить особенностями учебного процесса, большое количество стрессовых ситуаций, адаптация к высшей школе, темпу самой жизни в мегаполисе.

П.А. Просецкий определил адаптацию студентов на младших курсах обучения в техническом вузе как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умение организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [33, с. 124].

Анализ литературы и практического опыта работы в вузе позволяет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса технического вуза. Суть такого социального статуса можно считать овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности.

К отличительным чертам статуса можно отнести:

-                     осознание нового качества в своей социальной позиции, повышение чувства собственного достоинства;

-                     стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;

-                     стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;

-                     интерес и старательность в выполнении учебной и иной другой работы в стенах вуза;

-                     многообразие учебных и вне учебных интересов.

Немаловажное значение в возникновении неврозов играет учебный фактор, а также совмещение работы с учебой (48%). Такое явление чаще встречается на старших курсах (3,6% исследуемых имеют семью). С работающими студентами было проведено дополнительное исследование, целью которого было определить причину, заставившую эту категорию студентов брать на себя дополнительную нагрузку (работа). В сфере выбранной специальности работают 5% студентов, остальные в различных сферах (сервисное обслуживание, питейные заведения, связь). Из причин, заставивших студентов работать можно выделить следующие:

1.                 Стремление улучшить материльное положение.

2.                 Наличие свободного времени.

3.                 Предложение интересной работы (и подобное).

4.                 Желание получить практический опыт.

По методике ПДО акцентуации характера были обнаружены у 78,% испытуемых. Среди мужчин акцентуации встречались у 90%, среди женщин – 70%. Этот же показатель с учетом курса обучения: младшие курсы – 72,2%, старшие – 85,3%.

 

Таблица 3. Распределение типов акцентуаций характера среди студентов вуза, %

Тип акцентуации

Среди всех обследуемых (70)

Гипертимный

13

Циклоидный

5,7

Лабильный

10

Астеноневротичный

4,2

Сенситивный

11,2

Психоастеничный

8,5

Шизоидный

13

Эпилептоидный

13

Истероидный

13

Неустойчивый

5,7

Конформный

2,7

Всего

100,0


Данные табл. 3 свидетельствуют, что наиболее частыми типами акцентуаций является гипертимный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный - (13%). Далее в порядке убывания сенситивный (11,2%), лабильный (10%), психоастеничный (8,5%), циклоидный (5,7%), неустойчивый (5,7%), астеноневротичный (4,2)%, конформный (2,7%).

Анализ характерологических типов с учетом пола показал весомые различия в их распределении. Наиболее частый тип акцентуаций характера среди мужчин является эпилептоидный (23,5%), далее в порядке убывания встречаются гипертимный (20%), шизоидный (13,5), лабильный (10%). С одинаковой частотой встречаются типы: циклоидный, сенситивный, психоастеничный, истероидный – (6,6%). Реже встречается неустойчивый (3,3%), конформный (3,3%). Астеноневротический тип отсутствует (рис.3).


Рис.3 Распределение акцентуаций характера среди мужчин


Здесь и далее:

Г – гипертимный тип акцентуации характера;

Ц – циклоидный;

Л – лабильный;

А – астеноневротичный;

С – сенситивный;

П - психоастеничный

Ш – шизоидный;

Э – эпилептоидный;

И – истероидный;

Н – неустойчивый;

К – конформный;

Среди женщин самый частый тип акцентуаций – истероидный (17,5%). Далее в порядке убывания идет сенситивный тип (15%), шизоидный (12,5%), психоастеничный, лабильный - (10%), астеноневротичный, неустоичивый, гипертимный – (7,5%). Реже встречаются: эпилептоидный (5%), циклоидный (5%), конформный (2,5%) типы. Третьим по частоте втречаются, как у женщин, так и у мужчин, является шизоидный тип (он почти в равной мере был представлен в двух сравниваемых по полу группах), (рис. 4).


Рис.4 Распределение акцентуаций характера среди женщин


Таким образом, шизоидный тип в равной мере был представлен в двух сравниваемых по полу группах, редко встречается как у мужчин, так и у женщин конформный тип акцентуаций.

 

Таблица 4. Распределение смешанных и неопределенных типов акцентуаций характера, %

Группа

Неопределенный тип

Один тип

Смешанный тип

М

10

43,3

46,6

Ж

30

15

55

Младшие курсы

27,8

27,8

44,4

Старшие курсы

14,7

26,5

58,8

Как видно из табл. 4 неопределенный тип чаще встречается среди женщин (30% против 10% у мужчин) Смешанные типы также характерны женщинам (55% против 46,6% у мужчин) Анализ с учетом возраста испытуемых показал: неопределеный тип преобладает на младших курсах (27,8% против 14,4% на старших). Смешанные типы преобладают на старших курсах (58,8% против 44,4% на младших).


Таблица 5. Средние показатели количества сочетаний типов акцентуаций характера

Группа

Среднее значение

М

1,1

Ж

1,8

Младшие курсы

1,5

Старшие курсы

1,4


Из табл. 5 видно, что среди женщин встречается 1,8 типа акцентуации (1,1 у мужчин. Этот же показатель больше среди младших курсов (1,5 против 1,4 у старших).

 

Таблица 6. Средние показатели по шкалам ПДО (в баллах)

Шкалы

Минимальное диагностическое число баллов

М

Ж

Гипертимность

7

7,4

6,5

Циклоидность

6

7,6

6,4

Лабильность

6

7,8

5,1

Астеноневротич-ность

5

4,8

5,7

Сенситивность

6

4,3

6

Психоастеничность

6

4,6

4,8

Шизоидность

6

5,8

3,6

Эпилептоидность

6

7,7

6,7

Истероидность

6

5,4

7,1

Неустойчивость

6

3,3

5

Конформность

6

4

3,6


При сопоставлении средних показателей по шкалам ПДО выяснилось, что наибольшее число баллов мужчины набрали по шкале лабильности (7,8 балла против 5,1 у женщин). У женщин наибольшее количество баллов было по шкале истероидности (7,1 балла против 5,4 у мужчин). Следующими по числу набранных баллов у мужчин были шкалы эпилептоидности (7,7 балла против 6,7 у женщин), циклоидности (7,6 балла против 6,4 у женщин), гипертимности (7,4 балла против 6,5 у женщин), шизоидности (5,8 балла против 3,6 у женщин); у женщин – астеноневротичности (5,7 балла против 4,8 у мужчин), сенситивности (6 баллов против 4,8 у мужчин), психоастеничности (4,8 балла против 4,6 у мужчин), неустойчивости (5 баллов против 3,3 у мужчин).

Следующим важным аспектом исследования являлся вопрос о происхождении акцентуаций характера у студентов. Для этого сопоставим данные, полученные с помощью ПДО и анкетные данные.

Среди обследованных с акцентуациями характера нами были выявлены следующие показатели. Большинство обучались на старших курсах (64%), проживают в общежитии и указывают на неблагоприятные жилищные условия (58%). Другие факторы, такие как: перенесенные заболевания (3,3%), наследственный фактор (2,1%), совмещение работы и учебы (5,5 %), наличие учебных нагрузок (10%), конфликты с окружающими, неблагоприятные события в прошлом (12%), не играли значительной роли.

Подводя итог, можно говорить о следующий закономерностях.

Распределение характерологических типов акцентуаций характера среди студентов определяется комплексом факторов (полового, возрастного, биологического).


Таблица 7. Вероятность возникновения невроза среди студентов, %

Группа

Вероятность возникновения невроза

Очень высокая (от 40 до 32 баллов)

Высокая (32-24 б)

Средний показатель (24-16 б)

Низкая вероятность (16-8 б)

Очень низкая вероятность (1-8 б)

М

-

-

21,4

35,7

42,8

Ж

-

5,2

31,5

36,8

26,3

Всего

-

3

27,2

36,6

33,2


Как мы видим из табл. 7, испытуемые имеют преимущественно низкие оценки, что говорит о низкой вероятности возникновения невроза среди данного контингента исследованных. Лишь 3% исследованных набрали более 24 балла и, следовательно, они имеют высокую вероятность возникновения невроза. Большая часть испытуемых имеют среднюю, низкую и очень низкую вероятность возникновения невроза (27,2%, 36,6%, 33,2%, соответственно), что говорит о благоприятном прогнозе в отношении возникновения невротических расстройств среди исследуемого контингента.

Сравним результаты тестирования, учитывая половой фактор. Высокая вероятность возникновения невроза отсутствует у мужчин и встречается у 5,2% женщин. Мужчины в большинстве имеют очень низкую вероятность возникновения неврозов (42,8%), у женщин этот показатель равен 26,3%.

Таким образом, можно судить, что женщины больше предрасположены к невротическим расстройствам.


Таблица 8. Вероятность возникновения невроза среди студентов по курсам обучения


Вероятность возникновения невроза, %

Очень высокая (от 40 до 32 баллов)

Высокая (32-24 б)

Средний показатель (24-16 б)

Низкая вероятность (16-8 б)

Очень низкая вероятность (1-8 б)

1 курс

-

20

20

20

40

2 курс

-

-

14,2

57,1

28,5

3 курс

-

-

40

20

40

4 курс

-

-

33,3

50

16,6

5 курс

-

-

40

20

40


Обобщенный анализ вероятности возникновения невроза в зависимости от курса обучения (табл. 8) показал, что достоверно чаще высокие оценки (высокая вероятность возникновения невроза, более 24 баллов) встречались среди студентов 1 курса, тогда как оценки выше 24 баллов среди студентов остальных курсов мы не встретили. На 2 курсе 57,1% имеют низкую вероятность возникновения невроза. На 3 курсе 20% имеют низкие показатели, 40% средний показатель и 40% очень низкая вероятность возникновения невроза. На 4 курсе преобладает низкий показатель (50%), среди студентов 5 курса 40% имеют средний показатель, 40% - очень низкий. Таким образом, возраст (курс обучения) может влиять на возникновение невротических расстройств среди студентов технического вуза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты