Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств

Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях к групповой психотерапии больных неврозами, хотя и существуют определенные требования к подбору и комплектованию группы (например, не рекомендуется включение в одну группу более 2—6 больных с истерической или ананкастической акцентуацией характера, тяжелой обсессивной симптоматикой и т. д.; из больных моложе 18 и старше 50 лет более целесообразно создавать гомогенные по возрасту группы) [32, с. 41-45].

Частота групповых занятий может быть различной - от одного раза в неделю до ежедневных определяются возможностями и направленностью учреждения; оптимальная длительность занятия 1-1,5 ч.

В то время как личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (среди множества других психотерапевтических методов) в наиболее полном виде реализует этиопатогенетический подход к пониманию и устранению причин и механизмов развития неврозов, другие методы, используемые при неврозах, основаны на психотерапевтических воздействиях, относимых к симптоматическим, т. е. направленным в большей мере на смягчение или ликвидацию невротической симптоматики (гипноз, аутогенная тренировка, поведенческие методы и др.).

С помощью гипносуггестии можно воздействовать практически на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и других невротических синдромов (нейровегетативные и нейросоматические, двигательные и чувствительные расстройства и т. д.).

При неврозах могут быть использованы различные методы гипносуггестивной терапии: разработанный Н.В.Ивановым (1959) метод мотивированных внушений, имеющий не только симптоматическую, но и в известной мере патогенетическую направленность; методика удлиненной гипнотерапии В.Е.Рожнова (1985); вариант разработанной В.Е.Рожновым эмоционально-стрессовой психотерапии [19, с. 371-374].

Различные аспекты амбулаторной и стационарной эмоционально-стрессовой психотерапии представлены в работах В.Е.Рожнова (1982) и его сотрудников - М.Е.Бурно (1982), А.С.Слуцкого (1982) и др.

Можно согласиться с А.М.Свядощем (1982) в том, что внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов и не имеет противопоказаний. Реализуется оно преимущественно у людей с хорошей внушаемостью и, конечно, в значительной мере зависит от степени авторитетности врача.

Метод аутогенной тренировки наиболее показан при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы - при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания; состояния тревоги и страха, нерезко выраженные фобии, в особенности при сочетаниях аутогенной тренировки с условнорефлекторными методами; сексуальные нарушения и т. д.). В меньшей степени применение этого метода показано у больных с выраженными астеническими, ипохондрическими расстройствами и истерическим неврозом. Отмечены хорошие терапевтические результаты применения аутогенной тренировки в амбулаторной практике для стабилизации ремиссий и предупреждения неврозов.

В последние годы при лечении больных неврозами получает распространение методика биологической обратной связи. Применение установки биологической обратной связи для достижения глубокой телесной и психической релаксации позволяет сократить время овладения упражнениями аутогенной тренировки и существенно повысить ее эффективность. Вместе с тем результаты лечения этим методом больных неврозами достаточно противоречивы. Указывается на необходимость учета при использовании методики биообратной связи таких психологических факторов, как повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.

Поведенческие методы, включенные в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, оказываются весьма эффективными при лечении, прежде всего обсессивно-фобических расстройств, в особенности изолированных невротических монофобий. Методы угашения страха в патогенной ситуации с помощью специально разработанной системы функциональных тренировок оказываются эффективными в комплексе лечебно-восстановительных воздействий у больных неврозом навязчивых состояний даже при затяжном неблагоприятном его течении [32, с. 624-626].

Рациональная психотерапия широко используется при лечении неврозов самостоятельно либо в сочетании с другими методами, а также с целью подготовки, например, к групповой психотерапии. Метод адресуется к логическому мышлению пациента, в качестве лечебных факторов используются авторитет врача, убеждение, переубеждение, разъяснение, одобрение, отвлечение и др. Стремятся изменить неадекватное отношение больного к своему заболеванию, разъяснить ему сущность невроза [36, с.87].

С учетом роли семейных конфликтов в этиопатогенезе и течении неврозов в качестве одной из специфических форм психотерапии в их комплексном лечении применяется семейная психотерапия (Т.М.Мищина, 1983; Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, 1990, и др.). Она представляет собой процесс группового воздействия, направленный на изменение межличностных отношений и имеющий своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье или их компенсацию. В процессе психотерапии каждый конфликт анализируется с учетом истории семьи, ее прошлого опыта, психологических особенностей ее членов и пр. [482, с. 59].

Выше были указаны основные методы психотерапии, применяемые при неврозах. Разумеется, в лечении этой группы заболеваний могут с успехом использоваться и другие известные методы психотерапии: метод катарсиса (А. Атанасов, 1979), библиотерапия (А.М.Миллер, 1972), арттерапия (Т.Т. Сабинина-Коробочкина и др., 1982) и многие другие. При психотерапии неврозов (как психогенных заболеваний) наряду с решением общих задач необходимо учитывать своеобразие их клинических проявлений, требующих индивидуализации лечения, предпочтительного использования при различных невротических формах и синдромах тех или иных методов психотерапии [36, с. 55].

Психотерапия при акцентуациях характера и психопатиях

Роль психотерапии в этих случаях определяется значением в динамике состояния больного психогенных факторов. Чем больше удельный вес последних в декомпенсации пациента по сравнению с биологической недостаточностью, тем большего успеха можно ожидать от психотерапии (В.А.Гурьева, В.Я. Гиндикин, 1980; А.Е.Личко, 1985).

До последнего времени существует точка зрения об ограниченной эффективности психотерапии при психопатиях. Однако, как отмечает А.Е.Личко (1979), она может быть, несомненно, полезной при психопатиях как сама по себе, так и в качестве метода, подготавливающего почву для педагогических воздействий. Психотерапевтический подход, начиная с установления первых же контактов с пациентом, должен ориентироваться на тип психопатии. Так, при преобладании гипертимных проявлений пациент «идет» на контакт, если чувствует доброжелательное отношение к себе, интерес к своим проблемам; при аффективной неустойчивости эффективнее директивный стиль психотерапии и т. д.

В последнее время при психопатиях все чаще применяется групповая психотерапия. Говоря о задачах групповой психотерапии при психопатиях, многие авторы подчеркивают, что она позволяет пациентам лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить индивидуально-непереносимые ситуации, способствующие декомпенсации, продемонстрировать реакции группы на их поведение; конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные проблемы, позволит сделать первых более восприимчивыми к лечению и добиться большей их социализации, нивелировки характерологических девиаций [45, с. 77].

По мнению J.Lion и соавторы (1977), главное, что позволяет добиться групповая психотерапия, — это научить способности предусматривать следствия своего поведения и корректировать его в конкретных условиях.

Рекомендуется проводить лечение пациентов с психопатиями в малых группах (лучше всего, включая их в группы больных неврозами и другими пограничными состояниями). Используются дискуссионные формы и иные техники.

Психотерапия в настоящее время используется также в работе с делинквентными подростками. В формировании делинквентного поведения подростков существенное значение имеют психотерапии и акцентуации характера (А.Е.Личко, 1985). Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицким (1982) представлен опыт работы с делинквентными подростками с гипертимными, эпилептоидными, истероидными и неустойчивыми типами акцентуаций характера и психопатий. В качестве основных психотерапевтических принципов авторы отмечают необходимость реализации и активизации позитивных противодействие негативным качествам с переключением активности, привычек, свойств подростка на иные социально приемлемые цели. На основе своего опыта авторы дают рекомендации к использованию различных форм и техник, адекватных для различных акцентуаций («психотерапия увлечениями» — при гипертимном типе отклонения характера, недирективная психотерапия — у эпилептоидных, рациональная психотерапия, библиотерапия, методика разыгрывания ролевых ситуаций — у неустойчивых и т. п.).

Исследования С.А.Кулакова (1988, 1989) также посвящены перспективам использования групповой психотерапии у подростков с пограничными психическими расстройствами, прежде всего с ситуационно-обусловленными нарушениями поведения на фоне акцентуации характера. На основании собственных исследований и данных зарубежных авторов рассматриваются цели, задачи, показания к групповой психотерапии, подбор пациентов в группы и их типы, групповой процесс и динамика, формы проведения занятий, механизмы лечебного действия групповой психотерапии у данного контингента пациентов. Групповая психотерапия была направлена на повышение самооценки, тренировку механизмов купирования патогенных воздействий, приходящихся на область наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера, увеличение чувства ответственности за свое поведение, поиск путей для семейной реадаптации, расширение временной перспективы, разрушение неадекватных механизмов психологической защиты [19, с. 57].

Большой интерес представляет опыт использования при психопатиях «клинической психотерапии творчеством» (М.Е.Бурно, 1989). Терапия творческим самовыражением, глубоко индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической личности, ее структуры, клинического состояния, включает в себя создание творческих произведений (занятия живописью, скульптурой, художественной фотографией), общение с природой и др. М.Е.Бурно указывает на три лечебных фактора при психотерапии указанным методом: 1) возвращение собственной индивидуальности; 2) катарсис; 3) возникновение контактов, общения с другими людьми благодаря предметам своего творчества. Психотерапия осуществляется в индивидуальной, чаще в групповой формах. По данным автора, особенно показана она пациентам с психастенической, истерической и некоторыми другими видами Психопатий и акцентуаций характера.

Важное значение при психопатиях приобретает семейная психотерапия (А.Е.Личко, 1979; Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, 1990, и др.). Э.Г.Эйдемиллер выделяет две фазы психотерапевтического процесса: регистрирующую (получение сведений о больном и его семье, для чего используются как клинический метод, так и специальные психологические исследования) и реконструктивную. Психотерапевтическая работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий [48, с. 89].

Как видно из изложенного выше, методы индивидуальной и групповой психотерапии достаточно перспективны при акцентуациях характера и психопатиях. Вопросы их дифференцированного применения в зависимости от характера нарушений, выбор оптимальных сочетаний психотерапевтических приемов и другие вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ

Материалы и методы исследования

Всего в исследование было включено 70 студентов Московского энергетического института. Мужчин, принявших участие в исследовании было 30 человек (42,8%), женщин – 40 человек (57,1%). Средний возраст обследованных 20 лет.

На 1 курсе обучалось 12 человек (17,2%), на 2 курсе – 14 (20%), на 3 курсе – 15 (21,4%), на 4 курсе – 12 (17,1%), на 5 курсе – 17 (24,3%).

По форме обучения обследованные распределились следующим образом: очное обучение 54 человека (77,2%), заочное обучение 8 (11,4%), очно-заочное (вечернее) обучение – 8 (11,4%). Большая часть студентов (90%), проживает в общежитиях студенческого городка, 42 человека (60% студентов) совмещают работу с учебой, 18 (42,8%) из них женщины, 24 (57,1%) – мужчины).

Исследование построено на комплексном подходе, предполагающем сочетание беседы, наблюдения, анкетирования и экспериментально-психологических методик:

1. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) [6, с. 304-307].

2. Патохарактерологический диагностический опросник Н.Я.Иванова, А.Е.Личко [30, с. 28-44, 84-90].

3. Экспресс-диагностика невроза Хека-Хесса [34c. 169-171].

4. Диагностика состояния фрустрированности Л.И. Вассермана-Бойко [6, с. 307-309].

В работе была использована анкета, составленная специально для проводимого исследования. Анкетирование проводилось до использования основных методик и состояла из 19 вопросов. Вопросы группировались в следующие блоки: установочные характеристики (пол, возраст и др.), особенности обучения, социально-бытовые условия, взаимоотношение с окружающими, особенности труда и отдыха, соматическое здоровье и данные о перенесенных заболеваниях, наследственная отягощенность. Анкетирование использовалось для выявления ряда дополнительных факторов, предположительно влияющих на возникновение пограничных психических расстройств.

В качестве методов математико-статистических обработки использовались корреляционный анализ и описательная статистика.

 

Таблица 1. Показатели, определяемые с помощью опросника ТАШ, %

Группа

Алекситимический тип личности (74 балла и выше)

Неалекситимический тип личности (62 балла и ниже)

Риск возникновения психосоматических расстройств (от 63 до 73 балла)

Мужчины

7,1

71,4

21,4

Женщины

15,7

52,6

31,5

Всего (n=70)

12,2

60,6

27,2


Далее м – мужчины, ж – женщины.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что среди испытуемых 60,6% выявили неалекситимический тип личности (59,3 ±1,3 балла, группа здоровых людей). Алекситимческий тип (гр. больных неврозами 70,1±1,3 баллов) имеют 12,2% исследованных. Риск возникновения психологических расстройств (72,09±0,82 баллов) имеется у 27,2% обследованных.

Анализ с учетом пола показал, что алекситимический тип чаще встречается у женщин, чем мужчин (15,7% и 7,1% соответственно). Неалекситимический тип преобладает у мужчин (71,4% и 52,6% у женщин). Риск возникновения психосоматических расстройств характерен женщинам (31,5% и 21,4% у мужчин).


Таблица 2 Распределение показателей уровня алекситимии у студентов по курсам обучения,%

Курс обучения.

Алекситимический тип личности

Неалекситимический тип личности

Риск возникновения психосоматических расстройств

1 курс (средний возраст 18 лет

18,2

45,5

36,3

2 курс (средний возраст 20 лет).

5,5

77,8

16,7

3 курс (21 год)

14,3

57,1

28,6

4 курс (22 года)

38,5

46,1

15,4

5 курс (23 года).

52,4

19,3

28,3


Сведения о частоте алекситимии с учетом возраста содержатся в табл. 2.

Алекситимический тип личности чаще встречается среди студентов старших курсов. Риску возникновения психосоматических расстройств подвержены студенты младших курсов, (рис.1, рис.2).


Рис.1 Распределение показателей по шкале ТАШ среди младших курсов


Рис. 2 Распределение показателей по шкале ТАШ среди студентов старших курсов


Показатели данной методики мы сравнили с данными анкеты и получили следующие результаты. Алекситимический тип характерен: для женщин, для лиц, обучающихся на старших курсах. Эта группа чаще указывает на неудовлетворенность своим питанием, совмещают работу с учебой, при этом учебную нагрузку большинство не считают высокой. Большинство имели в прошлом неблагоприятные события (беременность, роды, свадьба, смерть близких, перемена места жительства, смена работы, финансовые трудности, а также имеют проблемы со сном). Среди обследованных с алекситимическим типом 75% указали на необходимость консультатции с психологом. Эта группа указывала на отсутствие заболеваний (травмы, операции, инфекционные заболевания) и оценивали свое здоровье как удовлетворительное и хорошее.

Таким образом, можно предположить, что возникновению алекситимии у обследованных способствовало главным образом совмещение работы и учебы, конфликты с окружающими и, как следствие вышесказанного, нарушения сна. Возникновению алекситимии более подвержены женщины, лица, обучающиеся на старших курсах.

Следующая группа испытуемых – неалекситимический тип (здоровый группа). Неалекситимический тип встречается чаще у мужчин. Употребление алкоголя, табакокурение встречается среди этой группы у 43%, 55% указывают на большую учебную нагрузку. Также как и представители 1 группы лица с неалекситимическим типом указывают на неудовлетворенность питанием, условиями проживания, и на сильные душевные волнения в прошлом.

В третью группу (психосоматические расстройства) вошли 27,2% обследованных. Данный тип чаще имеют студенты, обучающиеся на младших курсах 66,7%. Риск возникновения психосоматических расстройств встречается у 21,4% женщин и 31,5% мужчин. Сопоставление с данными анкеты показало следующие результаты: высокий процент с этим типом злоупотребляют ПАВ. Студенты этой группы чаще оценивали свое здоровье как неудовлетворительное.

Таким образом, для 1 группы (алекситимический тип) характерно:

-                     женский пол;

-                     старший курс обучения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты